Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»
Оценка 4.8

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
8 кл—11 кл +1
12.04.2018
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»
«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер») “Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”. А.Н. Толстой Цель урока: • познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер”. • раскрыть смысл заглавия рассказа. Воспитательная: • вовлечь учащихся темой Великой Отечественной войны, раскрыть нравственные стороны поступков людей в годы войны. • воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм. • привлекать учащихся к чтению художественной литературы. Развивающая: • формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении • развивать все виды речевой деятельности • формировать навыки речевого общения Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации картин о Великой Отечественной войне, выставка книг о Великой Отечественной войне. Словарная работа: патриот, патриотизм, сочувствие, сопереживание, долг.
Да, вот они, русские характеры.doc
«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер») Цель урока: “Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет  суровая беда, в большом или малом,  и поднимется в нем великая  сила – человеческая красота”. А.Н. Толстой   познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер”. раскрыть смысл заглавия рассказа. Воспитательная:    вовлечь учащихся темой Великой Отечественной войны, раскрыть нравственные стороны поступков  людей в годы войны. воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны,  воспитывать патриотизм. привлекать учащихся к чтению художественной литературы. Развивающая:  формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении   формировать навыки речевого общения развивать все виды речевой деятельности Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации картин о Великой Отечественной войне, выставка книг о  Великой Отечественной войне. Словарная работа: патриот, патриотизм, сочувствие, сопереживание, долг. I. .Вступительное слово учителя. Ход урока На протяжении всех уроков в 8 классе мы с вами работаем над темой “Человек перед выбором”. Изучая эти  произведения, мы стараемся понять, а что движет поступками людей в сложных ситуациях? Вот сегодня на  уроке внеклассного чтения мы познакомимся с рассказом А.Н. Толстого “Русский характер” и попробуем понять,  в чем смысл этого выражения – “Русский характер”. ­ Как вы понимаете это выражение? ­ Давайте посмотрим на эпиграф к уроку, в котором автор так пишет о русском характере (чтение эпиграфа) и  попутаемся постичь тайну русского характера. II. Сообщение учащегося об авторе. Задание к классу: записать ключевые слова и словосочетание, которые на ваш взгляд являются важными. ­ А.Н. Толстой – русский советский писатель. Он был пламенным патриотом и в своих рассказах, романах  изображал Россию в её прошлом (роман “Пётр I”) и в настоящем (роман “Хождение по мукам”). Он писал о своей  Родине, которую очень любил горячо и беззаветно. Рассказ “русский характер” (1944) завершает цикл произведений А.Н. Толстого о Великой Отечественной войне,  названный “Рассказы Ивана Сударева”. Материалом для цикла являлись встречи, беседы, знакомство с  участниками войны, знакомство с их письмами и дневниковыми записями. Иван Сударев ­ имя вымышленное, но в нем автор воплотил черты русского патриота, участника Великой  Отечественной войны. ­ Кто такой патриот? ­ Как вы понимаете слово патриотизм? III. Беседа по прочитанному. 1) ­ Как вы читали это произведение? ­ Какие чувства испытали, читая рассказ? ­ Что больше всего запомнилось? 2) Итак, главный герой Егор Дремов – Герой Советского Союза, лейтенант. ­ Каким мы видим Егора Дрёмова в начале произведения? (простой, тихий, обыкновенный человек, работал в  колхозе, сильное и соразмерное сложение и красота, улыбчивый. Строгое поведение, уважал и любил мать и  отца, гордился званием русского человека). ­ Почему автор пишет, что в части его называли “Бог войны”?(рассказать, как сражался, воевал). ­ Изменился ли Егор Дрёмов к концу рассказа? (Стал инвалидом, уродлив, ушёл в себя, но воевал так же  геройски, мужественно. Отказался от родных, от любимой девушки). ­ А почему отказался, изменился? Что так повлияло на его отношения к родителям, к Кате Малышевой?  (ранение, во время боя чуть не погиб, сильно обгорел. Чудом остался жив. В госпитале было сделано несколько операций на лице). ­ Гореть в танке страшно? невыносимо больно? Но физическая боль преодолима и так ли она страшна?  Страшней боль какая? (незаживающая душевная рана). ­ Какое впечатление произвела на Егора Дремова первая встреча с зеркалом? Найдите в тексте и прочитайте. ­ Почему заплакала медсестра и генерал старался не смотреть при разговоре в сторону Дремова? 3) Отпуск, встреча с родиной, домом, родителями, любимой девушкой... “Он шёл, а кругом было сыро, пустынно, ветер одиноко насвистывал в ушах”. ­ Какую роль играет описание природы в данном отрывке? (передаёт внутреннее состояние души героя. На душе у Егора неспокойно, сыро, пусто и одиноко). И вот дом. 4) Художественное пересказ подготовленного ученика “Возвращение домой”. “В село он пришёл, когда уже были сумерки. Вот и колодезь, высокий журавель покачивался и скрипел. Отсюда  шестая изба — родительская. Он вдруг остановился, засунув руки в карманы. Покачал головой. Свернул  наискосок к дому. Увязнув по колено в снегу, нагнувшись к окошечку, увидел мать, — при тусклом свете  привёрнутой лампы, над столом, она собирала ужинать. Всё в том же тёмном платке, тихая, неторопливая,  добрая. Постарела, торчали худые плечи... “Ох, знать бы, — каждый бы день ей надо было писать о себе хоть  два словечка...” Собрала на стол нехитрое — чашку с молоком, кусок хлеба, две ложки, солонку и задумалась,  стоя перед столом, сложив худые руки под грудью... Егор Дремов, глядя в окошечко на мать, понял, что  невозможно её испугать, нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо. Ну, ладно! Он отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: “Кто  там?” Он ответил: “Лейтенант, Герой Советского Союза Громов”. У него заколотилось сердце — привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто  в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций, — хриплый, глухой, неясный”. ­ Почему долго Егор не мог войти в дом? ­ Почему представился чужим именем? ­ А можно ли обмануть сердце матери? ­ Почему она не спала всю ночь, ворочалась, вздыхала? ­ Какой была встреча с любимой девушкой Катей Малышевой? ( Взглянула, будто её слегка ударили, откинулась, испугалась). ­ Кто также отреагировал на него? (медсестра) ­ Встретившись с Катей, Дремов не решается открыться ей и собирается уйти из родного дома, не дожидаясь  конца отпуска. Почему? (жалеет себя, тяжело переживает обман). 5) Чтение наизусть письма матери. “Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от  тебя, — человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить да сразу собрался и уехал. С тех пор,  сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это — совсем, говорит, ты  старуха свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он, — таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а  материнское сердце — всё своё: он это, он был у нас!.. Человек этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор  — почистить, да припаду к ней, да заплачу, — он это, его это!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради надоумь ты  меня, — что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась...” ­ Что заставило Егора ответить на письмо матери? ( Он понял, что сердце матери не обмануть, она примет его  таким, какой он есть. И отец сказал, что таким лицом гордиться надо!) ­ Не обмануть сердце и любимой девушки, которая обещала ждать его, даже если вернётся он на одной ноге). Встреча в полку Егора Дремова с родными. (Зачитать по тексту) “Мама, здравствуй, это я!..” И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут,  оказывается, и другая женщина. Даю честное слово, есть где­нибудь ещё красавицы, не одна же она такая, но  лично я — не видел. Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке, — а я уже поминал, что всем богатырским сложением это  был бог войны. “Катя! — говорит он. — Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...” Красивая Катя ему отвечает, — а я хотя ушёл в сени, но слышу: “Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...” IV. Выводы: ­ Какие грани русского характера раскрыл А.Н. Толстой в рассказе? ­ Верен ли вывод автора о русском характере, который мы прочитали в эпиграфе к уроку? (Вывод запишите в тетради). V. Выставка книг, раскрывающий нравственный аспект темы “Человек на войне”. VI. Домашнее задание (по выбору ) 1. Написать отзыв на рассказ А.Н. Толстого “Русский характер”. 2. Используя слова МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ, ДУША, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ВЕЛИКАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА,  ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КРАСОТА, проанализировать финал рассказа.

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018