МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Луганской народной республики
Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования»
Отдел методики преподавания учебных дисциплин
|
Аппликация как вид художественного оформления изделий
выпускная работа
Берии Натальи Николаевны,
слушателя курсов повышения квалификации учителей технологии,
учителя ГОУ ЛНР «Вахрушевский учебно -воспитательный комплекс №1 «Гармония»
Луганск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства………………………………………………………………..5
1.1. Сущность эстетического воспитания……………………………..5
1.2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы…….......7
1.3. История возникновения аппликации……………………………..12
ГЛАВА II. Методика обучения технике аппликации …………....18
2.1. Материалы и оборудование………………………………………..18
2.2. Подбор ткани по цвету …………………………………………….19
2.3. Последовательность выполнения аппликации из ткани …………21
2.4. Составление эскиз аппликации ……………………………………22
2.5. Закрепление аппликации на ткани………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без
воспитания в нем чувства прекрасного...», в этих словах просто и ясно выражена
мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между
эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов.
Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной. Применяют как декоративный элемент как изделий, так и одежды. Также аппликация из ткани отлично применяется для создания красивых подарочных открыток, поздравлений, подарков. Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Она является отличительной особенностью детской одежды. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
Актуальность работы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию школьников путем аппликации необходимо разработать комплекс уроков, направленный на воспитание, «уточнение» чувств человека, развитие способности различать оттенки цвета, ощущения единства с природой. На уроках следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания учащихся посредством техники аппликации. Изучить содержание и методику преподавания раздела, как можно больше получить специальных знаний, необходимых для практических работ в изготовлении аппликации.
Задачи работы:
-изучить историю возникновения аппликации;
-исследовать какая бывает аппликация по форме, цвету, тематике, способу прикрепления;
-изучить материалы, используемые в аппликации.
Используемые источники. В соответствии с поставленной целью и задачами в работе использовалась такая литература, как учебное пособие, периодическая литература, научные работы, учебник.
ГЛАВА I. Аппликация как отрасль декоративно-прикладного
искусства.
1. 1. Сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» - воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни [1, с.67].
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: «Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика-это приобщение к искусству 5, с.88.
Эстетическое воспитание включает:
- знание законов, по которым создаются произведения искусства;
- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
- развитие творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.
На уроках мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:
- рассказывая о прекрасном, учитель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
- эстетическое чувство учитель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков.
- ребенок подражателен, поэтому учитель должен давать только положительные примеры для подражания.
Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.
Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок. Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
1. 2. Понятие «аппликация», её виды и технические приемы
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации [7, с.34]. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсит различные предметы.
Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.
Предметная аппликация.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской [8, с.45].
Этот вид работы часто используется и широко применяется в отделке женской и детской одежды. Для аппликаций используют различные виды тканей, как гладкокрашеных, так и с рисунком. Вначале обязательно подготавливают эскиз в натуральную величину на бумаге. Рисовать непосредственно на ткани категорически запрещено, чтобы не портить материал. Готовый рисунок переносят на ткань по цветовым фрагментам и вырезают детали. Кладут заготовки на основу, находят наиболее удачное композиционное расположение, после чего крепят. Детали аппликации можно крепить различными способами. Мелкие детали лучше приклеить. Рисунки, состоящие из небольшого количества крупных цветовых пятен, можно пришить. На одежду аппликацию только пришивают. Сначала ткань наметывают редкими стежками. Крепить можно различными швами в зависимости от рисунка. Например, взъерошенного кота, львенка, собачку можно пришить швом "козлик", "полукрест", имитирующим шерсть животных. Цветы лучше пришить швом "через край". Всегда необходимо помнить, что шов должен не только соединять детали, но и служить элементом украшения. В многоцветной аппликации важно продумать очередность соединения деталей.
Декоративная аппликация.
Связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т. д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.
Содержание орнаментов народные художники черпают из реальной жизни. Но они ее не просто копируют; отталкиваясь от конкретного образа (цветка, птицы, животного и т. п.), перерабатывают его в декоративные формы. Например, в орнаментах народов, живущих на севере, встречаются декоративные ветки березы, ели, сосны, листья и ягоды рябины, фигуры оленя; на Украине — подсолнухи, кукуруза, колосья злаков, петухи; в Армении, Грузии—завитки листьев и плоды винограда; в Киргизии — завитки рогов животных; в Узбекистане — цветы и листья хлопка. Здесь есть возможность усвоить способы композиционного и колористического размещения форм. Для создания национальных орнаментов используют в основном растительные, животные, геометрические формы.
Сюжетная аппликация.
Сюжет—это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении. Как отбирать сюжеты для аппликации?
Историческое прошлое страны, города,
памятники старины,
архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации 10, с.98.
Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации. Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.
Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.
Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.
Съемная аппликация.
Еще одна разновидность аппликации — съемная. Наиболее характерный ее пример — эмблема для детской спортивной одежды. Сначала на плотной ткани вышивают спортивную или другую эмблему, обшивают ее плотным валиком, вырезают по контуру и пришивают к изделию вручную или на машине. Съемная аппликация может быть использована и как элемент отделки женского платья. Если в аппликации нужно показать переход одного тона в другой, на границе перехода тона стежки делают неодинаковой длины, в виде зубцов. Стежки последующего тона — как бы продолжение предыдущего, благодаря этому переход тонов становится незаметным.
Объемная аппликация.
Обработав синтетическую ткань: полиэстр или тонкий трикотин по срезу частой строчкой «зиг-заг», можно получить красивый волнистный край. Это свойство новых тканей и послужило возникновению нарядной вышивки — объемной аппликации.
Оригинальность этой техники в том, что элементы одного рисунка, обычно это листья или лепестки, выполняются по-разному: одни вышиваются обычно — гладью, а другие — объемными.
Объемные элементы рисунка выполняют из косых полос ткани шириной 2—3 см тонкого эластичного материала. Отлетные стороны полосок необходимо скруглить по краям и обработать частой закруткой строчки «зиг-заг».
Располагая объемную деталь среди элементов, вышитых гладью, ее обычно крепят по длине листика или лепестка строчкой, укладывая фигурно. Затем линию пришива замаскировывают стежками гладьевого валика или широкими гладьевыми стежками, если вторая половина элемента вышивается гладью.
Утюжат вышивку с лицевой стороны очень осторожно, стараясь не примять Однослойная и многослойная аппликация.
Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.
Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.
Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т. е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы [11, с.22].
1. 3. История возникновения аппликации
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V–III вв. до н. э.). Произведенные раскопки пяти курганов могил племенных вождей – обнаружили мумии с различными предметами. Найдены останки 10 трупов лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вшитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцы художественного шитья. Вся внешняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет. Борта колоды, кроме того, были украшены наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи. На огромном белом шатре площадью около 30 кв. м из войлока нашиты цветные аппликации – орнаментальные полосы [9, с.112].
Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярностью аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожер II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок – своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось по всей Италии, Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа [6, с.77].
В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации. Особенно процветания аппликационные работы достигли в XVI в. Италии и Испании в церковном одеянии.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.
В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Антинг и Ф. Сидо.
В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф (). За свою долгую жизнь он сделал свыше 2000 разнообразных работ: он модельер,
В настоящее время каждый из нас не может представить себе и дня без бумаги. Нас повсюду окружают бумажные и картонные предметы, вещи. Это книги домашней библиотеки или папки файлы с листами на работе, оберточная бумага в магазине и даже рулоны туалетной бумаги в санузле. На бумаге мы рисуем, выполняем чертежи, планы, пишем письма и открытки, телеграммы.
Однако так было не всегда. Наши далекие предки не имели в своем распоряжении бумаги. С появлением письменности они на протяжении многих столетий искали подходящий материал, на котором можно было зафиксировать свои мысли и передать их следующим поколениям. В одних уголках мира для этих целей использовались пальмовые листья, на которые наносились знаки и рисунки острыми предметами. Другие народы вырезали пиктограммы на костях животных или выбивали их на камнях.
Позднее в качестве основы и материала для письма люди стали использовать глиняные кирпичики-плитки, которые для большей устойчивости и сохранности подвергали обжигу. Однако это всё было очень хрупким и быстро приходило в негодность, разрушалось и осыпалось. Кроме того, эти письмена были недостаточно удобными в обращении, хранении и переносе.
Поиски писчего материала привели наших далеких предков к тому, что они остановили свой выбор на деревянных табличках. Кору или куски древесины они покрывали тонким, ровным слоем воска. В качестве пишущего приспособления использовались «стили» - двухсторонние палочки с заостренными и притупленным концами. Острым концом палочки на дощечку наносились знаки или рисунки, тупой конец служил для затирания восковой поверхности в случае неверного выполнения рисунка или ошибки.
Жители Древнего Китая выжигали иероглифы на бамбуковой коре. Уже позднее они стали писать иероглифы специальной жидкостью, которая по своим качествам очень напоминала тушь. В качестве основы для письма использовались шелковые свитки. Первыми, кто стал использовать для письма более легкий и удобный материал, были жители Древнего Египта. По берегам Нила они собирали тростник для различных бытовых нужд и подметили, что если лист тростника обработать определенным образом, то его можно использовать в качестве основы для письма. Папирус египтяне сворачивали в свитки – рулоны и хранили в специальных хранилищах.
Этот материал был легок и удобен для переноса и хранения. Именно поэтому папирус очень долгое время использовался в качестве основы для письма. Позднее на смену папирусу во II в. до н.э. пришел пергамент. Так как пергамент был очень дорогим материалом, то первоначально его использовали лишь для написания государственных документов, грамот, законов или уставов. И лишь позднее пергамент стал использоваться для написания книг. Пергамент очень быстро распространился по миру [5, с.11]. Его стали использовать практически повсюду. Однако ему было суждено недолго просуществовать в этом качестве, так как вскоре мир узнал о первой бумаге.
Современные ученые спорят относительно первенства двух азиатских народов, которые дали миру бумагу. Одни из них утверждают, что бумагу изобрели китайцы. Другие находят в археологических раскопках подтверждение тому, что первыми научились изготавливать бумагу жители Туркмении. Это они первыми научились вымачивать и распускать кусочки шерсти в воде, затем отпрессовывать её и по определенной технологии отжимать и сушить. Полученный таким образом тонкий войлок и использовался как первая бумага. Китайцы же, переняв данный опыт, заменили шерсть на растительные волокна из коры дерева и стеблей бамбука и получили то, что мы теперь называем бумагой. Это произошло в самом начале II в. н.э. в период правления китайского императора Цай Луня.
Секрет изготовления бумаги долгое время держался в строжайшем секрете. Поэтому белые листы бумаги стоили очень дорого, обменивались на куски дорогой ткани, металла. Позднее китайцы стали выпускать первые бумажные деньги, которые назывались фэй-тянь.
Однако любой, даже самый большой секрет однажды становиться известным более широкому кругу людей. И уже через некоторое время другие народы мира стали осваивать технологию изготовления данного писчего материала. Распространителями этого открытия по праву считаются монахи – буддисты, которые принесли секреты изготовления бумаги из Китая в соседние государства. И уже в начале VII в. бумагу стали делать в Японии.
Но для изготовления бумаги японцы взяли местное сырьё. Это была кора дерева шелковицы, а позднее – коконы тутового шелкопряда. Сначала коконы собирали и варили в воде. Затем их раскладывали на циновку. После тщательного промывания коконы перетирали до образования однородной массы. Затем аккуратно сцеживали всю воду, а оставшуюся массу, т.е. осадок, сушили.
Высыхая, данная смесь представляла собой два слоя: верхний - в виде шелковистой массы наподобие ваты, а нижний – волокна. После этого верхний и нижний слой отделяли друг от друга, а вату раскатывали или разглаживали в тонкий слой. Так получался лист бумаги, которая по многим качествам и свойствам была лучше китайской.
С годами процесс усовершенствовался и усложнялся. Жители Страны восходящего солнца начали поставку бумаги самых различных видов и качества. В XVIII в. на бумажных фабриках Токио выпускалась и самая прочная бумага, которая получила название «ваши». Этот вид бумаги отличался своей прочностью, и японцы использовали её в качестве оконного материала, что-то вроде стекла.
Историки утверждают, что именно на японской бумаге «ваши» после Первой мировой войны и был подписан Версальский договор о мире.
Другие народы мира также издавна пытались создать удобный писчий материал, которым можно было бы заменить тяжелые и хрупкие глиняные плитки, дощечки и т.д. Так, например, жители Индии пробовали способ создания бумаги из тканевых основ: парусины, тряпок, канатов, сетей. Сначала их вымачивали в воде, а затем пропускали и растирали между двумя вращающимися мельничными жерновами.
В Европу бумага попала довольно поздно. Лишь в XII в. её производство было налажено во Франции, Германии, Англии и Италии. Постепенно здесь начали появляться бумажные мастерские.
В нашу страну секреты мастерства по производству бумаги пришли из Франции лишь в XVI в. Тогда же была построена первая бумажная мельница в селе Ивантеевка под Москвой. Однако просуществовало это производство недолго. Через несколько лет мельница сгорела, и производство бумаги прекратилось. Бумагу снова стали ввозить в страну из Европы.
Возобновилось данное производство в нашей стране лишь в следующем веке, когда патриарх Никон приказал построить предприятия по производству бумаги вдоль рек Яузы и Пахра. И хотя это были всего две бумажные фабрики, Россия стала снова пользоваться своей отечественной бумагой. Но всё же большой процент её был привозным. Для полного удовлетворения потребностей страны в бумаге требовалось гораздо больше фабрик по её производству.
Однако это стало возможным лишь, а в конце XVII - начале XVIII вв.
С годами производство бумаги в стране расширялось и совершенствовалось. Прошло не мало столетий, прежде чем человек научился создавать такое многообразие бумажных изделий. Усовершенствование бумажного производства, опыт других стран мира позволили усложнить технологию изготовления бумаги и автоматизировать производство. Однако до нашего времени практически неизменным остается сырье для нее. Это, прежде всего
тканевые и бумажные отходы, макулатура, а также древесина хвойных пород
деревьев.
XXI в. внес свои дополнения и изменения в производство бумаги. Теперь её ассортимент значительно расширился. Появилась бумага огнеупорная и водостойкая, очень толстая и тончайшая. Стала выпускаться бумага, мало, чем отличающаяся по своим внешним качествам и свойствам от пластика, поделочного материала, ткани.
ГЛАВА II. Основная часть. Методика обучения техники аппликация
2.1. Материалы и оборудование
Материалами для аппликации служат ткани натуральные и синтетические разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. В связи с тем, что многие ткани могут садиться и линять, рекомендуется перед раскроем выстирать все ткани. Усадка при стирке может доходить до нескольких сантиметров, поэтому при покупке лучше взять ткань с запасом.
Фоном для аппликации может быть шелк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, редина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить и накрахмалить. Одновременно можно окрасить и нитки. Чтобы при вырезании изображения и обшивке края ткань не осыпалась, ее крахмалят: ситец, сатин, бумазею, полотно — жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); шелк, батист, кружева, синтетические ткани — желатином. Для этого сухие лоскутки растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают. Гладить нельзя!
Оборудование для выполнения аппликации несложное:
Инструменты. Резать можно ножницами или специальным колесиком – это точнее и быстрее. Колесики бывают большие и маленькие (для закруглений), а в последнее время появились модели со сменными насадками, в том числе с зигзагообразной линией.
1. Линейка. Существует универсальная линейка, на которой есть различные размеры и линии, а также отметки для углов 30˚,45˚,60˚, что иногда необходимо при разрезании сшитых полосок под определенным углом.
2. Калька. Потребуется для перевода шаблонов и выкроек.
3. Картон для шаблонов. Для переноса деталей на шаблоны потребуется кусок простого картона. Сначала копируем шаблоны на кальку, а потом переносят на картон. Затем шаблоны вырезают.
4. Копировальная бумага. Через эту бумагу переносится шаблон сразу же на картон под нужный рисунок, и проводится колесиком вдоль линий. Копировальная бумага должна быть черной для светлых фонов, белой, желтой или цветной для темных фонов.
5. Нитки и пряжа. Для сшивания деталей используют подходящие хлопчатобумажные или синтетические нитки повышенной прочности. Есть еще невидимые нитки для стежки, а также отделочные золотые и серебряные. Нитки для настрачивания деталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу (частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных и вечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних - зеленоватые, для осенних - желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей - белые или голубоватые. Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использовать черные нитки - хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя из поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать детали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. При подборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственно толщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.
6. Булавки. Для сбора частей понадобится булавки. Рекомендуется использовать более длинные булавки со стеклянной головкой.
7. Иглы для стежки. Это специальные очень короткие и острые иглы, значительно облегчающие работу.
8. Рамки и пяльцы для стежки. Для того, чтобы получить красивый узор ткань заправляют в пяльцы или рамки.
2.2. Подбор ткани по цвету
Подбирая ткань для того или иного элемента аппликации, необходимо учитывать закономерности цветовых сочетаний.
1)Цвета тёплой группы и светлые ахроматические тона зрительно выступают, а цвета холодной группы и тёмные ахроматические тона - отступают (например, красный кажется ближе синего, а белый - ближе чёрного).
2)Тёмный цвет рядом со светлым представляется темнее, а светлый около тёмного - светлее. Таким образом, можно акцентировать или приглушать цвета в композиции.
3)Чтобы избежать резких перепадов тонов и подчеркнуть яркость лоскутков с рисунком, в изделии необходимо чередовать элементы из тканей с цветным рисунком и однотонных.
4)Выбирать ткани для изделия нужно при одинаковом освещении и желательно при том, при котором изделием чаще будут пользоваться.
5)Интенсивные по цвету элементы рисунка следует пригасить, выбрав при этом ткань более спокойную по расцветке, либо уравновесить, повторив данный цвет на поле пейзажа.
Наш глаз способен различать много оттенков отдельных цветов.
Цвета радуги имеют чистую, насыщенную окраску разной интенсивности. Среди цветов радуги выделяются:
Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый
Холодные цвета: зеленый, синий, фиолетовый
Цвета различаются между собой степенью светлоты и по теплоте. Самым светлым является желтый цвет. Самый темный цвет – фиолетовый. Самый теплый цвет – оранжевый. Самый холодный цвет синий.
Цвет в изделии играет очень важную роль. Следует развивать чувство цвета, чтобы можно было с полной ответственностью судить о гамме цветов в ансамбле изделия. Искусство подбирать цвета дело не легкое – оно требует определенного запаса знаний, опыта и хорошего вкуса.
От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Площадь и цвет фона (светлый или тёмный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют) [9, с.23]. Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен - одна из главных задач работы. Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным. Аппликации могут быть монохромными и полихромными. Одноцветные композиции отличаются графичностью, многоцветные - красочностью. При создании дневных и ночных пейзажей следует помнить о законе воздушной перспективы и движении цвета в воображаемом пространстве картинной плоскости. В дневных композициях по мере удаления от места наблюдения цвета кажутся более светлыми, предметы теряют свои очертания, становятся мелкими, как бы тают в пространстве. В ночных композициях цвет движется от более светлых, ярких расцветок деталей к более приглушённым, затемнённым. Передний план как бы высвечивается на тёмном фоне.
Подготовка фона.
Особую точность надо соблюдать при переведении эскиза на фон.
Существует несколько способов перевода эскиза на фон.
Например: сложить стопкой 5—6 газет, положить на них фон, а сверху фона — эскиз. Все линии по эскизу прорисовывать надавливанием на них твердым простым карандашом. Получившиеся от прорисовывания линии слегка обвести карандашом, чтобы придать им большую отчетливость. Делают и так: на обратной стороне эскиза простым карандашом наносят штрихи. На лист бумаги, выбранной для фона, заштрихованной стороной кладут эскиз и на нем прорисовывают контуры изображения. Следы обводки будут хорошо видны на фоне светлых тонов. Если фон черный, то обратную сторону эскиза надо штриховать белым карандашом или сухим кусочком мыла.
Не следует использовать для переведения эскиза на фон копировальную бумагу, так как при этом от бумаги остаются следы краски и на рисунке, и на самой аппликации при наклеивании. Фон для аппликации может быть обтянут тканью или ткань приклеивают на основу.
2.3. Последовательность выполнения аппликации из ткани
Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков: умение резать ткань и умение обрабатывать край ткани. Прежде чем приступить к работе, надо сделать эскиз общего вида вещи, установить размер аппликации, где и как она будет располагаться. Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, предметы декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшать или увеличивать иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунок по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки; а на листе бумаги, где должен быть увеличенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего размера и на них переносят рисунок. Элементы аппликаций — цветы, деревья, птицы, звери — должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.
Эскиз делают в двух экземплярах. Один
экземпляр разрезается
и служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля
(правильного расположения элементов аппликации). Заготовленные из бумаги
элементы аппликации надо вырезать из соответствующих кусочков ткани. Для этого
бумажные выкройки накладывают на материю, прикрепляют к ней булавкой, а если
фигура крупная и сложная, то приметывают и затем вырезают из материи по
контурам бумажной выкройки. К некоторым вы кройкам надо делать прибавки в тех
местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо соединить кофту
с юбкой, то к концу кофты надо сделать прибавку.
Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то
материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке
раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно
крупные, обязательно по долевой нити, иначе они деформируются
(растянутся). Вырезанные фигуры раскладывают на фоне в нужных местах эскиза,
уточняют форму, совместимость фона и цвета
фигур [4, с.89].
2.4. Составление эскиза к аппликации
Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание уделяют его общей композиции. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве, достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). Работу над эскизом начинают с определения линии горизонта, так как в зависимости от нее происходит размещение предметов и персонажей задуманной композиции. Затем выделяют композиционный центр, основное действие, вокруг которых группируются предметы. Они помогают раскрыть содержание. В эскизе немаловажное значение имеют пропорциональность и величина изображений. Если нужно составить эскиз к литературному тексту, его надо внимательно несколько раз прочитать, выделить наиболее интересные ситуации.
Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как это осложняет точность воспроизведения. В то же время все детали композиции, даже самые мельчайшие, вырезают из бумаги. Некоторые исполнители в таких случаях, облегчая себе работу, прибегают к подрисовыванию мелких деталей. Этого делать не следует, потому что нарушается стиль аппликации.
2.5. Закрепление аппликации на ткани
Закрепляется аппликация из ткани двумя способами: пришиванием и приклеиванием. Пришивать можно по-разному: все вырезанные формы приметывают на фоне. При этом надо следить за тем, чтобы направление нитей ткани на кусочках совпадало с направлением нитей на основной ткани. Если аппликация сложная, с большим количеством деталей, то приметывание надо делать по частям, по мере выполнения аппликации. Приметанные фигуры обшивают по краям просто катушечной ниткой, мелкими частыми стёжками (чем сильнее сыплется материал, тем чаще). Стежки класть косые, тогда легче прихватываются выбившиеся из материала концы нити.
Края аппликации можно обшить разными способами: шнуром подходящей толщины и цвета (шнур пришить два раза, прихватывая его раньше с одной стороны, а потом с другой); цветной пряжей, швами «петельным», «тамбуром», «веревочкой» (этот способ хорош для неосыпающейся материи); гладью, на швейной машине. Гладьевые стежки могут быть разной длины, группироваться, образуя зубцы, лапки. (Рис.1, рис.2) [3, с. 45].
Рис.1
Рис.2
Детали узора можно пристрочить на машине. Прямые машинные и зигзагообразные строчки выполняются на обычной многофункциональной машине (рис.3). Остальные выполняются на машине стежками для вышивания.
Рис.3
Если ткань аппликации «несыпучая», достаточно прикрепить её по краям одной-двумя простыми строчками. Заправьте материал в пяльцы и обстрочите рисунок двойной мелкой строчкой, затем обработайте контуры плотным валиком (рабочие нитки вверху, внизу шёлковые в тон накладной ткани).
Закончив работу, прогладьте её с изнаночной стороны, предварительно слегка увлажнив (шёлковые ткани не увлажняют). Излишки ткани срежьте по контуру гладьевого валика, не задевая его.
Можно вместо строчки обработать контур редким гладьевым валиком и, срезав ткань но контуру, выполнить гладьевой валик (рис. 4). Аппликацию можно выполнить швом «вприкреп» (рис.5).
На кусок цветной ткани, предназначенной для аппликации, переведите рисунок и приметайте на соответствующее место основной ткани. Контур рисунка сначала прострочите редким гладьевым валиком (или 2 раза строчкой), затем обрежьте лишнюю ткань и выполните по контуру шов «вприкреп».
Рис.4
Рис. 5
В некоторых изделиях после выполнения вышивки на лицевой стороне можно обстрочить контур аппликации по внутреннему краю гладьевого валика на изнаночной стороне (в челнок заправить металлическую нить — люрекс). Это придаст изделию нарядность (рис. 5).
Очень красиво выглядит выполненный с изнанки по контуру аппликации (в челноке — люрекс) шов «ложный бисер» (рис. 6). Этим же швом можно выполнить контур аппликации с лицевой стороны (верхняя и нижняя нитки шёлковые).
Рис. 6
Аппликацию на тонких тканях типа шифона выполняют, пристрачивая с изнанки дополнительную ткань, такую же, из которой выполнено изделие (рис.7). Рисунок переведите на изнаночную сторону основной ткани, заправьте её в пяльцы, прикрепите булавками дополнительную ткань (булавки должны быть на той стороне, на которой выполняется вышивка) и прострочите контур узора двойной строчкой или редким валиком (в зависимости от структуры ткани).
Рис.7
Затем, сняв булавки, заправьте ткань на лицевую сторону, обрежьте остатки (по контуру рисунка), обстрочите мотив тонким валиком или гладью. Внутри больших мотивов выполняют различные вышивки стебельчатым швом, ажурные сетки с красивым узором и т. д. (см. рис.7). В аппликациях из ткани используют также и другой способ — приклеивание. Он более быстрый, чем пришивание, применяется в основном при изготовлении картин, ковриков, панно или вещей, не подлежащих стирке.
Клеящие составы, применяемые в аппликациях на ткани: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2,: ПВА. Использовать резиновый клей нецелесообразно, так как все; формы через определенный промежуток времени постепенно отклеивают.
Как приклеиваются формы? На фоне очень аккуратно проклеивается то место, куда будет накладываться заготовленная форма (сама форма не проклеивается). Готовая форма придавливается тряпочкой от середины к краям.
Есть и другой способ закрепления аппликации из ткани: под ткань, из которой будут вырезать форму, подкладывают один слой полиэтиленовой пленки и одновременно вырезают нужную форму. На фон кладут полиэтиленовую форму, на нее — деталь из ткани, после чего проглаживают горячим утюгом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполняя работу, я изучила историю развития аппликации как вид декоративно-прикладного искусства. А также был изучен материал по выполнению поделок в технике аппликация из ткани.
Анализ изученной литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Аппликация из ткани - один из важных факторов эстетического развития личности. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.
2. Декоративно-прикладное творчество, к которому относится и аппликация, является традиционным в любой стране мира.
Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки из бумаги, ткани. Значит, и аппликация из ткани вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
3. Аппликация дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Чем больше я узнаю об аппликации, тем больше появляется желание и потребность трудиться, т. к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое мною в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Хочу отметить, что аппликация из ткани - один из наиболее любимых мною видов изобразительной деятельности: радует яркий цвет материала, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает техника закрепления ткани и наклеивания. Аппликации в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, салфеток, украшение помещения, одежды, поделок.
Если вы человек творческий, и любите творить и выдумывать, предлагаю попробовать один из видов рукоделия - аппликация из ткани. Эти неповторимые изделия, сделанные в данной технике, будут радовать не только ваш глаз в детской комнате или на даче, но и приятно поразят ваших гостей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова И., Давыдова И. Поделки из бумаги. Оригами и другие
игрушки из бумаги и картона. – Лада: ИКТЦ, 2007 г.
2. Аланина А.Д. Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. –
Москва, 2003 г.
3. Аракова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция
художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004 г.
4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- Москва «Просвещение»,
2001 г.
5. Богатеева З.А. По мотивам народного орнамента.- Москва «Просвещение»,
2003 г.
6. Богатеева З.А. Занятие аппликации.- Москва «Просвещение», 2002 г.
7. Виноградов И.Б. Рукоделие в начальных классах.- Москва, 2007г.
8. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции,
подарки, модели. - Москва «Первое сентября», 2002г.
9. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели,
игрушки.- Москва «Первое сентября», 2003г.
10. Выгодский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 2001 г..
11. Каченаускайте Л. Аппликация. - Москва, издательство «Сталкер»,2004 г.
12. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» -
М. «Педагогика» – 2002 г.,
13. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - Москва
«Просвещение», 2005 г.
12. Перевертень Г.И. Аппликация из соломки. - Москва, издательство
«Сталкер»,2004 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.