Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы
Оценка 4.9

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
Взрослым
14.04.2017
Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы
В пособии представлены методические материалы учителя для использования на уроках литературы с целью антиалкогольного и антинаркотического воспитания учащихся. Цель доведения предлагаемой информации до учеников должна заключаться в демонстрации губительного действия распространения наркотиков и алкоголя на здоровье отдельного человека и все общество. Данные материалы могут быть полезны также для специалистов, занимающихся профилактикой употребления психоактивных веществ среди подростков.
алкоголь и литература.doc
Павлодарская область Павлодарский район ГУ «Шакатская средняя общеобразовательная школа» Антинаркотическая профилактическая работа с учащимися на уроках литературы Борисова Т.М. 2015 Автор: Борисова Тамара Михайловна, учитель русского  языка и литературы, педагог­психолог Шакатской СОШ,   Павлодарского района, Павлодарской области Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы В пособии представлены методические материалы учителя  для использования на уроках литературы с целью антиалкогольного и антинаркотического воспитания учащихся.  Данные материалы  могут быть полезны также для специалистов, занимающихся профилактикой употребления психоактивных веществ  среди подростков. 2 Пояснительная записка В   последние   годы   все   более   серьезной   становится   угроза   здоровью населения   страны,   ее   социальным   институтам,   экономическому благополучию,   правопорядку,   обусловленная   быстрым   ростом   расп­ ространенности немедицинского употребления наркотических средств и   других   психоактивных   веществ   (ПАВ)   как   среди   взрослых,   так   и прежде всего среди детей, подростков, молодежи. Этот процесс связан с   резким   увеличением   масштабов   нелегального   оборота   наркотиков, психотропных   и   других   одурманивающих   веществ,   интенсивным формированием   наркорынка,   протективным   действием   целого   ряда социальных, экономических и психологических факторов. Анализ   показателей   официальной   медицинской   статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детско­подросткового населения страны в потребление наркотиков и других ПАВ.   В   настоящее   время   достаточно   часто   меры   ранней профилактики не дают должного эффекта, поскольку основываются на принципе “лобовой атаки”, когда слушателям преимущественно в виде лекций подается негативная информация о последствиях употребления алкоголя   и   наркотиков.   В   противовес   этому   предлагается   метод 3 “скрытой   информационной   интервенции”   в   виде   воспитания   через предмет,   когда   информация   “разнесена”   по   различным   учебным дисциплинам   и   логично   вкрапливается   в   содержание   урока.   По последним научным данным учащиеся хотят получать информацию о здоровом   образе   жизни   в   первую   очередь   на   школьных   уроках. Предлагаемый   материал   является   содержательной   частью   концепции антиалкогольного   и   антинаркотического   воспитания   учащихся   через предмет на уроках литературы. С целью сокращения объема материал группируется не в форме хрестоматии, а в виде “анализа” отдельных литературных произведений  с клинической, социально­психологической и нравственной точек  зрения.  Материал представлен с учетом учебной программы и может  избирательно использоваться на уроках в том объеме, который  представляется учителю наиболее оптимальным. Это могут быть  отдельные вкрапления литературного текста в контекст урока,  короткие рефераты на заданную тему, дискуссии и другие формы.   Цель доведения предлагаемой информации до учеников должна заключаться  в демонстрации  губительного  действия  распространения наркотиков   и   алкоголя   на   здоровье   отдельного   человека   и   все общество. Данные   материалы     могут   быть   полезны   также   для   специалистов, занимающихся   профилактикой   употребления   психоактивных   веществ среди подростков. 4 Методические материалы А. Грибоедов    “Горе от ума” Наряду   с  прочими  аспектами  следует   обратить   внимание  на клеветнические   обвинения   Чацкого   в   пьянстве,   в   том,   что   он   пьет “бочками сороковыми”. Видимо, это являлось наиболее убедительным доводом, поскольку других причин для объявления его сумасшедшим выдумать   не удалось.  К тому   же  пьянство,  по  мнению   клеветников, было еще дополнительным компрометирующим обстоятельством. Это свидетельствует   о   том,   что   последствия   пьянства   были   широко известны в России много лет назад. Вопрос: Почему среди клеветнических высказываний в адрес Чацкого звучит  обвинение в пьянстве?  А.С. Пушкин  Стихотворение “Зимний вечер” Стихотворение   отражает   минорный   тон   настроения   автора,   чувство тоски   по   ушедшему   прошлому.   Испытывая   чувство   безвозвратности потерянного,   он   находит   единственный   выход   ­   “выпить   с   горя”, “сердцу   будет   веселей”,   что   отражает   традиционные   представления народа о вине, как о “лекарстве от тоски”. 5 Вопросы: ­Почему А.С. Пушкин говорит: “Выпьем с горя”? ­Действительно ли после этого “сердцу будет веселей”? Н.В. Гоголь Повесть “Тарас Бульба” Обращают   на   себя   внимание   сцены   пьяного   разгула   казаков   и неспособность   их   принимать   сознательные   решения   под   влиянием алкоголя, даже когда это касается таких важных вопросов, как война и мир. Большое скопление мужчин, при отсутствии облагораживающего влияния   женщин,   не   способно   было   к   организации   иного   вида проведения   свободного   времени,   кроме   пьянства.   Во   время   похода употребление   вина   категорически   запрещалось,   виновных   жестоко наказывали.   Нарушение   этого   запрета   приводило   к   тяжелым последствиям: в пьяном виде были захвачены в плен многие казаки, в том   числе   и   куренной   атаман   Хлиб.   Среди   персонажей   повести   ­ кабатчик, о котором автор говорит, что после его появления вся округа стала   разоряться   из­за   повального   пьянства:   “…   все   валилось   и дряхлело, все распивалось, и оставалась бедность да лохмотья…” Вопросы: ­В чем причина пьянства казаков? ­Каковы его последствия? Н.А. Некрасов Стихотворение “Железная дорога” Обратить внимание на реакцию  рабочих,  которым подрядчик вместо расплаты за труд сказал: “Бочку рабочим вина выставляю и недоимку дарю”. Вопросы: ­Почему рабочие обрадовались, хотя их явно обманул подрядчик? 6 ­Почему подрядчик выбрал бочку вина в качестве подарка рабочим? “Кому на Руси жить хорошо” В главе “Пьяная ночь” Некрасов описывает праздник в русской деревне. Устами интеллигента Павлуши Веретенникова поэт высказывает  свое отношение к “веселию бедной крестьянской души”. Обидно, что умный русский   мужик   не   знает   во   хмелю   меры   и   пьет   до   полусмерти,   до одурения. Картина пьянства напоминает поле побоища: Ползли, лежали, охали, Барахталися пьяные,  И стоном стон стоял. Пьяные крестьяне ­ “люди великие в работе” ­ потеряли человеческий облик, не зря автор называет нос одного из них “хрюкалом”, то есть сравнивает  этого крестьянина со свиньей. Мы слышим “непотребную ругань”,   плачь   детей   и   жен,   оказываемся   свидетелями   диких   “игр”. Ссорятся между собой и пьяные бабы, совершается убийство жестокое и бессмысленное. На общем фоне  выделяются отдельные фигуры: парень, упившийся до того, что начинает  копать яму, чтобы, как ему кажется, похоронить свою   мать,   Яким   Нагой,   крестьянин,   любующийся   пьяной   толпой, умеющей   погулять   и   удаль   молодецкую   показать.   Именно   Яким, обидевшись на слова Веретенникова, поясняет ему, что крестьяне пьют от   горя,   от   тяжкой   работы:   лучше   пить,   чтобы   “душа   не   маялась”. Одновременно   в   пьянстве   без   меры   он   видит   проявление   величия русской души, безудержной во всех проявлениях: А люди мы великие В работе и в гульбе. 7 Поэт восклицает вместе со своими путешественниками: пьянство ­ грех народа, но тут же задает вопрос: кто виноват в этом грехе? Крепостное право, тяжкая участь крестьянина ­ этот вывод напрашивается из поэмы революционного демократа А.Н.Некрасова. Вопросы: ­Кто из героев произведения вам наиболее симпатичен и почему? ­Какие чувства вызывает у вас описание крестьянского пьянства? ­Актуальна ли эта тема для сегодняшнего дня? ­Каков взгляд автора на причины народного пьянства? ­Разделяете ли вы его взгляды? ­Как вы относитесь к точкам зрения на народное пьянство героев произведения? Н.С. Лесков  Рассказ “Тупейный художник” В произведении описано развитие реактивного психоза   (депрессии) у молодой   крестьянки   Любы   после   грубого   надругательства   над   ней. Произошедшее   рассматривается   ею   как   трагическая,   непоправимая беда,   особенно   тяжело   переживаемая   после   крушения   надежды   на благополучный   побег   с   любимым   человеком   от   барина­крепостника. Развившаяся   депрессия   начинается   с   попытки   самоубийства.   На протяжении   последующих   трех   лет   состояние   несколько стабилизируется, хотя полного выздоровления не наступает. Повторная психическая   травма   ­   смерть   любимого   человека   ­   углубляет депрессивное   состояние.   Тяжесть   депрессии   отражает   моторная заторможенность,   “окаменение”,   неспособность   плакать.   Она   носит затяжной   характер   и   для   облегчения   состояния   используется единственно народное средство ­ алкоголь, который ухаживающая за 8 Любой крестьянка Дросида называет “ядом для забвения”. Страдания облегчаются,   но   полного   выздоровления   не   происходит.   Более   того, развивается   алкогольная   зависимость,   а   депрессия   принимает хронический характер. Вопросы: ­Какие чувства вызывает у вас рассказ? ­Кто из героев вызывает наибольшую симпатию и антипатию? ­Почему Люба была вынуждена прибегнуть к алкоголю? ­Помогало ли ей употребление алкоголя? Повесть “Очарованный странник” Среди   героев   Лескова   особое   место   занимают   “праведники”, наделенные “одушевляющей их совершенной любовью”. Один из таких героев ­ Иван Северьянович Флягин ­ скиталец по родной земле, много претерпевший и познавший, вдоволь хлебнувший горя на своем пути. При   всех   своих   достоинствах   Иван   Северьянович,   какое­то   время служивший у князя, имел один грех, о котором сам и поведал, ­ он страдал   “выходами”,   то   есть   запоями,  и   в   “умеренности   никогда   не употреблял”. Сам герой так объясняет причины этих выходов: “А брало это меня и не заметишь от чего; например, когда, бывало, отпущаем коней,  кажется не братья они тебе,  а соскучаешь  по них и запьешь. Особенно если отдалишь от себя такого коня, который очень красив, то так   он,   подлец,   у   тебя   в   глазах   и   мечется,   до   того,   что   как   от наваждения какого от него скрываешься, и сделаешь выход”. Флягин обостренно чувствовал красоту и ему было трудно с ней расставаться. 9 Именно поэтому после продажи его любимицы ­ кобылицы Дидоны ­ он ушел в самый тяжелый запой, обернувшийся алкогольным психозом ­ белой   горячкой.   Пережитый   ужас   психоза   вызвал   у   Флягина   такое потрясение, что он навсегда прекратил употребление алкоголя. Комментарий нарколога. Белая горячка ­ разновидность алкогольного психоза   и   развивается   только   в   том   случае,   если   человек   страдает алкоголизмом.   Она   проявляется   разнообразными   (зрительными, слуховыми   и   тактильными)   галлюцинациями,   часто   угрожающего   демономанические характера.   Специфическими   являются галлюцинации   ­   видение   чертей.   Описанный   автором   случай,   когда после перенесенного психоза, больной навсегда прекращает пьянство, скорее является исключением, чем правилом, поскольку алкогольный психоз   является   признаком   неблагоприятного   течения   болезни   и, несмотря на пережитое, больные продолжают пить. Вопросы: ­Какие чувства вызывает у вас Флягин в этом эпизоде? ­Не приходилось ли вам в жизни встречать таких людей? Рассказ “Левша” Лесков   в   этом   произведении   повествует   о   трагической   судьбе талантливого   самородка   Левши,   воплощающего   в   себе   не   только лучшие черты русского народа, но и его темные стороны.  Типична   причина   пьянства   Левши   на   корабле   по   дороге   домой   из Англии:   со   скуки   затевается   спор   с   полшкипером­   о   том   кто   кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалась разной: шкиперу оказывают 10 необходимую   медицинскую   помощь   и   поднимают   на   ноги,   а   Левша умирает в простонародной больнице. Комментарий   психолога.   При   сравнении   отношения   к   народному пьянству   двух   современников   ­   Некрасова   и   Лескова,   отчетливо просматривается различие оценок причин этого явления. Точка зрения Некрасова   типична   для   революционных   демократов:   источником   неправильное пьянства   является   социальное   неблагополучие, устройство общества. Лесков обращает внимание в большей степени на индивидуально­психологические свойства пьющих: их оторванность от   житейскую   неприспособленность, мира, крайность в проявлении чувств …   детскость   поступков, Вопросы: ­Какие чувства у вас вызывает рассказ? ­Актуальна ли эта тема для нашего времени? ­Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями? М.Е. Салтыков­Щедрин.  Роман “Господа Головлевы” В   романе   изображается     дворянская   семья   Головлевых,   в   распаде которой   автор   увидел   признаки   тяжелой   социальной   болезни. Накопительская   психология   способствует   не   только   внутреннему опустошению, но и физической деградации героев романа. Всех членов семьи Головлевых отличает беспомощность, лень, неспособность к делу (помимо удовлетворения накопительской страсти). Запойное пьянство ­ не случайный итог жизни семейства.  Степка ­ балбес, от природы человек не без способностей, утопил их в кутежах,  стал забулдыгой,  пытался  покончить жизнь самоубийством. Павел,   человек   не   способный   на   решительные   поступки,   вышел   в 11 отставку,   чтобы   без   помех   предаваться   пьянству.   Только   в   пьяных фантазиях   он   может   осуществить   свои   глубинные   желания:   в разгоряченном   вином   воображении   “создавались   целые   драмы,   в которых вымещались все обиды и в которых обидчиком являлся уже он, а не Иудушка”. Центральное место в романе занимает образ третьего брата ­ Порфирия Петровича. Бесполезная жизнь Иудушки также имеет пьяный исход, как способ заглушить свою совесть. Прорывающаяся в минуту прозрения совесть, не возрождает героя, а убивает его. Комментарий психолога. Салтыков­Щедрин, в отличие от Некрасова и Лескова,   описывает   пьянство   не   широких   народных   масс,   а вырождающегося дворянства. Этот слой не задавлен социальным гнетом и   нуждой.   Таким   образом,   писатель   нам   показывает,   что   внешние обстоятельства не могут быть единственной или даже главной причиной пьянства. Ф.М. Достоевский  Роман “Преступление и наказание” Первоначально   произведение   задумывалось   под   названием “Пьяненькие”.   Достоевского   беспокоило   широкое   распространение пьянства в России:  “Чуть  не половину  теперешнего  бюджета нашего оплачивает водка … случись так, что люди, все одновременно бросили бы пить, государству пришлось бы заставить их пить силой. Иначе ­ финансовый крах”. Пьянство   каждого   персонажа   в   произведении   имеет   свои психологические   корни.   Так   Федор   Карамазов   ударился   в   пьянство после   того,   как   от   него   сбежала   жена   с   учителем­семинаристом. Поведение его вызывало омерзение и жалость у окружающих. Он ездил по   всей   губернии   и   слезно   жаловался   на   покинувшую   его   супругу. 12 Пьянство помогало ему освободиться от контроля совести и проявить свой цинизм, когда он угрожал религиозной до фанатизма жене своей плюнуть на ее любимую икону. Мармеладов   ­   типичный   образец   пьяницы,   испытывающего муки совести за свои поступки. Он вполне сознательно обкрадывает свою   семью,   стыдится   своих   поступков,   кается   в   них   (рыдая, рассказывает окружающим, что его любимая дочь пошла из­за него на панель),   но   продолжает   губить   и   себя,   и   семью.   Он   готов   покорно сносить унижения, когда жена тащит его за волосы с оскорбительными криками. Близок по типажу к Мармеладову другой персонаж ­ Снегирев. Пьянство толкает  и его на недостойные поступки. Однако  его муки совести  появляются  не сразу,   а только  под  влиянием  увиденных  им страданий сына Илюшечки.  По­разному Достоевский распоряжается и судьбами своих героев: если Мармеладов гибнет под колесами экипажа, то Снегирев остается жить с муками совести за смерть сына. Вопросы: ­Какие чувства вызывают у вас герои произведения? ­Как, по­вашему, относится к ним автор? ­Почему жена Мармеладова не бросила его, хотя он доставлял всей семье только одни хлопоты? ­Прав ли Снегирев, когда говорит: ”… в России пьяные люди у нас самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные”? ­Приходилось  ли вам встречаться  в реальной жизни с похожими людьми? 13 Л.Н. Толстой Общественная  деятельность  Льва Николаевича,   направленная на борьбу с пьянством широко известна. Вместе с тем, выступления Л.Н. Толстого против этого зла, также как и его рассказы, написанные для   детей,   современному   читателю   могут   показаться   излишне дидактичными. Вместе с тем, в целом ряде произведений находят свое отражение проблемы, связанные с пьянством и наркотиками, которые, не   являясь   основной   темой,   органично   вплетаются   в   канву повествования. Роман  “Воскресение”  Толстой   описывает   пристрастие   главной   героини   к   курению   и спиртному. “Маслова курила уже давно,  но в последнее время из­за связи  своей с приказчиком  и после того,  как он  бросил ее,  она все больше   и   больше   приучалась   пить.   Вино   привлекало   ее   не   только потому, что оно казалось ей вкусным, но оно привлекало ее больше всего потому, что давало ей возможность забывать все то тяжелое, что она   пережила,   и   давало   ей   развязанность   и   уверенность   в   своем достоинстве, которых она не имела без вина. Без вина ей было уныло и стыдно”.   Таким   образом,   автор   не   только   показывает   мотивацию злоупотребления   алкоголем   женщиной,   но   и   связь   его   с   курением, которое в те годы среди женщин было крайней редкостью. В описании становления   характера   Масловой   в   детстве   автор   выделил   один существенный   момент   ­   его   двойственность,   наличие   двух   влияний: строгости,   доходящей   порой   до   жестокости,   и   избалованности. Преступление,   совершенное   Масловой,   состояло   в   том,   что   она подсыпала порошок  в вино для того,  чтобы усыпить пьяного  купца, 14 надоевшего   ей   своими   приставаниями.   Однако   полученный   ей   от другого человека порошок, оказался не опием, который использовался в качестве снотворного, а мышьяком, от которого купец умер. В прочем, он вполне мог умереть и от опия, поскольку его сочетание с алкоголем несовместимо. Вопросы: ­Какие чувства вызывает у вас Катя Маслова? ­Какой бы приговор вы ей вынесли, если бы были судьей? ­Какова роль злоупотребления алкоголем в ее судьбе? Рассказ “Смерть Ивана Ильича” Этот   рассказ   является,   по   мнению   специалистов,   одним   из   лучших художественных   произведений,   достоверно   отражающих   психологию умирания. Прообразом главного героя послужил старший брат великого русского ученого Ильи Ильича Мечникова ­ Иван Ильич, умерший, по­ видимому, от злокачественной опухоли. В рассказе показано действие опия, назначенного врачом в связи с сильными болями. В данном случае опий не вызывает у Ивана Ильича эйфории, а только лишь на время притупляет   боль.   Несмотря   на   длительный   (в   течение   нескольких месяцев)   прием   наркотика   у   больного   не   развивается   наркомания, поскольку   прием   опия   был   продиктован   не   стремлением   получить удовольствие, а желанием избавиться от мучений. Вопросы: ­Какие чувства вызывает у вас рассказ? ­С какой целью Ивану Ильичу назначался опий? Роман “Анна Каренина” 15 В   этом   произведении   показано   применение   производного   опия (морфина)   уже   без   назначения   врача   в   качестве   снотворного   и успокаивающего.   При   этом   наркотик   оказывает   не   только успокаивающее,   но   и   эйфоризирующее   действие.   “Анна   между   тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, успокоенная, с спокойным и веселым   духом   пошла   в   спальню.”   Постепенно   ей   приходится увеличивать дозу лекарства, но оно перестает действовать желаемым образом.   “Она   …   и   после   другого   приема   опиума   к   утру   заснула тяжелым, неполным сном, во все время которого она не переставала чувствовать себя”. Возможно, что длительный прием наркотика явился одной   из   причин   усиления   отрицательных   черт   в   характере   Анны, появления повышенной раздражительности, ревности. Вопросы: ­Зачем Анна Каренина принимала наркотики (морфин)? ­Какие черты ее характера способствовали этому?  ­Имел   ли   прием   наркотиков   отрицательные   последствия   для   ее здоровья? А.П. Чехов Рассказы “Свидание хотя и состоялось, но …” Главный   герой   рассказа   Гвоздиков,   получив   письмо   от   любимой девушки Сони, в ожидании свидания решил скоротать время и выпить пива.  По мере опьянения в его голове сначала  появляются  мысли о собственном величии, а потом он напивается так, что не узнает свою девушку   и   устраивает   ей   скандал.   На   следующий   день   он   смутно 16 вспоминает события прошедшего дня. Любимая девушка, оскорбленная им, не желает его видеть. Вопросы: ­Насколько реальны описанные события? ­Девушкам: как бы вы поступили в такой ситуации на месте Сони? “Сущая правда” Описано   влияние   постепенного   опьянения   на   “храбрость”   мелкого чиновника,   который   полагал,   что   его   все   равно   должны   уволить   за пьянство, и решил высказать начальству “всю правду”.  Вопросы: ­Насколько реальна описанная ситуация? ­Наблюдали ли вы подобное в своей жизни? ­Какие чувства у вас вызывает герой рассказа? “Средство от запоя” Следует обратить внимание на характерную для Чехова особенность: он дает своим героям символические имена, что особенно ярко проявилось в   этом   рассказе.   Так   пьющего   запоями   артиста   зовут   Фениксов­ Дикообразов 2­й. Как птица Феникс возрождалась после сожжения, так и   артист   возрождается   после   прерывания   запоя.   Артистическая фамилия Дикообразов отражает его внешний вид во время пьянства, а приставка   2­й   ­   свидетельствует   о   типичности   таких   артистов,   т.е. явления как такового.  Парикмахер   Гребешков   использует   для   прерывания   запоя   артиста метод,   который   с   учетом   условности   литературного   жанра   можно отнести   к   условно­рефлекторной   терапии,   выработке физиологического   отвращения   к   алкоголю.   Чтобы   принудить   к   т.е. 17 лечению, он прибегает к физическому насилию, оправдываясь тем, что бьет не артиста, “… а беса, что в них сидит”. Парикмахер добавляет к водке,   столь   вожделенной   для   Дикообразова,   различные   средства, вызывающие рвоту и иные неприятные ощущения. “Процесс лечения” продолжается   несколько   дней,   после   чего   удается   прервать   запой   и артист может играть в спектаклях. Показательно, что Дикообразов не только не обиделся на Гребешкова, но даже взял его с собой в Москву. Вопросы: ­Какие чувства у вас вызывают основные действующие лица? ­Как   вы   относитесь   к   “методу   лечения”,   примененному Гребешковым? ­Следует   ли   вообще   применять   методы   насилия   к   нежелающим лечиться пьяницам? Максим Горький      Роман “Мать” Роман широко известен, поэтому нет необходимости в его пересказе. Следует   обратить   внимание   на   то,   что   отец   Павла   был   тяжелым пьяницей и после его смерти соседи считали, что его семье повезло. Несмотря на пьяницу­отца, Павел не пошел по его пути. Вопрос: ­Почему Павел не унаследовал пагубное пристрастие отца к водке? Пьеса “На дне” Пьянство   в   этом   произведении   также   является   “постоянной составляющей сюжета”. Горький акцентирует внимание на социальных 18 причинах пьянства. Среди обитателей ночлежки выделяется спившийся Актер. В нем, как и в других его товарищах по несчастью, еще жива смутная надежда на лучшее будущее. Надежда возрождается благодаря рассказам странника и утешителя Луки о бесплатных лечебницах для алкоголиков.   Балансирование   между   надеждой   и   отчаянием оказывается   не   в   пользу   первого,   и   Актер   кончает   жизнь самоубийством. Вопросы: ­Кто   в   пьесе   вызывает   у   вас   наибольшую   симпатию,   а   кто антипатичен? ­Почему   Актер   кончает   жизнь   самоубийством,   даже   не попытавшись лечиться от пьянства, как ему советовал Лука?  Сергей Есенин Тема пьянства часто звучит в стихах Есенина, в частности в серии   стихов   “Москва   кабацкая”,   в   которых   отразились   личные переживания поэта. Характерно, что вино не дает веселости. Выпивка ведет к скандалам (“… за всякий мой пивной скандал они меня держали в тигулевке”), раскаянию за нанесенную обиду (“… дорогая я плачу, прости   …).   К   числу   причин   пьянства   поэта   следует   отнести   его   обидчивость, доверчивость,   повышенную   чувствительность, экзальтированность, легкую перемену настроения.  Тэффи  Рассказ “Сила воли” Один   из   самых   коротких   рассказов:   чуть   больше   одной   страницы, вместил в себя описание типичной ситуации самооправдания пьющего человека.   Желание   выпить   и   подчинение   ему   он   оправдывает стремлением   “испытать   себя”:   для   испытания   силы   воли  он   сначала 19 покупает бутылку вина, потом ставит ее на стол, потом откупоривает … и напивается так, как никогда ранее не напивался. Вопросы: ­Что заставляет героя рассказа испытывать свою волю? ­Было ли это на самом деле испытанием? М. Булгаков “Самогонное озеро” (Повествование). В рассказе с грустным юмором описано повальное пьянство жителей дома,   состоявшего   в   основном   из   коммунальных   квартир.   Пьянство проявляется   в   тяжелом   опьянении   с   расстройствами   психики   и нарушением   поведения,   что   обусловлено,   с   одной   стороны употреблением суррогата (самогона), а с другой, систематичностью его употребления. Показательно, что все привыкли к распитию спиртного, никто не протестует,  единственное возражение вызывает  агрессивное поведение   пьяных,   которое   затрагивает   интересы   жильцов.   Один   из потребителей самогона, возмущенный его “недоливом”, обращается с жалобой в милицию, но там его не принимают, не веря, что в квартале есть продавцы этого зелья. Робкие попытки повествователя бороться с пьянством путем убеждения не дают эффекта, и он вынужден на три дня праздников уехать к родственникам. Рассерженный автор в конце рассказа   предлагает   свой   проект   борьбы   с   самогоноварением   при помощи строгих судебных мер. Вопросы: ­Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? ­Кто из его героев вызывает наибольшую симпатию и антипатию? ­Что заставляет людей так себя вести (пьянство одних и пассивное отношение других)? 20 ­Насколько эффективен проект борьбы с самогоном, предложенный автором? ­Что изменилось с 1923 года, когда был написан этот рассказ? Рассказ “Морфий” Рассказана история врача, который пристрастился к морфию и не смог преодолеть   своей   болезни.   Попытка   вылечиться   от   морфинизма, используя   другой   наркотик,   не   увенчалась   успехом.   В   итоге   ­ самоубийство. Вопросы: ­Какие чувства вызывает у вас рассказ? ­Какова причина, которая толкнула врача, знающего о последствиях  морфинизма, к употреблению наркотика? ­Чем обусловлен трагический финал рассказа? Михаил Зощенко  Рассказы  “Беда” В отличие от стиля с грубоватым юмором события в этом рассказе М. Зощенко изложены иным языком. Описано долгожданное приобретение крестьянином лошади на базаре в городе, ради чего он “два года солому лопал”.   Встретив   своего   земляка   и   желая   “обмыть   покупку”,   он пьянствует в кабаке три дня и пропивает лошадь. Вопросы: ­Какие чувства вызывает крестьянин? ­Какие последствия может вызвать его поступок? ­Как встретят его в семье? ­Будет ли этот случай для него уроком? 21 “Землетрясение” В привычном для М.  Зощенко стиле описано,  как пьяница­сапожник напившись   “проспал“   землетрясение   в   Ялте.   Из­за   пьянства   было разворована значительная часть его имущества. После этого он решил поехать в Харьков лечиться от пьянства. Вопросы: ­Почему   этот   рассказ,   в   отличие   от   предыдущего   написан   с юмором? ­В чем разница отношения автора к его героям? ­Как вы сами относитесь к ним? В. Липатов  Повесть “Серая мышь” Среди   многих   произведений   современной   литературы   это поражает   клинической   достоверностью   и   полнотой   описания алкоголизма.   Распитие   алкоголя   в   рассказе   похоже   на священнодействие, имеет особую значимость для его участников. В их поведении перед распитием чувствуется радостное нетерпение.  Семен Балдин, видимо, давно страдает алкоголизмом, что отразилось на его лице (“…пористое, вздутое водянистой подушкой   … с прозрачными мешками под глазами, с чернотой обуглившихся губ …”). Показателем тяжести пьянства является также выраженное похмельное состояние, проявляющееся выраженным тремором (дрожанием) не только рук, но и всего тела, а также рвотой. При этом рвота возникает не на высоте опьянения (в этом случае она является защитной реакцией организма на интоксикацию),   а   на   следующий   день,   что   отражает   расстройство желудочно­кишечного тракта. Кто бы мог подумать, что еще три года 22 назад   Семен   Васильевич   был   уважаемым   в   поселке   человеком   ­ директором завода. Показательно, что среди выпивох присутствует Витька Малых, для которого алкоголь не представляет особой ценности (“Водку он на вкус и запах терпеть не мог…”). Однако другой компании он, видимо, найти   себе   не   мог,   да   и   здесь   он   играл   особую   роль:   заботился   о перепивших, мирил их во время пьяных ссор, что, вероятно, повышало его значимость. Кроме того, он лучше всех умел находить деньги для выпивки. Приятели   понимают,   что   выпивка   не   доводит   до   добра,   и поэтому Ванечка Юдин намерен “с первого августа завязать”, но ему никто не верит: “Ты три года завязываешь!” ­ с усмешкой сказал Устин Шемяка. Весь   поселок   понимает,   что   с   этой   пьяной   компанией   что­то   надо делать. Высказываются и конкретные намерения отправить на лечение Семена   Баландина,   но   дальше   разговоров   дело   не   идет.   Выявляется двойственное отношение к пьяницам в деревне: с одной стороны, их презирают, иногда ненавидят, с другой, ­ жалеют, дают деньги, кормят. Даже   седовласая   учительница   Серафима   Матвеевна   Садовская относилась   к   ним   снисходительно,   пока   ее   сын   не   пришел   впервые пьяным. В чем же причина такого отношения? Может быть, в том, что отчасти   чувствовали   свою   вину,   например,   в   пьянстве   Семена Баландина,   который   в   бытность   свою   директором   был   вынужден посещать   все   застолья,   чтобы   подчиненные   не   обвинили   его   в 23 зазнайстве?   Может   быть,   чувствовали,   что   сами   могут   оказаться   в таком же положении? Прямого ответа на этот вопрос автор не дает. В рамках повести каждый из героев описывает какой­либо случай из своей жизни, и все они связаны с драматической ролью алкоголя.  Повесть названа “Серая мышь”, хотя сам эпизод с ее появлением (а может   быть,   она   вообще   привидилась   пьяному   Борису   Зеленину) занимает   ничтожно   малую   часть   повествования.   Вместе   с   тем     ее появление   является   символом,   отражает   надежду   человека   на возможность внезапного изменения своей жизни. Даже самый отчаянный пропойца Семен  Баландин,  допившись  до галлюцинаций,  с надеждой высматривает:   вдруг   из   отверстия   в   углу   комнаты   появится   серая мышь. Вопросы: ­Какие чувства вы испытали при чтении повести? ­Какое впечатление произвели на вас ее герои? ­Кто из них чувствует себя счастливым и в какие моменты? ­В чем причина пьянства каждого из них? ­Как относятся к ним окружающие и сам автор? ­Почему весь поселок не в состоянии им помочь?  ­Если бы вам предложили поставить спектакль, то какую роль  каждый бы выбрал? В. Шукшин   Рассказ “Материнское сердце” Описана достаточно типичная ситуация с молодым не слишком умным, но самонадеянным человеком. Женитьба для него ­ одно из событий в череде жизненных дел. С легкостью он готов изменить невесте с первой встречной   симпатичной   девушкой,   хотя   симпатичность   ее   внушает 24 сомнения, судя по описанию опухшего от пьянки лица и трясущихся рук.   Судьба   жестоко   наказывает   Витьку:   девушка   с   сообщницами опоила его и обокрала. Обозленный, он провоцирует драку и наносит серьезные   травмы   милиционеру   и   двум   случайным   прохожим. Отношение к  этим  событиям  матери  Витьки  довольно  типичное для русской крестьянки: ее сын трезвый и мухи не обидит, а за совершенное преступление в пьяном виде его надо простить. Она готова продать все, чтобы выручить сына, и едет в вышестоящие инстанции за помощью.  Вопросы: ­Какие чувства у вас вызывает рассказ? ­Как вы относитесь к Витьке и его матери? ­Если бы вы были в роли пострадавших, то могли бы простить  Витьку? ­Сможет ли невеста его простить?  ­Если простит, то дождется ли его после срока заключения? ­Девушкам: как бы вы поступили, если бы это был ваш жених? Юношам: если бы он был вашим знакомым, то пошли бы вы  защищать его в суд? Чингиз Айтматов  Рассказ “Плаха” В   произведении   показан   эпизод   из   жизни   сборщиков   наркотика   ­ конопли.   Журналист   Авдий,   бывший   священник,   изгнанный   из семинарии   за   вольнодумство,   внедрился   в   группу   наркокурьеров   ­ молодых людей, отправившихся в Среднюю Азию.   Вместе с ними он собирает   коноплю,   испытывает   легкое   опьянение   от   вдыхания   ее пыльцы. Авдий не выдерживает и раскрывается, когда сталкивается с тем, что сами курьеры на его глазах курят “косяк”. Он пытается их 25 образумить, но чуть не гибнет в драке, когда его выбрасывают на ходу из поезда. Закономерен финал ­ встреча всех участников, арестованных милицией. Вопросы: ­Какие чувства вызывает у вас Авдий? ­Чем он руководствовался, когда внедрился в группу наркокурьеров? ­Почему он раскрыл себя, подвергнув риску свою жизнь? ­Как вы относитесь к другим персонажам рассказа? В. Распутин      Повесть “Пожар” Действие повести разворачивается в лесхозовском поселке на Ангаре в Сибири.   События   описываются   глазами   главного   героя   Ивана Петровича,   человека   честного,   трудолюбивого   и   совестливого.   Он размышляет   о   том,   что   в   “неопрятном   поселке”,   напоминающем временное   пристанище,   неуютно   жить   человеку.   Но   не   так   страшен беспорядок   вокруг,   как   беспорядок   в   душе,   который   ощущает   с некоторых   пор   герой.   В   поселке   было   много   пришлых   людей, “архаровцев”,   как   их   называет   Иван   Петрович,   которым   не   было знакомо чувство ответственности за родной дом, да его у них и не было. Поселок населяли люди, лишенные духовных ориентиров. Начавшийся пожар продовольственного склада приводит к разворовыванию товаров, прежде   всего   водки.   Последовавшая   сразу   вслед   за   этим   массовая попойка   приводит   к   жестокому   и   бессмысленному   убийству   двух жителей поселка. Коментарий   психолога.   Описываемые   события   являются   хорошей иллюстрацией   научных   исследований,   показывающих,   что   пьянство наиболее распространяется в тех местностях, где наибольшая миграция 26 и ряды мигрантов составляют люди, оторвавшиеся от своих социально­ культурных корней. В. Астафьев     Повесть “Печальный детектив” Герой повести ­ бывший сотрудник уголовного розыска, рано ушедший в   отставку   по   ранению,   совестливый   человек   Леонид   Сошнин.   Он пытается   понять,   что   является   причиной   растущего   в   обществе   зла, частью которого является пьянство.  Перед   читателем   проходят   яркие   описания   отдельных   персонажей: спившаяся,   потерявшая   человеческий   облик   женщина,   прозванная Урной,   которая,   куражась,   привязывается   к   прохожим;   молодой чаловек, “откушав в кафе горячительного”, убивший мимоходом трех человек, потому что их “хари не понравились” и строящий на допросе из себя невинного (“я ж не хотел …”). Удивляет бывшего следователя то сочувствие, с которым окружающие относятся к пьяницам. Когда милиция арестовывает убийц, прохожие жалеют “бедного мальчика”, у которого чужая кровь на руках еще не засохла.  Леонид Сошнин, размышляя о причинах такого нравственного падения, делает вывод о том, что виноваты в нем окружающие, которые не  пытаются противостоять злу. Вопросы: ­Какие чувства у Вас вызвала эта повесть? ­Разделяете ли вы позицию главного героя? Владимир Высоцкий В отличие от других авторов, В. Высоцкий не боялся открыто   которые   его говорить   о   личных   проблемах,   даже   тех, компрометировали.   Так,   много   стихов   посвящено   пьянству   и   его 27 последствиям.   Отношение   к   своим   пьющим   героям   у   поэта сочувственное,   поскольку   все   они   являются   в   конечном   итоге пострадавшими от пьянства. Так, в стихотворении о джине, который вылез из бутылки (“У вина достоинство, говорят, целебное. Я решил попробовать,   бутылку   взял,   открыл   …),   оказывается,   что   ничего полезного   он   сотворить   своему   хозяину   не   может   (“   …   и   кроме мордобития   никаких   чудес   …”).   В   другом   стихотворении   показан спивающийся   фронтовик­офицер,   не   нашедший   своего   пути   в   жизни (“… он ругался и пил, я ­ за ним по пятам …). Стихи о пьянстве могут быть комичными (“Сегодня в нашей комплексной бригаде …”). Здесь герой,  напившись,  оказывается  в пьяном виде в ограде  у бегемотов. Вместе с тем личная судьба В. Высоцкого изобилует драматическими событиями,   значительная   часть   которых   была   порождена злоупотреблением   алкоголем   и   наркотиками,   о   чем   с   пронзительной болью   писала   Марина   Влади   в   своих   мемуарах   “Прерванный   полет вдвоем”. Использованная литература 1.  Кузнецов   О.Н.,  Лебедев   В.И.  Достоевский  о  тайнах  психического здоровья. ­ М.: Изд. Рос. открытого ун­та, 1994. ­ 168 с. 2.   Психология   здоровья   в   художественной   литературе:   Психология жизни и смерти. Человек в чрезвычайных ситуациях. Образ жизни и здоровья.   Хрестоматия.   /   Составитель   С.С.   Тверская.   ­   М.: Московский психолого­социологический институт, 1999. ­ 240 с. 3. Трезвые мысли. Повести. Рассказы. Фельетоны. / Составитель Б.Л. Тихоненко. М.: Сов. писатель, 1987.­ 512 с. 28 29

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы

Антинаркотическая профилактическая работа с учащимисяна уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017