Тема: А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы» как лиро-эпическая поэма. История создания поэмы
Цель: познакомить с историей создания поэмы, дать характеристику цыганского быта и нравов в противопоставлении городской культуре, охарактеризовать образы Земфиры, старого цыгана, развивать связную речь учащихся, воспитывать интерес к изучению предмета
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Объявление темы урока, погружение в нее
-На прошлых уроках вы познакомились с новым для вас понятием – романтизмом. Вы уже знаете, что такое романтизм, когда развивалось данное направление, кто был наиболее видным представителем романтизма, какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на западе, каковы отличительные особенности романтизма, как развивался романтизм в России и в чем его отличие от западноевропейского. Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
-В конце урока нам необходимо ответить на вопрос о том, какую направленность имеет это произведение, в чем заключается особенность пушкинского романтизма в этой поэме.
Поэма написана в 1824 году. Она является завершением романтического периода творчества А.С. Пушкина. Время написания поэмы совпадает с очень важными событиями в жизни автора. Начатая на юге в январе 1824 года поэма закончена в Михайловском 10 октября 1824 года.
4 Изучение нового материала
-Я предлагаю вам прослушать фрагмент из музыкального произведения «Дорога», которое композитор Е. Дога написал к кинофильму «Табор уходит в небо», снятого по мотивам произведения А.С. Пушкина «Цыганы». Попытайтесь мысленно представить или нарисовать картины, которые предстают перед вами и выскажите свое мнение.
3.1 Прослушивание музыкального произведения
-Какие картины возникли в вашем воображении?
-Давайте прочитаем отрывок из поэмы (от слов «Цыганы шумною толпой» до слов «Ночным подернутое паром»)
-Какие слова является ключевыми для понимания живописности, романтической приподнятости описания быта цыган?
-Совпали ли ваши представления, возникшие в процессе прослушивания музыки, с теми, которые сформировались после прочтения отрывка?
-Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (цыгане ведут кочевую, вольную жизнь, и в этом ее привлекательность)
-Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (для него она была «необыкновенной», обстановка соответствует романтизму)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
У
Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что, находясь в Южной
ссылке почти 3 года (с сентября 1820 г по август 1823г) Пушкин среди
незнакомого ему народа изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык
постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и
очень любил их.
Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 году Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэме. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей материю на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым женихом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась ив именах. Сравните имена: Алеко- Александр, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.
-Рассмотрите иллюстрации К. Клементьевой «Цыганский табор», Н. Альтман «Цыганы». Какие эпизоды цыганской жизни изображены на иллюстрациях?
-Соответствует ли данные иллюстрации поэме А.С. Пушкина с точки зрения романтической поэмы?
-Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Найдите эпизод в тексте. Прочитайте. («Но вот она. За нею следом». – «Готов идти за мною всюду»)
-Что можно сказать о Земфире? Каким вы представляете внутренний мир девушки?
-Прочитайте отрывок отца Земфиры при встрече с Алеко (ст. 31). Как он реагирует на появление Алеко? Чем можно объяснить такое отношен6ие к герою? Как в образе старого цыгана показана философия жизни цыган? (старик темный, невежественный. Его чувства глубоко человечны. В нем есть приветливость, гостеприимство, доброжелательность)
-Алеко противопоставлены Земфира и старик. Как вы думаете, каково понятие свободы у Земфиры? (Земфира – легкомысленная, изменчивая, но искренняя, храбрая)
3.2 Чтение поэмы
С. 31-37 (от слов «Светло. Старик тихонько бродит…» до слов «В шатре и тихо, и темно»)
-Что заставляет Алеко присоединиться к табору? Что Алеко находит у цыган?
-Каковы особенности европейского «городского общества»? (душные города, люди в кучах за оградой, любви стыдятся и т.д.)
-Каково значение песни «Птичка божия не знает…» для понимания характера Алеко с обществом?
-В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (поведении героев, их отношении друг другу)
4 Подведение итогов урока
-Данное произведение относится к жанру лиро-эпической поэмы. Давайте прочитаем материал учебника
Ст. 50-51
-Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме «Цыганы», ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму?
5 Д.З.
Прочитать поэму до конца
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.