Формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста
Оценка 4.8

Формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста

Оценка 4.8
Библиография
docx
детская психология
Детсад
31.08.2023
Формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста
В статье дается информация о понимании детей важнейшей темы- финансовая грамотность.
Формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                      

                          Выполнил: учитель истории и                  обществознания МБОУ «Лицей №107» Минибаев А.А.

                                                                                  

 

Аннотация: Актуальность темы работы обуславливается тем, что финансы являются частью жизни каждого человека, так как ежедневно каждый человек сталкивается с финансовыми операциями: покупки продуктов в магазине, оплата проезда в транспорте и иные расходы. Зачастую, дети школьного возраста, в силу своей неосведомленности и недостатка опыта, нерационально расходуют свои денежные средства, которые, к примеру, выделяют им родители, а родители или друзья могут оказаться некомпетентными в некоторых финансовых вопросах. В связи с этим, проблему повышения финансовой грамотности у детей необходимо решать на уровне школьного образования и направить усилия на формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста, так как от финансовой грамотности зависит не только финансовое состояние самого человека, но и степень развития и здоровья экономики.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое поведение, финансовая культура, финансовые знания, школьное образование, экономическое образование.

 

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN SCHOOL-AGE CHILDREN

 

Abstract: The relevance of the topic of the work is due to the fact that finance is a part of every person's life, since every day every person faces financial transactions: grocery shopping in a store, paying for transport and other expenses. Often, school-age children, due to their ignorance and lack of experience, spend their money irrationally, which, for example, parents allocate to them, and parents or friends may be incompetent in some financial matters. In this regard, the problem of improving financial literacy in children should be solved at the school level and efforts should be directed to the formation of financial literacy in school-age children, since financial literacy affects not only the financial condition of the person himself, but also the degree of development and health of the economy.

Keywords: financial literacy, financial behavior, financial culture, financial knowledge, school education, economic education.

 

В первую очередь, говоря о финансовой грамотности, следует сказать, что интерес к развитию финансовой грамотности у детей была заложен еще в 90-х годах 20 вв., а в настоящее время, в связи с государственным и политическим развитием и бурным развитием рыночной экономики, уделяется большое значение экономическому образованию и формированию финансового воспитания у школьников.

На сегодняшний день, финансовое образование - это такое образование, которое направлено на формирование нестандартного мышления в области финансов и финансовой культуры, а особенности по успешности освоения данных познаний напрямую влияют на финансовое благополучие школьника.

В школьном возрасте под финансовой грамотностью можно понимать внимательное, рациональное и деловитое отношение к простым обменным операциям, здоровую оценку результатов любого труда (товаров или денег), правильное представление школьника о финансовом мире, которое в будущего поможет стать успешным и самостоятельным человеком, принимающим взвешенные и грамотные решения [1, стр. 115].

Почему же необходимо уделять такое большое внимание формированию финансовой грамотности у школьников?

Ответ на этот вопрос можно определить следующими причинами:

1) Формирование финансовой грамотности у детей школьного возраста не только развивает стратегическое мышление, но и позволяет правильно планировать свои расходы;

2) Финансовая грамотность закладывает основы для будущей профессии;

3) Финансовая грамотность - это часть повседневной жизни каждого человека;

4) Развитие финансовой культуры позволяет понимать не только экономику, но и политику;

5) Формирование и развитие финансовой грамотности у школьников позволяет применить теоретические знания на практике [2, стр. 123].

Также, необходимо отметить, что с помощью формирования финансовой грамотности у детей школьного возраста можно будет решить следующие задачи:

1)Осуществление образовательного процесса в совокупности с нравственными, социальными и культурными ценностями, в соответствии с общественными нормами и правилами, направленным на интересы человека, его семьи и общества;

2)Обеспечение благоприятных условий для развития детей школьного возраста в соответствии с их особенностями и склонностями;

3)Повышение компетентности родителей школьников или их законных представителей в вопросах развития и образования;

4)Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие у них социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативы, самостоятельности и ответственности школьника, формирование предпосылок к воспитательной деятельности [4, стр.189].

Но решение перечисленных задач будет возможно только в случае следования определенным принципам:

- сотрудничество и помощь взрослых, а также признание школьника полноправным участником финансовых отношений;

- поддержка школьных инициатив в различных видах деятельности;

- учебная деятельность должна основываться на индивидуальных особенностях каждого школьника;

- сотрудничество семьи с образовательной организацией;

- приобщение школьников к традициям общества, семьи, государства и социально-культурным нормам [5, стр.161].

Для исследования уровня осведомленности о финансовой грамотности у детей школьного возраста, среди школьников МБОУ «Лицей №107» был проведен опрос о потребностях семьи, о бюджете семьи, о том, что такое деньги и как их зарабатывают, о распоряжении доходами и о товарообороте. В результате, из 50 опрошенных школьников, только 14 понимают основы финансовой грамотности. Остальные 46 школьников, с затруднением ответили на большинство вопросов, что говорит о необходимости и внедрении более детального плана по формированию финансовой грамотности у детей в рамках школьной программы.

В результате данного исследования можно выделить следующие направления, на которые необходимо обратить внимание в рамках образовательного процесса по развитию финансовой грамотности у школьников:

1) Изучение потребностей человека и его семьи;

2) Понимание профессий и труда;

3) Понятие товара и товарообмена;

4) Распределение денег и бюджета семьи.

При этом, среди воспитательных заданий для школьников необходимо выделить овладение школьниками первоначальными финансовыми представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование хозяйственных навыков и др. Развивающие задания необходимо направить на развитие умения проявлять разумные хозяйственные потребности , соразмерно их реальным возможностям удовлетворения и т. д. Воспитательные задачи связать с воспитанием у детей уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к предметам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-хозяйственных качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, эффективности, предприимчивости и т.д. [3, стр. 326]

Таким образом, на основе изученных теоретических источников и практического понимания о степени финансовой грамотности у детей школьного возраста можно сделать вывод о том, что:

- современный уровень развития экономики требует необходимого освоения экономических навыков у подрастающего поколения не только для развития личности, но и для развития ориентации в различных ситуациях, правильного рассуждения и организованности;

- обучение детей начальным экономическим понятиям, овладение основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, а также формирование хозяйственных навыков и умений целесообразно начинать на этапе младшего школьного возраста, так как дети активно включаются в экономическую среду общества;

- процесс формирования финансовых знаний и представлений как важное направление экономического воспитания школьников, представляет собой единую воспитательную систему, обеспечивающую экономическую социализацию детей. Социализация ребенка в сфере экономики осуществляется в процессе освоения экономической действительности, индивидуально-этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизни.

В заключение работы можно сказать, что данная проблема только повышает свою актуальность с каждым годом и требует поиск новых подходов к освоению финансовой грамотности у школьников, внедрению в школьную программу дисциплин, повышающих финансовую грамотность, а также повышать профессиональную компетенцию педагогов в развитии детей школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Автономов, В.С. Экономика для школьников  - М.: Эконов, 2020. - 220 c.;

2. Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности. Краткий курс - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 304 c.;

3. Зельдович, Б.З. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам - М.: Экзамен, 2020. - 544 c.;

4. Камаев, В.Д. Экономическая теория: Краткий курс  - М.: ИД КАМЕРОН, 2020. - 384 c.;

5. Нижегородцев, Р.М. Институциональные основы теории финансов: современные подходы: Монография - М.: Инфра-М, 2018. - 312 c.


 

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

На сегодняшний день, финансовое образование - это такое образование, которое направлено на формирование нестандартного мышления в области финансов и финансовой культуры, а особенности по успешности…

На сегодняшний день, финансовое образование - это такое образование, которое направлено на формирование нестандартного мышления в области финансов и финансовой культуры, а особенности по успешности…

Для исследования уровня осведомленности о финансовой грамотности у детей школьного возраста, среди школьников

Для исследования уровня осведомленности о финансовой грамотности у детей школьного возраста, среди школьников

Социализация ребенка в сфере экономики осуществляется в процессе освоения экономической действительности, индивидуально-этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизни

Социализация ребенка в сфере экономики осуществляется в процессе освоения экономической действительности, индивидуально-этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизни

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023