АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Оценка 5

АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Оценка 5
Библиография
docx
детская психология
04.05.2021
АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.docx

АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 

Аннотация. В предлагаемом исследовании обосновывается важность и необходимость особенной подготовки школьного педагога-психолога и особого его отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Автор статьи делится опытом профессиональной организации работы специалиста с такими детьми в начальной школе с применением нейроподхода. Описывает действенные методики и эффективные способы коррекции отклонений, способствующие улучшению внимания, памяти, речи ребёнка, увеличения скорости его мышления, снижения утомляемости, улучшения координации движений и формированию реальных пространственных представлений.

Ключевые слова: психолог, коррекция, дети с ОВЗ, нейроподход, отклонения в развитии.

 

При написании данной статьи автор преследует цель поделиться с коллегами апробированными способами, методами, направлениями работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, показавшими свою эффективность в контексте результативности и действенности.

В первую очередь, следует учитывать тот факт, что далеко не все образовательные учреждения имеют в своём распоряжении солидную материальную базу, по причине чего не каждый психолог обладает комфортными специализированными кабинетами для работы.

Как правило, предоставленное для проведения коррекционной работы помещение, оснащается специалистом самостоятельно с использованием изготовленного своими руками дидактического материала. В его составе должны быть карточки, картинки, таблицы, разнообразные предметы, в том числе игрушки, посуда и т.д. Будет удачно, если в кабине найдёт себе место аквариум с рыбками, клетка с птицами (не очень разговорчивыми), скромное количество цветов, картины, детские рисунки. С целью константного владения детским вниманием кабинет следует разделить на специализированные зоны. Например, зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения, консультативную зону, зону игровой терапии, зону активного взаимодействия с психологом. Подобная организация предметно-развивающей среды будет интересна детям, что необходимо для эффективного проведения занятия.

Есть несколько обязательных правил, которых следует придерживаться в обязательном порядке, при любых обстоятельствах.

1. Специалист должен всегда приходить к воспитанникам исключительно с хорошим настроением, неся положительные эмоции.

2. В течение всего занятия должно присутствовать понятие того, что на какое-то время во всём мире существуют только ребёнок (группа детей) и педагог-психолог. Больше нет никого.

3. На время занятия специалист должен погрузиться не в мир ребёнка, а в него самого, чтобы хорошо понимать его ощущения, эмоции, желания.

4. Исходя из настроения воспитанника, корректировать ход занятия.

5. Как можно чаще хвалить ребёнка, повышая его самооценку.

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы в школе являются групповые и индивидуальные занятия (до 35-45 минут). Коррекционное занятие должно быть максимально наполнено разнообразными взаимосвязанными приёмами и методами: словесными, проблемными, практическими, наглядными. Это могут быть: виртуальная экскурсия, игра-открытие, беседа, игра-путешествие, игра-представление.

Как показывает практика, заслуживает внимания такая организация занятия, которая предусматривает шесть блоков заданий, где один вид деятельности приходит на смену другому. Например.

1. Интеллектуально-развивающие упражнения и игры, имеющие цель развитие у детей мышления, речи, внимания, воображения, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения, содействующие активизации и энергетизации работы стволовых отделов мозга, а также ритмирования правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Рисование симметричного рисунка содействует развитию графических навыков и координации движений, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Применение графических диктантов развивает умения младших школьников действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, развивает пространственную ориентировку и мелкую моторику рук.

5. Пальчиковая гимнастика весьма эффективно содействует развитию психических функций, содействует подвижности и гибкости кистей рук.

6. Наконец, упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления преследуют цель снятия рефлекса периферического зрения, активизации ритмирования правого полушария, деятельности мозга и межполушарной согласованности.

Начинать каждое занятие следует с эмоционального приветствия:

- Здравствуйте, мои дорогие. Мы не виделись целую неделю. Кто знает, сколько это дней? Как называется каждый день? Правильно. Молодцы. И я, и рыбки, и все игрушки очень по вас соскучились. Вы нам позже расскажите все свои новости. А пока мы друг другу улыбнёмся, дружно за руки возьмёмся. Посмотрите все на меня внимательно, теперь глазки откройте широко (удивлённо), теперь хитро прищурьтесь. Посмотрите на меня с добротой, со злостью. Глазки вверх, вниз (глазодвигательная гимнастика).

- Присаживайтесь и вспомните, на прошлом занятии мы знакомились с жителями Солнечного города. /Вместе с педагогом дети вспоминают Знайку, Незнайку, других героев/. Они нас пригласили в гости на празднование Дня Дружбы. У вас есть друзья? Как вы дружите?

- Посмотрите на картинку. Я даю вам несколько минут. Постарайтесь запомнить героев произведения Носова «Незнайка» и те предметы, которые они держат в руках./Педагог показывает картинку, закрывает её. Дети называют героев и предметы (упражнения для развития памяти).

- Какие добрые слова вам известны? Сейчас ромашка поможет нам. Становитесь в круг. /Дети стоят в кругу, у педагога в руках ромашка, он поворачивается к одному из детей/.

- Ирочка, какая ты сегодня красивая. /Передаёт ромашку, ребёнок поворачивается к другому, говоря при этом ласковые слова/.

- Было приятно каждому, когда его ласково называли, правда?  Я предлагаю вам оставаться всегда такими же дружными и добрыми.

- Нам нужно собираться в дорогу. Что мы с собой возьмём? /Упражнение «Найди предмет» (развитие памяти). Детям предлагается запомнить предметы, изображённые на трёх-четырёх картинках, и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их изображения на 8-10 похожих картинках, но хаотично разбросанных/.

- Теперь нам пора в путешествие в Солнечный город, нас уже ждут. Путь предстоит далёкий, с испытаниями. Вы готовы? Как вы думаете, у нас получится справиться? Какими нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей).

- Посмотрите на лодку (коврик). Запомните предметы, которые в ней находятся. Теперь отвернитесь. /Педагог часть предметов убирает, часть добавляет (развитие внимания)/. Повернитесь. Что изменилось?

- Теперь мы отправимся в путь. Ой, дорога к первому испытанию такая скользкая, что нужно встать друг за другом, взять друг друга за плечи и передвигаться маленькими шажками, чтобы не упасть (вокруг стола).

/Играет музыка/. - Молодцы, ребята, и сами не упали, и друзьям своим помогли. А вот и первое испытание. /Первая карточка/.

- Нам нужно организовать игру «Счёт с помехой» (развитие внимания).  Дети называют числа от одного до 20, вместе с тем записывая на листе бумаги или доске эту же числовую последовательность, но в обратном порядке: произносят 1, пишут 20, произносят 2, пишут 19 и т.д. Молодцы. У вас всё получилось.  Посмотрите на карту, на нашем пути – река, через неё можно переправиться только на лодке /все становятся на специальный коврик/. Ой, поднимается ветер, лодка раскачивается, давайте обнимемся, чтобы не упасть. Наклоняемся вправо-влево. Всё мы перебрались. Как нам это удалось?

 Подробно продемонстрирована часть занятия. Далее, согласно заданиям на карточках, должны идти упражнения следующего характера:

1. Раздаются карточки с изображением эмоций. Задача детей без слов изобразить так эмоцию, чтобы остальные присутствующие догадались.

2. «Найди лишнее слово» (развитие мышления).

В каждом ряду подчеркните слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам.

- осёл, телёнок, ягнёнок, поросёнок.

- лось, носорог, жираф, лама.

- перец, яблоко, морковь, картофель.

- мороженое, чай, кофе, компот, сок.

3. Упражнение «Воображаемая картина» снимает напряжение, улучшает аккомодацию. Рисование воображаемой картины носом.

4. «Домик из ладошек» поможет улучшить кровообращение в глазах и станет хорошей разминкой перед следующими упражнениями.

Предложите ребенку сложить ладони, перекрестив пальцы, чтобы у него получился «домик».

Этот «домик» нужно установить над переносицей так, чтобы скрещенные пальцы касались лба, а глаза оказались прикрыты ладонями. К глазам при этом должно проникать как можно меньше света.

Теперь нужно моргать, двигать глазами влево-вправо и «рисовать» ими цифры, буквы, несложные геометрические фигуры.

Делать это упражнение нужно в течение одной-двух минут. «Домик из ладошек» можно использовать в качестве перерыва во время чтения, просмотра телевизора или работы за компьютером.

5. Задание «Творческая мастерская» /применение пособия Монтессорри своими руками: «Игры с прищепками»/.

6. Отгадай загадку.

7. Аква-лампа. /Дети должны собрать бумажные кружочки, разбросанные на полу, и разложить их следующим образом: большие - к большим, а маленькие - к маленьким. Выполнят задание - волшебная лампа загорится/.

8. Упражнение «Аплодисменты».

9. Рефлексия.

Как видим,  важной особенностью коррекционного занятия является его эмоциональная окраска. Для создания эмоционального фона используются эмоциональные установки на положительную работу, рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы, приемы повышения познавательной активности.

Немаловажно, чтобы каждая отдельная часть занятия была наполнена по содержанию коррекционной работой, обязательно направленной на выявление источников причин отклонения.

Удачными будут игры на взаимодействие, упражнения для  синхронизации двух полушарий мозга, благодаря чему педагог добивается улучшения внимания младшего школьника, улучшение его речи, развития памяти. У ребёнка, как показывает практика, с помощью подобных регулярных и эмоционально окрашенных занятий заметно увеличивается скорость мышления, следовательно, облегчается важный процесс чтения и письма. У него зримо снижается утомляемость, раздражительность, параллельно осуществляется коррекция пространственно-временных представлений.

Профессионально организованная и логически выстроенная система коррекционно-развивающих занятий с применением инновационных педагогических технологий (здоровьесберегающей, коммуникационной, ИКТ, технологии коррекционно-развивающего обучения) создаёт благоприятную среду для стимулирования познавательной деятельность школьников с ОВЗ, содействует развитию важнейших мыслительных процессов [1, c.55].

 

 

        Список литературы

 

1. Алифер Н.А. Формирование словесно-логического мышления у обучающихся с ЗПР в условиях коррекционно-развивающих занятий. - Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. – Екатеринбург. -  2018. – С. 51-55.

2.  Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

3. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Москва: Академия, 2000. С. 109-200.

4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. 400 с.

5. Соловьева С. В. Профилактика нарушений поведения умственно отсталых детей и подростков: методические рекомендации. Екатеринбург: ИРРО, 2008. – 60 с.


 

АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ

АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЙРОРАЗВИВАЮЩИХ

Например, зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения, консультативную зону, зону игровой терапии, зону активного взаимодействия с психологом

Например, зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения, консультативную зону, зону игровой терапии, зону активного взаимодействия с психологом

Рисование симметричного рисунка содействует развитию графических навыков и координации движений, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия

Рисование симметричного рисунка содействует развитию графических навыков и координации движений, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия

Какие добрые слова вам известны?

Какие добрые слова вам известны?

Наклоняемся вправо-влево. Всё мы перебрались

Наклоняемся вправо-влево. Всё мы перебрались

Аква-лампа. /Дети должны собрать бумажные кружочки, разбросанные на полу, и разложить их следующим образом: большие - к большим, а маленькие - к маленьким

Аква-лампа. /Дети должны собрать бумажные кружочки, разбросанные на полу, и разложить их следующим образом: большие - к большим, а маленькие - к маленьким

Алифер Н.А. Формирование словесно-логического мышления у обучающихся с

Алифер Н.А. Формирование словесно-логического мышления у обучающихся с
Скачать файл