Аннотация ОГСЭ.05 Русский языки культура речи

  • Образовательные программы
  • doc
  • 25.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Область применения рабочей программы: реализация среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППССЗ) по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи изучается в общем гуманитарном и социально-экономическом цикле и является учебным предметом по выбору, формируемым из обязательной предметной области «Русский язык и культура речи » ФГОС среднего общего образования для специальности 08.02.01 технического профиля профессионального образования.
Иконка файла материала ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи 2.doc
АННОТАЦИЯ    1. ПАСПОРТ      РАБОЧЕЙ        ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ  ОГСЭ. 05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ    1.1. Область   применения  рабочей  программы:  реализация   среднего общего   образования   в   пределах   освоения   программы   подготовки квалифицированных   рабочих,   служащих   (далее   –   ППССЗ)     по специальности   08.02.01   Строительство   и   эксплуатация   зданий   и сооружений.      1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане  ППССЗ: дисциплина ОГСЭ.   05   Русский   язык   и   культура   речи       изучается   в   общем гуманитарном   и   социально­экономическом   цикле   и   является   учебным предметом    по   выбору,  формируемым   из   обязательной   предметной области  «Русский   язык   и   культура   речи   »    ФГОС   среднего   общего образования   для   специальности   08.02.01   технического   профиля профессионального  образования. 1.3.  Цели и задачи  учебной дисциплины – требования к результатам освоения  учебной  дисциплины:  дисциплина   изучается   как   базовый учебный   предмет   при   освоении   специальности   08.02.01   с   учётом технического  профиля получаемого профессионального образования.                          Изучение  дисциплины   направлено на достижение следующих  целей:   формирование   представления   о   русском   языке   как   духовной, нравственной   и   культурной   ценности   народа;   осознание   национального своеобразия   русского   языка;   овладение   культурой   межнационального общения;   дальнейшее   развитие   и   совершенствование   способности   и готовности   к   речевому   взаимодействию   и   социальной   адаптации; готовности  к трудовой деятельности,  осознанному  выбору профессии  ; навыков   самоорганизации   и   саморазвития;   информационных   умений   и навыков;  освоение   знаний   о   русском   языке   как   о   многофункциональной знаковой   системе   и   общественном   явлении;   языковой   норме   и   ее разновидностях; нормахречевого поведения в различных сферах общения;  анализировать, классифицироватьязыковые   факты.   Оценивать   их   с   точки   зрения опознавать, овладение     умениями   1нормативности,   различать   функциональные   разновидности   языка   и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.  В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать (понимать); ­   различия   между   языком   и   речью;   функции   языка   как   средство формирования и трансляции мысли; ­ специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно­научных жанров; ­   социально­стилистическое   расслоение   современного   русского   языка, качества   грамотной   литературной   речи   и   нормы   литературного   языка, наиболее употребляемые выразительные средства русского литературного языка; ­ связь языка и истории, культурырусского и других народов; ­ смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ­ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ­   орфоэпические,   лексические,   грамматические,   орфографические   и пунктуальные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого   поведения   в   социально­культурной,   учебно­научной, официально­деловой сферах общения; В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь : ­ строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;  ­ анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочёты в устной и письменной речи; ­ пользоваться словарями русского языка; употреблять средства русского литературного языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно­ научных жанров; ­  осуществлять  речевой   самоконтроль; оценивать  устные  и письменные высказывания   с   точки   зрения   языкового   оформления,   эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; ­ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ­ проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.   2Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи,  обеспечивает достижение следующих результатов:  личностных : •   понимание   русского   языка   как   одной   из   основных   национально­ культурных   ценностей   русского   народа,   определяющей   роли   родного языка   в   развитии   интеллектуальных,   творческих   способностей   и моральных   качеств   личности,   его   значения   в   процессе   получения школьного образования; •   осознание   эстетической   ценности   русского   языка;   уважительное отношение   к   родному   языку,   гордость   за   него;   потребность   сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; •   достаточный   объем   словарного   запаса   и   усвоенных   грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. метапредметных: 1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения  (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и  дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,  ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;  владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,  детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая  средства массовой информации, компакт­диски учебного назначения,  ресурсы Интернета; •свободно пользоваться словарями различных типов, справочной  литературой, в том числе и на электронных носителях; 3• овладение приемами отбора и систематизации материала на  определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;  способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,  полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения  их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности  (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,  оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в  устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с  заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и  письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,  последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно  выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей  действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание,  рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,  диалог­расспрос, диалог­побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;  сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,  лексических, грамматических, стилистических норм современного  русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии  и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого  этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого  общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной  деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность  4оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового  оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,  недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные  тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими  сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях  актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной  жизни; способность использовать родной язык как средство получения  знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,  умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне  (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими  людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого­ либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение  национально­культурными нормами речевого поведения в различных  ситуациях формального и неформального межличностного и  межкультурного общения. предметных: •  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как  национального языка русского народа, как государственного языка  Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка  и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; •  понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его  роли в образовании в целом; • усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные  разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;  монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,  научный, публицистический, официально­деловой стили, язык  художественной литературы; жанры научного, публицистического,  5официально­делового стилей и разговорной речи; функционально­ смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст,  типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности  употребления в речи; •  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и  фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,  орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и  использование их в своей речевой практике при создании устных и  письменных высказываний; •  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических  категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно  ситуации речевого общения; •  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,  словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического  анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей  языкового оформления, использования выразительных средств языка; • понимание коммуникативно­эстетических возможностей лексической и  грамматической синонимии и использование их в собственной речевой  практике; •  осознание эстетической функции русского языка, способность  оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе  текстов художественной литературы В   результате  изучения   учебной   дисциплины   обеспечивает формирование   в   соответствии   с   ФГОС   СПО   зафиксированных компетенций, требований к знаниям, умениям, практическому опыту. Общие компетенции (далее ­ ОК): ОК 1. Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.  ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 6ОК 5. Владеть   информационной   культурой,   анализировать   и   оценивать информацию   с   использованием   информационно­коммуникационных технологий.  ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством.    составляющая   (направленность)   учебной   1.4.   Профильная   дисциплины:       Профильная составляющая  реализуется за счет отбора профильных дидактических   единиц   (за   счет   освоения   профильных   дидактических единиц   на   продуктивном   уровне),   в   отборе   адекватных   форм самостоятельной   работы,   в   использовании   потенциала   межпредметных связей   (с   дисциплинами   «Английский   язык   »,   «Обществознание», "Физика", "Химия","Математика"),   в перераспределении часов учебного времени   в   пользу   профильных   дидактических   единиц  по   темам необходимым   для   освоения   ФГОС   по   профессии.   В   ходе   изучения дисциплины обучающиеся   овладевают терминами, понятиями, фразами, необходимыми для ведения беседы на профессиональные темы. Профессионально   ориентированное   содержание  нацелено   на формирование   коммуникативной   компетенции   в   деловой   и     выбранной профессиональной сфере, а также на освоение,  повторение и закрепление грамматических   и     лексических   структур,   которые   наиболее   часто используются  в деловой и  профессиональной речи.  Произведен   отбор   дидактических   единиц,  знание   которых  будет необходимо при освоении  ФГОС среднего  общего образования и в будущей профессиональной деятельности.  Внеаудиторная самостоятельная работа направлена на углублённое изучение   тем   и   разделов,   необходимых   для   освоения  ФГОС  среднего общего образования и в будущей профессиональной деятельности.  1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка – 118  часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка  ­35 часов; внеаудиторная самостоятельная  работа ­  83 часа. Составитель: Д.Ю. Омарова, преподаватель ГБПОУ ПК 50 78