Антонимы.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок предполагает обучение в классе, где есть ученик с ОВЗ (слабовидящий).
Иконка файла материала Русский язык_ 5 класс_Антонимы.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия новых  знаний

Учитель: Бутримова Н.А. МБОУ «Верещакская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.И.Пугачёва» Новозыбковского района

ТЕМА УРОКА: АНТОНИМЫ

УМК. Академический школьный учебник в двух частях Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын) ФГОС

Класс:5

Цели:

- деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

-содержательные: дать представление об антонимах:, употреблении в речи; развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

- корректирующие: создать условия для усвоения темы, дать представление об антонимах, развивать мыслительные операции.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащейся с ОВЗ (слабовидящая)

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель:

включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

 

Приветствие учащихся.

Предлагает эпиграф:
Ученье-свет, а неученье- тьма.

Корень учения горек, а плоды его -сладки.

Как вы понимаете смысл данных пословиц?

 

Читают пословицу. Высказывают своё мнение.

 Получает контрольный лист урока, набранный большим шрифтом.

 

Слушает.

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

 

Как вы думаете, какие ключевые слова нам помогают понять смысл пословиц? Какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают?

Запишите ответ. Как вы думаете, в чём её особенность употребления данных слов в пословице?

Предположите, какая тема урока у нас сегодня?

 

Стр. 86

Находят ключевые слова. Записывают. Один ученик работает у доски.

Корень-плод(суш.), ученье-неученье(сущ), свет-тьма(сущ.), горек-сладок(прилаг.)1й

 

Делают свои предположения.

 Выписывает слова в тетрадь.

 

 

Слушает, предлагает свой вариант.

Читает вслух.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3) Этап выявления места и причины затруднения,

построения проекта выхода из затруднения.

 

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), применение нового знания в типовых заданиях

Где можно встретить антонимы? Зачем нам нужны антонимы? Приведите примеры

Решите пропорцию:

Добрый+ веселый=?

? + грустный=несчастный

Придумайте свою пропорцию:

1группа- существительные

2группа-прилагательные

3 группа- глаголы

Какой группе было сложнее? Почему?

Отвечают на вопросы. Приводят примеры.

Решают пропорцию, комментируя ответ.

 

 

Придумывают собственные пропорции.

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос, выдвигают предположение.

Слушает, приводит примеры.

На листе записаны слова, придумать к ним антонимы разных частей речи.

Работает с учителем.

Алгоритм работы:

1.  Определи, какая это часть речи.

2. Объясни значение данного слова.

3. Найди слово такой же части речи с противоположным значением.

4. Запиши слова через тире парами.

 

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.

 

5) Этап реализации построенного проекта.

 

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. 

 

Предлагает заполнить пробелы в тексте.

По_____лесу гулял ______человечек. Он был ______роста, с _________ушами и ______глазами. Малыш________пел _____песни, а ______ему подпевали. Природа вместе с _______человечком _______.

Задание по выбору: 1- вставить подходящие по смыслу слова(3балла), 2- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями(4 балла), 3-- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями, озаглавить текст(5 баллов).

Зад.:  подчеркнуть антонимы.

Работают по заданию, читают полученный текст, оценивают работу одноклассников.

Упр. 193. Работает с помощью учителя.

Алгоритм работы:

1.  Прочитай слово и определи его значение.

2.  Читай внимательно каждое слово и определяй его значение.

3. Если встретилось слово с противоположным значением искомому, то аккуратно зачеркни пару антонимов.

4. Если слова с противоположным значением нет, выпиши искомое слово в тетрадь.

5. Записывай слова в строчку, через запятую.

Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. 

 

 

Работа по учебнику –упражнение  189

Работают по учебнику, комментируя подобранные ответы

Упр. 189 Работает совместно с классом.

Алгоритм работы:

1.  Найди слово, употребленное неверно по значению.

2. Вспомни слово с противоположным лексическим значением.

3. Спиши предложение, заменяя ошибочное слово антонимом.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция

7) Этап включения в систему знаний и повторения.

 

Цель: повторение и закрепление ранее изученного

Предлагает найти антонимы из группы слов:

Земля, дорога, бежать, спать, черный, небо, добрый, старость, белый, золотой, молодость.

Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему?

Сделайте вывод о роли антонимов в речи?

Стр. 87

Находят антонимичные пары.

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Делают вывод о роли антонимов в речи.

С листа списывает в тетрадь. Работает самостоятельно.

Алгоритм работы:

1.  Прочитай слово и определи его значение.

2.  Читай внимательно каждое слово и определяй его значение.

3. Если встретилось слово с противоположным значением искомому, то выпиши эту пару антонимов.

4. Если слова с противоположным значением нет, то не пиши его.

5. Записывай пары в строчку, через запятую.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Личностные: самоопределение.

8) Этап рефлексии учебной деятельности.

 

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

 

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
 Мне было трудно …
 Теперь я могу …
 Я приобрёл …
 Я научился …

Домашнее задание (по выбору уч-ся)

  1. Упражнение 196;
  2. из русских народных сказок выписать прилагательные, которые характеризуют  героев;
  3. Придумать мини-сочинение о роли антонимов в речи.

Выполняют рефлексию.

 

 

 

Записывают домашнее задание

То же, что и все.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой  выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

 

Тест

  1. Подберите синоним к слову зелёный.

  А) изумрудный    Б) зеленеть    В) солнечный

  2. Какое из данных слов не является синонимом к слову бежать?

  А) бег   Б) лететь   В) мчаться

  3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

  А) добрый – участливый – человеколюбие

  Б) спать – почивать – дрыхнуть

В) теплый – жара – душный

4. Подберите синоним к слову несчастье.

А) горемычный    Б) беда    В) радость

5. Подберите антоним к слову поздний.

А) поздно    Б) ранний    В) вчерашний

6. Какое из данных слов не является антонимом к слову грустный?

А) весёлый   Б) мрачный   В) радостный

  7.  Какая из данных строк является антонимической парой?

  А) добрый – вежливый     Б) одеть- обуть  В) верх- низ

 

 

1-_________2-__________3-___________4-___________5-__________6-_________7-______

 

 

_______________________________________________________________________________

 

 

 

Тест

  1. Подберите синоним к слову зелёный.

  А) изумрудный    Б) зеленеть    В) солнечный

  2. Какое из данных слов не является синонимом к слову бежать?

  А) бег   Б) лететь   В) мчаться

  3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

  А) добрый – участливый – человеколюбие

  Б) спать – почивать – дрыхнуть

В) теплый – жара – душный

4. Подберите синоним к слову несчастье.

А) горемычный    Б) беда    В) радость

5. Подберите антоним к слову поздний.

А) поздно    Б) ранний    В) вчерашний

6. Какое из данных слов не является антонимом к слову грустный?

А) весёлый   Б) мрачный   В) радостный

  7.  Какая из данных строк является антонимической парой?

  А) добрый – вежливый     Б) одеть- обуть  В) верх- низ

 

1-_________2-__________3-___________4-___________5-__________6-_________7-______

 


Посмотрите также