Аспекты школьной зрелости
Оценка 5

Аспекты школьной зрелости

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
06.05.2020
Аспекты школьной     зрелости
Аспекты школьной зрелости
Аспекты школьной зрелости.doc

Аспекты школьной     зрелости

 Следует уточнить понятие «готовность ребёнка к школе». Проблема готовности к школе отражена как в работах зарубежных исследователей, так и отечественных. В зарубежных исследованиях (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее: выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинить своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребёнка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах ( Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина и др.). Так выделяется общая и специальная готовность детей к школе. К общей готовности относится физическая,личностная,интеллектуальная. К специальной − подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы ( к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счёта и т.д.).

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность. Следует заметить, что требования систематического обучения, новый режим не должны быть обременительны для ребёнка и, тем более, не ухудшать его здоровье.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «… Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе − плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению…».

По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20% − пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем.

Уровень морфологического и функционального развития («школьная зрелость») позволяет говорить о зрелых и незрелых детях. Так, среди 6-летних детей зрелые дети составляют 49%, в 6,5 лет − 68%, в 7 лет − 87%, в 7,5-8 лет − 98%. Причёт девочки существенно обгоняют мальчиков в достижении «школьной зрелости» на полгода.

Всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что ключевым моментом преемственности является не только укрепление здоровья (его осталось 20%), сколько его возвращение, причём как физического, так и психического. К сожалению, ни в одной из образовательных программ начальной школы не ставится задача обеспечения эмоционального благополучия школьников.

Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребёнка: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребёнка к самому себе.

Следует отметить, что в личностной готовности ребёнка особое значение имеет мотивационный план или так называемая «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович), включающая познавательные и социальные мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения.

Центральным показателем интеллектуального развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированностъ образного и основ словесно-логического мышления (А.В. Запорожец, Н.Н. Подъяков и др.).

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированностъ предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Здесь следует упомянуть о том, что Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребёнок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.

Специальная подготовка ребёнка к школе уделяет внимание тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе − чтению, письму, математике. Единство счёта, чтения и письма рассматриваются как общекультурные навыки.

Современные школьные программы составлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребёнок к концу дошкольного детства, а если у некоторых детей этот уровень ниже (в классе 20-30 учеников), то обучение не попадает в их «зону ближайшего развития», и они сразу же становятся отстающими.

К сожалению, общественность, родители и даже педагоги, считают специальную подготовку к школе приоритетной по отношению к общей готовности ребёнка, что, на наш взгляд, является явным заблуждением.

Правильнее было бы считать, что готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребёнка, включающая социальные умения (общение со сверстником, взрослым); развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ребёнка (физическое и психическое).

Вот перечень вопросов, ответы на которые необходимо знать ребенку перед поступлением в школу:

1.            Свое имя, отчество, фамилия.

2.            Свой возраст (дата рождения).

3.            Свой домашний адрес и телефон.

4.            Название города (села), в котором живет ребенок, и его главные  достопримечательности.

5.            Название страны, в которой живет.

6.            Фамилии, имена и отчества родителей,   желательно их профессии  или род деятельности, которым они занимаются.

7.            Различать одежду, обувь, головные уборы.

8.            Времена года (последовательность месяцев, основные приметы  каждого времени года, загадки и стихотворения о временах года).

9.            Названия домашних животных (и детенышей) и их значение для человека.

10.         Названия диких животных (и детенышей) наших лесов, жарких  стран, севера, их повадки.

11.         Названия зимующих и перелетных птиц.

12.         Названия овощей, фруктов, ягод, где растут и на чем.

13.         Название транспорта наземного, воздушного, водного.

14.        Знать   и   уметь   рассказывать   русские   народные сказки.

15.        Знать  поэтов  и  писателей,  пишущих для  детей:

А. С. Пушкина, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского,

 С. В. Михалкова, Н. Н. Носова и др.

16.        Уметь рассказывать наизусть детское стихотворение и знать, кто его написал.

17.        Уметь описать свою любимую игрушку.

18.        Знать и различать геометрические фигуры: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал.

19.        Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ.

20.        Различать гласные и согласные звуки.

21.        Разделять слова на слоги с помощью хлопков или по ко­личеству гласных звуков.

22.        Определять количество и последовательность звуков в словах типа ДОМ, СУП, ДУБЫ, ОСЫ.

23.        Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24.        Решать простые задачи в пределах десятка.

 

Тест готовности детей к школьному обучению

(Экспертная оценка родителей и педагогов)

Варианты ответов: (+) да; всегда (N) иногда, частично (-) нет; редко (0) не знаю.

1.            Хорошо ли ребёнок слышит?

2.            Хорошо ли ребёнок видит?

3.            Выглядит ли ребёнок весёлым среди товарищей и дома?

4.            Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?

5.            В состоянии ли ребёнок рассказать историю, какой-нибудь случай, происшедший с ним?

6.            Является ли ребёнок физически здоровым и бодрым?

7.            Способен ли ребёнок посидеть спокойно в течение 30 минут? Если нет, то укажите, сколько минут он может сидеть спокойно.

8.            Ладит ли ребёнок с другими детьми, в том числе в своей семье?

9.            Способен ли ребёнок слушать других (Вас), не перебивая?

10.        Может ли ребёнок назвать большинство заглавных, строчных букв алфавита?

11.        Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник, утюг, телевизор и др.?

12.        Способен ли ребёнок пересказать историю, сказку, сохранив основную мысль и последовательность действий?

13.        Способен ли ребёнок нарисовать нечто неожиданное?

14.        Внимательно ли и с удовольствием слушает ребёнок, когда ему читают вслух?

15.        Задаёт ли ребёнок вопросы о значении слов, а также вопросы типа: Почему? Зачем? Откуда?

16.        Сообщали ли Вам воспитатели и педагоги о каких-либо особых успехах ребёнка?

17.        Посещали ли Вы родительские собрания и следовали ли Вы после них советам педагогов, психологов?

18.        Стараетесь ли Вы не оставлять ребёнка дома без уважительных причин, регулярно ли Вы приводили ребёнка в ДОУ?

19.        Интересовались ли Вы программами развития и обучения Вашего ребёнка, разработанными в ДОУ?

20.        Посещали ли Вы какие-либо занятия в ДОУ, помимо утренников?

21.        Закаливаете ли Вы здоровье ребёнка (зарядка, обливание, спорт)?

22.        Приглашаете ли Вы к себе друзей ребёнка?

23.        Играете ли Вы с ребёнком в какие-нибудь подвижные и тихие игры?

24.        Есть ли у ребёнка дома место, отведённое только для него?

25.        Ограничиваете ли Вы возможность ребёнка смотреть телепередачи?

26.        Водите ли Вы своего ребёнка в театр, филармонию, музей?

27.        Ходите ли Вы с ребёнком на прогулки по окрестностям, паркам?

28.        Читаете ли Вы ребёнку книги и беседуете с ним по содержанию прочитанных книг?

29.        Стараетесь ли Вы подать ребёнку пример тем, что сами регулярно читаете книги, газеты, журналы?

30.        Задаёте ли Вы ребёнку вопросы о смысле увиденного по телевидению?

ПАМЯТКА ДЛЯ 

РОДИТЕЛЕЙ

 

В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил.

v      Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения

v      Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

v      Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

v      Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

v      Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

v      Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

v      Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

v      Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

v      Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

v      Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

v      Признавайте права ребенка на ошибки.

v      Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

v      Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

v      И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести   себя с ним.       


Аспекты школьной зрелости

Аспекты школьной зрелости

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность

Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника: телосложение, осанку, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации), физическую работоспособность

Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребёнка: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребёнка к самому себе

Личностная готовность охватывает три основные сферы жизненных отношений ребёнка: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребёнка к самому себе

Современные школьные программы составлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребёнок к концу дошкольного детства, а если у некоторых…

Современные школьные программы составлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребёнок к концу дошкольного детства, а если у некоторых…

Различать одежду, обувь, головные уборы

Различать одежду, обувь, головные уборы

Различать гласные и согласные звуки

Различать гласные и согласные звуки

Способен ли ребёнок посидеть спокойно в течение 30 минут?

Способен ли ребёнок посидеть спокойно в течение 30 минут?

Посещали ли Вы какие-либо занятия в

Посещали ли Вы какие-либо занятия в

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила

Несколько коротких правил. v

Несколько коротких правил. v

И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним

И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020