ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Учитель: Бутримова Н.А. МБОУ «Верещакская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.И.Пугачёва» Новозыбковского района
ТЕМА УРОКА: АНТОНИМЫ
УМК. Академический школьный учебник в двух частях Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын) ФГОС
Класс:5
Цели:
- деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
-содержательные: дать представление об антонимах:, употреблении в речи; развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
- корректирующие: создать условия для усвоения темы, дать
представление об антонимах, развивать мыслительные операции.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Деятельность учащейся с ОВЗ (слабовидящая) |
УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
|
Приветствие учащихся. Предлагает эпиграф: Корень учения горек, а плоды его -сладки. Как вы понимаете смысл данных пословиц? |
Читают пословицу. Высказывают своё мнение. |
Получает контрольный лист урока, набранный большим шрифтом.
Слушает. |
Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
|
Как вы думаете, какие ключевые слова нам помогают понять смысл пословиц? Какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают? Запишите ответ. Как вы думаете, в чём её особенность употребления данных слов в пословице? Предположите, какая тема урока у нас сегодня?
Стр. 86 |
Находят ключевые слова. Записывают. Один ученик работает у доски. Корень-плод(суш.), ученье-неученье(сущ), свет-тьма(сущ.), горек-сладок(прилаг.)1й
Делают свои предположения. |
Выписывает слова в тетрадь.
Слушает, предлагает свой вариант. Читает вслух. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3) Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения.
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), применение нового знания в типовых заданиях |
Где можно встретить антонимы? Зачем нам нужны антонимы? Приведите примеры Решите пропорцию: Добрый+ веселый=? ? + грустный=несчастный Придумайте свою пропорцию: 1группа- существительные 2группа-прилагательные 3 группа- глаголы Какой группе было сложнее? Почему? |
Отвечают на вопросы. Приводят примеры. Решают пропорцию, комментируя ответ.
Придумывают собственные пропорции.
Отвечают на поставленный вопрос, выдвигают предположение. |
Слушает, приводит примеры. На листе записаны слова, придумать к ним антонимы разных частей речи. Работает с учителем. Алгоритм работы: 1. Определи, какая это часть речи. 2. Объясни значение данного слова. 3. Найди слово такой же части речи с противоположным значением. 4. Запиши слова через тире парами.
|
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.
|
5) Этап реализации построенного проекта.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
|
Предлагает заполнить пробелы в тексте. По_____лесу гулял ______человечек. Он был ______роста, с _________ушами и ______глазами. Малыш________пел _____песни, а ______ему подпевали. Природа вместе с _______человечком _______. Задание по выбору: 1- вставить подходящие по смыслу слова(3балла), 2- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями(4 балла), 3-- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями, озаглавить текст(5 баллов). Зад.: подчеркнуть антонимы. |
Работают по заданию, читают полученный текст, оценивают работу одноклассников. |
Упр. 193. Работает с помощью учителя. Алгоритм работы: 1. Прочитай слово и определи его значение. 2. Читай внимательно каждое слово и определяй его значение. 3. Если встретилось слово с противоположным значением искомому, то аккуратно зачеркни пару антонимов. 4. Если слова с противоположным значением нет, выпиши искомое слово в тетрадь. 5. Записывай слова в строчку, через запятую. |
Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
|
Работа по учебнику –упражнение 189 |
Работают по учебнику, комментируя подобранные ответы |
Упр. 189 Работает совместно с классом. Алгоритм работы: 1. Найди слово, употребленное неверно по значению. 2. Вспомни слово с противоположным лексическим значением. 3. Спиши предложение, заменяя ошибочное слово антонимом. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция |
7) Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного |
Предлагает найти антонимы из группы слов: Земля, дорога, бежать, спать, черный, небо, добрый, старость, белый, золотой, молодость. Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему? Сделайте вывод о роли антонимов в речи? Стр. 87 |
Находят антонимичные пары.
Отвечают на вопрос. Делают вывод о роли антонимов в речи. |
С листа списывает в тетрадь. Работает самостоятельно. Алгоритм работы: 1. Прочитай слово и определи его значение. 2. Читай внимательно каждое слово и определяй его значение. 3. Если встретилось слово с противоположным значением искомому, то выпиши эту пару антонимов. 4. Если слова с противоположным значением нет, то не пиши его. 5. Записывай пары в строчку, через запятую. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Личностные: самоопределение. |
8) Этап рефлексии учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
|
Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал
… Домашнее задание (по выбору уч-ся)
|
Выполняют рефлексию.
Записывают домашнее задание |
То же, что и все. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
Тест 1. Подберите синоним к слову зелёный. А) изумрудный Б) зеленеть В) солнечный 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову бежать? А) бег Б) лететь В) мчаться 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) спать – почивать – дрыхнуть |
В) теплый – жара – душный
4. Подберите синоним к слову несчастье.
А) горемычный Б) беда В) радость
5. Подберите антоним к слову поздний.
А) поздно Б) ранний В) вчерашний
6. Какое из данных слов не является антонимом к слову грустный?
А) весёлый Б) мрачный В) радостный
7. Какая из данных строк является антонимической парой? А) добрый – вежливый Б) одеть- обуть В) верх- низ |
|
1-_________2-__________3-___________4-___________5-__________6-_________7-______
_______________________________________________________________________________
Тест
1. Подберите синоним к слову зелёный.
А) изумрудный Б) зеленеть В) солнечный
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову бежать?
А) бег Б) лететь В) мчаться
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) спать – почивать – дрыхнуть
В) теплый – жара – душный
4. Подберите синоним к слову несчастье.
А) горемычный Б) беда В) радость
5. Подберите антоним к слову поздний.
А) поздно Б) ранний В) вчерашний
6. Какое из данных слов не является антонимом к слову грустный?
А) весёлый Б) мрачный В) радостный
7. Какая из данных строк является антонимической парой? А) добрый – вежливый Б) одеть- обуть В) верх- низ |
1-_________2-__________3-___________4-___________5-__________6-_________7-______
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.