А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя
Оценка 4.8

А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя

Оценка 4.8
Домашнее обучение +2
docx
русская литература
10 кл
28.11.2021
А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя
А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч»). Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов.
А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». .docx

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч»). Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов.

 Введение

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

Произведение и эпоха

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» – известнейшее произведение, и даже имя героя давно стало нарицательным. «Ионыч» был написан на рубеже XIX и XX веков. Исчезнувшие за сто с лишним лет явления и предметы станут более понятными, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

Проблематика

В рассказе можно выделить несколько важных проблем: человек и повседневность, личность и среда, мечта и действительность. В центре внимания автора – конфликт между «казалось» и «оказалось»: между планами, надежами и тихим убожеством повседневности. Можно ли с течением времени сохранять свежесть восприятия? Под силу ли выжить в глухом провинциальном уголке, не потеряв внутренней силы и жажды поиска? Традиционно считается, что Ионыч – человек пошлый, скучный, погрязший в обывательской провинциальной среде. Но так ли это? Если хотите поразмышлять о проблемах, которые затрагивает в рассказе Чехов, загляните в Вопросы для дискуссии.

Сюжет и композиция

В основе сюжета рассказа – изменения, постепенно происходящие с главным героем, Дмитрием Ионовичем Старцевым. Завязкой можно считать приезд Старцева в губернский город С. и знакомство с семьёй Туркиных. Кульминацией становится эпизод на кладбище – внезапно нахлынувшее непонятное чувство, овладевшее героем. Развязкой служит решение Ионыча не общаться больше с Туркиными, а повествование о дальнейшей жизни персонажей играет роль эпилога. Как мы видим, композиция рассказа (и даже наличие мини-эпилога) напоминает роман в миниатюре.

Вспомнить события, которые описаны в произведении, можно с помощью раздела Сюжет, хотя объём текста совсем небольшой и мы, конечно, рекомендуем знакомиться с полным произведением.

 

Жанр

Перед нами рассказ романного типа: в тексте малого объёма описывается жизнь персонажа, его душевные взлёты и падения. Важнейшая задача романа – отобразить жизненную эволюцию героя, и именно такие перемены в жизни Ионыча показывает Чехов.

Персонажи

Главный герой – врач Дмитрий Старцев. В начале рассказа это полный сил молодой мужчина, а ближе к финалу – разочарованный, усталый Ионыч, которого волнуют прозаические проблемы (важно, что меняется даже именование героя).

Екатерина Ивановна (Котик) – интеллигентная барышня, несостоявшаяся пианистка. В начале рассказа видит себя музыкантом, потом справедливо разочаровывается в собственном таланте. С темой нереализованных творческих планов героини соседствует тема несостоявшейся любви Старцева и Екатерины Ивановны.

Туркины (Иван Петрович и Вера Иосифовна), родители Котика, пользуются репутацией самой образованной и творческой семьи в городе: он постановщик-любитель, она писательница-графоманка. Их образы отмечены постепенно нарастающей иронией.

Художественные приёмы

Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор. Ощущение многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже», «каждый день», «каждую осень». В рассказе воспроизводятся (лишь с небольшими вариациями) одни и те же ситуации, позы, жесты, слова героев. Дважды Вера Иосифовна читает гостям свои романы, а лакей Пава принимает заученную трагическую позу. Многократно повторяет Иван Петрович свои анекдоты, шутки. Пять раз говорится об игре Екатерины Ивановны. Практически симметрично повторяется ситуация безответного объяснения (сначала равнодушна Екатерина Ивановна, потом – Ионыч). Кольцевая композиция (упоминание дома Туркиных) усиливает ощущение замкнутости мира вокруг героя и жизненного тупика.

Дополнительные материалы

Предлагаем вам различные интерпретации произведения. Эти материалы помогут вам во время ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Вы найдёте их в разделе

 

Сквоз­ные темы к уроку «А.П. Чехов. "Ионыч"»

В этом разделе мы видим, что темы, которые затрагивает автор, – это масштабные и значимые вопросы. Где ещё (в предшествующей и дальнейшей литературе) обсуждаются похожие проблемы? С кем из авторов Чехов вольно или невольно вступает в творческий диалог?

 

Несостоявшаяся любовь. Всегда ли человек может найти любовь? Что делать, если отношения не складываются и люди не понимают друг друга? Перед нами множество героев, так и не сумевших быть вместе их-за разного понимания жизни. Татьяна и Онегин, Ольга Ильинская и Обломов, Наташа и князь Андрей – этот список вы можете продолжить сами.

 

Человек и искусство. Старцев, слушая игру Котика на рояле, представляет себе, что это камни сыплются и сыплются с горы, и ему хочется, «чтобы они перестали сыпаться». Но соприкосновение с искусством в литературе не всегда описывается иронично. Например, в «Войне и мире» Николай Ростов, проиграв Долохову гигантскую сумму, возвращается домой и слышит пение сестры. Николай в отчаянии, но чудесное искусство Наташи меняет его душевное состояние. Вспомним, как ария, исполняемая Ольгой Ильинской, пробуждает в Обломове восторг и желание жить. Подлинное искусство прекрасно, а мнимое лишь раздражает – примеры этому находим в русской классике.

 

Деньги, накопительство. Отрицательное отношение к материальным благам – особенность русской литературы. Коробочка и Плюшкин в «Мертвых душах» Гоголя, циничный Кнуров в «Бесприданнице» Островского, Алена Ивановна в «Преступлении и наказании» Достоевского… А вспомните Чичикова, который копил деньги, складывал их в мешочек, а когда мешочек наполнился, зашил его и стал копить в следующий. Но есть и другие люди, например, Штольц из романа «Обломов»: он ведь не собирается останавливаться в работе даже тогда, когда «учетверит» капитал, – значит, для него дело не в деньгах (которые лишь возможность для развития), а в деятельности как таковой. И в «Ионыче» Чехов размышляет на непростую и неоднозначную тему отношения к деньгам.

 

Человек и вечность. Почти все герои русской литературы – даже Плюшкин у Гоголя, Иудушка Головлев у Салтыкова-Щедрина, Наполеон у Льва Толстого – переживают хотя бы минуту душевного просветления. Это происходит тогда, когда они соприкасаются с вечным: верой, смертью, дорогими воспоминаниями, природой. Такую же возможность дарит Чехов Дмитрию Старцеву.

Современники Чехова по-разному оценивали рассказ «Ионыч».

Волынский А.Л. , критик XIX-XX веков, видит в «Ионыче» изображение «настоящей русской действительности». Герои рассказа – «неудачные дилетанты искусства, воображающие себя непризнанными талантами, разные добродушные домашние комедианты и комики, опускающийся, полнеющий, жиреющий доктор – типично русские люди. И медленный, вялый темп их жизни тоже характерен для России».

Отражение в искусстве к уроку «А.П. Чехов. "Ионыч"»
Почему автор объединил эти рассказы в трилогию? Какова внутренняя связь между ними?

^ Анализ рассказа «Крыжовник»
- Какая связь между предыдущим рассказом и рассказом «Крыжовник»? 
- Чем создан футляр Николая Ивановича? 
- А что, по мнению Чехова, нужно человеку?
- Чем ограничил вокруг себя пространство Николай Иванович? О чём мечтал? Как жил?
- Добился ли своего наш герой? Был ли он счастлив?
- Почему Ивана Ивановича охватило отчаяние при виде счастливого брата, «довольного своей судьбой и самим собою»?
- О чем нужно напоминать счастливому человеку? 
- В чем же смысл человеческой жизни, по мнению Чехова?
 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч»

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч»

Художественные приёмы Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор

Художественные приёмы Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор

Современники Чехова по-разному оценивали рассказ «Ионыч»

Современники Чехова по-разному оценивали рассказ «Ионыч»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2021