«Ансамбль и оркестр как эффективная форма развития у детей интереса к музыке»
Оценка 4.9

«Ансамбль и оркестр как эффективная форма развития у детей интереса к музыке»

Оценка 4.9
Лекции
docx
музыка
6 кл—11 кл +1
25.03.2020
«Ансамбль и оркестр  как эффективная форма развития у детей интереса к музыке»
На начальном периоде обучения детям, не имеющим достаточных навыков игры на скрипке или виолончели, не владеющих необходимой штриховой техникой, как собственно и на духовых музыкальных инструментах, очень сложно работать в большом коллективе музыкантов. Поэтому для детей, обучающихся на начальной ступени, очень важно музицировать в небольшом ансамбле, где приобретаются начальные навыки работы в коллективе. При наборе детей в 1 класс необходимо принимать не одного-двух, а группу детей, обучающихся в дальнейшем параллельно, с возможностью их объединения в ансамбль. При переходе в средние и старшие классы, в зависимости от уровня владения инструментом, дети изъявляют желание объединяться в дуэты, трио, квартеты, сочетая как однородные, так и различные инструменты. Игра в таких ансамблях придает им больше уверенности в концертных выступлениях. Это необходимо в качестве подготовительного этапа для скрипачей и виолончелистов, готовящихся стать участниками камерного оркестра. Здесь учащиеся продолжают свое дальнейшее обучение на музыкальном инструменте, вливаясь в большой коллектив, приобретая качественно новое звучание и интерес. В камерном оркестре дети совместно музицируют с полным составом струнно-смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
ansamblorkestry (1).docx

«Ансамбль и оркестр

как эффективная форма развития у детей интереса к музыке»

 

Воспитание юных музыкантов процесс длительный и сложный. Не каждый ребёнок выдержит 7-8 лет обучения в музыкальной школе, которая является дополнением к основной общеобразовательной нагрузке. Здесь  детям также необходимо делать домашние задания, на которые уходит много времени, сдавать каждую четверть экзамены и зачёты, писать контрольные и проверочные работы по теоретическим предметам, а также выступать в концертах,  перед которыми  требуются  дополнительные  репетиции.  Не каждый ученик способен тратить всё свое время на занятия, чтобы добиваться высоких результатов.  Не  каждый ученик имеет ярко-выраженные музыкальные  способности, которые  способствуют музыкальной карьере. Не у каждого есть необходимая для выступлений выдержка, самообладание.  В  музыкальных школах  обучается большая часть детей, имеющих средние  музыкальные способности. Многие родители отдают своих детей в ДМШ для общего всестороннего развития.  Но многие дети сами  мечтают выступать на сцене,  то есть быть артистами, не осознавая в юном возрасте, что музыка - это огромный труд. В процессе обучения, дети сталкиваются со сложностью овладения музыкальным инструментом, с большим объёмом работы, который дополнительно появляется у ребёнка. Чтобы не оттолкнуть  ребёнка от настоящего соприкосновения с музыкой,  необходимо поддерживать постоянный интерес в процессе обучения. Таким инструментом для поддержания интереса является коллективное музицирование, где дети общаются, вместе преодолевают трудности, тянутся за более успешными сверстниками.  

 Предмет  «Коллективное музицирование» способствует раскрытию музыкальных способностей детей,   развитию интереса к музицированию. Сюда входят такие предметы как хор, оркестр, различные виды ансамблей (от дуэтов, трио  до крупных ансамблей). В детских музыкальных школах занятия  в хорах, оркестрах проводятся в соответствии с действующими учебными планами в рамках предмета «Коллективное  музицирование». На инструментальных отделениях музыкальных школ Создание оркестровых и ансамблевых коллективов должно быть первоочередной задачей. Важнейшую роль в этом процессе играет преподавание на основе широкого использования методов обучения, способствующих в возможно большей мере развитию у детей интереса к музыкальному искусству и раскрепощению их творческих сил. Но помимо развивающего значения в росте ребенка как музыканта  ансамбль формирует и поддерживает развитие интереса к музыке, желания заниматься музыкальным творчеством. Оркестровое и ансамблевое музицирование активно вовлекает детей в творчество, оказывает воздействие на их внутренний мир, психологические установки, эмоционально-нравственную культуру.

Дети, обучающиеся на различных музыкальных инструментах в начальных классах, предметом коллективного воспитания имеют, как правило, только хоровое коллективное музицирование, которое ведется с первого класса и на протяжении  остальных 5-7 лет.  Оно помогает развитию музыкального слуха, координации слуха и голоса, умению понимать язык дирижерского жеста, учит общаться и взаимодействовать в коллективе. Чаще всего именно в составе хора ребёнок впервые выходит на сцену. Даже в большом коллективе он волнуется, переживает, чувствует ответственность за общее исполнение. В первом выступлении происходит процесс самореализации ребёнка как артиста. Навыки хорового пения очень помогают в дальнейшем развитии ребёнка.

Но хоровое воспитание не помогает развивать необходимые навыки и умения, которые нужны для овладения специальным музыкальным инструментом, на котором приходит обучаться ребенок. Пока ещё не сформированы первые навыки игры, ещё не развита координация, а ребёнок уже очень хочет играть на сцене, так как очень важен процесс  самореализации.  Общеизвестно, в каких сложных психолого-педагогических условиях осуществляется начальное обучение детей на отделе струнно-смычковых инструментов. Ребенок, пришедший с более или менее выраженным желанием играть на инструменте, вынужден терпеливо ждать, пока это станет возможным. Однако, есть фактор, позволяющий в значительной мере снимать противоречия, возникающие между существующей методикой обучения игре на струнном инструменте и музыкальными потребностями ученика. Таким фактором является коллективное исполнительство маленьких скрипачей и виолончелистов. Струнный ансамбль как центр художественно-педагогической работы в детской школе искусств является важнейшим оптимизирующим средством формирования у юных скрипачей и виолончелистов потребности овладения высоким уровнем искусства игры на  инструменте. Воспитательно-развивающее значение ансамблевой игры давно уже обратило на себя внимание педагогов.  Поэтому ансамблевая игра занимала и продолжает занимать определенное место в развитии учащихся. Этому предмету не всегда уделяется достаточное внимание и время.  Во многих музыкальных школах, студиях этого предмета нет вообще. Но если педагог понимает, насколько важную роль в развитии учащихся играет ансамблевое музицирование, то обязательно уделит этому предмету большое внимание. Поэтому «Коллективное  музицирование»  является одним из  предметов ДШИ.

На начальном периоде обучения детям, не имеющим достаточных навыков игры на скрипке или виолончели, не владеющих необходимой штриховой  техникой, как собственно и на духовых музыкальных инструментах, очень сложно работать в большом коллективе музыкантов, где уже важно иметь ритмическое и штриховое единство, скорость переключения внимания и умения читать с листа. Поэтому для детей, обучающихся на начальной ступени, очень важно музицировать в небольшом ансамбле, где приобретаются начальные навыки работы в коллективе. Занятия по коллективному  музицированию начинаются с 1 класса, но они имеют подготовительный характер к дальнейшим занятиям в группе и проводятся в рамках занятий по специальности. В качестве партнера выступает педагог и концертмейстер.  Уже в первом классе важно групповое музицирование со сверстниками. К концу учебного года, приобретя элементарные навыки владения инструментом, детей необходимо объединять в небольшой ансамбль. Даже со слабо продвигающимися учениками  необходимо подготовить и выучить упрощенную партию, которую он сможет озвучить в коллективе сверстников. Нельзя завышать уровень сложности исполняемых произведений, чтобы не снизить интерес учащихся  из-за трудностей. Играя самые простые песенки, дети учатся слушать друг друга, подчиняться общему требованию, выражать эмоциональное отношение к музыке, учатся культуре поведения на сцене, готовясь к выступлению. Первым таким выступлением для них становится «Посвящение в музыканты», проводимое для первоклассников к концу первого года обучения. Это очень важный момент, который стимулирует дальнейшее, более продуктивное освоение таких сложных  музыкальных инструментов, как скрипка и виолончель. Регулярно занятия ансамблем в группе начинаются со 2 класса и проводятся в групповой форме 1 академический час в неделю. Сейчас этот вид деятельности включен в новые программы ФГОС и является обязательным условием выполнения программ.

Из собственного длительного опыта мы пришли к выводу, что при наборе детей в 1 класс необходимо принимать не одного-двух, а группу детей, обучающихся в дальнейшем параллельно, с возможностью их объединения в ансамбль. Таким образом, дети чаще видятся и общаются, делятся впечатлениями и  успехами, стремятся достигать уровня более продвинутого учащегося. А когда их объединяют в ансамбль, стараются качественнее играть на инструменте, быстрее выучивают произведения наизусть, больше занимаются дома. При встрече им и поболтать, и развлечься надо.

При переходе в средние и старшие классы, в зависимости от уровня владения инструментом, дети изъявляют желание объединяться в дуэты, трио, квартеты, сочетая как однородные, так и различные инструменты. Игра в таких ансамблях придает им больше уверенности в концертных выступлениях, поэтому мы, педагоги, считаем целесообразным включать ансамблевые произведения даже в итоговую программу выпускников.

По программе «Ансамблевое музицирование» отдел струнно-смычковых инструментов нашей школы работает уже давно, осознавая важность этого вида деятельности для детей начального периода. Это необходимо в качестве подготовительного этапа для скрипачей и виолончелистов, готовящихся стать участниками Камерного оркестра «Северная камерата», успешно существующего в школе в течение 10 лет. По образовательным программам ФГОС с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов и  наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.  Здесь учащиеся продолжают свое дальнейшее обучение на музыкальном инструменте, вливаясь в большой коллектив, приобретая качественно новое звучание и интерес. В камерном оркестре  дети совместно музицируют с полным составом струнно-смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Помимо того в состав оркестра включены духовые  деревянные инструменты, существующие в школе (флейты, саксофон) и ударная группа. Часто камерный оркестр исполняет произведения с солистами, хорами, вокальными ансамблями всех возрастов. В нашем случае такое происходит часто. Камерный оркестр «Северная камерата» Детской школы искусств города Югорска исполняет произведения для солистов и оркестра, где соло звучит у  скрипки, флейты, саксофона, виолончели. Такие совместные репетиции и выступления пробуждают интерес у всех участников процесса, а также привлекает большее количество слушателей в концертный зал.  Большой творческий коллектив звучит выразительнее, масштабнее на концертных площадках. Поэтому такие коллективы как оркестр и ансамбли часто приглашают предприятия нашего города, школы, а концерты проходят при большом количестве зрителей, получающих огромное удовлетворение от  зрелищности. Таким образом, ребёнок-музыкант  является участником концертов, проводимых в рамках музыкальной школы и в рамках города. Оркестр и ансамбли нашего отдела постоянно выступают в детских садах и школах, на предприятиях, на сценах Дворцов культуры, участвуют в городских, зональных и международных конкурсах. Родители тоже испытывают гордость за своих детей, поощряют их творчество, что стимулирует и подбадривает начинающих музыкантов.

Очень важную роль в ансамблевом и оркестровом музицировании играет подбор репертуара.  В репертуар оркестрового класса мы включаем произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм. Наравне с классической музыкой должна существовать современная русская и зарубежная эстрадная музыка, аранжированная под данный состав. Тогда интерес исполнителей гарантированно будет не затухать, а возрастать с большей силой. Чем чаще им захочется исполнять такие произведения для публики, тем быстрее они его освоят технически. Часто ученики сами, слушая различную музыку, предлагают какие-то произведения к исполнению. Руководителю важно оценить возможность и важность включения данного произведения в репертуар, так как это может быть интересно и близко детям всего коллектива. Необходимо всегда учитывать возрастные  потребности и интересы детей, чтобы исполняемые произведения им были понятны, эмоционально близки  и вызывали желание их исполнять. Если содержание изучаемых произведений соответствует интересам ученика,  то процесс обучения будет протекать более активно.  Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового отдела, так как  это способствует более успешной работе. Качество исполнительства педагогов поднимает уровень исполнительства  учащихся, стимулирует работу, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.  Этот же фактор важен и в ансамблях младших и средних классов. Учащиеся чувствуют себя увереннее и раскрепощеннее.

Вывод:

1. Раннее включение учащихся в такие коллективы как ансамбль и оркестр повышает интерес к учёбе, способствует быстрейшему освоению навыков игры на музыкальном инструменте, пробуждает творческие способности и желание детей к дальнейшему музицированию после окончания музыкальной школы.  Подтверждением этому является дальнейшая работа в камерном оркестре выпускников струнно-смычкового отдела нашей школы.

2. Важность самореализация детей заключается в постоянных выступлениях на сцене школы и   городских площадках.  Если ребёнок будет часто выходит на сцену, будет получать от этого удовольствие, значит, он  будет расти профессионально и окончит музыкальную школу с полным  удовлетворением, с любовью к своему инструменту.

 

 

 

 


 

Ансамбль и оркестр как эффективная форма развития у детей интереса к музыке»

Ансамбль и оркестр как эффективная форма развития у детей интереса к музыке»

Дети, обучающиеся на различных музыкальных инструментах в начальных классах, предметом коллективного воспитания имеют, как правило, только хоровое коллективное музицирование, которое ведется с первого класса и…

Дети, обучающиеся на различных музыкальных инструментах в начальных классах, предметом коллективного воспитания имеют, как правило, только хоровое коллективное музицирование, которое ведется с первого класса и…

Поэтому для детей, обучающихся на начальной ступени, очень важно музицировать в небольшом ансамбле, где приобретаются начальные навыки работы в коллективе

Поэтому для детей, обучающихся на начальной ступени, очень важно музицировать в небольшом ансамбле, где приобретаются начальные навыки работы в коллективе

По программе «Ансамблевое музицирование» отдел струнно-смычковых инструментов нашей школы работает уже давно, осознавая важность этого вида деятельности для детей начального периода

По программе «Ансамблевое музицирование» отдел струнно-смычковых инструментов нашей школы работает уже давно, осознавая важность этого вида деятельности для детей начального периода

Тогда интерес исполнителей гарантированно будет не затухать, а возрастать с большей силой

Тогда интерес исполнителей гарантированно будет не затухать, а возрастать с большей силой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020