Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"
Оценка 4.9

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.03.2018
Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"
Формирование и развитие у обучающихся гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма, ценного отношения истории многонационального народа ДНР, его культурно-историческому прошлому родного края, готовность к активной жизненной позиции. Углубить и расширить знания обучающихся по археологии и этнологии Донецкого региона,способствовать развитию навыков исследовательской и поисковой работы.
Археология и этнология родного края.docx
Тема: Археология и этнография Донецкого региона 1 Археологические находки на территории Донецкого региона каменного века. План 1 Археологические находки на территории Донецкого региона   каменного века 1.1Палеолит ­ ранний палеолит завершился около 140 тысяч лет назад (некоторые исследователи считают, что 100 тысяч лет назад), средний палеолит длился от 140 (или 100) до 40 тысяч лет назад, поздний — от 40 до 10 тысяч лет назад. Заселение Донбасса с незапамятных времен стимулировалось  благоприятным сочетанием ряда жизненно важных условий — обилием  мелких речек и необозримыми запасами кремня, излюбленного сырья древних, щедро залегающего в меловых горах нашего края.  На территории  Донецкого  региона расположены бесценные археологические памятники,  рассказывающие не только о появившихся здесь первых людях, но и  раскрывающие этапы развития человеческой цивилизации. Следы самых древних поселений в нашем крае относятся к среднему  палеолиту и были выявлены еще в 1924 году на притоке Северского Донца  реке Деркул, одним из крупнейших советских археологов, П.П. Ефименко,  впоследствии директором Института археологии АН УССР, академиком.  Обращало на себя внимание крупное дисковидное ядрище, с которого  скалывали отщепы, близкие к треугольной форме, которые затем превращали  в различные орудия: скребла, резцы, острия и прочее. Не все археологи  страны соглашались с датировкой, предложенной П.П. Ефименко, и относили  найденное к более поздней эпохе — неолиту. Недавние сборы материала,  проведенные на этом месте В.Н. Гладилиным, пополнили Деркульскую  стоянку находками, характерными именно для среднего палеолита. Возраст  стоянки, названный 50 лет назад П.П. Ефименко, получил новое  подтверждение. О том что человек начал обживать наш край еще до ледникового периода,  свидетельствует каменное ручное рубило найденное вблизи Амвросиевки,  было обтесано десятки тысяч лет назад. Рубило, найденное в 1971 году на северо­западной окраине Макеевки, в  Ханженково. Учителя средней школы № 72 Т.Г. Егорова и Р.А. Попова передали его в археологический музей Донецкого государственного  университета. В 1972 году на съезде археологов, который проходил в Одессе,  это древнее орудие с интересом рассматривали ученые Ленинграда, Киева,  Кишинева. В отличие от амвросиевского, ханженковское рубило выпуклое  лишь с верхней, лицевой, стороны. Нижняя, тыльная, сторона его плоская.  Симметричные края тщательно подправлены мелкими сколами — так  называемой ретушью. Эти детали техники изготовления орудия характерны  для более близкого к нам времени: конец раннего — начало среднего  палеолита. То есть примерно 150–140 тысяч лет назад. Оба рубила находки  уникальные, но единичные. Стоянок столь ранней поры в Донбассе пока не  знают. Другое местонахождение человека периода среднего палеолита в этих  краях было открыто в 1933 году ленинградским археологом С.Н. Замятниным невдалеке от Ворошиловграда, близ хутора Красный Яр. Здесь нашли  типичные для этой поры остроконечники, скребла, довольно крупные  пластины. Находки на Деркуле и в Красном Яре были самыми северными следами  обитания древнейшего человека — неандертальца — в Донбассе в пору  среднего палеолита. Прошло почти тридцать лет прежде чем были выявлены новые, столь  древние местонахождения. В 1960 году археологическим отрядом Донецкого  пединститута были собраны 550 кремней со следами обработки их в разные  поры каменного века. Обнаружили их на левом берегу реки Осыки (приток  реки Волчьей), протекающей через село Александрову Марьинского района.  Среди кремней 400 экземпляров оказались среднепалеолитического возраста.  Все они были покрыты «сединой» древности — патиной, белым налетом,  образующимся на поверхности кремня в результате воздействия различных  разрушающих его сил природы. В Александровке было собрано много  бросового материала: обломков, осколков, отщепов. Удалось собрать и  несколько десятков орудий. Больше всего оказалось скребел в разных  вариантах: угловое, продольное, поперечное, с упором для пальца. Здесь же  были небольшие скребки, листовидное острие, миниатюрное рубильце и т. д. В технике изготовления орудий преобладала обработка изделий с обеих сторон  — верхней и нижней. На территории Донбасса удалось еще в 1919 году найти наконечник копья  у села Веселогорье на Луганщине. Следы стоянок позднего палеолита были выявлены Н.В. Сибилевым  наСеверском Донце уже перед самой войной в селах Татьяновка, Пришиб, Богородичное. На юге Донбасса, в Приазовье, В.М. Евсеев открыл в 1935 году стоянку, удивившую археологов богатством материала. Близ Амвросиевки, на склоне Казенной балки, удалось обнаружить стоянку и связанное с ней  костище: огромное скопление костей зубров, гигантское кладбище животных.  Необычный комплекс сразу вызвал интерес у исследователей. По  приглашению В.М. Евсеева к месту раскопок приехал из Ленинграда  известный палеолитовед П.И. Борисковский, который впоследствии, уже  после войны, возглавлял здесь работы. Вел в этих местах исследования и  киевский палеонтолог, впоследствии академик, И.Г. Пидопличко. Между  учеными возник спор о происхождении костища. П.И. Борисковский  настаивал на том, что оно культового происхождения, то есть возникло  потому, что здесь человек поклонялся непонятным, обожествляемым им  силам природы, приносил им жертвы. И.Г. Пидопличко же, изучив состав  костей, обнаружил останки животных разных возрастов, беременных самок.  Это было стадо, состоящее примерно из 1000 особей. Ученый пришел к  выводу, что скопление костей — результат загонной охоты. Большой интерес  представляют и орудия, найденные в Амвросиевке. Среди них множество  костяных наконечников копий, подтверждающих, что здесь жила группа  охотников на зубров. Из кремня изготовляли скребки, резцы, острия,  миниатюрные игловидные вкладыши. Анализ состава кремневого инвентаря  также помог в разработке некоторых важных теоретических вопросов  Не менее интересные древние  истории палеолита в целом. стоянки были найдены экспедицией под руководством Доротеи Цвейбель. В  1962­1965 гг. были раскопаны две палеолитические стоянки вблизи  села Антоновка Марьинского района, где были найдены кости бизона и  множество каменных орудий труда, обработанных с двух сторон. В  селе Белокузьминовка Константиновского района. Археологи нашли  каменные заготовки (нуклеусы) и орудия труда с зубчатыми краями. А у  поселка Курдюмовка, неподалеку от Артемовска в древнем слое на глубине  около 10 м, обнаружены кости бизонов и носорога, кремневые скребла и  остроконечники. 1.2Мезолит ­ Мезолит охватывает период от 10 тысяч лет назад до 6 тысяч лет до н.э Настало время таяния ледников — эпоха мезолита. Многое изменилось  в природе и в жизни человеческих коллективов. Стал мягче климат,  приблизился к современному рельеф. Определились русла рек и речек. Стал  близок к современному состав растений и животных. Крупные  холодолюбивые животные были истреблены или вымерли. Следы обитания мезолитических охотников и рыболовов обнаружены в  ряде мест. Еще в 20–30­х годах Н.В. Сибилевым мезолитические стоянки  были открыты в среднем течении Северского Донца — в селе Дробышево,  несколько пунктов — в селах Петровское, Пришиб, Зливка и других. Здесь  найдены в большом количестве разнотипные скребки и резцы на отщепах и  пластинках острия, геометрические микролиты и изредка «иволистные»  наконечники. Наряду с этим мелким материалом здесь же собраны и крупные  орудия труда: топоры, топоры­резаки. Сочетание мелких изделий  (микролитов) с крупными (макролитами) представляет собой одну из  особенностей мезолитических комплексов Донбасса. 1.3Неолит ­ неолит (на нашей территории) — 5–3 тысячи лет до н.э. Каменный век завершает эпоха неолита. Некоторые исследователи его  связывают даже с понятием «неолитическая революция». Существенное  отличие нового этапа от предыдущих заключалось в том, что если раньше  человек существовал благодаря использованию, присвоению богатств  природы, то теперь первобытный труженик стал их умножать и посильно  видоизменять в соответствии со своими нуждами. Именно в эту пору  зарождаются земледелие и животноводство. На смену присваивающему  хозяйству пришло хозяйство производящее. Благодаря изобилию кремневых месторождений Донбасс уже в те далекие  времена стал на Украине одним из крупнейших центров по добыче, обработке  и обмену этого важнейшего сырья. Древние мастерские по добыче кремня выявлены в селах  Яковлевка, Николаевна, Кировка, Григорьевна, Курдюмовка, Северен,  Ясногорка, Успенка, Александровна и других. Множество древних  мастерских позволяет предполагать, что донецкий кремень служил объектом  обмена и уходил далеко за пределы Донбасса. Так, серый пятнистый кремень,  характерный для нашего края, встречается на Киевщине. Археолог И.Ф.  Ковалева, изучившая клад кремневых топоров, найденных близ  Днепропетровска, убедительно доказала, что они происходят из Донбасса.  Сейчас трудно сказать, на что именно обменивали донецкий кремень. Л.Я.  Крижевская, исследовавшая множество мастерских, доказала, что иногда кремень обменивали на шкуры животных. Таким образом, уже в далекой  древности наш край выполнял важную функцию центра добычи сырья, его  первоначальной обработки и обмена. Вся территория Донбасса от Северского Донца до Приазовья была занята  племенами Днепро­Донецкой культуры, жившими также на юго­западе  Белоруссии. Обитали они в наших краях с середины V тысячелетия до н.э. до  середины IV тысячелетия до н.э.   Занимались первоначально рыбной ловлей, охотой. Позже у них появились земледелие и животноводство. Они лепили из  глины широкогорлые прямостенные горшки с острым, а позже — и с плоским  дном, украшали сосуды гребенчато­накольчатым орнаментом. Факты  позволяют думать, что эти племена были знакомы и с горным делом. Остатки  поселений этих племен обнаружены близ Северского Донца и в Приазовье. В IV тысячелетии до н.э. на Северском Донце появляются племена с  ямочно­гребенчатой (по типу орнамента) керамикой, которые формировались  на Десне и Сейме. Основным занятием у них была прежде всего, охота, а  также рыбная ловля. Они оказали большое влияние на племена Днепро­ Донецкой культуры, которые были ими постепенно ассимилированы и  частично вытеснены. Судьба племен ямочно­гребенчатой керамики,  исчезнувших в конце III — начале II тысячелетия до н.э., еще заставляет  археологов задумываться. Кроме поселений и производственных комплексов мастерских и  выработок, земля Донбасса сохранила очень интересный погребальный  комплекс — Мариупольский могильник. Он был открыт в 1930 году во время  закладывания фундамента завода «Азовсталь». Возглавляемая Н.Е. Макаренко экспедиция за 65 дней расчистила  выкопанный древними в земле своеобразный коридор длиной 28 метров. 122  усопших лежали на спине с выпрямленными руками и ногами. Они были  уложены в три яруса, между которыми была насыпана красная охра — символ тепла и жизни. Рядом спохороненными лежали орудия труда: топоры­клинья  со шлифованными лезвиями, кремневые ножи, скребки, проколки,  наконечники стрел. Там же было найдено много украшений: продырявленные  клыки кабана и зубы оленя, мелкие круглые бусины из перламутра,  шаровидные бусины из кости, много костяных пластинок, подвески из  порфирита, мрамора, горного хрусталя… Итогом напряженной работы экспедиции стал труд Н.Е. Макаренко  «Мариупольский могильник», изданный в Киеве в 1933 году. Его главный  вывод — здесь была родоплеменная усыпальница. По мнению исследователя,  невдалеке друг от друга на протяжении десятилетий жили, вероятно, 100  человек. Они занимались охотой и рыбной ловлей, их жилища напоминали  курени. Найденные украшения позволяют говорить о контактах древних  мариупольцев с весьма отдаленными племенами, обитавшими к востоку и югу. В годы, когда могильник был открыт, он являлся единственным таким  памятником на Украине. Впоследствии сходные места погребений нашли в  Приднепровье, в селах Вовниги, Васильевка, Вольное. Среди древностей Донбасса есть и очень редкие памятники искусства.  Так, в 1973 году студент Донецкого государственного университета А.И.  Привалов открыл на юге нашего края, в Приазовье, пещеру с древними  рисунками. На ее потолке и стенах расположены контурные рисунки,  выполненные охрой. У самого входа на потолке мастерски был нарисован  козленок с далеко отогнутыми назад длинными рогами, слева на стене —  мужчина, справа — лебедь, дальше в глубине пещеры — женщина. Только эти  четыре рисунка хорошо видны. Было же их гораздо больше, но, увы, они  преступно уничтожены незадачливыми посетителями. Возможно, загублен  один из замечательных памятников древности не только Донбасса, но и всей  Украины. Второго такого комплекса на Украине пока не знают.  Законченность свода пещеры, бесчисленное количество трещин на потолке,  десятки имен, вырезанных прямо на древних рисунках, говорят о том, что мы  еще очень плохо охраняем нашу старину, наши древности. Приазовье знает еще один памятник древнего искусства. Это —  прославленная «Каменная могила», исследовавшаяся в советский период  экспедициями во главе с М.Я. Рудинским, Н.И. Веселовским и О.Н. Бадером.  «Каменная могила» расположена вне пределов нашего края, но поскольку  Донбасс включает в себя и часть Приазовья, невозможно не упомянуть этот  удивительный комплекс. Свое несколько мрачное название он получил оттого, что представляет собой скопление песчаниковых плит, напоминающих как бы  огромный курган в широкой, ровной приазовской степи. На плитах,  составляющих курган, сохранились разнообразные по стилю и сюжетам  древние изображения. Здесь можно увидеть рисунки реалистические,  схематические, непонятные. Среди реалистически выполненных рисунков  особенное впечатление производит изображение бегущей косули, очень  интересна группа быков, выстроившихся для обороны, так как невдалеке  опасность — затаившийся волк. В более условной манере изображена упряжка волов. Многие знаки, вероятно, были символами. 2 Далекое прошлое нашего края 2.1 Киммерийцы, скифы, сарматы (иранские народы). По предположениям ученых, еще в VIII–VII веках до нашей эры Гомер  писал о киммерийцах, которые известны нам из истории как самое древнее  кочевое племя, какое жило в Северном Причерноморье и Приазовье, то есть в  пределах нынешнего Донецкого края. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села  Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского  района), раскопанное в начале века Городцовым В. А. Здесь найдены  бронзовые удила и всевозможные бляшки, налобный венчик из бронзы —  признак воина. Киммерийские воины носили в левом ухе золотую серьгу.  Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка и Веселая  Долина, Камышеваха Артемовского района на Донетчине, а также в п. Елино  у города Брянка, п. Бежановка у города Кировска, в Свердловске и с.  Клунниково Антрацитовского района на Луганщине. Наиболее же обстоятельное и достоверное письменное свидетельство о  Донецком крае того давно минувшего исторического периода и о тогдашнем  народонаселении в нем оставил признанный отец истории Геродот, живший в  V веке до нашей эры: «… кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы  войною со стороны массагетов (скифское племя, занимавшее в 8–4 веках до  нашей эры низовья Сыр­Дарьи и Аму­Дарьи, а в 3–1веках вошло в состав  других племенных союзов), перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю в VII в. до н. е. (действительно, страна, занятая теперь скифами,  первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам)». По Геродоту, скифы разделялись на пахарей, кочевников­скотоводов и  так называемых «царских», то бишь правящих. Кстати, именно он впервые  назвал Скифией земли от Дона до Днепра, в том числе, и наш край. На северном берегу моря греческие мореходы основали торжище Кремны, о  котором не один раз упоминает в своих книгах знаменитый античный  летописец Геродот. Следы поселения Кремны обнаружены возле урочища Петрова балка, в  18 километрах западнее города Бердянска. Здесь найдены амфоры, монеты  античного времени, керамические рыболовные грузила и множество других свидетельств, говорящих о том, что на этом месте когда­то шла бойкая  торговля греков с местными обитателями — «царскими» скифами. С  торжищем Кремны связана и легенда о происхождении могущественного  народа — сарматов, сынов амазонок… В нашем крае найдено более десятка скифских курганных захоронений.  Наиболее известны два из них — Двугорбая Могила близ Мариуполя и  Передериева Могила у  Шахтерска.  Курган Двугорбая Могила представляет собой грандиозное земляное  сооружение высотой более 5 и диаметром до 60 метров, где были похоронены  скифский царь и пять слуг.  раскопок кургана, археологи выявили бронзовый котел на одной ножке с  костями ягненка, 19 греческих амфор с острым дном, остатки деревянной  колесницы. К сожалению, это царское захоронение было разграблено еще в  древности: был обнаружен лаз грабителей, через который они наверняка  вынесли множество ценных вещей, которые скифы всегда клали в могилы  своих вождей. Во время  Сарматы вторглись в Скифию во II веке до нашей эры, о чем  свидетельствует Диодор Сицилийский: «Сарматы, сделавшись сильнее,  опустошили значительную часть Скифии и превратили ее в пустыню…» Что  интересно, с племенами сарматов связано латинское на звание территории  Донбасса — Sarmatia.  Сарматскую культуру представляют материалы из погребения богатой  сарматки в кургане у с. Ново­Ивановка Амвросиевского района на Донетчине, серебряные с позолотой шейные гривны, золотые подвески и кольца,  серебряные и стеклянные браслеты, бронзовое зеркало, железный нож,  бронзовый котел, конская сбруя. На Луганщине известно более 45 сарматских захоронений, три клада, около десятка случайных находок. Наиболее  значимые раскопанные памятники сарматского времени обнаружены у г.  Александровск (Александровский могильник), п. Фрунзе (Сентяновка),  с.Новобараниковка, г. Сватово, с. Новосветловка и др. У г.Старобельска в  1892 году (балка Водяной Яр, с.Подгоровка) был обнаружен клад, с тех пор  он хранится в музее Эрмитаж в г. Санкт­Петербурге. 2.2 Готы, греки, гунны, аланы, хазары. Во 2 веке до нашей эры особое место среди сарматских племен  занимают аланы. Аланы­ираноязычные племена, которые выделились в I в. до н.э. из  среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и  Предкавказья и поселились в I в. н. э. (по сведениям римских и византийских  писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные  походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Последний в истории Сарматии аланский союз плнмен в 375 году был  разгромлен кочевыми племенами гуннов. Часть алланов была вынуждена  подчиниться гуннам и принимать участие в их дальнейших военных походах,  другая часть ушла на Северный Кавказ, смешалась с местными племенами и  участвовала в формировании культуры осетин. Археологами при раскопках на территории сел Ивано­Дарьевка и  Покровское в северной стороне Донецкой области.на горшках, найдены  неразгаданные знаки. Также были найдены предметы быта кочевой культуры  свидетельствующие о заселении этими племенами нашего края. В VI­V вв. до н.э. в Северном и Восточном Причерноморье и Приазовье  греки создают такие крупные города ­ государства, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия,  Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский  полуостров), Диоскурия (район Сухуми), Фасис (устье Риона) поселения Кремны обнаружены возле урочища Петрова балка, в 18  километрах западнее города Бердянска. Здесь найдены амфоры, монеты  античного времени, керамические рыболовные грузила и множество других  свидетельств, говорящих о том, что на этом месте когда­то шла бойкая  торговля греков с местными обитателями — «царскими» скифами. С  торжищем Кремны связана и легенда о происхождении могущественного  народа — сарматов, сынов амазонок…  Следы  В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой  державы ­ Боспорского царства (V в. до н.э. ­ IV в. н.э.), охватившего  значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля,  земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство. На территорию Причерноморских степей с территории южного  побережья Балтийского моря и нижнего течения Вислы пришли племена  готов. Их оккупация началась с 230 г..Во второй половине III в. н. е. готы   разделились на две группы: остготы (остроготы) расселились на Нижнем  Днепре и Надазовья, а вестготы (визиготы, везиготы) заняли территорию  между Днестром, Карпатами и Нижним Дунаем. Из Азии пришли  тюрко­монгольские кочевые племена – гунны. После  победы над готами в 375 г. гунны завладели территорией современного  Донбасса, а также территориями от Дона до Дуная. Они разрушили греческие  колонии на Причерноморье. В движении на запад гунны потащили с собой  часть готов, аланов, славян. В середине V в они имели мощное государство,  центром которого стала Паннония, откуда они совершали нападения на  Византию, Италию, среднюю Европу При царе Аттилы, гуннский империя  охватывала огромные пространства, но после его смерти (в 453 г) распалась.  Часть гуннов осталась на берегах Дуная, часть осела на территории  Донецкого региона. В начале VII в. хазары (народ тюркского происхождения), пришли из  Азии и основали большое государство – каганат. Которое в VIII в, во время  наибольшей могущества достигала Десны, Днепра и Дагестана. Хазары  подчинили многие племена: алан, живших по Северскому Донцу, славянские  племена радимичей, вятичей, полян и северян. 2.3 Печенеги,торки, половцы, татары. В VIII­IX вв. в далеких заволжских степях обитали многочисленные  кочевые тюркоязычные народы. В IX веке в поисках новых пастбищ они  начинают движение на запад и доходят до границ Восточной Европы. Первым  значительным пришедшим народом были печенеги. Их удар ощутили на себе  прежде всего хазары. В конце IX в. печенеги разрушили хазарские крепости на Среднем Дону и прорвались в европейские степи. Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения  степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в  Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и  дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги  впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о  мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить,  если находятся во враждебном отношении с этим народом. Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское  войско и положить конец их набегам. печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских  печенегов, боуты и другие племена. Под ударами русских и напором торков  Вскоре печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на  правом берегу Днепра. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г.  объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги,  оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо  откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая  серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой,  Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор  (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и  Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на  Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне  обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в  Краснолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом  они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих  сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали  голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны  (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения.  Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский  писатель и историк X века Ибн­Фадлан детально описывает погребение  умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с  поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном  перекрытии. оо П ловцы, половчане (в европейских и византийских источниках —  куманы) — тюркоязычный кочевой народзападная группакыпчаков. В начале  XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов — огузов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Днепр и  дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от  Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала  называться Дешт­и­Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь. К 1055 относится их первое появление у русских границ. В 1061 году  Всеволод Ярославич потерпел поражение от хана Искала, Переяславская  земля подверглась разорению. В 1068 произошло первое нашествие половцев на Русь. В сентябре  половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разорили  приграничные земли. В ноябре Святослав Ярославич, имея 3 тысячи ратников, разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снове. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем­то из князей) приобрели  регулярный характер. половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром  Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. В начале XII века  В 1223 году по просьбе половцев русские князья выступили навстречу  монголам и были разбиты в битве на реке Калке. После европейского похода  Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как  самостоятельная политическая единица. Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи предков, которые называют каменными или половецкими бабами. XII век — период расцвета половецкой культуры и массового  производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно  стремление к портретному сходству.Располагали статуи на вершинах  курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святилищах,  сложенных из камня­плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское  изваяния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались  святилища и со скоплением фигур. У их подножия археологи находили кости  баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. В первой половине XIII столетия в степях Южной России появились  татары ­­ народ дикий, кочующий. Они пришли сюда с берегов Амура, из  Средней Азии, на равнинах которой, разделенные на орды, вели кочевой образ жизни. "В 1223 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать,  безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда  пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера...  Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю своему, и  ко всем князьям русским..., и сказал: Татары отняли нашу землю нынче, а  завтра вашу возьмут, так защитите нас; если не поможете нам, то мы нынче  будем иссечены, а вы будете завтра иссечены." К Днепру монголо­татары пришли, чтобы напасть на половцев, хан  которых, Котян, обратился за помощью к своему зятю ­ галицкому князю  Мстиславу Романовичу, и говорил ему так: "Мы теперь побиты, а если вы нам  не поможете, то татары и вас покорят". Мстислав Удалой созвал южнорусских князей на съезд в Киев и здесь  уговорил их идти на помощь половцам. Князья отправились в поход,  переправились через Днепр и встретили татар на берегу речки Калки. Здесь в  1223 году произошла битва русских с татарами.Но пред самою битвою  начались между русскими князьями несогласия и споры. Между тем  Мстислав Удалой захотел один добыть себе славу победителя татар и, не  сказав ни слова другим князьям, с которыми он был тогда в ссоре, вместе с  Даниилом Романовичем (Волынским) начал битву. Храбро бился с татарами  Мстислав, не уступал ему в храбрости и Даниил. Получив рану в грудь, в  пылу битвы, не чувствовал Даниил боли и продолжал биться. Ему было тогда  18 лет, но он был смел и силен. Несмотря на такую храбрость князей, татары  все­таки победили, потому что половцы первые побежали и смяли русские  полки, а Мстислав Киевский, видя все это, не подал помощи. Мстислав  Удалой принужден был бежать и, переправляясь через Днепр, приказал сжечь  лодки, чтобы татары не могли преследовать его далее. Таким образом он  спасся. Между тем Мстислав Киевский со своим войском решился один  отбиваться от татар и укрепился на горе, что над Калкой; здесь осадили его  татары, но он в течение трех дней храбро отражал все их приступы. Наконец  татары вступили с ним в переговоры и обещали отпустить его; Мстислав  поверил им и сдался. Но татары не сдержали своего обещания и зверски  умертвили несчастного и доверчивого князя. Затем татары погнались за  русскими к Днепру и на этом пути истребили множество народа. Однако они  вскоре воротились назад в Азию. Поход 1223 года носил разведывательный характер, но и он показал  многое, поразил воображение русских людей, в том числе летописцев; столь  неожидан и стремителен был приход монголов: "Их же добре никто же не весть: кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть, и  что вера их, А зовут я татары, а ипии ­­ таурмени, а друзии ­­ печенези". Битва на Калке была первым звоночком перед почти 300сот летним  гнетом славян  под «Монгольским Игом» . https://history.wikireading.ru/324303

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"

Археология и этнология Донецкого региона "Родной край: вчера, сегодня, завтра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018