Статья "Наставничество как процесс становления молодого педагога. Путь в профессию"
Оценка 4.9

Статья "Наставничество как процесс становления молодого педагога. Путь в профессию"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
другое
Взрослым
15.01.2024
Статья "Наставничество как процесс становления молодого педагога. Путь в профессию"
В статье рассматриваются эффективные формы взаимодействия молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Наставничество как путь становления молодого педагога. Путь в профессию.docx

Буглеева В.Т.

Наставничество как процесс становления молодого педагога. Путь в профессию

Не секрет, что молодой педагог, придя в школу, испытывает огромное эмоциональное напряжение, требующее от него мобилизации всех внутренних ресурсов. Ведь уже с первого дня работы начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и педагог со стажем.

Несмотря на то что за годы обучения в вузе изучается много научных дисциплин, методик, а студент проходит через систему учебных практик, есть то, чему не учат ни в одном учебном заведении, – это необходимый опыт, которого так не хватает молодому специалисту. Именно из-за отсутствия должного опыта в работе молодого специалиста появляются трудности в профессии, например, трудности межличностного взаимодействия с учениками, с их родителями, коллегами. Поэтому может проявляться тревожность, страхи, неудовлетворенность самим собой и своей деятельностью.

Следует отметить, что становление молодого педагога - это более сложный процесс, чем у представителей другой профессии, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать настоящим педагогом, одних программных знаний недостаточно. А. С. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями» [1, c. 44–48]. В современных условиях молодой педагог должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. И помочь ему в этом может опытный наставник.

Наставник - это активный, опытный педагог, профессионально успешный, коммуникативный, терпеливый, целеустремленный. Желательно, чтобы он был того же предметного направления, что и подопечный.

В организации наставничества выделяют несколько этапов:

1-й этап – это адаптация. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его навыках и умениях с целью разработки программы адаптации.

2-й этап – основной (проектирование). Наставник разрабатывает и внедряет программу наставничества-адаптации, корректирует профессиональные навыки подопечного, помогает ему построить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – это контроль и оценка. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого преподавателя, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Поскольку наставничество – это двусторонний процесс, главным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, навыкам и умениям является его готовность передавать опыт. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста.

Алгоритм деятельности наставника можно представить в виде пяти ступеней:

1. «Я расскажу, а ты послушай» – такая позиция создает определенную мотивацию у наставляемого. В ходе этого этапа в процессе взаимодействия наставник рассказывает о технологиях проведения уроков, наиболее удачных приемах и методах работы, иными словами, делится с подопечным своим педагогическим опытом, а также знакомит наставляемого особенностями организации образовательного процесса и методической работы.

2. «Я покажу, а ты посмотри». В ходе этого этапа идет демонстрация наставляемому того, чему ему необходимо научиться – это дает возможность наставнику продемонстрировать процесс целиком. На этом этапе молодой педагог посещает уроки наставника, внеклассные мероприятия, а затем идет совместный анализ, в ходе которого рефлексируется, что удалось и почему, что не удалось и тоже почему?

3. «Сделаем вместе». Наставник подробно рассказывает и показывает начинающему педагогу действия и отвечает на вопросы, почему это нужно делать именно так. На этом этапе наставник проводит консультации по составлению учебно-планирующей документации (тематического плана, учебной программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, контрольно-оценочных средств и т. д.), помогает подобрать тематику и методическое обеспечение организации самостоятельной работы обучающихся; они совместно готовят технологические карты уроков, разрабатывают дидактические игры, презентации, индивидуальные и дифференцированные задания для обучающихся, в общем, все то, что необходимо для качественного процесса обучения и воспитания. Также на этом этапе возможно бинарное проведение уроков.

4. «Сделай сам, я подскажу». В ходе этого этапа наставляемый выполняет задания, а наставник помогает и корректирует. Основное требование к наставнику на этом этапе: не критиковать, а поощрять, обеспечивая обратную связь. На этом этапе молодой педагог самостоятельно разрабатывает все необходимое методическое обеспечение уроков, а наставник корректирует, направляет. Также этот этап предусматривает индивидуальное самообразование молодого специалиста.

5. «Сделай сам, расскажи, что сделал». В ходе этого этапа молодой педагог выполняет действия, которым обучил его наставник, самостоятельно. Основные задачи наставника на данном этапе – это контроль и совместная «работа над ошибками». Молодой учитель обобщает наработанный педагогический опыт, дает открытые уроки, на которых присутствует наставник, другие педагоги, также молодой учитель может подготовить выступление на методическом объединении учителей школы с защитой дидактических или методических материалов [2].

Таким образом, организация поэтапной деятельности наставника имеет личностно-ориентированную, адресную направленность, что особенно важно в процессе адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности.

Наиболее эффективными формами работы с молодыми специалистами являются:

• организация для молодых специалистов мастер-классов;

• консультации с привлечением учителей высшей категорией;

• ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта;

• подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;

• посещение уроков;

• знакомство с новинками методической литературы;

• организация творческих отчётов молодых специалистов;

Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат,   педагогу – наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня …»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не учить жизни молодого педагога. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

С появлением у меня новой обязанности, наставник молодого специалиста, появилась и новая ответственность, понимание того, что мой опыт сыграет определяющую роль в его дальнейшей деятельности. Молодой педагог окончательно решит: оставаться ему в профессии или педагогика не его путь.

Это понимание определило цель моей деятельности: помочь молодому коллеге соответствовать модели современного учителя. Задачи, которые я определила для достижения этой цели:

– помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

– способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;

– предупредить наиболее типичные ошибки  и затруднения в организации учебных занятий с детьми и найти путей их преодоления.

Были выявлены некоторые сложности в работе молодого учителя, такие как:

– вопросы дисциплины и порядка на уроке;

– методические аспекты урока;

– оформление школьной документации;

– организация взаимодействия с родителями школьников;

– осуществление классного руководства

Поэтому мы разработали индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Мы выбрали и отразили в ИОМ следующие направления педагогической деятельности:

• учебное;

• организационное;

• методическое;

• воспитательное, работа с родителями.

Мы также отразили в ИОМ оценку и самооценку эффективности деятельности молодого учителя по повышению своей профессиональной компетентности. В течение адаптационно периода происходило знакомство педагога с нормативно-правовыми документами; проведена консультация по проектированию учебного занятия; разработке плана воспитательной работы, рекомендовано посещение городских семинаров для молодых специалистов, посещение уроков коллег, создание банка разработок уроков, интересных приёмов и находок на уроке. Мы обсудили, как можно создать систему мониторинга. Была подобрана соответствующая литература.

Все вышеперечисленное ускорило процесс вхождения молодого учителя в профессию.

Сейчас продолжаются консультации по конструированию современного урока,  взаимопосещение уроков и занятий внеурочной деятельности.

Хочу подчеркнуть, что в  наставничестве нет шаблонов, макетов, формул. Каждый учитель сам решает, быть ли просто учителем или быть больше, чем учитель – быть наставником.

Для меня опыт наставничества тоже не проходит бесследно. Чтобы за наставником  было интересно тянуться, он должен впечатлять и восхищать, уметь что-то такое, чего никто больше не умеет. Поэтому наставничество способствует самообразованию и саморазвитию самого наставника; помогает отрефлексировать свой собственный опыт, и негативный в том числе; пережить состояние гордости, когда у молодого горят глаза и ему хочется творить, и ты понимаешь, что он счастлив быть учителем.

В заключение можно с уверенностью сказать, что наставничество – эффективная форма передачи опыта педагогического мастерства молодым педагогам: с одной стороны, идет обогащение педагогическим опытом молодого учителя, а с другой стороны, повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Я. А. Коменский писал: «Легко следовать за тем, кто правильно идет впереди!» На мой взгляд, слова великого педагога точно и емко отражают основную суть наставничества как формы обучения в современном образовательном пространстве.


 

Буглеева В.Т. Наставничество как процесс становления молодого педагога

Буглеева В.Т. Наставничество как процесс становления молодого педагога

Поскольку наставничество – это двусторонний процесс, главным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, навыкам и умениям является его готовность передавать опыт

Поскольку наставничество – это двусторонний процесс, главным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, навыкам и умениям является его готовность передавать опыт

Основные задачи наставника на данном этапе – это контроль и совместная «работа над ошибками»

Основные задачи наставника на данном этапе – это контроль и совместная «работа над ошибками»

Были выявлены некоторые сложности в работе молодого учителя, такие как: – вопросы дисциплины и порядка на уроке; – методические аспекты урока; – оформление школьной документации;…

Были выявлены некоторые сложности в работе молодого учителя, такие как: – вопросы дисциплины и порядка на уроке; – методические аспекты урока; – оформление школьной документации;…

Я. А. Коменский писал: «Легко следовать за тем, кто правильно идет впереди!»

Я. А. Коменский писал: «Легко следовать за тем, кто правильно идет впереди!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024