Психологический аспект технологии групповой работы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рекомендации как начинать работать в группе
Иконка файла материала Мастер - класс.doc

Министерство образования и науки

Челябинская область

Красноармейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Устьянцевская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс

 

«Психологический аспект  технологии

 групповой работы»

 

 

 

 

Составила Елховикова Е. Ю.

 

 

 

 

 

 

с. Устьянцево

2023 год

Ход занятия

1. Оргмомент.

 

2. Вступительное слово.

 

Уважаемые коллеги!

    Позвольте представить вам тему моего мастер-класса: «Психологический аспект  технологии групповой работы»

    Данное занятие необычно, так как проводится в форме мастер-класса, причём носит как теоретический, так и практический характер.

     Мастер-класс – это особая форма работы, которая используется для обобщения практического опыта учителя, желающего поделиться своими наработками в виде открытого занятия для опытных педагогов. Участниками такого урока являются учителя, которые  вовлекаются в активный познавательный процесс обучения.

    Я предлагаю провести нашу работу в два этапа: подготовительный этап будет носить теоретический характер, он даст психолого-педагогическое обоснование технологии групповой работы; основной этап будет носить практический характер и подготовит нас для работы в парах.

    Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.

 

3. Подготовительный этап.

 

    Все мы говорим сейчас о том, что любое обучение должно носить, прежде всего развивающий характер, а одна из форм работы, которая предопределяет развивающий характер обучения, является групповая форма работы.

    Групповая форма работы особенно важна в малокомплектных классах, так как позволяет организовать процесс обучения с максимальной пользой для учеников.

    Это одна из причин, по которой я остановилась на  данной теме.

    Мне бы хотелось остановиться подробнее не на технологии групповой работы, методикой проведения, которой владеют все учителя,  а на психологическом аспекте введения данной технологии. Я попробую расставить основные акценты на том, что даёт эта форма работы ребёнку, чему она учит, и какие качества детского характера развивает, что особенно важно в условиях малокомплектной школы и это вторая причина, объясняющая выбор темы.

    Особое внимание следует обратить на постепенность осваивания любой формы работы, а особенно групповой. Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребёнка в школе, причём делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребёнка. Многие дети, поступая в школу, не доверяют себе и нуждаются в психологической поддержке. В последние годы дети поступают в школу психически изломанные, с высоким уровнем тревожности, агрессии и именно групповая форма работы помогает решить эти проблемы.

    Для установления благоприятной атмосферы используются различные игры и упражнения, которые помогают ребёнку устанавливать контакт с другими детьми, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребёнка, его психические процессы (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребёнка в равноправного участника игрового познавательного процесса.

    Работа в парах, а затем в группах, действия за одно с другими создают чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, освобождают от напряжённости.

    Благодаря проведению разнообразной психологической подготовки, даже самые тревожные, робкие дети преодолевают этот барьер. Психологи всего мира утверждают, что, отсекая прямое общение с детьми во время занятий (запрещая переговариваться, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребёнка гораздо более беспомощным, а потому гораздо более зависимым от учителя.

    Соединяя детей в группы, мы даём им почву, на которой вырастает спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равных.

    Итак, я попыталась в двух словах показать значимость групповой работы, её актуальность в психологическом плане – позволяет ребёнку почувствовать свою значимость, уверенность в собственных силах;

    В развивающемся плане – формирует познавательный интерес, развивая познавательную активность, делая ребёнка активным субъектом обучения.

 

 4. Основной этап.

 

     Учитель, до тех пор остаётся учителем, пока в нём продолжает жить ребёнок. Поэтому предлагаю поиграть со мной в психологические игры.

 

«Психологические игры»

1. Релаксационная игра «Дерево».

 

Цель: Данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и в собственных силах.

Технология проведения.

Детям даётся инструкция:

   -  Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево.

    Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.

Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

     Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы – легко «шелестят», слегка задевая друг друга.

     Крона – голова – чиста и свежа.

     Вы  добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.

 

2.Релаксационная игра «Подснежник». Инструкция взрослого.

 

- Вы уже готовы играть? Тогда пришла пора превращений! Ваши руки превращаются в лепестки, а тело – в нежный стебелёк. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.

    Садитесь на корточки.

    В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, Чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко всё сильнее пригревает, лучики солнца постепенно будят цветок (дети поднимаются), он медленно растёт, пробираясь сквозь снежный сугроб поднимается, встаёт (дети встают). Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Он тянется вверх. Поднимается всё выше и выше. (Дети поднимаются на носочках). И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. (Дети постепенно раскрывают руки в стороны).

Цветок радуется и гордится своей красотой. «Это я – первый весенний цветок, и зовут меня подснежник», – кивает он всем головой. (Дети улыбаются и кивают головой).

 

Игры в парах.

 

    А теперь я предлагаю вам разбиться на пары, поскольку работа в группах начинается с работы в парах. Подумайте о привлекательном способе деления на группы.

     Учитель раздаёт разрезанные картинки, ученики должны найти свою половинку разрезной картинки, соединившись в пару. Дети становятся парами.

    Я предлагаю поиграть, это поможет вам лучше узнать друг друга, настроиться на доброжелательность  открытость по отношению к своему партнёру.

 

    Игра № 1. «Рука к руке»

 

    Цель: Развитие тактильных ощущений, игра способствует близкому контакту, раскрепощает, осуществляется кинестетическое восприятие.

    Технология. Ведущий произносит фразу: «Рука к руке», и все участники игры должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Команды могут быть разные:

- Спина к спине;

- Плечо к плечу;

- Ладонь к ладони;

- Нос к носу.

 

    Игра № 2. «Тень»

 

    Цель: Игра способствует близкому контакту, развивает двигательные ощущения, учит точности выполнения движений.

    Технология. Первый ребёнок стоит перед другим на небольшом расстоянии и выполняет любые движения. Второй ребёнок – его тень – повторяет их. Через одну-две минуты они меняются ролями.

 

    Игра № 3. «Лицо»

 

    Цель: Игра развивает эмоциональную зоркость, учит различать эмоции человека, его реакцию.

    Технология. 1 ребёнок стоит перед другим на близком расстоянии. Он загадывает любую эмоцию: радость, страх, гнев, огорчение, испуг, удивление и пытается изобразить её только с помощью лица, своей мимики. Второй отгадывает эмоцию. Через одну-две минуты они меняются ролями.

 

    Спасибо, мне было очень приятно играть с вами.

 

ВЫВОД: Данные психологические игры являются тренингом общения, их можно использовать как на уроках, так и на переменах. Как видите, они просты в исполнении и не требуют особых средств, дополнительного инвентаря. А их польза велика. Они позволяют развить уверенность в себе, обеспечивают психологическую комфортность; способствуют развитию психических и эмоциональных процессов.

     «Ситуативные задания»

 

Порядок работы. Учащиеся продолжают работать в парах, но уже сидя за партами. Детям раздаются листы, на которых изображены различные ситуации. Советуясь друг с другом, члены пары принимают общее взвешенное решение.

 

Цель ситуативных заданий: Они способствуют установлению контакта, помогают общаться, учат прислушиваться друг к другу и принимать общее решение.

 

Ситуация № 1. «Общее дело».

 

   Технология. Учитель сообщает детям: «Вы живёте в разных домиках. Сегодня воскресенье, договоритесь, что вы делаете в воскресенье, найдите общие занятия и нарисуйте их. Рисунки можно выполнять схематично».

   Время работы: 3 – 5 минут.

   Обсуждение результатов. Дети, придумавшие общее важное дело, поднимают руки домиком, выходят и рассказывают другим о своём занятии. Затем выходят пары, которые не придумали общего дела, а выполняли свои личные значимые дела.

    Комментарий: при анализе ни в коем случае нельзя отдавать предпочтение «индивидуальным» или «общим» делам. Только учителю будет ясно, кто из детей уже нашёл общий язык с играющими и готов к сотрудничеству, а кто ещё нет.

 

Ситуация № 2. «В лесу», «У реки».

 

     Технология. Учитель сообщает, что они попали в лес или оказались на разных берегах реки. Необходимо придумать такие дела, которые возможно делать сообща, находясь в лесу или у реки. Дети рисуют общие занятия.

     Ключевой вопрос: Что бы ты сделал для сближения друг с другом? 

   Время работы: от 3 до 5 минут.

   Обсуждение результатов: дети по очереди рассказывают о своих занятиях, делах, которые они придумали сообща и нарисовали

 

Подведение итогов. Данные ситуативные задания носят двусторонний характер – с одной стороны, помогают детям общаться, они учат работать в парах. С другой стороны, помогают учителю увидеть проблемы в общении, возникающие у робких, неуверенных в себе детей.

 

 

 

 

5. Заключение.

 

  - Попробуйте определить ведущие цели групповой работы?

   - Каково значение психологических игр? На что они были направлены?

   - Что даёт эта форма ребёнку?

   - Чему она учит, и какие качества развивает в ребёнке.

 

    Я думаю, что групповая деятельность делает процесс обучения более активным и значимым для ребёнка.

  - Давайте заполним таблицу, выделив качества, которые развивает групповая работа у ребёнка.

Ц – целеустремленность

Е – единство

Н – нравственность

Н -  новаторство

О – общительность

С – справедливость

Т – тактичность

Ь

    Итак, хотите иметь таких детей в классе – занимайтесь групповой работой.

     У данной формы работы большие перспективы и возможности, нужно только начать работу в этой области. Начинать работу в парах нужно с первых дней пребывания ребёнка в школе, а в группах – со второго полугодия.

     А самое главное – нужно помнить, что это очень тонкий управляемый психологический процесс.

     Девизом работы учителя в этом направлении должны стать слова Сократа «В каждом ребёнке солнце, только дайте ему светить».

   

      Я благодарю всех за прекрасную работу.

      Всем спасибо. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема мастер-класса: «Психологический аспект технологии групповой работы».

 

Подтема: «Работа в группах».

 

Цели мастер-класса: изучить психологические аспекты технологии групповой работы;

                                    применить на практике приёмы, подготавливающие к работе в парах; снимающие напряжение у детей, помогающие справиться с проблемами робких, неуверенных в себе детей.

 

 Оборудование: карточки с ситуативными играми, набор картинок для игры «Найди себе пару».