Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
8 кл—11 кл +1
12.04.2018
«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»)
“Да, вот они, русские характеры!
Кажется прост человек, а придет
суровая беда, в большом или малом,
и поднимется в нем великая
сила – человеческая красота”.
А.Н. Толстой
Цель урока:
• познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер”.
• раскрыть смысл заглавия рассказа.
Воспитательная:
• вовлечь учащихся темой Великой Отечественной войны, раскрыть нравственные стороны поступков людей в годы войны.
• воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм.
• привлекать учащихся к чтению художественной литературы.
Развивающая:
• формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении
• развивать все виды речевой деятельности
• формировать навыки речевого общения
Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации картин о Великой Отечественной войне, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Словарная работа: патриот, патриотизм, сочувствие, сопереживание, долг.
Да, вот они, русские характеры.doc
«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного
чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого
«Русский характер»)
Цель урока:
“Да, вот они, русские характеры!
Кажется прост человек, а придет
суровая беда, в большом или малом,
и поднимется в нем великая
сила – человеческая красота”.
А.Н. Толстой
познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер”.
раскрыть смысл заглавия рассказа.
Воспитательная:
вовлечь учащихся темой Великой Отечественной войны, раскрыть нравственные стороны поступков
людей в годы войны.
воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны,
воспитывать патриотизм.
привлекать учащихся к чтению художественной литературы.
Развивающая:
формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении
формировать навыки речевого общения
развивать все виды речевой деятельности
Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации картин о Великой Отечественной войне, выставка книг о
Великой Отечественной войне.
Словарная работа: патриот, патриотизм, сочувствие, сопереживание, долг.
I. .Вступительное слово учителя.
Ход урока
На протяжении всех уроков в 8 классе мы с вами работаем над темой “Человек перед выбором”. Изучая эти
произведения, мы стараемся понять, а что движет поступками людей в сложных ситуациях? Вот сегодня на
уроке внеклассного чтения мы познакомимся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер” и попробуем понять,
в чем смысл этого выражения – “Русский характер”.
Как вы понимаете это выражение?
Давайте посмотрим на эпиграф к уроку, в котором автор так пишет о русском характере (чтение эпиграфа) и
попутаемся постичь тайну русского характера.
II. Сообщение учащегося об авторе.
Задание к классу: записать ключевые слова и словосочетание, которые на ваш взгляд являются важными.
А.Н. Толстой – русский советский писатель. Он был пламенным патриотом и в своих рассказах, романах
изображал Россию в её прошлом (роман “Пётр I”) и в настоящем (роман “Хождение по мукам”). Он писал о своей
Родине, которую очень любил горячо и беззаветно. Рассказ “русский характер” (1944) завершает цикл произведений А.Н. Толстого о Великой Отечественной войне,
названный “Рассказы Ивана Сударева”. Материалом для цикла являлись встречи, беседы, знакомство с
участниками войны, знакомство с их письмами и дневниковыми записями.
Иван Сударев имя вымышленное, но в нем автор воплотил черты русского патриота, участника Великой
Отечественной войны.
Кто такой патриот?
Как вы понимаете слово патриотизм?
III. Беседа по прочитанному.
1) Как вы читали это произведение?
Какие чувства испытали, читая рассказ?
Что больше всего запомнилось?
2) Итак, главный герой Егор Дремов – Герой Советского Союза, лейтенант.
Каким мы видим Егора Дрёмова в начале произведения? (простой, тихий, обыкновенный человек, работал в
колхозе, сильное и соразмерное сложение и красота, улыбчивый. Строгое поведение, уважал и любил мать и
отца, гордился званием русского человека).
Почему автор пишет, что в части его называли “Бог войны”?(рассказать, как сражался, воевал).
Изменился ли Егор Дрёмов к концу рассказа? (Стал инвалидом, уродлив, ушёл в себя, но воевал так же
геройски, мужественно. Отказался от родных, от любимой девушки).
А почему отказался, изменился? Что так повлияло на его отношения к родителям, к Кате Малышевой?
(ранение, во время боя чуть не погиб, сильно обгорел. Чудом остался жив.
В госпитале было сделано несколько операций на лице).
Гореть в танке страшно? невыносимо больно? Но физическая боль преодолима и так ли она страшна?
Страшней боль какая? (незаживающая душевная рана).
Какое впечатление произвела на Егора Дремова первая встреча с зеркалом? Найдите в тексте и прочитайте.
Почему заплакала медсестра и генерал старался не смотреть при разговоре в сторону Дремова?
3) Отпуск, встреча с родиной, домом, родителями, любимой девушкой...
“Он шёл, а кругом было сыро, пустынно, ветер одиноко насвистывал в ушах”.
Какую роль играет описание природы в данном отрывке? (передаёт внутреннее состояние души героя. На душе
у Егора неспокойно, сыро, пусто и одиноко).
И вот дом.
4) Художественное пересказ подготовленного ученика “Возвращение домой”.
“В село он пришёл, когда уже были сумерки. Вот и колодезь, высокий журавель покачивался и скрипел. Отсюда
шестая изба — родительская. Он вдруг остановился, засунув руки в карманы. Покачал головой. Свернул
наискосок к дому. Увязнув по колено в снегу, нагнувшись к окошечку, увидел мать, — при тусклом свете
привёрнутой лампы, над столом, она собирала ужинать. Всё в том же тёмном платке, тихая, неторопливая,
добрая. Постарела, торчали худые плечи... “Ох, знать бы, — каждый бы день ей надо было писать о себе хоть
два словечка...” Собрала на стол нехитрое — чашку с молоком, кусок хлеба, две ложки, солонку и задумалась,
стоя перед столом, сложив худые руки под грудью... Егор Дремов, глядя в окошечко на мать, понял, что
невозможно её испугать, нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо.
Ну, ладно! Он отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: “Кто
там?” Он ответил: “Лейтенант, Герой Советского Союза Громов”.
У него заколотилось сердце — привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто
в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций, — хриплый, глухой, неясный”.
Почему долго Егор не мог войти в дом? Почему представился чужим именем?
А можно ли обмануть сердце матери?
Почему она не спала всю ночь, ворочалась, вздыхала?
Какой была встреча с любимой девушкой Катей Малышевой? ( Взглянула, будто её слегка ударили, откинулась,
испугалась).
Кто также отреагировал на него? (медсестра)
Встретившись с Катей, Дремов не решается открыться ей и собирается уйти из родного дома, не дожидаясь
конца отпуска. Почему? (жалеет себя, тяжело переживает обман).
5) Чтение наизусть письма матери.
“Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от
тебя, — человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить да сразу собрался и уехал. С тех пор,
сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это — совсем, говорит, ты
старуха свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы
он, — таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а
материнское сердце — всё своё: он это, он был у нас!.. Человек этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор
— почистить, да припаду к ней, да заплачу, — он это, его это!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради надоумь ты
меня, — что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась...”
Что заставило Егора ответить на письмо матери? ( Он понял, что сердце матери не обмануть, она примет его
таким, какой он есть. И отец сказал, что таким лицом гордиться надо!)
Не обмануть сердце и любимой девушки, которая обещала ждать его, даже если вернётся он на одной ноге).
Встреча в полку Егора Дремова с родными. (Зачитать по тексту)
“Мама, здравствуй, это я!..” И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут,
оказывается, и другая женщина. Даю честное слово, есть гденибудь ещё красавицы, не одна же она такая, но
лично я — не видел.
Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке, — а я уже поминал, что всем богатырским сложением это
был бог войны. “Катя! — говорит он. — Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...”
Красивая Катя ему отвечает, — а я хотя ушёл в сени, но слышу: “Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду
любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...”
IV. Выводы:
Какие грани русского характера раскрыл А.Н. Толстой в рассказе?
Верен ли вывод автора о русском характере, который мы прочитали в эпиграфе к уроку?
(Вывод запишите в тетради).
V. Выставка книг, раскрывающий нравственный аспект темы “Человек на войне”.
VI. Домашнее задание (по выбору )
1. Написать отзыв на рассказ А.Н. Толстого “Русский характер”.
2. Используя слова МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ, ДУША, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ВЕЛИКАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА,
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КРАСОТА, проанализировать финал рассказа.
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.