Артикуляционная гимнастика

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Необычность этой части книги состоит в том, что представленный в ней материал раньше был доступен только специалистам-логопедам, это артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Иконка файла материала артикуляционная гимнастика.docx
Базовый комплекс — «Денискина зарядка»   Для начала следует начать с базовых упражнений,  необходимых для выработки правильных  артикуляционных укладов, способствующие развитию  подвижности губ, языка. Ниже вы увидите этот  начальный комплекс, который назван в честь одного  героя.   1. «Улыбка»   Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.      Наш  Дениска – озорник Тянет губки к ушкам. ­Посмотрите, — говорит, ­Я теперь — лягушка!   2. «Трубочка»   Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.   Кто играет на гитаре, А Денис на дудочке, Губы вытянул вперед Узкой­узкой трубочкой.     3. «Горка»   Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки,  спинку языка поднять вверх.   Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем — горка получается. Быстро­ быстро с горки вниз На санках катится Денис.   4. «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком  узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога  к уголкам рта.     У Дениса есть часы – Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга.   5. «Вкусное варенье»   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем  языка облизать верхнюю губу (язык – широкий,боковые края его касаются углов рта), делая  движения языком сверху вниз, а не из стороны в  сторону. Следить, чтобы работал только язык, а  нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык  наверх – она должна быть неподвижной (можно  придерживать её пальцем).     Если у Дениса плохое настроение, Ест Дениска наш вкусное варенье. Надо верхнюю губу вареньицем намазать, И широким язычком облизнуть все сразу.   6. «Качели» Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и  подбородку, либо к верхним и нижним зубам.       Язычок – вверх и вниз – На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко. До чего же хорошо Весело Дениске!   7. «Грибок»        Рот открыт. Язык присосать к нёбу.       Наш Дениска в лес пошел, Под сосною гриб нашел.   Подними вверх язычок­ Покажи, как рос грибок     8. «Барабанщик»   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка  за верхними зубами, многократно и отчётливо  произнося звук «Д­Д­Д…». Сначала звук «Д»  произносить медленно, затем  постепенно убыстрять   темп. Следить, чтобы рот был  всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть  неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен  носить характер чёткого удара.             Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко – громко барабанит. 9. «Пароход гудит»        Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).        Вот Денискин пароход Смело по морю плывёт. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «ы – ы –ы»Общий комплекс упражнений   1.  «Заборчик»   Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы  растянуты в улыбке.              Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И­и­и» скажи, Свой заборчик покажи.   Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд.     Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.   2.  «Трубочка»         Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.                              В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни.   3.   «Улыбка» /  «Трубочка»   Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.   Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке.   Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть!                             4.  «Часики»/ «Маятник»   Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком  узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога  к уголкам рта.   Друг за другом, друг за другом Ходят стрелочки по кругу.Ты обе губки оближи, Как стрелки ходят, покажи. Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз – два»                                Ходит мятник в часах: Влево — тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так?   Отдохнул и потянулся, Влево, вправо повернулся, Вот так: тик­так, тик­так.   5.   «Качели»   Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и  подбородку, либо к верхним и нижним зубам.   А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.                                       На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наверх  взлетели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они  хотели.   Комплекс для свистящих звуков   1.  « Накажи  непослушный язычок»   Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на  нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­ носите «та­та­та» в течение 5—10 секунд. Затем по­ шлепайте язык губами, произнося «пя­пя­пя» в те­ чение 5—10 секунд.   Язычок твой – озорник, Он не слушает тебя. Накажи его скорее: «Пя­пя, пя­пя, пя­пя­пя!»   2.   «Блинчик»   Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на  нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя­пя­ пя. Слегка прикусываем язык: та­та­та.   Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается…Посмотри, какой красивый Блинчик получается.   Испекли блинов немножко, Остудили на окошке, Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.     3.  «Чистим зубки»     Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней  стороны «почистить» поочередно нижние и верхние  зубы.   Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.                                    Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые!     4.  «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в  нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта  (качать горку). Упражнение повторить 8­10 раз в  спокойном темпе.   Выгляни в окошко, Там увидишь кошку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула. Рассердилась киска – Не подходите близко!   Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко­ Поцарапать может киска!   5.   «Горка»   Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки,  спинку языка поднять вверх.   Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!   Язычок за зубки опускается, Его кончик  к зубкам прижимается.Спинка сильно­сильно выгибается­ Вот какая горка получается!   Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.     6.  «Загони мяч в ворота»/ «Футбол»   Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны,  плавно очерчивая кончиком языка круг. Выполнять по  5­6 кругов в каждую сторону.     Во дворе народ толпится, Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.     Кончилось уже безделье, Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть, Мяч в ворота забивать. Носик глубоко вдыхает, Язык на губке притихает, Ф­Ф­Ф – тихонько выдыхаем, Мяч в ворота забиваем.                       Мы в футбол с тобой играем, Мяч в ворота загоняем. Дуй на ватку сильней, Гол забей поскорей!   Комплекс упражнений для шипящих звуков   1.   «Чашечка»   Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые  края и кончик языка подняты, средняя часть спинки  языка опущена, прогибается к низу. В таком  положении язык удержать от 1 до 5­10.   Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.   Будешь пить с друзьями чай Ты из  чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас пробуй!2.  «Вкусное варенье»   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем  языка облизать верхнюю губу (язык – широкий,  боковые края его касаются углов рта), делая  движения языком сверху вниз, а не из стороны в  сторону. Следить, чтобы работал только язык, а  нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык  наверх – она должна быть неподвижной (можно  придерживать её пальцем).   Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.                    Каждый раз по  воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.     Комплекс для сонорных звуков 1.   «Грибок»   Рот открыт. Язык присосать к нёбу.   Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок.   На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!   2.    «Маляр»   Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,  ведём от верхних зубов до мягкого нёба.   Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала.   Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед­назад, вперед­назад… Ремонту каждый будет рад.   3.   «Лошадка»      Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать  медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!                                             Цок­цок­цок по мостовой — Идет лошадка к нам  с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее.                       4.   «Барабанщик»/ «Дятел»   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка  за верхними зубами, многократно и отчётливо  произнося звук «Д­Д­Д…». Сначала звук «Д»  произносить медленно, затем постепенно убыстрять  темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал  только язык. Звук «Д» должен носить характер  чёткого удара.   В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, «Д­д­д­д» застучали.   Дятел, дятел тук­тук­тук. Д­Д­Д­Д Ты чего стучишь, мой друг! Д­Д­Д­Д ­Я не зря во рту стучу Д­Д­Д­Д Звукам правильным учу. Д­Д­Д­Д                                       5.  «Пароход»           Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).   Отплывает пароход Ы­Ы­Ы­Ы Набирает он свой ход. Ы­Ы­Ы­Ы Он в гудок гудит, гудит Ы­Ы­Ы­Ы «Путь счастливый говорит» Ы­Ы­Ы­Ы   Пароходик небольшой, Зато смелый какой: Ему волны не страшны, Весело гудит он: «Ы­Ы­Ы»!