Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи
могут привести к плохой успеваемости в школе. Необычность этой части книги состоит в том, что представленный в ней материал раньше был доступен только специалистам-логопедам, это артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
артикуляционная гимнастика.docx
Базовый комплекс — «Денискина
зарядка»
Для начала следует начать с базовых упражнений,
необходимых для выработки правильных
артикуляционных укладов, способствующие развитию
подвижности губ, языка. Ниже вы увидите этот
начальный комплекс, который назван в честь одного
героя.
1. «Улыбка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
Посмотрите, — говорит,
Я теперь — лягушка!
2. «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкойузкой трубочкой.
3. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки,
спинку языка поднять вверх.
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
4. «Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком
узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога
к уголкам рта.
У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
5. «Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем
языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая
движения языком сверху вниз, а не из стороны в
сторону. Следить, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык
наверх – она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
6. «Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и
подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо
Весело Дениске!
7. «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок
Покажи, как рос грибок
8. «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка
за верхними зубами, многократно и отчётливо
произнося звук «ДДД…». Сначала звук «Д»
произносить медленно, затем
постепенно убыстрять
темп. Следить, чтобы рот был
всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть
неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен
носить характер чёткого удара.
Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
9. «Пароход гудит»
Прикусить кончик языка и длительно произносить звук
«Ы» (как гудит пароход).
Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы» Общий комплекс упражнений
1. «Заборчик»
Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы
растянуты в улыбке.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «Иии» скажи,
Свой заборчик покажи.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
2. «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
3. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание
сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
4. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком
узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога
к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу. Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
Ходит мятник в часах:
Влево — тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тиктак, тиктак.
5. «Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и
подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
Комплекс для свистящих звуков
1. « Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на
нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произ
носите «татата» в течение 5—10 секунд. Затем по
шлепайте язык губами, произнося «пяпяпя» в те
чение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пяпя, пяпя, пяпяпя!»
2. «Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пяпя
пя. Слегка прикусываем язык: татата.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается… Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
3. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней
стороны «почистить» поочередно нижние и верхние
зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
4. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в
нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий
язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта
(качать горку). Упражнение повторить 810 раз в
спокойном темпе.
Выгляни в окошко,
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко
Поцарапать может киска!
5. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки,
спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильносильно выгибается
Вот какая горка получается!
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
6. «Загони мяч в ворота»/ «Футбол»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны,
плавно очерчивая кончиком языка круг. Выполнять по
56 кругов в каждую сторону.
Во дворе народ толпится,
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Кончилось уже безделье,
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
ФФФ – тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!
Комплекс упражнений для
шипящих звуков
1. «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые
края и кончик языка подняты, средняя часть спинки
языка опущена, прогибается к низу. В таком
положении язык удержать от 1 до 510.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Будешь пить с друзьями чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй! 2. «Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем
языка облизать верхнюю губу (язык – широкий,
боковые края его касаются углов рта), делая
движения языком сверху вниз, а не из стороны в
сторону. Следить, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык
наверх – она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
Комплекс для сонорных звуков
1. «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
2. «Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,
ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Впередназад, впередназад…
Ремонту каждый будет рад.
3. «Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать
медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
Цокцокцок по мостовой —
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
4. «Барабанщик»/ «Дятел»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка
за верхними зубами, многократно и отчётливо
произнося звук «ДДД…». Сначала звук «Д»
произносить медленно, затем постепенно убыстрять
темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы –
в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал
только язык. Звук «Д» должен носить характер
чёткого удара.
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Дддд» застучали.
Дятел, дятел туктуктук.
ДДДД
Ты чего стучишь, мой друг!
ДДДД
Я не зря во рту стучу
ДДДД
Звукам правильным учу.
ДДДД
5. «Пароход»
Прикусить кончик языка и длительно произносить звук
«Ы» (как гудит пароход).
Отплывает пароход
ЫЫЫЫ
Набирает он свой ход.
ЫЫЫЫ
Он в гудок гудит, гудит
ЫЫЫЫ
«Путь счастливый говорит»
ЫЫЫЫ
Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «ЫЫЫ»!
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.