Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности
Оценка 5

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
изобразительное искусство
5 кл
20.10.2018
Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Специальность 070602 Дизайн (по отраслям) Дисциплина «История изобразительного искусства» Тема занятия «Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности» Группа Д-31 Вид занятия: урок-лекция, комбинированный урок, 2 часа Цели и задачи занятия: Образовательные:  систематизация знаний по теме «Архитектура Древней Руси»;  изучение материала по теме «Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности». Развивающие:  развитие умений и навыков аналитической работы;  развитие познавательных навыков студентов;  развитие коммуникативных умений и навыков;  развитие умения самостоятельно конструировать свои знания. Воспитательные:  развитие творческой активности студентов;  воспитание чувства личной ответственности за результат своей работы;  развитие самооценки студентов.
конспект.docx
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Специальность 070602 Дизайн (по отраслям) Дисциплина «История изобразительного искусства» Тема занятия «Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности» Группа Вид занятия: урок-лекция, комбинированный урок, 2 часа Цели и задачи занятия: Образовательные: Д-31 систематизация знаний по теме «Архитектура Древней Руси»;   изучение материала по теме «Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности». развитие умений и навыков аналитической работы; развитие познавательных навыков студентов; развитие коммуникативных умений и навыков; развитие умения самостоятельно конструировать свои знания. Развивающие:      Воспитательные:     развитие творческой активности студентов; воспитание чувства личной ответственности за результат своей работы; развитие самооценки студентов. Результат обучения: После успешного завершения занятия студент должен:     знать признаки и основные характеристики развития архитектуры в Древней Руси; знать этапы развития архитектуры в изучаемый период; знать критерии характеристики древнерусской живописи; уметь изобразительного искусства Древней Руси. Оборудование: компьютер, характеризующее высказывание, памятник строить   мультимедийный проектор,  электронная доска. Наглядный материал: иллюстративный материал по теме занятия;   презентация по теме занятия. План занятия: 1. Организационный момент 2. Вступительное слово преподавателя 3. Фронтальный опрос 4. Сообщение нового материала 5. Поведение итогов занятия 6. Домашнее задание - 2 мин. - 8 мин. - 10 мин. - 50 мин. - 5 мин. - 5 мин. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент- 2 мин.  проверка готовности группы к занятию;  проверка отсутствующих студентов на занятии, заполнение рапортички. 2. Вступительное слово преподавателя - 8 мин. студентов, которые придется выполнять. Сообщение целей и задач занятия, плана занятия и типов заданий для (Рис 1. Слайд №1) (Рис 2. Слайд №2) 3. Фронтальный опрос - 10 мин. по вопросам: Повторение пройденного материала осуществим в виде фронтального опроса  Чем характеризуется архитектура Древней Руси? Предполагаемый ответ: (Рис 3. Слайд №3)  Архитектура какой европейской цивилизации оказала влияние на развитие архитектуры Древней Руси и почему?  Какой памятник архитектуры Киевской Руси вы знаете? Предполагаемый ответ: собор Святой Софии. (Рис 4. Слайд №4)  Какой памятник культовой архитектуры Новгорода вы знаете, расскажите о нем? Предполагаемый ответ: собор Святой Софии. По результатам опроса выставляются оценки в журнал. (Рис 5. Слайд №5) 4. Сообщение нового материала - 50 мин. Историческая справка (Рис 6. Слайд №6) Двенадцатый век – век перемен. Перенос столицы и митрополичьего стола из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Характеристики владимиро-суздальского стиля мы с вами определим, познакомившись с некоторыми памятниками архитектуры, сохранившимися до наших 2 дней на территории современного города Владимира и владимирской области. Двенадцатый век – это также и век междоусобиц, как, впрочем, и век последующий. Обратимся к карте, которая наглядно показывает деление территории Руси на несколько самостоятельных княжеств. Принятие христианства существенно повлияло на объединение разрозненных славянских племен, но до появления единого сильного государства пройдет еще практически три столетия. Но возвращаясь к архитектуре можно отметить, что двенадцатый век – это век появления типа так называемого «малого храма». Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного острой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма, окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за долиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописно расположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе с их эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. С запада к городу в древности примыкали боровые леса. С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинается великокняжеское строительство в городе. (Рис 7. Слайд №7) Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. От древнего здания 1164 года сохранилась лишь его основа – две мощных белокаменных стены. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка). Своды выкладывались из более легкого материала – пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно, первоначально здание было еще более высоким. Пролет Золотых ворот, как и теперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках, опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые снаружи листами золоченой меди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот. Подобные Золотым белокаменные Серебряные ворота стояли на противоположном восточном конце крепости. Они отмечали главную ось городского ансамбля – продольную улицу. Остальные семь ворот-башен города были деревянные. (Рис 8. Слайд №8) Успенский собор Владимира был заложен в 1158 году одновременно с началом сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в 1160 году. Существующее здание представляет собой сложный комплекс, созданный в итоге двух строительных периодов. Первоначальный собор сильно пострадал от пожара 1185 года: выгорели его деревянные связи, обгорел белый известняк, так что восстановить собор в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие князя Всеволода в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами («галереями»), укрепили пилонами и 3 связали арками с новыми стенами стены старого собора, который оказался, как в футляре, внутри нового здания. Для связи галерей с помещением старого собора стены последнего прорезали большими и алыми арочными проемами, превратив их в своеобразные «столбы» нового, более обширного храма, который получил и новую алтарную часть. Техника кладки старого собора, как и у Золотых ворот, весьма совершенная: точность тески камня, его кладки и возведение сводов храма и куполов глав из более легкого материала – пористого туфа и др. Крайне обветшавший к восемнадцатому веку вследствие множественных пожаров и переделок, собор имел многочисленные трещины стен и арок «от пошвы до своду». Его починили, сделали четырехскатную кровлю и внесли много искажений в его древний облик. Успенский собор, расположенный на высоком краю городского холма над рекой, был крупнейшей постройкой и центром архитектурного ансамбля древнего Владимира, становящегося с 1158 г. центром сильного княжества, вступившего в борьбу за господство на русской земле. Обстраивая свою столицу, князь Андрей Боголюбский стремился соперничать со славой «матери градов русских» - Киева. Он всячески подчеркивал общерусское значение нового храма. Успенский собор был выше киевского Софийского собора. Первоначальное здание собора (1158-1160 гг.) пострадало от пожара в 1185 г. и было обстроено с трех сторон галереями. Старый собор оказался внутри нового. Его фасады с украшенным фресками колончатым поясом и стройными щелевидными окнами видны изнутри галерей. Некоторые из сохранившихся резных камней с его фасадов были перенесены на стены галереи. Собор был одноглавым с обширными хорами в западной части. Его интерьер, сверкавший драгоценной утварью и красочной росписью, был богато освещен и праздничен. После перестройки в 1185-1189 гг. Успенский собор стал еще более величественным. Его масштабы отвечали вкусам эпохи Всеволода III - времени высшего могущества Владимирской земли. Огромный ступенчатый объем собора, завершенный торжественным пятиглавием, соответствовал сильно разросшемуся городу. Галереи предназначались для княжеско-епископской усыпальницы. В их стенах сделаны полукруглые ниши для гробниц. Интерьер собора стал более сумрачным. Свет уступил полумраку мавзолея. В архитектуре собора сказалось влияние церковных вкусов - она сурова и строга, декоративная резьба применена очень скупо. Собор включался в ансамбль зданий епископского двора. Строители Успенского собора - владимирские мастера князей Андрея и Всеволода показали себя выдающимися архитекторами, создавшими один из лучших памятников русского зодчества. В 1238 г. собор пострадал при разгроме и сожжении города татаро- монгольскими ордами. Однако он сохранил значение главного храма Северо- Восточной Руси: собор был кафедрой митрополита, в нем происходил обряд вокняжения великих князей. В 1408 г. собор был украшен живописью присланным из Москвы гениальным художником Андреем Рублевым. Его фрески вместе с фрагментами росписи XII в., расчищенные советскими реставраторами, стяжали собору славу музея древней монументальной живописи. Огромный иконостас Успенского собора во Владимире сделан в 1773 г. Колокольня (1810 г.) связана с собором, встроенным в 1860 г. теплым Георгиевским храмом. (Рис 9. Слайд №9) Успенский собор считался прекраснейшим зданием древней Руси. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. Практически с двенадцатого века главными соборами нашей страны являются храмы, посвященные празднику Успения Пресвятой Богородицы. Перед нами икона, посвященная этому празднику. (Рис 10. Слайд №10) 4 Но для начала давайте обратимся к этимологии слова «Успение». Успение по- русски означает усыпание – сон, Так же в слове успение можно услышать производную глагола успеть, следовательно, усопший – это человек, успевший выполнить свое предназначение и ушедший в мир иной. Теперь можно достаточно подробно рассмотреть то, что изображено на иконе. Здесь можно увидеть воплощение основных характеристик применяемых к изображениям на иконе. (Рис 11. Слайд №11) Дмитриевский собор (1193-1197 гг.) был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода Большое Гнездо, располагавшегося на высокой южной кромке городского холма. Первоначально собор опоясывали галереи, а к углам примыкали пристройки в виде башен с лестницей для входа на хоры и переходы к дворцу. Построенный по обычной схеме четырехстолпного одноглавого храма Дмитриевский собор блещет поразительной красотой спокойных и мужественных стройных пропорций и торжественностью своего резного убора. На глади стен нижнего яруса рисуются лишь перспективные порталы с резными полукруглыми завершениями - архивольтами. Выше, вплоть до барабана главы, фасады покрыты сплошной резьбой, напоминающей пышную узорчатую ткань, отороченную бахромой колончатого пояса, в котором помещены фигуры святых. Расположение рельефов горизонтальными рядами подчеркивает величественную неподвижность и царственность здания. Центром композиции резного убора является фигура библейского царя Давида в средних закомарах фасадов. Вокруг размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц, причудливых трав и цветов; среди них очень мало изображений церковного характера. Резной убор имел преимущественно декоративное значение. Он гармонично сочетается с архитектурными формами, не отягощая и не затемняя их. В восточной закомаре северного фасада помещен скульптурный портрет строителя собора - князя Всеволода с сыновьями. В восточной закомаре южного фасада центральное место занимает рельеф, изображающий легенду о вознесении Александра Македонского, - сюжет, связанный с обожествлением царской власти. Дмитриевский собор с необычайной силой воплощает мысль о величии владимирского князя и его земли, апофеоз их могущества. (Рис 12. Слайд №12) Скульптурное убранство, собора создано владимирскими резчиками, использовавшими в качестве образцов многообразные произведения русского и зарубежного прикладного искусства. В резьбе сказываются две манеры: одна, более плоскостная, говорит о еще живых навыках деревянной резьбы, другая - свидетельствует об овладении новым материалом - камнем и об умении создавать высокий округлый рельеф. В отличие от скульптурного убранства романских соборов убор Дмитриевского собора характеризуется ясностью и целостностью композиции, сказочной декоративностью. Дмитриевский собор - гениальное творение русских зодчих и скульпторов XII в. (Рис 13. Слайд №13) Собор принадлежит к распространенному в двенадцатом веке типу сравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов. Он был дворцовым храмом князя Всеволода, сильнейшего феодального владыки двенадцатого века. (Рис 14. Слайд №14) 5 Рассказывая об архитектуре современного Владимира, невозможно не упомянуть о иных прекрасных памятниках, построенных значительно позже. Троицкая церковь (1913-1916 гг.) – одна из последних церковных построек губернского Владимира. Здание сооружено в «псевдовизантийском» стиле. Состоит из двух соединенных объемов: собственно церкви и колокольни. Ступенчатый верх храма венчает шлемовидная глава; западный объем – колокольни – несколько ниже. Постройку украшают декоративные пояски и поребрики, сама «крестовая» кладка кирпича. Богослужение в Троицкой церкви прекратилось в 1928 г. В настоящее время в здании располагается музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки. Владимиро-суздальская архитектура тесно связана с именем русского князя Андрея Боголюбского. (Рис 15. Слайд №15) Рассматривая слайд, студенты слушают сообщение. Примерное содержание сообщения: Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 — 29 июня 1174) — князь Вышгородский в 1149, 1156. Князь Туровский, Пинский и Дорогобужский в 1150— 1151. Великий князь Владимирский в 1157—1174.Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Асеневича. Домашнее имя Китай (Китан). В 1149 г. участвовал в походе против Владимиро-Волынского князя Изяслава II Мстиславича (1096-1154), проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, где затворился брат Изяславов Владимир. Вопреки воле отца в 1155 году покинул Вышгород и обосновался во Владимире. Из Вышгородского женского монастыря увёз с собой икону Богородицы, которая впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил село Боголюбово, которое со временем стало его любимым местопребыванием. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля. После смерти отца (1157) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Прежде незначительный молодой городок Владимир сделал стольным городом Ростово-Суздальского княжества. С 1159 года упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства. — В. О. Ключевский. «В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль. 6 Андрей не любил ни того, ни другого города и жил в маленьком Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки. Желая править единолично, Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Деятельность Андрея по отношению к Южной Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли». Характер Андрея Андрей выделялся из толпы тогдашних южных князей особенностями своего личного характера и своих политических отношений. Историк В. О. Ключевский характеризует его следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом». Смерть Андрея Боголюбского Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда гласит[2], что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, где основательно нагрузились спиртным. Потом заговорщики подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но заговорщики заранее убрали меч. Меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью был вероломно похищен в ту ночь ключником Анбалом. Выломав дверь, они бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин. Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет. Канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). (Рис 16. Слайд №16) Деятельность Андрея Боголюбского достаточно тесно связана с иконой Владимирской Божьей матери. История появления иконы во Владимире интересна и загадочна. Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать, таким образом, этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю. 7 (Рис 17. Слайд №17) Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму, красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг – полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы… и на взгорке, на берегу тихой старицы, – нежный силуэт древней церкви. Издалека манит её белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы – аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы – складываются в целую систему, декоративную и философскую. Когда идем к храму луговой тропой, он словно вырастает, и глаз улавливает его постепенно появляющиеся стройные членения, темные пятна окон и порталов. Кругом пейзаж чудесной красоты и поэтичности. (Рис 18. Слайд №18) Здание построено в 1165 году в честь победы над волжскими булгарами и принадлежит к тому же типу небольших одноглавых четырехстолпных храмов, что и Дмитриевский собор. Весь храм словно тянется ввысь, он невесом. Алтарные апсиды потеряли характер мощных полуцилиндров, они не столь сильно выступают вперед и частично прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами. Благодаря этому достигается спокойное равновесие и симметрия, содействующие выражению вертикального движения здания. Стены колончатого пояса чуть наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон ощущается глазом как сильный ракурс, возможный лишь при большой высоте здания, которую подчеркивают и многообломные пилястры с полуколоннами, пронизывающие фасады пучками стремительных вертикалей. В верхнем ярусе к ним присоединяются новые вертикали профилировки закомар и узких высоких окон, поставленных прямо на отлив. Над закомарами поднимается на своем пьедестале (он скрыт под кровлей) стройный барабан главы, вторящий фасадным вертикалям своими узкими окнами в обрамлении полуколонок и тающими в небе линиями древнего покрытия главы – островерхого шлема. Средняя апсида слегка повышена и разрывает горизонталь венчающего колончатого пояса. Ее окно также чуть приподнято и вырывается из строя окон боковых апсид, подчеркивая ось равновесия фасада и его легкое устремление ввысь. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл – так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживлённом речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу. (Рис 19. Слайд №19) Боголюбов-город основан в середине XII века князем Андреем Боголюбским как княжеская резиденция, как «пригород» стольного города Владимира. Числился городом ещё в «Списке городов русских» XVI в. Состоял из южной княжеской части с белокаменным собором и двором и северной посадской. Княжеский замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения Боголюбов остаётся городом и числится в «списке градом русским» конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время – посёлком. Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, 8 которое летопись сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны поддерживали своды. Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провёл князь Андрей в своём загородном замке – продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников – бояр Кучковичей. (Рис 20. Слайд №20) После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменён новым. Над лестничной башней – единственным, сохранившемся с того времени архитектурным памятником, сегодня можно видеть более позднюю надстройку. Убийство князя Андрея Боролюбского произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея – единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения. (Рис 21. Слайд №21) А теперь ознакомимся с последним памятником архитектуры. Георгиевский собор был построен в 1230-1234 гг. на месте древнего собора 1152г., заложенного Юрием Долгоруким. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия 3 потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год князь Святослав Всеволодович повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Георгиевский собор, постройка которого была окончена в 1234г., был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины. В середине 1460-х гг. собор неожиданно обрушился, но не целиком. По нынешней белокаменной кладке можно увидеть границу обрушения – она идет наклонно, от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному. Московский князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее. Из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным. Часть камней удалось собрать вместе, получились как бы фрагменты прежних картин, но большинство камней были поставлены произвольно. После восстановления собор стал ощутимо ниже, но интерьер его сохранился. Ермолин восстановил своды, используя ступенчато повышающиеся подпружные арки, чтобы сохранить центрическую композицию внутренней части собора. (Рис 22. Слайд №22) Среди фигур, вырезанных на камнях, из которых сложен собор, есть знаменитый среди туристов слоник. Существует примета, по которой тот, кто найдет слоника самостоятельно, может загадывать желание, и оно сбудется. Для тех же, кто не хочет долго шарить глазами по узорчатой резьбе, - вот описание, как найти этого слоника, и его фото. 9 Особенности русской архитектуры периода феодальной раздробленности Теперь возможно подвести небольшой итог сказанному на уроке: определить основные особенности архитектуры Древней Руси периода феодальной раздробленности. Предполагаемые варианты ответов: (Рис 23. Слайд №23) Подведение итогов осуществляется по таблице с результатами опроса 5. Поведение итогов занятия - 10 мин. студентов: 7. Домашнее задание - 5 мин. (Рис 24. Слайд №24) 1) Пополнить иллюстративный словарь памятниками архитектуры данного 2) Выполнить сравнительный анализ памятника архитектуры периода периода; феодальной раздробленности и иного из предложенного списка (письменно). Список памятников архитектуры для сравнительного анализа:  Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле);  Собор Святой Софии в Киеве;  Собор Святой Софии в Новгороде;  Церковь Спаса на Ильине улице. (Рис 25. Слайд №25) 10

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности

Архитектура Древней Руси периода феодальной раздробленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018