Буглеева В.Т.
Наставничество как процесс становления молодого педагога. Путь в профессию
Не секрет, что молодой педагог, придя в школу, испытывает огромное эмоциональное напряжение, требующее от него мобилизации всех внутренних ресурсов. Ведь уже с первого дня работы начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и педагог со стажем.
Несмотря на то что за годы обучения в вузе изучается много научных дисциплин, методик, а студент проходит через систему учебных практик, есть то, чему не учат ни в одном учебном заведении, – это необходимый опыт, которого так не хватает молодому специалисту. Именно из-за отсутствия должного опыта в работе молодого специалиста появляются трудности в профессии, например, трудности межличностного взаимодействия с учениками, с их родителями, коллегами. Поэтому может проявляться тревожность, страхи, неудовлетворенность самим собой и своей деятельностью.
Следует отметить, что становление молодого педагога - это более сложный процесс, чем у представителей другой профессии, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать настоящим педагогом, одних программных знаний недостаточно. А. С. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями» [1, c. 44–48]. В современных условиях молодой педагог должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. И помочь ему в этом может опытный наставник.
Наставник - это активный, опытный педагог, профессионально успешный, коммуникативный, терпеливый, целеустремленный. Желательно, чтобы он был того же предметного направления, что и подопечный.
В организации наставничества выделяют несколько этапов:
1-й этап – это адаптация. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его навыках и умениях с целью разработки программы адаптации.
2-й этап – основной (проектирование). Наставник разрабатывает и внедряет программу наставничества-адаптации, корректирует профессиональные навыки подопечного, помогает ему построить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – это контроль и оценка. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого преподавателя, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Поскольку наставничество – это двусторонний процесс, главным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, навыкам и умениям является его готовность передавать опыт. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста.
Алгоритм деятельности наставника можно представить в виде пяти ступеней:
1. «Я расскажу, а ты послушай» – такая позиция создает определенную мотивацию у наставляемого. В ходе этого этапа в процессе взаимодействия наставник рассказывает о технологиях проведения уроков, наиболее удачных приемах и методах работы, иными словами, делится с подопечным своим педагогическим опытом, а также знакомит наставляемого особенностями организации образовательного процесса и методической работы.
2. «Я покажу, а ты посмотри». В ходе этого этапа идет демонстрация наставляемому того, чему ему необходимо научиться – это дает возможность наставнику продемонстрировать процесс целиком. На этом этапе молодой педагог посещает уроки наставника, внеклассные мероприятия, а затем идет совместный анализ, в ходе которого рефлексируется, что удалось и почему, что не удалось и тоже почему?
3. «Сделаем вместе». Наставник подробно рассказывает и показывает начинающему педагогу действия и отвечает на вопросы, почему это нужно делать именно так. На этом этапе наставник проводит консультации по составлению учебно-планирующей документации (тематического плана, учебной программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, контрольно-оценочных средств и т. д.), помогает подобрать тематику и методическое обеспечение организации самостоятельной работы обучающихся; они совместно готовят технологические карты уроков, разрабатывают дидактические игры, презентации, индивидуальные и дифференцированные задания для обучающихся, в общем, все то, что необходимо для качественного процесса обучения и воспитания. Также на этом этапе возможно бинарное проведение уроков.
4. «Сделай сам, я подскажу». В ходе этого этапа наставляемый выполняет задания, а наставник помогает и корректирует. Основное требование к наставнику на этом этапе: не критиковать, а поощрять, обеспечивая обратную связь. На этом этапе молодой педагог самостоятельно разрабатывает все необходимое методическое обеспечение уроков, а наставник корректирует, направляет. Также этот этап предусматривает индивидуальное самообразование молодого специалиста.
5. «Сделай сам, расскажи, что сделал». В ходе этого этапа молодой педагог выполняет действия, которым обучил его наставник, самостоятельно. Основные задачи наставника на данном этапе – это контроль и совместная «работа над ошибками». Молодой учитель обобщает наработанный педагогический опыт, дает открытые уроки, на которых присутствует наставник, другие педагоги, также молодой учитель может подготовить выступление на методическом объединении учителей школы с защитой дидактических или методических материалов [2].
Таким образом, организация поэтапной деятельности наставника имеет личностно-ориентированную, адресную направленность, что особенно важно в процессе адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности.
Наиболее эффективными формами работы с молодыми специалистами являются:
• организация для молодых специалистов мастер-классов;
• консультации с привлечением учителей высшей категорией;
• ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта;
• подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
• посещение уроков;
• знакомство с новинками методической литературы;
• организация творческих отчётов молодых специалистов;
Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу – наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня …»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не учить жизни молодого педагога. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.
С появлением у меня новой обязанности, наставник молодого специалиста, появилась и новая ответственность, понимание того, что мой опыт сыграет определяющую роль в его дальнейшей деятельности. Молодой педагог окончательно решит: оставаться ему в профессии или педагогика не его путь.
Это понимание определило цель моей деятельности: помочь молодому коллеге соответствовать модели современного учителя. Задачи, которые я определила для достижения этой цели:
– помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
– способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;
– предупредить наиболее типичные ошибки и затруднения в организации учебных занятий с детьми и найти путей их преодоления.
Были выявлены некоторые сложности в работе молодого учителя, такие как:
– вопросы дисциплины и порядка на уроке;
– методические аспекты урока;
– оформление школьной документации;
– организация взаимодействия с родителями школьников;
– осуществление классного руководства
Поэтому мы разработали индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Мы выбрали и отразили в ИОМ следующие направления педагогической деятельности:
• учебное;
• организационное;
• методическое;
• воспитательное, работа с родителями.
Мы также отразили в ИОМ оценку и самооценку эффективности деятельности молодого учителя по повышению своей профессиональной компетентности. В течение адаптационно периода происходило знакомство педагога с нормативно-правовыми документами; проведена консультация по проектированию учебного занятия; разработке плана воспитательной работы, рекомендовано посещение городских семинаров для молодых специалистов, посещение уроков коллег, создание банка разработок уроков, интересных приёмов и находок на уроке. Мы обсудили, как можно создать систему мониторинга. Была подобрана соответствующая литература.
Все вышеперечисленное ускорило процесс вхождения молодого учителя в профессию.
Сейчас продолжаются консультации по конструированию современного урока, взаимопосещение уроков и занятий внеурочной деятельности.
Хочу подчеркнуть, что в наставничестве нет шаблонов, макетов, формул. Каждый учитель сам решает, быть ли просто учителем или быть больше, чем учитель – быть наставником.
Для меня опыт наставничества тоже не проходит бесследно. Чтобы за наставником было интересно тянуться, он должен впечатлять и восхищать, уметь что-то такое, чего никто больше не умеет. Поэтому наставничество способствует самообразованию и саморазвитию самого наставника; помогает отрефлексировать свой собственный опыт, и негативный в том числе; пережить состояние гордости, когда у молодого горят глаза и ему хочется творить, и ты понимаешь, что он счастлив быть учителем.
В заключение можно с уверенностью сказать, что наставничество – эффективная форма передачи опыта педагогического мастерства молодым педагогам: с одной стороны, идет обогащение педагогическим опытом молодого учителя, а с другой стороны, повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Я. А. Коменский писал: «Легко следовать за тем, кто правильно идет впереди!» На мой взгляд, слова великого педагога точно и емко отражают основную суть наставничества как формы обучения в современном образовательном пространстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.