Арттерапия в коррекционной школе
Статьи / Психологическое просвещение
Среди основных направлений работы психолога можно выделить психотерапию и психокоррекцию. Вопрос о разделении этих двух сфер психологической помощи и по настоящее время является дискуссионным. Однако следует отметить, что «термин «психотерапия» (Psychoterapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами». [8, с. 6] «Психокоррекция – совокупность психологических приёмов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека». [8, с. 7] Но и в психологической коррекции, и в психотерапии используются одинаковые методы. Одним из методов практической коррекции является арттерапия. Она является специализированной формой психотерапии. В основе арттерапия лежат искусство и творчество. В последнее время во всём мире данный метод психокоррекции привлекает к себе всё больше внимания. Арттерапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники. Благодаря своей универсальности, арттерапия способна решить огромный спектр задач. Применяют арттерапию в работе со взрослыми, подростками, детьми. Дети с особыми образовательными потребностями являются особой категорией. Для них искусство является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Целью данной работы является рассмотрение арттерапии как метода психотерапии и психокоррекции, основных направлений арттерапии, определение особенностей применения данного метода в коррекционной школе. Теоретические основы арттерапии в коррекционном образовании. Общая характеристика метода Арттерапия (от англ. art, искусство) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. [12] Возникла она в 30-е годы прошлого столетия. Впервые как метод психологической коррекции арттерапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всём мире. Основная цель арттерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. [8, с. 161] Важнейшим принципом данного метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности клиента. Арттерапия решает следующие задачи: предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и другим негативным чувствам; · облегчение процесса коррекции; · получение материала для интерпретации и диагностических заключений; · концентрация внимания на ощущениях и чувствах; · проработка мыслей и чувств, обычно подавляемых клиентом; · налаживание отношений между психологом и клиентом; · развитие чувства внутреннего контроля; · развитие художественных способностей и повышение самооценки.
Среди основных функций арттерапии можно выделить следующие: · катарсистическая – арттерапия способствует очищению, освобождению от негативных состояний; · регулятивная – арттерапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов; · коммуникативно-рефлексивная – арттерапия обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватной самооценки, межличностного поведения.
Арттерапия показана при эмоциональных нарушениях, коммуникативной некомпетентности, трудностях общения, искажённой самооценке, низком уровне мотивации к деятельности. Выделяют две формы арттерапии: · пассивная – клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми; · активная – клиент сам создаёт продукты творчества.
Сегодня арттерапия включает в себя: музыкотерапию, имаготерапию, изотерапию, библиотерапию, кинезитерапию. Каждый из этих видов арттерапии подразделяется на подвиды. Контингент детей коррекционной школы В коррекционных школах обучают детей с различными нарушениями развития. Это дети с врождённой недостаточностью или приобретённым органическим поражением сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы. Естественно, отклонения, отмечающиеся у разных групп детей, различны и по своему характеру. Однако помимо первичных нарушений в процессе развития у таких детей формируются вторичные и третичные отклонения. Они проявляются в недоразвитии высших психических функций, социальной стороны поведения. Таким образом, учащиеся коррекционных школ нуждаются в специально организованной психологической помощи. Психологу специального коррекционного образовательного учреждения приходится работать над развитием эмоциональной сферы учащихся, профилактикой и коррекцией нарушений социально-личностного развития. При работе с детьми психологу необходимо учитывать и специфические психологические особенности каждой категории детей с особыми образовательными потребностями. Детей с тяжёлыми речевыми расстройствами при сохранном слухе и интеллекте отличают значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Им присущи отклонения в эмоционально-волевой сфере, трудности полноценной коммуникативной деятельности. Для детей с задержкой психического развития характерен замедленный темп формирования психических функций и личности. У всех детей с ЗПР отмечаются эмоционально-волевые нарушения. У детей с тотальным недоразвитием имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга. Это проявляется в недоразвитии всей познавательной деятельности ребёнка и его эмоционально-волевой сферы. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети с различными двигательными расстройствами, имеющими органическое центральное или периферическое происхождение. Самую многочисленную группу среди них представляют дети с ДЦП. Среди основных направлений работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо выделить стимуляцию двигательной активности, профилактику и коррекцию коммуникативных нарушений, формирование эмоционально-волевой сферы, личности ребёнка. Категория детей с нарушением слуха включает в себя неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Так как слух играет важную роль в развитии и функционировании речи, у всех этих детей в первую очередь страдает речевое развитие. В работе с такими детьми особый акцент следует делать на развитие всех сторон личности, в том числе и их коммуникативных способностей. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в зрительном восприятии предметов и явлений, при оценке пространственных признаков предметов. Установление контактов этих детей со здоровыми сверстниками затруднено. Самооценка детей с нарушением зрения часто снижена. Такие дети нуждаются в особенной помощи при социальной адаптации. Среди детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы есть дети с эмоциональными нарушениями, с нарушениями поведения, с сочетанием этих нарушений. Особую группу таких детей составляют дети с расстройствами аутистического спектра. Применение различных методов арттерапии с учётом данных психологических особенностей детей могут значительно повысить эффективность работы. Виды арттерапии и их воздействие 1. Музыкотерапия Музыкотерапия – метод арттерапии, использующий музыку в качестве средства коррекции. Такие занятия проводят в индивидуальной и групповой формах. Изучением различных аспектов музыкотерапии занимались Брусиловский Л. С., Завьялов В. Ю., Швабе К. [8, с. 173] Можно выделить следующие основные направления коррекционного действия музыкотерапии: · эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; · развитие коммуникативных функций и способностей, навыков межличностного общения; · регулирующее влияние на психовегетативные процессы; · развитие эстетических потребностей.
В зависимости от активности клиентов в музыкотерапевтическом процессе, степени их участия выделяют следующие формы музыкотерапии: активную и пассивную. Активная музыкотерапия подразумевает активное выражение в музыке себя, своего непосредственного эмоционального состояния через пение, движение, игру на музыкальном инструменте. Такие занятия приводят к стабилизации психоэмоционального состояния, к разрешению внутреннего конфликта человека. Пассивная (рецептивная) музыкотерапия подразумевает восприятие музыки с коррекционной целью. В свою очередь, различают следующие формы рецептивной музыкотерапии: · коммуникативная – наиболее простая форма, направленная на установление и улучшение контакта психолога с клиентом, предполагает совместное прослушивание музыки; · реактивная – направлена на достижение катарсиса; · регулятивная – способствует снижению нервно-психического напряжения.
Также выделяют интегративную музыкотерапию, сочетающую в своей методологии подходы активной и пассивной музыкотерапии. Основной её целью помимо коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений является и повышение резервных возможностей организма в целом. Среди методов музыкотерапии выделяют вокалотерапию (пение), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия), инструментальную музыкотерапию (игра на музыкальных инструментах). Используют музыкотерапию в коррекции эмоциональных отклонений, отклонений в поведении, речевых и двигательных расстройств, страхов, психосоматических заболеваний, при коммуникативных затруднениях. 2. Имаготерапия Имаготерапия (от лат. inago – образ) – психотерапевтический метод, относящийся к группе методов игровой психотерапии. В его основе лежит театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия заключается в воображении клиентом тех или иных представлений, состояний, ощущений. С помощью психотерапевта воображаемый образ активно воссоздаётся. Данный метод был предложен И. Е. Вольпертом в 1966 году. Занятия имаготерапией проводятся в индивидуальной и групповой формах. В имаготерапии выделяют следующие подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму. Куклотерапия – метод арттерапии, использующийся в работе с детьми, основанный на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, с любимой игрушкой. Технология проведения заключается в разыгрывании с куклой сюжета, являющегося травмирующим для ребёнка. То есть кукла попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. При этом по мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка нарастает, достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями и, тем самым, снятием нервно-психического напряжения. Используют куклотерапию при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Образно-ролевая драмтерапия – метод арттерапии, осуществляющий «реконструкцию поведенческой реакции» через разыгрывание по ролям и драматизацию сюжета. В составе репертуара могут быть и специально составленные сюжеты, и известные произведения, например сказки. Проигрывание ролей способствует разрушению старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Психодрама – метод психотерапии, созданный Я. Морено и широко распространённый по всему миру. Сущность психодрамы состоит в разыгрывании не готовых ролей, а импровизаций на тему проблемной, травмирующей ситуации. Результатом данного метода является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации. Как и образно-ролевая драмтерапия психодрама позволяет отрабатывать социальные способы поведения.
3. Изотерапия Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. Широко используется как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми. В работе используют самые различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д. Изотерапия применяют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Выделяют два направления изотерапии: · пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации; · активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.
Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать следующие принципы данного метода: · целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации; · качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки; · в процессе изотерапии психолог помогает осознать и разрешить проблемную ситуацию, выразить её внешне в рисунке, определить выход из неё.
Изотерапия рассматривается как проекция личности клиента, как символическое выражение его отношения к миру.
4. Библиотерапия Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. [8, с. 178] Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров. Среди достоинств библиотерапии можно выделить разнообразие и богатство средств воздействия, интимность, длительность, силу впечатления, повторяемость. Библиотерапию рекомендуют детям и взрослым. С её помощью решаются проблемы личностного и эмоционального плана. Применяют данный метод как в индивидуальной, так и в групповой форме. При использовании в работе библиотерапии необходимо соблюдение следующих принципов: · адекватность содержания литературного произведения характеру проблемы, целям психокоррекционного воздействия; · доступность содержания литературного произведения для читателя; · максимальное сходство ситуации, проблемы, описанной в книге, с травмирующей ситуацией клиента; · позитивное завершение сюжета, показывающее выход из ситуации, обозначающее путь решения проблемы, конфликта, обеспечивающее позитивную поддержку и укрепление веры клиента в себя.
В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия подразумевает использование сказочной формы. Данный вид библиотерапии наиболее приемлем в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. 13
Сказкотерапию используют для интеграции личности, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, расширения сознания, развития творческих способностей. Посредством сказкотерапии оказывают помощь агрессивным детям, неуверенным, застенчивым, детям с проблемами принятия своих чувств. Сказкотерапия предоставляет различные варианты работы: · использование сказки как метафоры; · рисование по мотивам сказки; · обсуждение поведения и мотивов действий персонажа; · проигрывание эпизодов сказки; · использование сказки как притчи-нравоучения; · творческая работа по мотивам сказки.
Применение арттерапии в коррекционной школе Арттерапия как вид психологической коррекции используется в дефектологии применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей. Психотерапевтическое воздействие может дать значительные положительные результаты при учёте в работе возрастных, личностных, клинических особенностей детей. При проведении арттерапии с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо соблюдать основные принципы психокоррекционной работы: · принцип единства коррекции и развития; · принцип единства диагностики и коррекции развития; · принцип взаимосвязи коррекции и компенсации; · принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития; · принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия; · принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода; · принцип оптимистического подхода; · принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.
Применение арттерапевтических методик у школьников с особыми образовательными потребностями позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития. У детей с нарушением слуха значительный положительный психокоррекционный эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии. При работе с детьми с нарушением зрения наибольший акцент делается на использование вокалотерапии, сказкотерапии. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия. На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арттерапии. Однако их применение будет иметь свою специфику. Для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии наиболее сензитивным является возраст 6 – 7 лет. Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста изотерапия. Рисование, лепка успешно применяются и при различных психосоматических расстройствах, и при личностных нарушениях. С их помощью решаются разнообразные проблемы: наличие конфликтных межличностных отношений, переживание чувства одиночества, эмоциональная депривация, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искажённая самооценка. Музыкотерапия показана младшим школьникам, имеющим эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью, импульсивностью. Имаготерапию проводят с младшими школьниками с эмоциональной неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами. Сказкотерапия помогает младшим школьникам с эмоциональными и поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных процессах, в принятии своих чувств. В среднем школьном возрасте арттерапевтические методики приобретают более сложные формы, роль их вербального компонента увеличивается. В ходе арттерапии уделяется больше времени на обсуждения осуществляемого процесса или творческой продукции. При работе с подростками следует учитывать особенности данного возраста: эмоциональную неустойчивость, частые проявления негативизма, протестных реакций. Именно в этот период переживания собственного дефекта могут привести к патологическому варианту развития личности, психопатиям. При подборе коррекционных методов и средств в первую очередь необходимо учитывать уровень интеллектуального и уровень речевого развития ребёнка.
Литература 1. Вальдерс Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками. Псиотерапевтические виды художественной деятельности. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 63 с. 2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 96 с. 3. Гройсман А. Л. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. – М.: Просвещение, 1993. – 202 с. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Златоуст, 1998. – 355 с. 5. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001. – 448с. 6. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2005. –368 c. 7. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. 8. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с. 9. Психотерапия: учебное пособие / Под ред. В. К. Шамрея, В. И. Курпатова. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 496 с. 10. Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. – М.: Медицина, 1985. – 719 с. 11. Шевченко Ю. С., Крепица А. В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Методическое пособие. – Балашов: Изд-во БГПИ, 1998. – 56 с. 12. ru.wikipedia.org |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.