Аспекты комфортного перехода ребёнка из детского сада в школу.
Оценка 4.8

Аспекты комфортного перехода ребёнка из детского сада в школу.

Оценка 4.8
Лекции
docx
другое
Взрослым
01.07.2024
Аспекты комфортного перехода ребёнка из детского сада в школу.
Данная статья раскрывает пути решения по обеспечению преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу.
Аспекты комфортного перехода ребёнка из ДОУ в школу.docx

Гукова Елена Леонидовна,

учитель начальных классов

 

АСПЕКТЫ КОМФОРТНОГО ПЕРЕХОДА РЕБЁНКА ИЗ ДЕТСКОГО

САДА В ШКОЛУ.

Аннотация

Данная статья раскрывает пути решения по обеспечению преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу.

Ключевые слова: непрерывность, единство, взаимосвязь, последовательность, адаптация, развитие, преемственность, единая система образования.

Законы ДНР «Об образовании», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, стандарт начального общего образования предусматривают непрерывность и преемственность в единой системе образования между всеми звеньями. Одним из необходимых условий непрерывного образования, которое в полной мере должно обеспечить единство, взаимосвязь цели, содержания, методов и форм обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей - есть преемственность в работе дошкольного учреждения и школы. Её ведущей функцией является обеспечение развития ребенка в течение переходных возрастных периодов, последовательный переход от одной ступени обучения к другой, сохранение и постепенное изменение технологий обучения. Именно преемственность предотвращает кризисные явления в психологическом становлении личности, помогает малышу плавно войти в новую социальную среду, что так важно для его внутреннего самоощущения. Преемственность является объективной необходимой связью между новым и старым в процессе развития.

В.А. Сухомлинский считал, что год подготовки детей к школе нужен для того, чтобы хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные


особенности его восприятия, мышления и умственного развития : «Прежде чем дать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика - без этого нельзя нормально учить » [ 4,с.9]

Преемственность между дошкольным и школьным звеньями образования не подразумевает только подготовку детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования. Маленькому ученику не хватает не столько конкретных знаний и умений, сколько, скажем, способности управлять своим поведением, деятельностью, вниманием.

Чтобы сделать переход детей к школе более плавным, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя начальной школы должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность развивать у них интерес к школе, желание учиться.

Наш педагогический коллектив начального общего образования имеет достаточный опыт работы в организации образовательного процесса как для детей дошкольного возраста так и для обучающихся в начальной школе. Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью определённых форм и методов, реализованных в процессе специально организованной деятельности администрации школы и дошкольного учреждения, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Какие же мы видим направления обеспечения преемственности в развитии ребенка дошкольного возраста, в организации различных видов его деятельности в детском саду и начальной школе?

 

2


Прежде всего, это основательная осведомленность педагогов обоих звеньев образования с республиканскими требованиями по уровню развитости, воспитанности и обученности детей, прописанными в Государственных стандартах дошкольного и начального общего образования. На этой основе согласовывается совместный план работы дошкольного учреждения и начальной школы.

Важную роль в обеспечении преемственности играет также детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведёт их к взаимодействию, разработке совместных рекомендаций.

Нельзя забывать и о роли воспитателя и учителя. Очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, школе помогли ребёнку осознать, что детский сад и школа-это звенья одной системы образования и воспитания, и всё то, что ждёт ребёнка в школе, есть продолжением того, чем он занимался, чем овладел ранее.

Для этого воспитателям и педагогам необходимо:

   опираться в своей деятельности на непосредственный опыт дошкольников;

  ориентироваться не столько на приобретение ими знаний, сколько на формирование стремления познавать, открывать новое, искать правду;

  лелеять у детей интерес к деятельности, стимулировать естественное стремление находиться в деятельном состоянии;

   учить ребенка делать шаги навстречу новому;

   воспитывать маленьких исследователей;

  развивать такие качества мышления, которые необходимы для участия в поисково-экспериментальной деятельности;

   прививать умение внимательно слушать и запоминать словесную


инструкцию педагога, строить свою работу в соответствии с ней;

  развивать умение анализировать образец, воспроизводить и видоизменять его.

Главная цель сегодня - обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе. В связи с этим встает проблема разноподготовленных детей, приходящих в школу из детского сада и семьи, и необходимости разработки вариативной модели реализации «Школы будущего первоклассника» для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости частности, с разным уровнем доступной им самоорганизации), наконец, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся в условиях различных видов групп на базе дошкольной, школьной учебной организации.

С этой целью рекомендуем проводить на августовских совещаниях с воспитателями дошкольных и педагогами школьных организаций обсуждения таких тем, как:

   получение информации о развитии каждого ребенка;

   понимание, как взаимодействуют и понимают друг друга дети;

  оценивания, в какой мере среда и воспитатель соответствуют потребностям ребенка;

   возможность ежедневного, хоть и непродолжительного общения ребенка со сверстниками и педагогом;

   системное получение ребенком определенных знаний, приобретение жизненной компетентности в различных сферах жизнедеятельности;

   целенаправленное развитие волевых процессов и формирование мотивации к обучению, что положительно влияет на готовность к школе.

Обязательное составление перед началом учебного года единого

2


совместного плана, целью которого и есть конкретизация работы по трём основным направлениям: взаимодействие педагогов, работа с детьми, сотрудничество с родителями.

Считаем целесообразным организовывать совместные формы работы по проблеме преемственности дошкольного и начального образования по формированию школьной зрелости ребенка дошкольного возраста для воспитателей, руководителей ШМО, учителей начальных классов, учителя- муз.руководителя:

     методические объединения для ДОУ и начальной школы;

     круглые столы;

     психологические тренинги;

     семинары-практикумы;

     деловые игры;

     взаимопосещение: урок-занятие;

     просмотр и анализ видеозаписей уроков и занятий;

     мастер-классы;

     консультации;

     совместные педагогические советы;

     взаимодействие медицинских сотрудников, психологов дошкольных и школьных организаций;

     педагогические и психологические наблюдения.

Подготовка детей к обучению в школе будет эффективной в процессе организации и проведения экскурсий в школу, посещения школьной библиотеки, участия в   совместной образовательной деятельности, серии игр

«Скоро в школу», совместных праздников: День знаний, посвящение в первоклассники, праздник Букваря, выпускной в детском саду, спортивные соревнования дошколят и первоклассников, участие в театрализованной деятельности. Дошкольники посещают адаптационный курс занятий, организованный при школе: занятия с психологом, учителем музыки и другими специалистами начальной школы. Всё это помогает детям лучше войти в мир


школьной жизни, получить новый статус школьника, формирует заинтересованность и желание учиться в школе, собственную систему ценностей и личностных смыслов.

Для работы с родителями учителя начальной школы и воспитатели дошкольных организаций должны подобрать такие формы работы, которые способствовали бы формированию у них ответственности, желания активно участвовать в процессе эмоциональной, интеллектуальной и волевой жизни ребенка. Общими усилиями надо сформировать у детей чувство радости от ожидания поступления в школу, изменения статуса, удовольствие от преодоления первых трудностей.

Традиционной формой работы с родителями считают родительские собрания. Но в системе внедрения и реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном образования такая форма не всегда оправдывает себя. Все зависит от выбора содержания и методов работы с родителями. Сейчас уместнее и эффективнее использовать такие формы работы, как: время общения, дискуссионный клуб, беседа, круглый стол, групповая дискуссия, сборы-студии, вечер вопросов и ответов, деловая игра, педагогический консилиум, творческая мастерская, педагогическая «гостиная», день открытых дверей, тематический досуг, визуальные способы общения: стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов, анкетирование, тестирование родителей для изучения семьи накануне школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе. Практика показывает, что общения с родителями именно таким образом помогает развивать их педагогические умения.

Во время проведения таких мероприятий следует активно привлекать каждого из родителей к совместной деятельности по обсуждению различных проблем, возникающих при подготовке ребенка в школу. Это способствует переосмыслению личных взглядов родителей на проблемы развития, воспитания, обучения. При этом родители могут сравнить свою позицию с

мыслями других.                                      2


Очень точно В.А.Сухомлинский представил преемственность между дошкольным и школьным обучением. « Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» [4,с.52]

Такое понимание преемственности позволит реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.

Таким образом, решение проблемы преемственности возможно лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может оказать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда два начальных звена образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Литература:

1. Закон об образовании.

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 3.Государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4. Бохорский Е.М.,Эльконин Д.Б.Проблема готовности к школьному обучению.-М.:Просвещение,1993.-173с.

4.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.-К.:Рад.школа,1973.-158с. 5.Нагорная С., Храпова И. Методика определения готовности детей к школе.-

К.: Редакция педагог.газет,2013.-120с.


 

Гукова Елена Леонидовна, учитель начальных классов

Гукова Елена Леонидовна, учитель начальных классов

Прежде чем дать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать

Прежде чем дать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать

Прежде всего, это основательная осведомленность педагогов обоих звеньев образования с республиканскими требованиями по уровню развитости, воспитанности и обученности детей, прописанными в

Прежде всего, это основательная осведомленность педагогов обоих звеньев образования с республиканскими требованиями по уровню развитости, воспитанности и обученности детей, прописанными в

Главная цель сегодня - обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе

Главная цель сегодня - обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе

Считаем целесообразным организовывать совместные формы работы по проблеме преемственности дошкольного и начального образования по формированию школьной зрелости ребенка дошкольного возраста для воспитателей, руководителей

Считаем целесообразным организовывать совместные формы работы по проблеме преемственности дошкольного и начального образования по формированию школьной зрелости ребенка дошкольного возраста для воспитателей, руководителей

Для работы с родителями учителя начальной школы и воспитатели дошкольных организаций должны подобрать такие формы работы, которые способствовали бы формированию у них ответственности, желания активно…

Для работы с родителями учителя начальной школы и воспитатели дошкольных организаций должны подобрать такие формы работы, которые способствовали бы формированию у них ответственности, желания активно…

Очень точно В.А.Сухомлинский представил преемственность между дошкольным и школьным обучением

Очень точно В.А.Сухомлинский представил преемственность между дошкольным и школьным обучением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2024