Античность и современность: гармония и реальность абсурда
Оценка 4.8

Античность и современность: гармония и реальность абсурда

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
искусство +2
Взрослым
28.02.2018
Античность и современность: гармония и реальность абсурда
Форма проведения: беседа с элементами рефлексии. Вводная часть (1 минута). После того, как учитель и учащиеся поприветствовали друг друга, ученики садятся на свои места, учителем объявляется тема урока, которая выведена на экран. - Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Античность и современность: гармония и реальность абсурда». Цель: Создать у учащихся расширенное понимание термина «абсурд» и дать философско-культурологическое обоснование этому понятию (что вызвало необходимость в появлении в искусстве категории абсурд, как это происходило). Задачи: - Обучающие: научить детей видеть связь и преемственность эпох, научить понимать язык скульптуры (быть активным интерпретатором). - Развивающие: развить навыки монологического ответа; развить образное мышление; развить умение рефлексировать по поводу увиденного. - Воспитательная: воспитать культуру общения, умение слушать друг друга и вести дискуссию.
Античность и современность.doc
Античность и современность: гармония и реальность абсурда  Форма проведения: беседа с элементами рефлексии. Вводная часть (1 минута). После того, как учитель и учащиеся поприветствовали друг друга, ученики садятся на свои места, учителем  объявляется тема урока, которая выведена на экран.  ­ Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Античность и современность: гармония и реальность  абсурда».  Цель: Создать у учащихся расширенное понимание термина «абсурд» и дать философско­культурологическое обоснование этому понятию (что вызвало необходимость в появлении в искусстве категории абсурд, как это  происходило). Задачи: ­ Обучающие: научить детей видеть связь и преемственность эпох, научить понимать язык скульптуры (быть  активным интерпретатором).  ­ Развивающие: развить навыки монологического ответа; развить образное мышление; развить умение  рефлексировать по поводу увиденного. ­ Воспитательная: воспитать культуру общения, умение слушать друг друга и вести дискуссию.  Цели и задачи урока учащимся намеренно не объявляются для того, чтобы не подсказать им выводы,  которые они самостоятельно должны сделать в конце урока. Ход урока Учитель: (слайд № 1): заполните таблицу, к которой мы будем обращаться в ходе урока (распечатанные  таблицы раздаются каждому ученику): К какому периоду относится работа. Вопрос Из списка выберете названия для работы (список см. внизу таблицы), можно добавить свои  названия Из какого материала работа С помощью чего показан внутренний мир, «душа» скульптуры Как нужно осматривать скульптуру (по кругу, с одной точки) Где бы вы расположили скульптуру Кто смотрит сверху­вниз (скульптура или зритель)? 1 2                                               Гармония, Аполлон, Страдание, Голова женщины, Голова мужчины, Величие, Макет скульптуры На слайде № 2 появляется изображение двух скульптур: первая скульптура принадлежит Леохару «Аполлон  Бельведерский», вторая – Антуану Бурделю «Голова Аполлона».  Работу с заполненными таблицами учитель начинает с первой скульптуры (Лаохара).  Учитель К какой исторической эпохе вы отнесли эту работу? (ответ: «Античность») Учитель Какие признаки античной скульптуры есть в этой работе?  Учитель Какое название вы дали первой скульптуре? Учитель Перед вами римская копия оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара «Аполлон  Бельведерский» Учащимся раздаются листы с описаниями Аполлона: Учитель Прочитайте описания (ученики зачитывают): 1. Аполлон – один из древнейших богов Греции, покровитель наук и искусств, бог­врачеватель,  предводитель и покровитель муз. 2. Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: «Разрешитель болезней», Мусагет (водитель муз),  Феб («Лучезарный» – указывает на чистоту, блеск и прорицания).  3. Связанные с ним растения: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; Атрибуты Аполлона – серебряный  лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище – Кифарет – «играющий на кифаре») или  лира. 4. Аполлон — доведённый до совершенства и даже превзошедший это совершенство принцип Порядка и  Гармонии. Учитель Подходит первая скульптура под данное нами описание? (ответ: подходят, скульптура отражает все основные античного искусства) Учитель: Действительно, перед нами отражение духа эпохи в скульптуре, так как и сама античность  представляется целостной и гармоничной. Итак, мы доказали, что первая скульптура принадлежит резцу  античного мастера. Учитель: А теперь обратимся ко второй скульптуре, к какой эпохе вы отнесли бы её?  Учитель: те, кто ответил, что это современность, тот угадал. А почему вы так решили?  Учитель: Дайте название этой работе.  Учитель: А ведь эта работа тоже изображает нам Аполлона. Она называется «Голова Аполлона».  Учитель: В чем абсурдность данного названия, что вызвало ваше несогласие? (Скульптура не похожа на  древнегреческого бога, больше походит на лицо рабочего) Учитель: Действительно, Бурдель обманывает наши зрительские ожидания, называя работу «Голова  Аполлона», так как скульптура не имеет ничего общего с привычным для нас образом лучезарного бога,  именно это несоответствие и кажется нам абсурдным, невозможным. Но стоит отметить, что в искусстве ХХ  века стало возможным невозможное: автор утверждает, что абсурд реален. Необходимо разобраться в  причинно­следственных связях, которые привели к тому, что абсурд рассматривается как живая  действительность.  Учитель: Давайте с вами попробуем ответить на вопрос: почему стало возможно такое изображение бога в ХХ  веке?  Учитель: Известный философ конца ХIХ века Ницше, говоря о культуре своего столетия сказал: «Бог умер».  Как вы это понимаете? (Учащиеся отвечают, что Бог умер в сознании человека, в его душе).  Учитель: Правильно, люди перестали верить в божественное происхождение мира, перестали верить в Бога,  как творца и хранителя Вселенной.  Учитель: И что произошло с сознанием людей, которые поняли, что бог умер? (Они решили, что теперь все  дозволено, люди стали грешить, так как перестали бояться наказания за совершенные деяния) Учитель: Правильно, с потерей бога в душе, человечество потеряло чувство целостности и гармонии и перед  нами страдающий бог, никому не нужный бог.  Учитель: А теперь посмотрим на таблицу, которую вы заполняли в самом начале. Схожи ли работы хоть в чем­ то? (Нет, больше разницы). Учитель: Обратитесь к своим таблицам, как бы вы расположили первую скульптуру и как бы рассматривали  ее? (В центре большого зала, вокруг нужно оставить много места, чтобы можно было рассмотреть всю  скульптуру) Учитель: А для чего античную скульптуру нужно осматривать всю, по кругу? Учитель: Смотрите, аполлон  Бельведерский изображен в полный рост, он возвышается над всеми людьми, а Бурдель показал нам только  голову Аполлона. Почему он так сделал? (Чтобы показать, что зритель выше скульптуры, выше бога,  чтобы показать его негармоничность, бог получился без туловища). Учитель: А каким вы представляете себе тело этого Аполлона?  Учитель:Страдает ли Аполлон Бурделя?  Учитель: Похожа ли эта работа на завершенную?  Учитель: Для чего же автор не стал заканчивать работу? (Он специально так высек скульптуру, чтобы  показать, что это бог, про которого все забыли и который никому не нужен) Учитель: Через что Бурдель показал смерть бога? (Через разрушение устойчивых понятий, связанных с  этим образом. Он показал новый образ бога, который вытеснен из мира и забыт всеми).  Учитель: К какому выводу мы придем, проанализировав эту таблицу? (В ХХ веке стало возможным  подобное изображение бога потому, что люди перестали верить в него, сами поставили себя на место  бога, отвергнув его). Учитель: Ребята, кажется ли вам теперь абсурдным название работы Бурделя?  Учитель: Мы с вами еще раз убедились в том, что античность­это порядок и гармония и доказали, что в эпоху  современного искусства все принципы античного искусства потеряли свою актуальность и абсурд стал  реальностью. В современном искусстве абсурд призван сломать сложившиеся стереотипы и заставить человека переосмыслить окружающую его действительность. Таким образом, абсурд делает наше восприятие мира  более открытым и многогранным.  Домашнее задание: Составьте диалог между двумя скульптурами на тему: «Я – закономерное отражение  своего времени

Античность и современность: гармония и реальность абсурда

Античность и современность: гармония и реальность абсурда

Античность и современность: гармония и реальность абсурда

Античность и современность: гармония и реальность абсурда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018