Область применения рабочей программы: реализация среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППССЗ) по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи изучается в общем гуманитарном и социально-экономическом цикле и является учебным предметом по выбору, формируемым из обязательной предметной области «Русский язык и культура речи » ФГОС среднего общего образования для специальности 08.02.01 технического профиля профессионального образования.
АННОТАЦИЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения рабочей программы: реализация среднего
общего образования в пределах освоения программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППССЗ)
по
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений.
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане ППССЗ: дисциплина
ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
изучается в общем
гуманитарном и социальноэкономическом цикле и является учебным
предметом
по выбору, формируемым из обязательной предметной
области «Русский язык и культура речи »
ФГОС среднего общего
образования для специальности 08.02.01 технического профиля
профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины: дисциплина изучается как базовый
учебный предмет при освоении специальности 08.02.01 с учётом
технического профиля получаемого профессионального образования.
Изучение дисциплины направлено на достижение следующих целей:
формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и
готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии ;
навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
освоение знаний о русском языке как о многофункциональной
знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее
разновидностях; нормахречевого поведения в различных сферах общения;
анализировать,
классифицироватьязыковые факты. Оценивать их с точки зрения
опознавать,
овладение
умениями
1нормативности, различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать
(понимать);
различия между языком и речью; функции языка как средство
формирования и трансляции мысли;
специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов
основных деловых и учебнонаучных жанров;
социальностилистическое расслоение современного русского языка,
качества грамотной литературной речи и нормы литературного языка,
наиболее употребляемые выразительные средства русского литературного
языка;
связь языка и истории, культурырусского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуальные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социальнокультурной,
учебнонаучной,
официальноделовой сферах общения;
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь :
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и
этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и
целесообразности, устранять ошибки и недочёты в устной и письменной
речи;
пользоваться словарями русского языка; употреблять средства русского
литературного языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно
научных жанров;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка.
2Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Русский язык
и культура речи, обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных :
• понимание русского языка как одной из основных национально
культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
метапредметных:
1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компактдиски учебного назначения,
ресурсы Интернета;
•свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
3• овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения
их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи
и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалограсспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
4оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
(на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого
либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национальнокультурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
предметных:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка
и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официальноделовой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического,
5официальноделового стилей и разговорной речи; функционально
смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
• осознание эстетической функции русского языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы
В результате изучения учебной дисциплины обеспечивает
формирование в соответствии с ФГОС СПО зафиксированных
компетенций, требований к знаниям, умениям, практическому опыту.
Общие компетенции (далее ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
6ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационнокоммуникационных
технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
составляющая (направленность) учебной
1.4. Профильная
дисциплины:
Профильная составляющая реализуется за счет отбора профильных
дидактических единиц (за счет освоения профильных дидактических
единиц на продуктивном уровне), в отборе адекватных форм
самостоятельной работы, в использовании потенциала межпредметных
связей (с дисциплинами «Английский язык », «Обществознание»,
"Физика", "Химия","Математика"), в перераспределении часов учебного
времени в пользу профильных дидактических единиц по темам
необходимым для освоения ФГОС по профессии. В ходе изучения
дисциплины обучающиеся овладевают терминами, понятиями, фразами,
необходимыми для ведения беседы на профессиональные темы.
Профессионально ориентированное содержание нацелено на
формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной
профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление
грамматических и
лексических структур, которые наиболее часто
используются в деловой и профессиональной речи.
Произведен отбор дидактических единиц, знание которых будет
необходимо при освоении ФГОС среднего общего образования и в будущей
профессиональной деятельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа направлена на углублённое
изучение тем и разделов, необходимых для освоения ФГОС среднего
общего образования и в будущей профессиональной деятельности.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка – 118 часов, в том числе
обязательная аудиторная учебная нагрузка 35 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа 83 часа.
Составитель:
Д.Ю. Омарова, преподаватель ГБПОУ ПК 50
78