Аннотация к рабочей программе по русскому языку 1 класс.
1. Место учебного предмета в структуре начальной образовательной программы школы.
Учебный предмет русский язык включен в образовательную область «Русский язык и литературное чтение» учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе современных требований, предъявляемых к образованию, на базе Федерального государственного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы по русскому языку.
Рабочая программа составлена на основе:
- примерной ООН НОО, авторской программы для общеобразовательных учреждений В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»). А также планируемых результатов начального общего образования в соответствии с учебным планом школы
Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники и прописи:
УМК «Школа России»
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. 1 класс. В 4 частях
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс
2. Цель изучения учебного предмета.
Перед русским языком как предметной областью ставятся следующие цели:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
3. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Добукварный период. 17 ч
Раздел 2. Букварный период. 76 ч
Раздел 3. Послебукварный период. 22 ч
Раздел 4. Русский язык. Наша речь. 2 ч
Раздел 5. Текст, предложение, диалог. 3 ч
Раздел 6. Слова, Слова, Слова. 4 ч
Раздел 7. Слово и слог. Ударение. 6 ч
Раздел 8. Звуки и буквы. 32 ч
Раздел 9. Повторение. 3 ч
4. Основные образовательные технологии.
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно - иллюстративное обучение, элементы технологии программируемого обучения, проблемно – диалогическое обучение, игровые технологии, проектная деятельность.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
Развитие речи
Обучающийся научится:
-Первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
-Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-Пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
-Составлять текст из набора предложений;
-Выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Различать устную и письменную речь;
-Различать диалогическую речь;
-Отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-Анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
-Определять тему и главную мысль текста;
-Соотносить заголовок и содержание текста;
-Составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
-Составлять текст по его началу и по его концу;
-Составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.
Обучающийся научится:
-Различать звуки речи;
-Понимать различие между звуками и буквами;
-Устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
-Различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
-Определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
-Различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
-Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
-Различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
-Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
-Различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
-Обозначать ударение в слове;
-Правильно называть буквы в алфавитном порядке;
-Различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
-Различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
-Определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Наблюдать над образованием звуков речи;
-Определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
-Обозначать на письме звук [й’];
-Располагать заданные слова в алфавитном порядке;
-Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
-Находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
-Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
-Различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
-Различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
-Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
-Классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
-Определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
-Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Осознавать слово как единство звучания и значения;
-Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
-На практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
-Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
-На практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
-Различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
-Соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-Соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-Соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-Различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
-Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
-Выделять предложения из речи;
-Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
-Определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
-Соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
-Составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
-Составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
-Писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
-Устанавливать связь слов в предложении;
-Сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация.
Обучающийся научится:
-Применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
-Безошибочно списывать текст с доски и учебника;
-Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
-Писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
-Писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
-Применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
-Пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
6. Общая трудоемкость учебного предмета.
На ступени основного начального образования для обязательного изучения русского языка отводится 675 ч, в том числе в 1 классе 165 учебных часа в год, или 5 ч в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.
7. Формы контроля.
Устный опрос, словарный диктант, контрольный диктант, контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа, проверочная работа, итоговые комплексные работы, презентация проекта.
Аттестация в 1 классе проходит на основании результатов обучения в 1 классе без
выставления оценок (диагностические работы).
Составитель: Новосельцева О.Е., учитель начальных классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.