В переводе с английского языка «арт-терапия» – лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. Оно способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как средство опосредованного общения, искусство помогает нашему "Я" высвободиться и вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с другими людьми. Известно также, что искусство в свернутом виде транслирует как ценности конкретного общества, так и всемирные ценности, в то же время, язык искусства по-своему доступен и понятен каждому человеку, в особенности, если иметь в виду глубину его эмоционального проникновения. Именно поэтому методы воздействия на личность с помощью искусства очень эффективны.
АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности.
Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного
воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию
реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через
нереконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции,
позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к
формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми
психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами.
Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном
искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
В качестве терапии средствами искусства. Психологи могут применять прикладные виды
искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным
материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Психолог предлагает детям
задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариан
тов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины,
скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.
Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить
ребенку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его
творчество. И наконец, можно порекомендовать совместное творчество психолога и
ребенка (лепку, рисование, вязание, вышивание и т.п.), предоставив ребенку большую
самостоятельность в выполнении работы.
Показаниями для использования рисуночной терапии, по мнению О.А. Карабановой,
являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение
эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная
депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства
одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность
внутрисемейной ситуацией, ревность к сиблингам; повышенная тревожность, страхи,
фобические реакции; негативная "Яконцепция", низкая, дисгармоничная, искаженная
самооценка, низкая степень самопринятия. По мнению О.А. Карабановой, "применение ...
рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений,
несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком
уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса
к игре" (Игра в коррекции психологического ребенка. М., 1997. С. 86.).
По данным психологов, наиболее благоприятным для решения коррекционных и
реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих
ребенку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы
изображения, как например каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал
возможностей символизации, не позволяют ребенку в полной мере реализовать задачу и
осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.
Психолог должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка,
как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов
определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет
ребенку преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символического
типа. По данным психологов, дети до 5 лет еще только овладевают способами
изображения, а символическая функция находится лишь в начале своего развития. Поэтому
использование рисуночных тестов является недостаточно эффективным. В работе с детьми
до 5 лет должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а рисунки
включаться в контекст игровых заданий.В более старших возрастах с 6 до 10 лет детям доступны формы символического
выражения, позволяющие утвердить собственное "Я" и коммуникативные навыки
взаимодействия с другими людьми.
В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей
идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень
требований подростков к качеству результатов рисуночной деятельности, что затрудняет
использование данного метода. Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать
им просто нарисовать чтото. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности
подростков и не будет давать эффект в работе.
Психолог должен учитывать и анализ активности ребенка, и способы использования
художественного материала. Е. Kramer выделяет следующие способы использования
материалов:
манипуляции с целью исследования физических свойств (глина, песок, вода, вкус
красок, цвет и т.д.);
деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет
бумагу, разбрызгивает краски, бросает карандаши, переливает воду в краски и т.д.);
стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий;
рисование графических пиктограмм;
создание художественных образов.
Такая последовательность использования художественных материалов отражает
позитивные моменты коррекционной работы с детьми в случае ее успешности.
В практической работе психологов с детьми зарекомендовали себя два способа
использования рисуночной терапии — директивная и недирективная. В большинстве же
случаев используется разумное сочетание элементов двух терапий. Ребенку задается тема
рисования и предоставляется свобода в экспериментировании и поиске наиболее адек
ватной формы ее выражения.
Психологи могут использовать в своей работе с детьми "группы риска" следующие виды
заданий и упражнений, предложенных О.А. Карабановой:
предметнотематический тип рисование на свободную и заданные темы. Примером
таких заданий являются рисунки "Моя семья", "Я в школе", "Мой новый дом", "Мое
любимое занятие", "Я сейчас", "Я в будущем" и т.д.;
образно символический тип изображение ребенка в виде образов. Темы могут
быть такие: "Добро", "Зло", "Счастье", "Радость", "Гнев", "Страх" и т.д.;
упражнения на развитие образного восприятия "Рисование по точкам",
"Волшебные пятна", "Дорисуй рисунок". в их основе лежит принцип проекции;
игрыупражнения с изобразительным материалом для детей младшего
дошкольного возраста экспериментирование с красками, бумагой, карандашами,
пластилином, мелом и др. "Рисование пальцами рук и ног", "Разрушение
строительство", "Наложение цветовых пятен друг на друга" и т.д.;
задания на совместную деятельность сочинение сказок, историй с помощью
рисования. Используются приемы последовательного поочередного рисования типа
"Волшебные картинки" один начинает, другой ребенок продолжает и т.д.
Музыкотерапия. Отдельным видом психологической помощи может бьггь специально
организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. В
данном случае хорошо если психолог владеет игрой на нескольких музыкальных
инструментах (барабане, дудке, аккордеоне, металлофоне, пианино, скрипке и т.д.). Можно
рекомендовать психологу использовать музыкальные произведения классической музыки.
Психолог должен подобрать ряд произведений для слушания. Хорошо зарекомендовали в
таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Бетховена, Моцарта,
Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки. Предлагаемый вид работынаправлен на организацию умения слушать музыку. Удлинение времени слушания музыки
от 35 минут до 11,5 часов требует специально разработанного приема организации детей.
Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет детям
слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим
чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия
напряжения. При этом музыку можно слушать закрыв глаза, зажмурившись, главное ее
слышать!
Работая с детьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи,
напряжение, можно добавить задание. Например, при предъявлении спокойной музыки,
которая вызывает приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах,
которые вызывают у него страх, тревогу и т.д. Можно предложить детям ранжировать
страшные ситуации от минимальных до самых сильных.
При проявлении ярко выраженных страхов психолог может использовать воздействие на
детей приятными расслабляющими стимулами (через определенный вид классической
музыки) и одновременно пугающими их объектами.
Психолог может показать личным примером, как надо слушать музыку. С этой целью он
может сесть рядом с ребенком, вместе слушать музыку, слушать музыку обнявшись и т.д.
Предварительно, перед слушанием музыки, можно спросить, что ребенок хочет
почувствовать; слушая музыку: радость, приятные ощущения, хорошее настроение,
теплоту, приятные воспоминания?
Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках
социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим,
уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т.д.
Использование музыкотерапии в работе психолога способствует созданию условий для
самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния.
Применяемый музыкальный цикл в работе с группой или отдельными детьми может найти
свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать
музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства, которые они
испытывали, слушая музыку и т.д.
Несколько иное направление в деятельности психолога появляется с применением
музыкальных инструментов. Психолог играет вместе с ребенком на музыкальном
инструменте. Вначале создается ситуация, что они исполнители музыки, потом
сочинители музыки, затем играют в оркестре. Разновидностью такой работы является
исполнение разных танцев под звучание музыкальных инструментов, на которых играют
ребенок и психолог. Можно сочетать игру на музьжальных инструментах с движениями
детей (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке для преодоления чувства страха,
неуверенности в себе и т.д.).
Библиотерапия. Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства
при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в
которых описаны страхи детей, формы преживания стрессовых ситуаций, выход из
страшной для детей ситуации. Для проведения такого вида работы можно
порекомендовать для детейразных возрастов использование произведений классиков
литературы Л.Н. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой, А. Гайдара и др. Это такие произ
ведения, как "Трусиха", "Аришкатрусишка", "На льдине", "Обвал", "Честное слово",
сказки "У страха глаза велики", "МальчишКибальчиш" и др.
Использование в работе психолога произведений данной тематики опирается на возрастные
особенности детей заражаемость чувствами других, понимание чувств других и т.д.
Прослушав прочитанное или рассказанное произведение, дети понимают, что такие
чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие
чувства, различают разного вида угрозы, угрожающие ситуации, причины страха. Вместе сгероями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно
учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить
свою социальную компетенцию.
Психолог может порекомендовать воспитателям, работающим с детьми в группе, какие
сказки и произведения рассказывать детям разного возраста, когда они ложатся спать. В
частности, дошкольникам лучше не рассказывать страшные истории, сказки, рассказы
такие переживания им не под силу. Детям же школьного возраста можно рассказывать или
читать такие сказки или произведения. Они уже могут переживать прочитанное, пытаются
представить образы, но в присутствии воспитателей эти переживания не являются
сильными, так как есть взрослый, который может помочь и который создает атмосферу
защищенности. Последовательность чтения произведений опирается на ряд особенностей,
которые должны учитывать специалисты: возраст детей, их количество, причины
попадания детей в данное учреждение, виды перенесенных детьми травм, доверие детей
воспитателю, время пребывания ребенка в данном учреждении.
. Арттерапия как метод психокоррекции
Общая характеристика.
ии
Арттерап я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции
художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография,
кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих
переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому
самовыражению — с другой. В процессе творчества пациент гораздо ярче и нагляднее
может проявить себя, чем в письме или в речи. Арттерапевтические произведения
способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих
им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут
«выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них
рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко
ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется
или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в
результате пациент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.
Методы арттерапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в
зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих
произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются
элементарные художественные средства, а для участия в арттерапии не требуется
предыдущего опыта в творческой деятельности. Впервые этот термин был использован
Адрианом Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение. В настоящее
время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и
центрах психического здоровья. Эффективность применения искусства в контексте
лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами,
исследовать и выражать их на символическом уровне.
Психотерапевты отмечают положительное влияние арттерапии не только на улучшение
общего физического и психического состояния больных, но также и на избавление их отпсихосоматических нарушений. Объективность этих данных подтверждается
психофизиологическими исследованиями (Лебедева, Киселева, 2001).
В процессе арттерапии изменяется отношение человека к собственному прошлому
травматическому опыту, переживаниям и болезням, а достигнутый психотерапевтический
эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов.
Изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При
этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая
ее со стороны. Таким образом, техника «рассказа в картинках» помогает рассмотреть
какуюлибо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств и поступков. Пациент
осознает свое отношение к происходившему и может изменить это отношение.
Данная техника имеет особую ценность в работе с лицами, которые затрудняются дать
вербальное описание событий и чувств (Гудман, 2000).
Обычно и дети и взрослые с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали.
Главная задача арттерапевта в этой своеобразной изобразительной игре (Валкер, 2001) —
помочь пациенту:
• в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;
• в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются им как опасные для
него;
• в формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего
психосоциального развития.
Наряду с терапевтическим значением техника «рассказа в картинках» имеет большую
диагностическую ценность. С ее помощью можно получить гораздо больше информации,
чем с помощью многочисленных бесед с пациентом в*течение нескольких месяцев.
Особенно важно, что приоритет в интерпретации рисунков принадлежит их автору. Иными
словами, при такой диагностике психолог предоставляет инициативу пациенту и опирается
на его систему значений. Нужно предложить пациенту изобразить, что изменилось в нем
самом и в семье, когда он заболел. Тематические задания для серии рисунков могут быть
следующими. Нарисуйте и расскажите:
• Как вы узнали о своей болезни?
• Что изменилось в вас, когда это произошло?
• Нарисуйте самые страшные представления о своей болезни.
• Нарисуйте, что будет, когда болезнь пройдет.
• Нарисуйте себя здоровым и сильным.
• Нарисуйте себя в будущем.Исходя из особенностей рисунков, можно предположить, на чем сфокусированы реакции
пациента: на чувствах или на проблеме. В первом случае в рисунках отражается страх
смерти, страх боли в связи с медицинскими процедурами и т. д. Для второй группы
характерно изображение различного медицинского оборудования, больничных помещений
и т. д.
Арттерапевту важно понять истинные причины переживаний пациента. С помощью
соответствующих вопросов специалист должен прояснить, объективировать изображение и
понять заключенный в нем смысл. Это помогает выбрать адекватную арттерапевтическую
стратегию.
Арттерапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности.
Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с
замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами
контролируют последовательность действий. За участником остается право выбирать меру
участия в групповой работе. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной
силой.
Анализ современных исследований по терапии искусством объясняет полезность этого
метода для лечебных целей тем, что он:
1. Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально
приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными
способами разрядки напряжения.
2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания
легче выразить с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной
психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью
избежать сознательной цензуры.
3. Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии.
Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и
стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию. Кроме
того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.
4. Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда
невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и
проясняющим интенсивные чувства и убеждения.
5. Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в
художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и
положительных чувств.
6. Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование,
живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета.
7. Развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате
творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические
ощущения и позволяет экспериментировать с ними.8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную
компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение,
возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
9. В процессе проведения группы позволяет разрешать конфликты между членами группы
и помогать им в достижении гармонии.
Недостатком терапии искусством является то, что крайне личностный характер заданий
может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и
установлению контактов. И хотя для большинства людей искусство есть достаточно
безопасный способ выражения чувств, некоторые люди очень сопротивляются
самовыражению при помощи искусства.
Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.
Для первых характерназаданность темы и/или изобразительных средств. Однако
содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы
определяются самим участником.
На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы,
инструменты.
На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия,
сочинение историй и т. д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные
способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. В структуре
каждого занятия можно выделить две основные части.
Первая — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство
самовыражения — рисунок (живопись). Вторая — вербальная, апперцептивная и
формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию
нарисованных объектов и возникших ассоциаций.
В арттерапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий.
Обшепризнана классификация, предложенная Liebmann (1996):
• темы, связанные с освоением изобразительных материалов;
• общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников
группы;
• темы, связанные с исследованием системы отношений, образа Я;
• темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы,
предназначенные для работы с семьями;
• темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.
Эффективные арттерапевтические формы должны соответствовать следующим
требованиям:— нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только их
способность вызывать изменения, но и поддерживать эти изменения
длительное время — они не должны носить слишком рациональный
характер, так как последнее препятствует развитию эмоционального
процесса;
— вселять чувство надежды — преодоление трудностей, исцеление от боли,
успешное применение терапевтических стратегий;
— предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий;
— трансформировать эмоции, используя соответствующие символы;
— пробуждать сильные и глубокие эмоции.
Структура занятия. Первый этап. Настрой («разогрев»).
Начало занятия — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка
участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации.
Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные
изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули», техника
«закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений
происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.
Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
Здесь также можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и
танцевальной терапии.
Таким образом, человек невербальным языком сообщает о своих проблемах и чувствах,
учится понимать и анализировать свои эмоции. Продукт изобразительного творчества
сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым
их непосредственное проявление в поступках.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые
дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в
соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако
следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.
Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы). Этот этап
занятия предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных чувств,
проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов, в том числе страхи,
сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в
изобразительной продукции при спонтанном творчестве.Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Некоторые дополнительные
сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с
валидными критериями известных проективных методик.
Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.
Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой
коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех
мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной
деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня
доверия к группе, к арттерапевту, от личных особенностей пациента. Если он по какимто
причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него
название. Начинать рассказ можно словами «Жилбыл человек, похожий на меня...». Такое
начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и
идентификации.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем
восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и
интересах, отношениях с окружающими.
Пятый этап. Коллективная работа в малых группах.
Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод
травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от
неприятных эмоций.
Шестой этап. Рефлексивный анализ.
Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь
обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимотерапии» в виде доброжелательных
высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной
теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику пережить ситуацию успеха в той
или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и
самопринятия, у них укрепляетсячувство собственного достоинства, постепенно
корректируется образ Я.
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.
Арттерапевтическое пространство и материалы
Арттерапевтический процесс подразумевает не только раскрытие креативности, но также
знание, понимание того, каким образом арттерапевтическая среда и используемые в арт
терапии материалы способствуют многообразию творческого самовыражения личности.
В одних случаях арттерапевты побуждают людей использовать простейшие материалы с
целью быстрого создания того или иного художественного образа, творческого продукта,
который становится предметом для установления вербального диалога между клиентом итерапевтом. В других случаях клиентам предоставляется возможность ознакомиться с
широким спектром самых разнообразных материалов.
Требования к организации арттерапевтического пространства также варьируются от
минимальных в ситуациях, когда возможно лишь приспособить для арттерапевтической
деятельности небольшую часть какоголибо помещения, до идеальных условий, когда
может быть создана целая арттерапевтическая лаборатория или центр, предназначенный
для работы с различными группами населения и для индивидуальной работы.
Наиболее эффективно организованное арттерапевтическое пространство предполагает
наличие двух зон. Одна из этих зон должна быть оснащена удобными для работы столами,
стульями. В качестве альтернативного оборудования могут присутствовать этюдники,
настенные доски или доски, расположенные непосредственно на полу. Таким образом,
клиентам в зависимости от их предпочтений предлагается разнообразие поверхностей, на
которых можно работать.
В «рабочей» зоне арттерапевтического центра, лаборатории, студии должны быть созданы
условия, дающие возможность людям не бояться создавать беспорядок. Важным условием
является наличие окон, дневного света, чистого воздуха в помещении, то есть хорошая
вентиляция. Дизайнерское решение интерьера также имеет важное значение. Стены, пол,
потолок могут быть декорированы яркими граффити, следует предусматривать
возможность трансформации декора, эффективно использовать в оформлении рабочего
пространства творческие продукты участников арттерапевтических сессий.
Вторая, не менее значимая зона арттерапевтического пространства, предназначена для
релаксации перед началом сессии и групповой дискуссии, которая всегда следует после
окончания процесса художественной деятельности. Вербальная часть арттерапевтической
сессии предполагает создание наиболее комфортабельной зоны, где должны
присутствовать удобные кресла, приглушенный свет, оснащение качественной
звуковоспроизводящей аппаратурой, мягким ковровым покрытием.
В реальных условиях арттерапевтам часто приходится использовать приспособленные
помещения, однако некоторые основные требования к арттерапевтическому пространству
должны выполняться.
В целом нужно отметить, что арттерапевтическое пространство играет важную роль в
достижении того или иного арттерапевтического эффекта.Здесь очень верной является
пословица «театр начинается с вешалки».
Каждая из деталей создает настрой для погружения в творческую деятельность, а затем —
желания клиента рассказать о созданном творческом продукте.
Особое значение в организации арттерапевтического пространства имеет егобезопасность.
Это означает, что в процессе арттерапевтических сессий не может быть никаких
проникновений из внешней окружающей среды, нарушающих атмосферу доверия. Все
творческие продукты, создаваемые участниками арттерапевтических сессий, должны быть
защищены от обсуждения и оценок лиц, не имеющих отношения к данной совместной
деятельности. Все элементы арттерапевтического пространства должны быть
ориентированы на создание атмосферы доверия, диалога, безопасности,удобства.Важным моментом является также возможность размещать творческие продукты,
созданные в процессе арттерапевтических сессий, на стенах помещения. Для проведения
групповой дискуссии каждый участник должен иметь возможность увидеть творческие
продукты других и продемонстрировать свои художественные работы.
Материалы, используемые в арттерапии
В большинстве случаев все материалы, используемые в арттерапевтической работе,
предоставляются самим арттерапевтом.
Арттерапевт рассказывает о тех материалах, которые предлагается использовать, об их
качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К материалам относится
бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель
(масляная и сухая), карандаши различной твердости, фломастеры и маркеры,
художественный уголь, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными
иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и
т.п.), а также глина, клей, скотч.
В качестве инструментов могут использоваться кисти для работы с водорастворимыми
красками, ножницы, швейные иглы, вязальные спицы и другие инструменты, необходимые в
создании тех или иных творческих продуктов.
Очень часто предлагаемые арттерапевтом упражнения связаны с характеристиками самих
материалов. С другой стороны, выбор материалов диктуется проблемами клиентов.
Очевидно, что часть материалов обладает текучестью, большой податливостью, и при этом
плохо подлежит контролю в процессе пользования. К таким материалам относятся краски
на водной основе, сухая пастель. В работе с другими материалами, такими, как карандаши,
фломастеры, маркеры, люди испытывают большее их сопротивление, однако они дают
возможность изображать мелкие детали достаточно точно.
В частности, работая с гиперактивными, очень эмоциональными детьми, целесообразно
использовать карандаши, маркеры, технику коллажа, что дает возможность снизить
уровень тревоги, возбуждения, привести таких детей в более спокойное состояние.
В других случаях, когда приходится работать с детьми, испытавшими насилие и
потерявшими способность играть, наиболее оптимальным будет использование текучих
материалов: акварельные, акриловые краски, гуашь. Такие материалы побуждают детей
очень свободно выражать себя.
Существует специальная шкала, описывающая качества материалов в зависимости от их
текучести или сопротивляемости, соответственно более или менее контролируемых во
время работы с ними. Бумага, ее качество, размер, цвет имеют большое значение в арт
терапии. Предлагается бумага различной плотности, преимущественно различных оттенков
белого цвета (либо самых разнообразных цветов при изготовлении коллажей). Это может
быть очень пористая и шершавая бумага для акварели, которая продается обычно в
специальных папках, это может быть и ватманская бумага, форматов A1—A4, это может
быть даже бумага для принтеров и фотокопий, а также детские альбомы для рисования.
При создании коллажей может использоваться даже упаковочная серая или коричневая
бумага (и даже туалетная бумага).Размер бумаги может быть различным, но наиболее оптимально предлагать бумагу
формата A3. В определенных случаях клиенты сами выбирают размер бумаги.
Типы арттерапевтических групп
Несмотря на то, что можно назвать множество видов арттерапевтических групп,
существует два основных: артпсихотерапевтические и артстудийные, или открытые
студийные группы. Многие группы являются смешанными и одновременно арт
психотерапевтическими или открытыми артстудиями, в зависимости от потребностей
членов групп, целей эксперимента и направленности деятельности группы.
Артпсихотерапевтические группы обычно создаются для оказания помощи людям в
выражении своих чувств, проблем или конфликтов; для достижения состояния инсайта,
преодоления болезненных эмоций и травматического опыта. Артпсихотерапевтические
группы появились приблизительно в тот же период времени, когда появились «группы
встреч» и другие подобные, популярные в 60е годы XX века группы. Они могут
акцентировать свою деятельность на индивидуальном творчестве внутри группы или в
большей степени фокусировать внимание на групповой динамике, развитии отношений
между членами группы через определенные виды деятельности.
В артпсихотерапевтических группах арттерапевт часто играет активную роль в
определении тем и направлений, постановке целей. Они основываются на наблюдениях
терапевта за участниками группы. Иногда выясняется мнение группы по поводу тех
проблем и тем, которые они хотели бы выразить через художественную деятельность.
Артпсихотерапевтические группы часто образуются на основе тех или иных тем или
социального контекста. Например, это могут быть группы родителей, дети которых
серьезно больны, группы выздоравливающих алкоголиков, женщин, избиваемых своими
партнерами, детей, испытавших насилие в семье, или подростков, имеющих поведенческие
проблемы.
Артпсихотерапевтические группы могут быть ограниченными во времени. Это означает,
что члены их могут встречаться регулярно в течение определенного количества сессий
ежедневно или, в некоторых случаях, лишь в течение одной или двух сессий. В больницах
группа может собираться регулярно, но участники могут меняться, так как пациенты
больниц достаточно часто выписываются и на смену им приходят другие. Также группы
могут собираться в течение разного времени, от одного часа до трех часов, в зависимости
от контекста, целей группы и особенностей ее участников.
Большинство артпсихотерапевтических групп придерживается одного и того же формата,
включающего открытую дискуссию, экспериментальный процесс и постэкспериментальную
дискуссию. В первой части сессии может быть выделено время терапевту для введения в
тему или деятельность. В некоторых группах участники используют это время, чтобы
развить направление или тему при помощи терапевта для экспериментальной работы.
В недирективных группах участники могут работать над предстоящими проектами,
такими, как живопись, рисование, коллажи или конструкции. В течение средней части
сессии участники работают над образами в соответствии с темой или направлением. В
некоторых случаях арттерапевт предлагает виды деятельности, где участники группы
совместно создают тот или иной образ на одном листе бумаги.Следующим этапом деятельности группы обычно является групповая дискуссия. Каждый
участник может высказываться в течение нескольких минут о том образе, который он
создал в течение сессии, а также обменяться впечатлениями о работе группы в целом. И
для терапевта, и для участников совместная работа может помочь в понимании групповой
динамики. Групповая ситуация создает возможности для общения, взаимодействия.
Терапевт может высветить в дискуссии вопросы о лидерстве, о том, насколько успешно
группа работала совместно, или о содержании выполненной работы.
Показания
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии,
достаточно широк:
внутри и межличностные конфликты,
кризисные состояния
экзистенциальные и возрастные кризисы
травмы
потери
постстрессовые расстройства
невротические расстройства
психосоматические расстройства
развитие креативности
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчество
многое другое
Арттерапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так
детей и подростков. Метод не имеет ограничений и ротивопоказаний.
Общая характеристика танцевального направления коррекции. Показания к
применению.
Танцевальная терапия как отдельное направление оформилась примерно в 50 — 70х годах
XX столетия. Она позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия, на которых
можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми,
тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла,
непониманием себя. Существует и семейная танцевальная терапия, где можно решить
семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие
творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться иадаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско
родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (задержка
психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т. д.). В группах и
индивидуально ведется работа с людьми, страдающими различными психогенно
обусловленными функциональными нарушениями и психосоматическими заболеваниями.
Танцевальная терапия используется как способ подготовки супружеских пар к родам и
роли родителей, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для
малышей от 0 до 3 лет и их мам. Ведется также работа с людьми, страдающими
посттравматическими расстройствами, с детьмиинвалидами, беженцами.
К танцетерапевту прежде всего обращаются люди (их иногда называют кинестетиками),
для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью
чтонибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении.
Для них движение — это способ самовыражения, самопознания и развития. Это могут быть
и люди другого склада (можно выделить аудиальный и визуальный типы), которые на
определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою
проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с
ним в диалог. Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди
начинают чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели
бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой
тождественна потере контакта с телом.
К потере контакта с телом приводят:
1. Любого рода физическое, эмоциональное или психологическое насилие.
2. Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, которые
ребенок не мог контролировать.
3. Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.
4. Плохие ранние объектные отношения, где «отзеркаливание» родителями, так
необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватны.
5. Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.
6. Критика и чувство стыда, которые родители проецируют на ребенка, когда они сами не в
ладах со своим телом. Эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или
вторгающимся родителем.
7. Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело
или личностные особенности не соответствует культурному идеалу или семейному стилю.
8. Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей
основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.
9. Выживание в катастрофах, стихийных бедствиях, войнах.
Задачи танцетерапии. Роль танцетерапевта.Танцевальная терапия в группах подразумевает решение по меньшей мере пяти задач:
1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его
использования. Это не только улучшает физическое'и эмоциональное состояние
участников, но к тому же может служить развлечением для тех из них, чьи моторные
функции и без того в относительном порядке.
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них
более позитивного образа тела. Пациенты с серьезными нарушениями могут испытывать
затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей
среды. В таких группах цель танцевальной терапии — создание у участников адекватного
образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что
напрямую связано с более позитивным образом Я.
3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками
соответствующего и притом приятного опыта. В группах, состоящих из людей, имеющих
психологические проблемы, может потребоваться обучение элементарным навыкам
общения. Неспособность адекватно выражать свои эмоции обычно ярче всего проявляется
у психотических пациентов. Танцевальные движения в данном случае представляют собой
относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально
приемлемому поведению. В группах, состоящих из практически здоровых людей,
танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет
преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем
установления связи между чувствами и движениями. При творческом подходе танец
приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и
исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического
напряжения. Здесь психодинамическое понятие катарсиса распространяется на танец,
поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой
терапевтический смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают
способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают
раскачивание и растяжку.
5. Создание «магического кольца». Занятия в группе танцевальной терапии подразумевают
совместную работу участников, игры, исследования и эксперименты с жестами, позами,
движениями и другими невербальными формами общения. Все это способствует
приобретению участниками группового опыта, компоненты которого на бессознательном
уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».
Танцедвигательная терапия — это единственный вид терапии, где используется очень
много свободного пространства. Танцетерапевт постоянно работает с собственным телом,
используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром
пациента.
Танцетерапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт — пациент, пациент —
пространство, осознанные движения — неосознанные. Танцевальный терапевт выступает
партнером по танцу в групповом занятии, режиссером событий, катализатором,
облегчающим развитие участников через движение. Важной функцией танцевального
терапевта является создание безопасной окружающей среды для того, чтобы участникимогли свободно вступать в контакт, исследовать и понимать себя и свое взаимодействие с
другими. Руководитель группы внимательно относится к невербальной коммуникации
участников и старается эмпатически отвечать им для установления эффективных
терапевтических взаимоотношений. Эмпатия в группах танцевальной терапии выражается в
основном на физическом уровне. Танцевальный терапевт демонстрирует эмпатию,
зеркально отражая движения пациента в танце. Спонтанные движения индивидуума
отражаются, расширяются и развиваются терапевтом. В каждом случае пациенты
выражают свои внутренние конфликты, а терапевт отвечает движениями, означающими
принятие и понимание и дающими возможность пациентам изменить их стереотипы
поведения. Когда группа разминается, раскачивается или двигается, терапевт
предпринимает усилия для установления контакта с участниками, вызывая их на
«разговор» с помощью отражения их движений.
Техники и упражнения в танцевальной терапии
Большинству пациентовневротиков спонтанные движения помогают включиться в игру, но
для пациентов с сильными нарушениями, только начинающих устанавливать контакт с
реальностью, спонтанные ответы могут казаться слишком угрожающими. Им больше
подходят структурированные упражнения.
В некоторых структурированных упражнениях подчеркиваются раскачивающиеся
движения; в других делается акцент на размещении и управлении; третьи фокусируются на
расслаблении и концентрации с помощью дыхания; четвертые поощряют движения в
пространстве. Первые несколько минут занятия часто занимает период разминки,
помогающий участникам приготовить свои тела к работе наподобие того, как оркестр
настраивает инструменты перед выступлением.
Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние,
сконцентрироваться. Эмоциональные состояния участников группы более полно
выражаются и развиваются на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В
результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление,
координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу
осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. Например:
вытягивание плеч и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием
вытолкнуть чтото прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано. Повторяя
и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через
обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая
осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных
чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к
происходящему в группе, чтобы исключить эмоциональную и физическую перегрузку,
которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к
завершению с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции
физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я.
Танцетерапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы,
соотнося их с личной историей каждого. Одной из главных тем групповой работы является
тема под названием «Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми».
Раньше танцедвигательная терапия почти всегда применялась по отношению к людям с
тяжелыми нарушениями. Сегодня же она все больше ориентируется на работу создоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них
самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия,
самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают
именно социальнопсихологические аспекты танцедвигательной терапии. Существуют три
основные области работы танцетерапевта:
• тело и движения,
• межличностные отношения,
• самосознание.
Целью терапии в первой области является активизация тела для того, чтобы помочь
пациенту полностью обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей
тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
Во второй области танцетерапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через
использование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опыт позволяет
увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек
получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как чувства
выражаются через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и
обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм, представленный в группе, дает
участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить
поведенческий репертуар социальнопсихологических ролей.
В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт
благоприятствует и углубляет самосознание. Прямое выражение особенностей
индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает
как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает «Яконцепцию» и
способствует повышению самооценки.
Танцевальная терапия — вид психотерапии, в котором психотерапевт использует движение
как основное средство для достижения терапевтических целей. Частью задачи терапевта
является обращение к спонтанному, или естественному, репертуару движений членов
группы с целью его усовершенствования и расширения.
Различие между направлениями танцевальной психотерапии состоит в расстановке
акцентов на следующих целях:
• наиболее полное самовыражение личности;
• стимуляция творческого начала личности;
• катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений;
• создание более положительного образа тела у участников группы. Принятие тела;
• развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации,
астереотипизации, индивидуализации. Расширение сферы осознания членами группы своего
тела;• становление более индивидуализированного самовосприятия;
• развитие членов группы как субъектов невербального общения;
• коррекция системы отношений личности;
• коррекция отношений в группе.
Реализация поставленных целей в танцевальной терапии достигается с помощью
следующих методических приемов:
• использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для
самовыражения и выражения отношений;
• целенаправленный выбор музыки (как терапевтом, так и самими участниками);
• кинестетическая эмпатия;
• ритмическая синхронизация,
• экспериментирование с движением;
• работа с «мышечным панцирем»;
• целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;
• обратная связь.
Помимо рассмотренных выше методов танцевальной терапии, к ней иногда относят методы
контактной импровизации.
Упражнения по контактной импровизации и композиции являются простым и наглядным
обучением метаструктурам взаимодействия: присоединению, противодействию (контрасту)
и комплементарности (дополнительности). Упражнения на групповую импровизацию
развивают целостное видение ситуации в динамике и своего места в ней. Многие
упражнения направлены на то, чтобы сохранять определенное состояние в меняющихся
условиях и этот навык сохранения состояния достаточно легко переносится на жизненные
ситуации.
Главной задачей является освобождение пациентов от негативного опыта и комплексов,
связанных с недооценкой, боязнью или бесчувственностью своего тела, через реализацию
сверхзадачи — «возврата» к собственному телу, его обретения. Кроме этой главной задачи
достигается также освобождение суставов и мышц от боли и напряжения, а также
улучшение работы тела во всех возможных жизненных ситуациях. Чаще всего контактная
импровизация является последовательностью импровизированных движений, как правило,
из арсенала авангардистского танца. Эта последовательность возникает в результате
интуитивного взаимодействия двух или более танцоров с целью исследования изменения
динамики движения между ними.