Аннотация к рабочей программе по литературному чтению 1 класс.
1. Место учебного предмета в структуре начальной образовательной программы школы.
Учебный предмет литературное чтение включен в образовательную область «Русский язык и литературное чтение» учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по литературному чтению.
Рабочая программа составлена на основе:
- авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина Азбука в 2-х частях;
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина литературное чтение в 2-х частях.
2. Цель изучения учебного предмета.
Перед литературным чтением как предметной областью ставятся следующие цели:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опята младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
3. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Добукварный период 14 ч
• Раздел 2. Букварный период 60 ч
• Раздел 3. Послебукварный период 18 ч
• Раздел 4. Жили – были буквы 8 ч
• Раздел 5. Сказки, загадки, небылицы 7 ч
• Раздел 6. Апрель, апрель. Звенит капель… 5 ч
• Раздел 7. И в шутку, и в серьез 7 ч
• Раздел 8. Я и мои друзья 7 ч
• Раздел 9. О братьях наших меньших 6 ч
4. Основные образовательные технологии.
Используемые инновационные методы обучения: ИКТ – технологии, проблемно – диалогическое обучение, игровые технологии, проектная деятельность.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
В результате изучения курса в основной школе выпускник научится:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
· воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
· осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
· читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
· читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
· различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
· отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
· называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
· различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
· анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
· читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
· ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
· просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
· осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
· распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
· пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
· пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
· восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
· составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
· сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
· различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
· отличать прозаический текст от поэтического;
· находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
· называть героев произведения, давать характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
· находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.); использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
6. Общая трудоемкость учебного предмета.
На ступени начального общего образования для обязательного изучения литературного чтения отводится 540 ч, в том числе в 1 классе 132 учебных часа в год, или 4 ч в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.
7. Формы контроля.
Устный опрос, письменный опрос: контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа, проверочная работа, итоговые комплексные работы; презентация проекта
Составитель Новосельцева О.Е., учитель начальных классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.