Цели: 1. Создать мотивацию к знакомству с понятием «доля числа».
2. Использовать набор задач третьего «путешествия» для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению материалов третьего модуля.
3. Развивать представления о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «Математика».
4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов: задачи на нахождение четвёртой пропорциональной величины через отношение заданных величин.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Путешествие 3. День рождения
Урок 38
Тема: Арифметические действия над числами. Мотивация к изучению темы «Доли».
Цели: 1. Создать мотивацию к знакомству с понятием «доля числа».
2. Использовать набор задач третьего «путешествия» для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению
материалов третьего модуля.
3. Развивать представления о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «Математика».
4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов: задачи на нахождение четвёртой пропорциональной
величины через отношение заданных величин.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
4. Фронтальная работа.
Организация диалога «ученик – ученики».
На доске числа: 48 , 36, 24, 60, 12, 15, 72
Что можно сделать с этими числами?
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые дляII.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Создание
проблемной
ситуации.
Придумайте задание для одноклассников и оцените ответ.
(Можно попарно сравнить числа, назвать их в порядке возрастания
(убывания), найти закономерность в полученном ряде чисел; выбрав
любое число, назвать его разрядный состав и составить 4 равенства
на сложение и вычитание, увеличить (уменьшить) числа в несколько
раз.
Наш учебник – необычный. Предлагаемые задания показывают нам,
как важна математика в жизни.
Наше следующее путешествие называется «День рождения».
А разве на дне рождения нужна математика?
Прочитайте вступительный текст.
Как вы думаете, чему мы будем учиться в следующем разделе
математики?
2 4 5 2
Фронтальная работа.
Давайте познакомимся со всеми задачами разворота. Прочитайте
все предлагаемые задачи.
Знакомы ли вам такие задачи? Решали мы похожие задачи?
Задача № 1, с. 74.
Прочитайте задачу.
Какие числовые данные вы нашли?
Как взаимосвязаны эти величины?
Какая величина в похожих задачах помогала нам ответить на
вопрос задачи?
Можно ли в этой задаче найти норму (долю) какао для
приготовления 1 литра шоколадного коктейля? (Нет).
А можно ли определить количество шоколадного коктейля, которое
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
преобразовывать
6
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулироватьможно приготовить из одной пачки какао? (Да).
Составьте план решения задачи.
Решите задачу по плану.
(6 : 2 = 3(л.) – из одной пачки какао;
3 ∙ 3 = 9 (л.) – из 3х пачек какао;)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
Задача № 2, с. 74.
Прочитайте задачу.
Какие числовые данные вы нашли?
Как взаимосвязаны эти величины?
Какие данные возьмём из первой задачи?
Составьте план решения задачи.
Решите задачу по плану.
(Один из вариантов решения: 1). 2 ∙ 15 = 30 (л.) нужно для 15 гостей;
2). 30 : 3 = 10 (п.) – понадобится какао;)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
ТОУУ
определять
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи в общепринятых формах)
с учётом своих учебных речевых
ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
Задача № 3, с. 74.
Прочитайте задачу.
Какие числовые данные вы нашли?
Какая величина вызвала затруднение?
Как вы думаете, чему надо научиться?
Прочитайте текст на странице 75. Какие герои будут предлагать
нам свои задания? Где вы с ними встречались?
5 2 3 3
Какие задачи можно ещё выбрать для решения на уроке или дома?
Задания № 7, 9, 10.
Задание № 9.
Комментарий:
Ясно, что если из начального числа вычесть число, у которого
обе цифры равны между собой и равны числу единиц начального
числа, то получится 20. А при вычитании числа, указанного в
условии, нужно вычесть ещё 2 (ведь число единиц у него на 2
больше числа десятков). В итоге получится 18. Если полученную
разность разделить на 9, то получится 2.
(Например, 31 и 13; 31 – 13 = 18; 18 : 9 = 2)
Ответ: 2.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
IV. Выбираем
задания и
тренируемся.
V. Итог урока.
ТОУУ
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Чем будем заниматься в новом разделе?
Возможное домашнее задание можно предложить из дидактического
материала. Задание № 1, с. 90, задачи № 6, 7, 8 с, 16 – на выбор.
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
VI. Возможное
домашнее задание.