Оцените речевое развитие своего ребенка, используя для ответов значки «+» и «–».
В 2 - 3 года:
1. Знает некоторые имена людей и названия предметов.
2. Использует предложения из 2-3 слов.
В 3 - 4 года:
1. Пересказывает истории, которые ему читают вслух.
2. Речь малыша понятна окружающим.
В 4 года - 5 лет:
1. С первого раза произносит сложное слово.
2. Грамотно строит предложения.
3. Может интересно рассказывать о своих впечатлениях.
4. Использует в речи сравнения и обобщения.
В 5 - 6 лет:
1. Правильно произносит все звуки.
2. Не путает звуки: р-л, с-ш, з-ж, ч-ть, сь-щ.
3. Учится читать, складывает буквы в слоги.
4. Правильно держит карандаш.
Анкета речевого развития ребенка
Оцените речевое развитие своего ребенка, используя для ответов значки «+» и «–».
В 2 3 года:
1. Знает некоторые имена людей и названия предметов.
2. Использует предложения из 23 слов.
В 3 4 года:
1. Пересказывает истории, которые ему читают вслух.
2. Речь малыша понятна окружающим.
В 4 года 5 лет:
1. С первого раза произносит сложное слово.
2. Грамотно строит предложения.
3. Может интересно рассказывать о своих впечатлениях.
4. Использует в речи сравнения и обобщения.
В 5 6 лет:
1. Правильно произносит все звуки.
2. Не путает звуки: рл, сш, зж, чть, сьщ.
3. Учится читать, складывает буквы в слоги.
4. Правильно держит карандаш.
Если вы дали хотя бы один отрицательный ответ – не спешите расстраиваться.
Приводите малыша к логопеду. Он выявит причину несоответствия речевого развития
возрастной норме и составит индивидуальную программу игровых занятий для
коррекции звукопроизношения.
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что
состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной
норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и
правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.
Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители,
желающие слышать чистую речь детей.
ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда
в детской поликлинике;
критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в
случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя
убеждением, что все само собой образуется;
обязательно проконсультируйте ребенка у лорврача по поводу наличия аденоидов,
т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта. Если ребенку
показанааденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих
проблем;
большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения
фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию
или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как
развивать фонематический слух;
посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние
задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над
поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка
логопеду с целью проверки надежности результатов;
в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в
логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из
года в год, слушая советы не компетентных людей.
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть
самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к
школе.
Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и
ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте
интерес к учебе.
У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
1.
правильно произносить все звуки языка;
выделять первый и последний звук в слове;
разделять слово на слоги;
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
придумывать слова на заданный звук;
сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
повторять слоговую цепочку типа ТАДАТА;
определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие»
слова — предлоги.
Важно выяснить:
1.
насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно
рассказать о том, что увидел, услышал;
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию,
имя, отчество, возраст;
что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели,
времена года;
сформированы ли у него словаобобщения; ориентируется ли во
времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по
ним рассказ.
Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок
рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными
конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки.Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он
ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.