Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура края).
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
8 кл—11 кл +1
01.04.2018
Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура края). 8-й класс
«Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость», - писал крупнейший исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачёв.
Нельзя не согласиться со словами человека, который болел душой за русского человека, который как никто другой понимал, что отрыв от корней ведёт к нравственным потерям. Уроки краеведения как раз и направлены на воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. Ведь в каждом большом или маленьком городе, в посёлке или селе есть свои особенности исторического развития, специфика природы и культуры, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой родине.
Когда в сентябре этого учебного года (2008 – 2009) я открыла программу по краеведению для 8 класса, то поняла, что моих знаний для проведения полноценных уроков по культуре края явно недостаточно, так как цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры, а задачи курса:
1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Возможности ИКТ на уроках краеведения.doc
Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура
края). 8-й класс
«Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным местам,
воспитывать духовную оседлость», писал крупнейший исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачёв.
(Слайд №2)
Нельзя не согласиться со словами человека, который болел душой за русского человека, который как никто
другой понимал, что отрыв от корней ведёт к нравственным потерям. Уроки краеведения как раз и направлены
на воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. Ведь в каждом большом или
маленьком городе, в посёлке или селе есть свои особенности исторического развития, специфика природы и
культуры, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к
своей малой родине.
Когда в сентябре этого учебного года (2008 – 2009) я открыла программу по краеведению для 8 класса, то
поняла, что моих знаний для проведения полноценных уроков по культуре края явно недостаточно, так как цель
курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры, а
задачи курса:
1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и
эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства
раскрыть особенности художественнообразного мышления мастеров родного края.
Таким образом, в центре краеведческой линии 8 класса стоят вопросы культуры как совокупности
художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве.
Я сразу же пошла в библиотеку, набрала кипу книг, но прекрасно понимала, что уроки нужно будет строить так,
чтобы заинтересовать учеников, что лекции на уроках краеведения это очень неинтересно, а каждый день на
экскурсии ходить нет возможности. Кроме этого, трудности заключались и в том, что методической литературы
по предмету не было и нет, нет и дидактического материала, да и учебник можно назвать брошюрой, но не
современным учебникомхрестоматией. Оставалось только одно – использование на уроках ИКТ, что позволяет
учителю решить ряд проблем, возникающих в преподавании культурологических дисциплин:
обеспечить доступ к огромному количеству высококачественного иллюстративного материала;
разнообразить методы преподавания и формы работы с учащимися;
проводить виртуальные экскурсии в музеи и города мира;
организовать творческую работу учащихся (создание компьютерных презентаций и Webсайтов);
повысить интерес к предмету;
использовать интернетресурсы в преподавании и подготовке к урокам.
( Слайд № 3)
ИКТ дают возможность учителю и учащемуся самостоятельно подготовиться к уроку практически любого жанра:
урокпрогулка, урокконцерт, уроквикторина, урокимпровизация, урокинтервью, урокпрезентация, урок
бенефис, урокрепортаж, урокпанорама, урок«живая газета» и т.п.; разнообразить виды деятельности на
уроках, так как ученики и учитель становятся на уроке зрителями, слушателями, читателями, художниками,
поэтами, писателями, исследователями, философами, режиссерами, сценаристами, дизайнерами и т.п.
Какие же формы работы я использую на уроках краеведения, чтобы и уроки проходили интересно, и цели,
которые поставили перед учителем авторы программы по культуре края Г. Н. Гаврилова и Е. В. Колесова,
выполнялись ?
Прежде всего, это экскурсии уроки в форме виртуальных прогулок по улицам Саратова и Балаково. Благодаря
таким экскурсиям учащиеся познакомились с архитектурными комплексами и ансамблями (слайды №4 6 ),
усадьбами и особняками (слайды № 7 8), памятниками культовой и общественной архитектуры (слайды № 9
15), памятниками садовопаркового искусства. Особый интерес у ребят вызвали уроки репортажи, на которых речь шла об утраченных архитектурных памятниках. (Слайды № 16 19)Также школьники познакомились с
жизнью и деятельностью известных саратовских архитекторов. На таких уроках – презентациях ребята
рассказывали об интересных фактах биографии людей, которые внесли заметный вклад в архитектурный облик
городов нашего края; знакомили с памятниками архитектуры, созданными саратовскими архитекторами.
(Слайды № 20 23) В конце изучения данного блока тем ученикам было предложено, вопервых, написать
сочинение. Вот отрывок из одной работы. «Когда я смотрю на постройки нашего города, то вижу один холодный
камень и железо. Я понимаю, что так здания построены для удобства человека. Я понимаю также, что удобство
не должно быть вычурным, напоказ: «Смотрите, я круче!» И строят люди, не щадя ничего: ни окружающей
природы, ни человека. Скоро места для настоящей, а не мёртвой и каменной, красоты не останется. Мне больше
нравится живая красота: леса, поля, реки, а не эти мёртвые «памятники». Кульгавеня Катя.» А вот пример
другого сочинения: «Занимаясь на уроках краеведения, я узнал много нового об архитектуре моего края.
Раньше, когда я шёл по улицам , не замечал, насколько интересны здания в нашем городе. Я видел только
коробки. А теперь, когда прохожу мимо домов на улице Коммунистической, то хочу остановиться и всё подробно
рассмотреть. Оказывается, здесь нет ни одного похожего здания, каждый уникален. У меня есть теперь одна
мечта: пусть все здания нашего города будут памятниками архитектуры, возможно, тогда и люди будут лучше.
Флюстунов Илья». Вовторых, ребята представили свои презентации , в которых рассказали о наиболее
интересных с их точки зрения зданиях (например, Троицком собор в Балакове, особняках Катенёва, Шмидта в
Саратове, усадьбе Мальцевых в Балакове и др.)
Оказались для ребят интересны и виртуальные экскурсии по музеям и театрам Саратовского края. Так,
путешествуя, например, по залам Художественного музея имени А. Н. Радищева, мы смогли переместиться во
времени и посетить выставку художников авангардистов «Алая роза», которая проводилась в 1904 году.
(Слайд № 24)
Ребята посмотрели некоторые картины саратовских художников, незнакомых на тот момент широкой публике
(слайд № 25), и, представив себя в роли репортёров «Саратовского листка», написали репортажи о посещении
выставки. Вот пример такого репортажа: «Сегодня я посетил выставку «Алая роза». То, что я там увидел, меня
нисколько не потрясло. Большинство работ похожи на детские рисунки, на которых изображены непонятные
фигуры и предметы. На картине П. Уткина «Лунное» изображено то, что, возможно, видит сам автор, но не
зритель. А на его же картине «Сумерки» я увидел только три пятна: синий, зелёный и тёмнозелёный. Одним
словом, в зале я не было ни одного человека, который не зевнул бы, проходя мимо этих картин. Все силы
художников были потрачены зря. Репортёр газеты «Саратовский листок» Флюстунов Илья.» Но вот пример
другого сочинения: «Если вы настроены критически по отношению символистов или не понимаете их картин, то,
конечно, лучше не приходить на эту выставку. Но если вы ценитель прекрасного, то вас не оставят равнодушным
картины Судейкина и Уткина. А полотно Феофилактова заставит задуматься над смыслом нашего
существования. Кульгавеня Екатерина».
Интересно, на мой взгляд, проходят уроки – презентации, когда учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством
художников, скульпторов, музыкантов, режиссёров, актёров. Для таких уроков ребята создавали презентации
(как коллективные, так и групповые) и представляли свои работы как репортажи, интервью, экскурсии. В конце
таких уроков я предлагала ученикам почувствовать себя писателями, репортёрами, интервьюерами. Так, изучив
тему «Он создал символ своей эпохи. Творчество К. ПетроваВодкина», они делились своими впечатлениями от
картин художника.
(Слайды № 28 32)
Вот что получилось: «Картина К. ПетроваВодкина «Натюрморт со скрипкой» написана в 1918 году. На ней
изображена одинокая скрипка на фоне утреннего города. Скрипка – инструмент довольно грустный, и, глядя на
картину, я слышу тихий мелодичный звук. Я как будто вижу одинокого скрипача в голубой комнате, и мне
кажется, что ему очень грустно, потому что за окном зима, а он один. Но это нежная грусть, потому что звук
скрипки схож со звуком падающего снега. А такая зимняя картина вызывает умиротворение. Мирошников Илья.»
А Кульгавеня Катя написала: «Возможно, хозяева переехали в новый дом, а скрипку оставили за
ненадобностью: ведь она же старая. Вот и стоит она, одинокая в углу окна, за которым виден двор, залитый
лучами солнца, никому не нужная, брошенная всеми. А ведь совсем недавно дарила скрипка радость людям. Но
люди часто бывают безжалостны.»
Уроки краеведения невозможны без слова – учительского и ученического. Поэтому в качестве домашнего
задания я предлагаю ученикам подготовить сообщений и докладов, а чтобы оживить выступления школьники
должны творчески оформить доклад с применением мультимедиатехнологий. Гармоничное сочетание текста,
иллюстраций, видеороликов, анимации, звука могут показать , как выступающий видит и слышит тему сообщения. И если поначалу детские работы были не очень интересными, состояли в основном из текста
(слайды № 33 39), то к концу I полугодия презентации выглядели совершенно иными (слайды № 40 52).
Для закрепления изученного материала на уроках культуры края я предлагаю ученикам виртуальные
викторины, причём их под силу составлять и учащимся. (Слайды № 53 55) Это, на мой взгляд, активизирует
внимание учащихся, развивает память и творческое воображение. Интересна и такая форма работы, когда
ученики создают репродукции картин, работая с их фрагментами как с пазлами. При изучении темы «Мастера
живописи и скульптуры» ученики «писали» «живые картины», то есть передавали настроение картин
саратовских художников позами и жестами (слайды № 56 59). И это вряд ли было бы это возможно, если бы не
использование ИКТ.
Есть у нас своя виртуальная «шкатулка новых слов». Иногда я составляю ряд слов – терминов сама, а иногда
предлагаю сделать это ученикам, включив их в свою презентацию (слайды № 60 62).
Чтобы проверить , как усвоен учащимися новый материал, в последнее время учителя всё чаще обращаются к
тестам. Я не исключение. Так как никаких компьютерных тестов для уроков краеведения пока не создано, я
составляю их сама и включаю в презентации. (Слайды № 63 65) Чем удобны такие тесты? Прежде всего, это
экономия времени на уроке, а также вспомогательное средство для текущего контроля знаний. В случае
индивидуальной проверки знаний учащихся помощником является компьютер. Школьники с удовольствием
отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, практически сразу же
получает оценку за свою работу.
Возможности ИКТ поистине безграничны, а поэтому теперь есть возможность делать интересный
дидактический и раздаточный материал. (Слайды № 67 70)
Говоря об использовании ИКТ на уроках, нельзя не сказать о возможностях Интернета для подготовки
домашних заданий, для написания доклада, научно исследовательской работы, создания презентаций. Работа
в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает
возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры.
Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному
поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций. Интернет дает
огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством
для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения. Поначалу я адресовала ребят к нужным
сайтам, теперь они сами легко находят необходимый материал.
Таким образом, использование ИКТ позволяет учащимся на уроках погрузиться в другой мир, увидеть его своими
глазами, приводит к повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности,
даёт возможность самореализовываться и саморазвиваться, а главное, стать полноправным участником
образовательного процесса, не только получать, но и сам делится собственными знаниями.
Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура края).
Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура края).
Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура края).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.