Система сложения древнегреческого, позже - древнеримского стиха, основанная на чередовании долгих и кратких слогов. Относится к системам количественного стихосложения.
Краткий слог состоит из краткого гласного или согласного и краткого гласного, составляет по длительности одну долю (мору), обозначается U.
Долгий слог состоит из долгого гласного или гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается -.
В античной системе стихосложения стопы разделялись в зависимости от количества и длительности слогов следующим образом.
antiznaia sistema.doc.docx
Методическая разработка
«Античная система стихосложения»
преподавателя Барановой Галины Александровны,
преподавателя высшей категории, заведующей методическим
объединением отделения народных инструментов МБУДО
Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Система сложения древнегреческого, позже -
древнеримского стиха, основанная на чередовании
долгих и кратких слогов. Относится к системам
количественного
стихосложения.
Краткий слог состоит из краткого гласного или
согласного и краткого гласного, составляет по
длительности одну долю (мору), обозначается U.
Долгий слог состоит из долгого гласного или
гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается
-.
В античной системе стихосложения стопы
разделялись в зависимости от количества и
длительности слогов следующим образом.
Стопы трехдольные:
хорей -U
ямб U-
трибрахий UUU
Стопы четырехдольные:
дактиль -UU
амфибрахий U-U
анапест UU- спондей - -
дипиррихий UUUU
Стопы пятидольные:
пэон первый -UUU
пэон второй U-UU
пэон третий UU-U
пэон четвертый UUU-
бакхий U- - *
кретик, или амфимакр -U- *
антибакхий --U *
Стопы шестидольные:
молосс, или тримакр - - - *
ионик нисходящий, или большой - - UU *
ионик восходящий, или малый UU - - *
антиспаст (ямбохорей) U- -U *
хориямб -UU-
Стопы семидольные:
эпитрит первый U - - - *
эпитрит второй - U - - *
эпитрит третий - - U - *
эпитрит четвертый - - -U *
Стопы восьмидольные:
диспондей - - l - - *
дохмий U - - U - *
"Из этих стоп составлялись античные
стихотворные размеры. Сильная часть стопы с
ритмическим ударением называется тезисом, слабая
часть — арсисом. Словесные ударения в античном являющихся
стихе располагаются свободно на любой доле стопы,
вследствие чего структура античного стиха с
ритмической инверсией существенно отличается от
константных ритмов западноевропейского и русского
классического стиха.
Античные стихи нужно
скандировать,
соблюдая долготу слогов и
интонационно выделяя ударные слоги в словах,
часто не совпадающие с сильными по положению
долями стопы. Группа слов объединяется в
метрический член или колон (стихотворная строка);
группа членов,
законченным
ритмическим целым, называется периодом. Из
периодов («ката стихон») или из разномерных членов
и периодов, объединенных в одно целое, строилось
античное стихотворение. Такое построение у греков
называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из
одной такой системы (в монодической лирике) или из
нескольких систем (хоровая лирика и драматическая
поэзия).
Помимо стихов, построенных на повторении
определенной стопы, в А. м. существуют смешанные
размеры, составленные из разных стоп; они
называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы
алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и
др.
А. м. оказала огромное влияние на формирование
европейского стиха. Существующие в европейской
поэтике названия стихотворных размеров (ямб,
хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из
А. м. Однако европейские (в их числе и русские)
ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не
соответствуют античным:
1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих
долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2)
акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях
обязательно совпадает с сильными долями стопы
(тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на
слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый
характер ритма античного стиха определенного
метра существенно отличается от ритма
европейского стиха того же названия; например,
античные хореи и ямбы — трехдольные стопы, в
европейской же метрике они двудольны; античный
дактиль — четырехдольная стопа (), поэтому он и
заменяется
четырехдольным
спондеем (), в европейской же метрике дактиль —
трехдольная стопа (), а спондей — двусложный".
("Словарь
Квятковского)
* - эти размеры в европейской поэзии не
употребляются (или почти не употребляются)
равновеликим
поэзии"
Литература:
1. Квятковский А.П. "Поэтический словарь".
Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл.,
1966
2. Федотов О.И. "Основы русского
стихосложения. Теория и история русского
стиха. ". М.: Издательство "Флинта",
Издательство "Наука", 2002
«Античная система стихосложения»
«Античная система стихосложения»
«Античная система стихосложения»
«Античная система стихосложения»
«Античная система стихосложения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.