Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» («Мятежная слобода»).
Цели урока:
Образовательная: ознакомить с фрагментом повести (глава «Мятежная слобода»), показать формирование героя в ходе исторических событий.
Развивающая: формировать умения и навыки внимательного чтения, составления развернутого высказывания на литературную тему, умение понимать поступки и мысли героев художественных произведений.
Воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, стремление всегда сохранять честь и достоинство.
Формируемые элементы компетенций:
К 1 –обладает хорошими навыками беглого, сознательного чтения про себя на русском языке, составления вопросов к тексту.
К 3 –умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений русской литературы в жизненных ситуациях.
К 5 –может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого.
Тип урока: Урок изучение нового материала
Оборудование: учебник, фрагменты из кинофильма, аудиозаписи.
Ход урока:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Здравствуйте!
Ученики: Здравствуйте!
Учитель: Кто сегодня дежурный?
Приблизительный ответ дежурного: Сегодня в классе я дежурный сегодня первое ноября, день недели понедельник, время года осень. Сегодня на уроке русского языка все присутствуют.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы учебника. О каких событиях вы узнали из следующей главы? Что случилось с героями? Чтение материала на стр. 82.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Комментированное чтение фрагмента повести. Глава «Мятежная слобода». Просмотр слайдов.
2. Беседа по слайдам.
1. Как Гринев называет Пугачева? (самозванцем, разбойником)
2. Как Пугачева называли дворяне? Справедливо ли это? Какие качества Пугачева выделяет рассказчик? (хвастливость забавна, дикое вдохновение) 3. Рассказ об исторических персонажах (король Фридрих Прусский, самозванец).
Просмотр видеофрагмента «Калмыцкая сказка».
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1. Работа с фразеологизмами.
Что обозначают выражения смотреть косо, ваша братия, трудновато сладить, нечего сказать, дал ты себя знать, хоть куда, потягаться со мной, оружие мое счастливо, то ли еще будет, улица моя тесна, воли мне мало, держать ухо востро, выкупить шею головою?
2. Работа в группах.
1.Какие сказки или мифы об орле и о вороне вы знаете? Кто, по-вашему, Пугачёв? Орёл или ворон? А что думает о нём Гринёв? Что должна думать о В чем вы видите смысл сказки?
Приблизительный ответ учащихся: (Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную. Орел в этой сказке попытался пожить, как ворон, но не смог и сделал вывод, что «лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»)
2. Пугачёве дочка убитого капитана Миронова?
Приблизительный ответ учащихся: (Пугачев, имея в виду орла, говорил о самом себе. «А там что бог даст!» - так ответил он Гриневу, когда тот намекнул на неизбежную казнь. Главное для Пугачева – не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать. И пусть этот вызов заранее обречен на провал, но что-то в жизни переменится. Назначение Пугачева – повести за собой других людей, выразить протест и достойно погибнуть. Да, жизнь его коротка, но насыщена «кровью». Емельян не остается в стороне, а становится предводителем восстания. Гринев видит, к чему привели военные действия: люди в Оренбурге голодают, погублено много жизней. Для Гринева убийство, разбой и насилие и есть мертвечина, а не «живая кровь». Он не видит разницы между орлом, который убивает, и вороном, который питается падалью. Гринев считает восстание бессмысленным, и прежде всего, ему жалко Пугачева, которого ожидает виселица. У каждого своя точка зрения, но оба уважают душевные качества: верность, доброту, честность.
3. Просмотр заключительных кадров мультфильма «Капитанская дочка».
V. ИТОГ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют герои сказки: орёл - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор, ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная.
Повесть рассказал Петр Гринев. Как вы думаете, можно ли найти в тексте точку зрения Пушкина?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Ответы на вопросы к главе «Мятежная слобода». Развернутый ответ на вопрос «Чему я научился у героев повести».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.