Артикуляционная гимнастика
Оценка 4.7

Артикуляционная гимнастика

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
русский язык +2
2 кл
14.02.2018
Артикуляционная гимнастика
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Необычность этой части книги состоит в том, что представленный в ней материал раньше был доступен только специалистам-логопедам, это артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
артикуляционная гимнастика.docx
Базовый комплекс — «Денискина зарядка»   Для начала следует начать с базовых упражнений,  необходимых для выработки правильных  артикуляционных укладов, способствующие развитию  подвижности губ, языка. Ниже вы увидите этот  начальный комплекс, который назван в честь одного  героя.   1. «Улыбка»   Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.      Наш  Дениска – озорник Тянет губки к ушкам. ­Посмотрите, — говорит, ­Я теперь — лягушка!   2. «Трубочка»   Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.   Кто играет на гитаре, А Денис на дудочке, Губы вытянул вперед Узкой­узкой трубочкой.     3. «Горка»   Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки,  спинку языка поднять вверх.   Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем — горка получается. Быстро­ быстро с горки вниз На санках катится Денис.   4. «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком  узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога  к уголкам рта.     У Дениса есть часы – Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга.   5. «Вкусное варенье»   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем  языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая  движения языком сверху вниз, а не из стороны в  сторону. Следить, чтобы работал только язык, а  нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык  наверх – она должна быть неподвижной (можно  придерживать её пальцем).     Если у Дениса плохое настроение, Ест Дениска наш вкусное варенье. Надо верхнюю губу вареньицем намазать, И широким язычком облизнуть все сразу.   6. «Качели» Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и  подбородку, либо к верхним и нижним зубам.       Язычок – вверх и вниз – На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко. До чего же хорошо Весело Дениске!   7. «Грибок»        Рот открыт. Язык присосать к нёбу.       Наш Дениска в лес пошел, Под сосною гриб нашел.   Подними вверх язычок­ Покажи, как рос грибок     8. «Барабанщик»   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка  за верхними зубами, многократно и отчётливо  произнося звук «Д­Д­Д…». Сначала звук «Д»  произносить медленно, затем  постепенно убыстрять   темп. Следить, чтобы рот был  всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть  неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен  носить характер чёткого удара.             Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко – громко барабанит. 9. «Пароход гудит»        Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).        Вот Денискин пароход Смело по морю плывёт. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «ы – ы –ы» Общий комплекс упражнений   1.  «Заборчик»   Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы  растянуты в улыбке.              Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И­и­и» скажи, Свой заборчик покажи.   Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд.     Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы.   2.  «Трубочка»         Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.                              В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри, Губки хоботком тяни.   3.   «Улыбка» /  «Трубочка»   Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.   Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке.   Улыбайся народ, Потом губы – вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть!                             4.  «Часики»/ «Маятник»   Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком  узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога  к уголкам рта.   Друг за другом, друг за другом Ходят стрелочки по кругу. Ты обе губки оближи, Как стрелки ходят, покажи. Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз – два»                                Ходит мятник в часах: Влево — тик, а вправо – так. Ты сумеешь сделать так: Тик и так, тик и так?   Отдохнул и потянулся, Влево, вправо повернулся, Вот так: тик­так, тик­так.   5.   «Качели»   Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и  подбородку, либо к верхним и нижним зубам.   А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.                                       На веселые качели Таня и Никита сели. Опустились вниз качели, А потом наверх  взлетели. Вместе с птицами, наверно, Улететь они  хотели.   Комплекс для свистящих звуков   1.  « Накажи  непослушный язычок»   Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на  нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ­ носите «та­та­та» в течение 5—10 секунд. Затем по­ шлепайте язык губами, произнося «пя­пя­пя» в те­ чение 5—10 секунд.   Язычок твой – озорник, Он не слушает тебя. Накажи его скорее: «Пя­пя, пя­пя, пя­пя­пя!»   2.   «Блинчик»   Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на  нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя­пя­ пя. Слегка прикусываем язык: та­та­та.   Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается.   Испекли блинов немножко, Остудили на окошке, Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.     3.  «Чистим зубки»     Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней  стороны «почистить» поочередно нижние и верхние  зубы.   Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.                                    Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые!     4.  «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в  нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта  (качать горку). Упражнение повторить 8­10 раз в  спокойном темпе.   Выгляни в окошко, Там увидишь кошку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула. Рассердилась киска – Не подходите близко!   Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко­ Поцарапать может киска!   5.   «Горка»   Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки,  спинку языка поднять вверх.   Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!   Язычок за зубки опускается, Его кончик  к зубкам прижимается. Спинка сильно­сильно выгибается­ Вот какая горка получается!   Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.     6.  «Загони мяч в ворота»/ «Футбол»   Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны,  плавно очерчивая кончиком языка круг. Выполнять по  5­6 кругов в каждую сторону.     Во дворе народ толпится, Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.     Кончилось уже безделье, Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть, Мяч в ворота забивать. Носик глубоко вдыхает, Язык на губке притихает, Ф­Ф­Ф – тихонько выдыхаем, Мяч в ворота забиваем.                       Мы в футбол с тобой играем, Мяч в ворота загоняем. Дуй на ватку сильней, Гол забей поскорей!   Комплекс упражнений для шипящих звуков   1.   «Чашечка»   Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые  края и кончик языка подняты, средняя часть спинки  языка опущена, прогибается к низу. В таком  положении язык удержать от 1 до 5­10.   Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.   Будешь пить с друзьями чай Ты из  чашки новой. Эту чашку показать Ты сейчас пробуй! 2.  «Вкусное варенье»   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем  языка облизать верхнюю губу (язык – широкий,  боковые края его касаются углов рта), делая  движения языком сверху вниз, а не из стороны в  сторону. Следить, чтобы работал только язык, а  нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык  наверх – она должна быть неподвижной (можно  придерживать её пальцем).   Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.                    Каждый раз по  воскресеньям Мы едим с тобой варенье. Верхнюю губу вареньем Мы намажем, а потом Язычком широким сразу Мы варенье облизнем.     Комплекс для сонорных звуков 1.   «Грибок»   Рот открыт. Язык присосать к нёбу.   Под высокою сосной Мы грибок нашли с тобой. Чтобы рос боровичок, Подними вверх язычок.   На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!   2.    «Маляр»   Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,  ведём от верхних зубов до мягкого нёба.   Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала.   Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед­назад, вперед­назад… Ремонту каждый будет рад.   3.   «Лошадка»      Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать  медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!                                             Цок­цок­цок по мостовой — Идет лошадка к нам  с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее.                       4.   «Барабанщик»/ «Дятел»   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка  за верхними зубами, многократно и отчётливо  произнося звук «Д­Д­Д…». Сначала звук «Д»  произносить медленно, затем постепенно убыстрять  темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал  только язык. Звук «Д» должен носить характер  чёткого удара.   В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, «Д­д­д­д» застучали.   Дятел, дятел тук­тук­тук. Д­Д­Д­Д Ты чего стучишь, мой друг! Д­Д­Д­Д ­Я не зря во рту стучу Д­Д­Д­Д Звукам правильным учу. Д­Д­Д­Д                                       5.  «Пароход»           Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).   Отплывает пароход Ы­Ы­Ы­Ы Набирает он свой ход. Ы­Ы­Ы­Ы Он в гудок гудит, гудит Ы­Ы­Ы­Ы «Путь счастливый говорит» Ы­Ы­Ы­Ы   Пароходик небольшой, Зато смелый какой: Ему волны не страшны, Весело гудит он: «Ы­Ы­Ы»!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018