Гукова Елена Леонидовна,
учитель начальных классов
АСПЕКТЫ КОМФОРТНОГО ПЕРЕХОДА РЕБЁНКА ИЗ ДЕТСКОГО
САДА В ШКОЛУ.
Аннотация
Данная статья раскрывает пути решения по обеспечению преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу.
Ключевые слова: непрерывность, единство, взаимосвязь, последовательность, адаптация, развитие, преемственность, единая система образования.
Законы ДНР «Об образовании», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, стандарт начального общего образования предусматривают непрерывность и преемственность в единой системе образования между всеми звеньями. Одним из необходимых условий непрерывного образования, которое в полной мере должно обеспечить единство, взаимосвязь цели, содержания, методов и форм обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей - есть преемственность в работе дошкольного учреждения и школы. Её ведущей функцией является обеспечение развития ребенка в течение переходных возрастных периодов, последовательный переход от одной ступени обучения к другой, сохранение и постепенное изменение технологий обучения. Именно преемственность предотвращает кризисные явления в психологическом становлении личности, помогает малышу плавно войти в новую социальную среду, что так важно для его внутреннего самоощущения. Преемственность является объективной необходимой связью между новым и старым в процессе развития.
В.А. Сухомлинский считал, что год подготовки детей к школе нужен для того, чтобы хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные
особенности его восприятия, мышления и умственного развития : «Прежде чем дать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные особенности здоровья каждого ученика - без этого нельзя нормально учить » [ 4,с.9]
Преемственность между дошкольным и школьным звеньями образования не подразумевает только подготовку детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования. Маленькому ученику не хватает не столько конкретных знаний и умений, сколько, скажем, способности управлять своим поведением, деятельностью, вниманием.
Чтобы сделать переход детей к школе более плавным, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя начальной школы должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность развивать у них интерес к школе, желание учиться.
Наш педагогический коллектив начального общего образования имеет достаточный опыт работы в организации образовательного процесса как для детей дошкольного возраста так и для обучающихся в начальной школе. Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью определённых форм и методов, реализованных в процессе специально организованной деятельности администрации школы и дошкольного учреждения, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Какие же мы видим направления обеспечения преемственности в развитии ребенка дошкольного возраста, в организации различных видов его деятельности в детском саду и начальной школе?
2
Прежде всего, это основательная осведомленность педагогов обоих звеньев образования с республиканскими требованиями по уровню развитости, воспитанности и обученности детей, прописанными в Государственных стандартах дошкольного и начального общего образования. На этой основе согласовывается совместный план работы дошкольного учреждения и начальной школы.
Важную роль в обеспечении преемственности играет также детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведёт их к взаимодействию, разработке совместных рекомендаций.
Нельзя забывать и о роли воспитателя и учителя. Очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, школе помогли ребёнку осознать, что детский сад и школа-это звенья одной системы образования и воспитания, и всё то, что ждёт ребёнка в школе, есть продолжением того, чем он занимался, чем овладел ранее.
Для этого воспитателям и педагогам необходимо:
■ опираться в своей деятельности на непосредственный опыт дошкольников;
■ ориентироваться не столько на приобретение ими знаний, сколько на формирование стремления познавать, открывать новое, искать правду;
■ лелеять у детей интерес к деятельности, стимулировать естественное стремление находиться в деятельном состоянии;
■ учить ребенка делать шаги навстречу новому;
■ воспитывать маленьких исследователей;
■ развивать такие качества мышления, которые необходимы для участия в поисково-экспериментальной деятельности;
■ прививать умение внимательно слушать и запоминать словесную
инструкцию педагога, строить свою работу в соответствии с ней;
■ развивать умение анализировать образец, воспроизводить и видоизменять его.
Главная цель сегодня - обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе. В связи с этим встает проблема разноподготовленных детей, приходящих в школу из детского сада и семьи, и необходимости разработки вариативной модели реализации «Школы будущего первоклассника» для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости (в частности, с разным уровнем доступной им самоорганизации), наконец, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся в условиях различных видов групп на базе дошкольной, школьной учебной организации.
С этой целью рекомендуем проводить на августовских совещаниях с воспитателями дошкольных и педагогами школьных организаций обсуждения таких тем, как:
■ получение информации о развитии каждого ребенка;
■ понимание, как взаимодействуют и понимают друг друга дети;
■ оценивания, в какой мере среда и воспитатель соответствуют потребностям ребенка;
■ возможность ежедневного, хоть и непродолжительного общения ребенка со сверстниками и педагогом;
■ системное получение ребенком определенных знаний, приобретение жизненной компетентности в различных сферах жизнедеятельности;
■ целенаправленное развитие волевых процессов и формирование мотивации к обучению, что положительно влияет на готовность к школе.
Обязательное составление перед началом учебного года единого
2
совместного плана, целью которого и есть конкретизация работы по трём основным направлениям: взаимодействие педагогов, работа с детьми, сотрудничество с родителями.
Считаем целесообразным организовывать совместные формы работы по проблеме преемственности дошкольного и начального образования по формированию школьной зрелости ребенка дошкольного возраста для воспитателей, руководителей ШМО, учителей начальных классов, учителя- муз.руководителя:
▪ методические объединения для ДОУ и начальной школы;
▪ круглые столы;
▪ психологические тренинги;
▪ семинары-практикумы;
▪ деловые игры;
▪ взаимопосещение: урок-занятие;
▪ просмотр и анализ видеозаписей уроков и занятий;
▪ мастер-классы;
▪ консультации;
▪ совместные педагогические советы;
▪ взаимодействие медицинских сотрудников, психологов дошкольных и школьных организаций;
▪ педагогические и психологические наблюдения.
Подготовка детей к обучению в школе будет эффективной в процессе организации и проведения экскурсий в школу, посещения школьной библиотеки, участия в совместной образовательной деятельности, серии игр
«Скоро в школу», совместных праздников: День знаний, посвящение в первоклассники, праздник Букваря, выпускной в детском саду, спортивные соревнования дошколят и первоклассников, участие в театрализованной деятельности. Дошкольники посещают адаптационный курс занятий, организованный при школе: занятия с психологом, учителем музыки и другими специалистами начальной школы. Всё это помогает детям лучше войти в мир
школьной жизни, получить новый статус школьника, формирует заинтересованность и желание учиться в школе, собственную систему ценностей и личностных смыслов.
Для работы с родителями учителя начальной школы и воспитатели дошкольных организаций должны подобрать такие формы работы, которые способствовали бы формированию у них ответственности, желания активно участвовать в процессе эмоциональной, интеллектуальной и волевой жизни ребенка. Общими усилиями надо сформировать у детей чувство радости от ожидания поступления в школу, изменения статуса, удовольствие от преодоления первых трудностей.
Традиционной формой работы с родителями считают родительские собрания. Но в системе внедрения и реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном образования такая форма не всегда оправдывает себя. Все зависит от выбора содержания и методов работы с родителями. Сейчас уместнее и эффективнее использовать такие формы работы, как: время общения, дискуссионный клуб, беседа, круглый стол, групповая дискуссия, сборы-студии, вечер вопросов и ответов, деловая игра, педагогический консилиум, творческая мастерская, педагогическая «гостиная», день открытых дверей, тематический досуг, визуальные способы общения: стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов, анкетирование, тестирование родителей для изучения семьи накануне школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе. Практика показывает, что общения с родителями именно таким образом помогает развивать их педагогические умения.
Во время проведения таких мероприятий следует активно привлекать каждого из родителей к совместной деятельности по обсуждению различных проблем, возникающих при подготовке ребенка в школу. Это способствует переосмыслению личных взглядов родителей на проблемы развития, воспитания, обучения. При этом родители могут сравнить свою позицию с
мыслями других. 2
Очень точно В.А.Сухомлинский представил преемственность между дошкольным и школьным обучением. « Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» [4,с.52]
Такое понимание преемственности позволит реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.
Таким образом, решение проблемы преемственности возможно лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может оказать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда два начальных звена образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.
Литература:
1. Закон об образовании.
2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 3.Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4. Бохорский Е.М.,Эльконин Д.Б.Проблема готовности к школьному обучению.-М.:Просвещение,1993.-173с.
4.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.-К.:Рад.школа,1973.-158с. 5.Нагорная С., Храпова И. Методика определения готовности детей к школе.-
К.: Редакция педагог.газет,2013.-120с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.