А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
Оценка 4.6

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература +1
8 кл—11 кл +1
26.03.2018
А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида Цели: • обобщить знания о поэте; • совершенствовать навык беглого, выразительного чтения; • развивать умение определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; • формировать умения оценивать героев, определять основную мысль произведения; • прививать интерес к чтению. Тип урока: обобщение изученного. Оснащение: учебник, портрет А.С.Пушкина, книги сказок, рисунки детей, карточки с заданиями, иллюстрация художника А.М.Елисеева к сказке.
А.С. Пушкин. Сказка о попе.doc
А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида Цели:  обобщить знания о поэте;  совершенствовать навык беглого, выразительного чтения;  развивать умение определять внутреннее состояние героев, причины их поведения;  формировать умения оценивать героев, определять основную мысль произведения;  прививать интерес к чтению. Тип урока: обобщение изученного. Оснащение: учебник, портрет А.С.Пушкина, книги сказок, рисунки детей, карточки с заданиями, иллюстрация  художника А.М.Елисеева к сказке. 1. Организационный момент – Определите свое настроение (спокойное, радостное, ожидающее, тревожное). Ход урока – Будем работать под девизом: Не на пользу книгу читать, Коли только вершки в них хватать. – Как понимаете смысл пословицы? 2. Проверка домашнего задания. – Что было задано на дом? (Читать сказки А.С.Пушкина, рисовать рисунки к понравившимся сказкам, сделать сообщение о поэте, выучить  стихотворение) а) Чтение наизусть стихотворения Александра Волобуева “Сказки Пушкина”. Подрастая, девчонки, мальчишки Дома, в школах и в детских садах Открывают красивые книжки – Необычные сказки в стихах. Заражаясь романтикой древней, Не боятся преград на пути И торопятся к спящей царевне  Поскорее на помощь прийти. Царь Дадон будет вскоре убитым Золотым петушком за обман. И старуха – с разбитым корытом, Потому что ей разум не дан. Смелым справится просто с бедою, Побеждают коварство не аз. А работник, кто позван Балдою, Поумней, может, многих из нас. В интонации теплой, душевной Строк, рожденных гусиным пером, Обращается лебедь царевной,  Побеждается злоба добром. Там русалки, колдуньи, зверюшки, И царевич выходит на бой. Здравствуй, мир под названием “Пушкин” – Необъятный, прекрасный, живой. б) Сообщение о поэте (рассказывают 2 человека). в) Рассматривание рисунков к сказкам А.С.Пушкина. Подведение итогов, выставление оценок. 3. Сообщение темы урока. – Продолжим работу по “Сказке о попе и о работнике его Балде”. Вам предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встретились на пути сказочных героев. Задача урока: бегло, выразительно читать, научиться определять внутреннее состояние героев, давать им  оценку. 4. Работа по сказке. – Сказка написана поэтом в конце 1830 года в Болдине. При жизни Пушкина не была напечатана, впоследствии  опубликована Жуковским. – Понравилась ли вам сказка? – Кто больше? – Встретились ли непонятные слова? Толоконный (лоб) – сделанный из толокна, из овсяной немолотой муки (Неумный) Полба – разновидность пшеницы, каша из нее Обок –денежный налог Супостат – недруг Мета – намеченная цель Недоимки – неуплата – Где поп встретил Балду? – Кто ему был нужен? – Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу) – На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось) – Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение. (Работает за 7­х… До светла все у него пляшет…) – Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья) – Какое? (Собрать оброк) – За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года) – Сколько условий было поставлено перед Балдой, прежде чем он получил оброк? (Обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние, поднять лошадь) – О какой черте ума Балды говорит то, что последнее условие выдвинул он сам, опередив чертей? (О находчивости, быстроте реакции, смелости, наступательности) – Как показал Пушкин, что оброк, собранный Балдой с чертей, был велик? Прочитайте. (Черти собрали оброк, да на Балду взвалили мешок. Идет Балда, покрякивает) – Итак, что такое оброк? Оброк – это налог, который нужно своевременно платить. Вы изучали экономику, сейчас разберемся. Сказка  ложь, да в ней намек. Ну какой там намек? Какая экономика? Сказка и есть сказка, но тут намеков много, даже  не намеков, а прямых указаний. – Во­первых, у чертей накопились недоимки за 3 года. Что говорит им Балда? Прочитайте. (Вы не платите оброка, не помните положенного срока) И сегодня с недоимками в экономике, т.е. с задолжностью по налогам и зарплате не утихает борьба. – Во­вторых, Пушкин четко описывает экономические условия службы у попа Балды, который ест за 4­х,  работает за 7­х. Удивительно, что поэт, не был профессиональным экономистом, определил пропорцию в оплате труда  работника – 4/7, которая сегодня может быть признана идеальной во всем мире. – В­третьих, Пушкин учит работодателя: обман до добра не доводит. – Помните, как рассчитывался Балда с попом? (С первого щелчка – подпрыгнул до потолка; Со второго – лишился языка; С третьего – ума) – Ребята, Пушкин в сказке затрагивает не только экономические проблемы. Сделка с Балдой заставила попа  пережить самые разные чувства. Его душевное состояние в сказке проявляется через действие, жест. Что же  это было? Прочитайте. Сомнение (“Призадумался поп, стал почесывать лоб”) Тревога (“Не ест, не пьет, ночи не спит. Лоб у него заранее трещит”) Надежда (“Стало на душе попа веселее, начал он глядеть на Балду посмелее”) Страх (А поп, завидя Балду, вскакивает, за попадью прячется, со страху корячится”) – Бесы в сказке совсем не похожи на могучую, наводящую ужас нечистую силу. – Какие чувства вызывают к ним? (Жалость и сочувствие) – Какие черты характера осуждаются Пушкиным? (Жадность, глупость, надежда на авось) – Какова главная мысль сказки? (Не гонялся бы ты поп за дешевизной, за все в своей жизни нужно ...) Выставление оценок учащимся. 5. Рассматривание иллюстрации художника А.М.Елисеева – Про Балду и говорить нечего – весь на виду, перед нами – он ведь главный герой. И дела у него ладятся и  спорятся – на все руки мастер. Додумал художник то чего в сказке не написано: где Балда – там сады­огороды,  грибы­ягоды… Он к работе с охотой – и она к нему с лаской. Посмотришь на Балду – поневоле улыбнешься:  прост да не прост, всех вокруг пальца обвел. – Согласны ли вы с художником? 6. Закрепление материала. – Мы проанализировали сказку, а сейчас закрепим и поиграем. а) Игра “Исправь ошибку” (3­й группе даны слова­подсказки) 1. “Вынырнул подосланный поросенок. Замяукал он, как голодный котенок…” 2. “Пошел Балда в ближний ларек, Купил двух зайков да в мешок. К пруду опять он приходит,  У пруда бесенка находит.” 3. “…Раз, два, три! Догоняй­ка. Пустились бесенок и зайка: Бесенок по дну морскому, А зайка в лесок к знакомым…” 4. “Вылез бесенок: “Хватит, мужичок, Вышлем тебе весь оброк­ Только слушай. Видишь ты эту палку? Выбери себе любую монету.” 5. “Кто выше палку бросит, Тот пускай и оброк уносит. Что ж? Боишься испачкать ручки? Чего ты ждешь? – Да жду вон этой кучки…” 6. “Попенок зовет его дядей: Кашу сварит, нянчится с дитятей…” б) Игра “Выбери слово” Задание: вспомните, какое слово использовал А.С.Пушкин в своей сказке и вставьте, выбирая из скобок  нужное. (1­й группе – все задания; 2­й – 5; 3­й – 3) Жил­был поп, Толоконный лоб. (Пошел, бродил, ходил) по базару Посмотреть кой­какого товару Поп ему в ответ: “Нужен мне (помощник, работник, слуга) Повар, (токарь, столяр, конюх) и плотник. Поживи­ка на моем подворье, Окажи свое (умение, усердие, старанье) и проворье. Попадья говорит: “Знаю средство, Как (убрать, отдалить, удалить) от нас такое бедство. Беса старого взяла тут (досада, скорбь, унылость). “Скажи, за что такая немилость?” “Нет, – говорит Балда, – Теперь моя череда, Условия сам назначу, Задам тебе (чертенок, вражонок, бесенок) задачу. Слушай: (платить, отдавать) обязались черти Мне (налог, оброк) по самой моей смерти Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них (недоимки, неуплата) за (два, три) года. в) Игра “ Угадай, кто сказал” 1. “Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи­ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье.” 2. “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…” 3. “Да вот веревкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя корчить.” 4. “Здравствуй, Балда­мужичок; Какой тебе надобно оброк?” 5. “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!” Выставление оценок после каждого вида работы. 6. Итог урока. – Можно ли считать слова Балды, обращенные к попу, поговоркой? – В каких случаях ее можно использовать в жизни? В сказках добро всегда побеждает зло. А ведь так и должно быть, правда? Они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым. Если очень захотеть, В сказке можно очутится. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться: Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда! Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна тепла и ласки! Читайте Пушкина всегда, – Вот вам подсказка, И пронесете сквозь года вы радость сказки! 7. Домашнее задание. Прочитать сказку по ролям, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018