Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история
Оценка 4.7

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
5 кл
31.05.2017
Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история
Асирийская держава. Разработка урока посвящена формированию и расцвету ассирийской державы.Освоение железа произошло в 10 веке до н.э привело к созданию самой сильной армии,Ассирийцы впервые широко использовали конницу в завоевательных походах.Взавоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям,чтобы никто не осмелилсявосстать против них
ассирийская держава5 кл.doc
Разработка урока по курсу «История древнего мира» 5 класс Тема:   Ассирийская держава Тип урока:  изучение нового материала Форма урока: лекция Вид урока: информативно­диалогическая лекция (беседа), с элементами практической работы Цель урока:               1. Познакомить   учащихся   с   изменениями,   произошедшими   после   того,   как   люди   освоили   железо,   и установить   связь   между   началом   железного   века   и   появлением   могучей   военной   державы­Ассирии; показать   грабительский   характер   ассирийских   завоеваний;   подвести   учащихся   к   пониманию   причины гибели Ассирии 2. Продолжить   формирование   умения   правильно   показывать   на   карте   исторические   объекты,   читать несложные карты с опорой на их легенду; работать с текстом учебника, историческими документами; умения сравнивать, выделяя сходство и различия; умения рассуждать, логически мыслить. Методы обучения: иллюстративно­ репродуктивный, частично­поисковый.  Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, организация работы учащихся с текстом учебника, с историческими документами,  обучение решению познавательных задач. Основные понятия и термины: держава, таран, конница Географические объекты: Ассирия, Тигр, Ашшур, Ниневия, Урарту Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», рабочая карточка Источники информации: учебник История древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.­ М.: Просвещение,2002; Методическое пособие по истории Древнего мира:   5кл.:   Пособие   для   учителя/   Г.И.Годер.   –М.:   Просвещение,   2003;В.И.   Уколова,   И.Е.Уколова. Методическое   пособие   к   учебнику   «История   Древнего   мира».­   М.:   Просвещение,2003;   мультимедийное учебное   пособие   «История   5   класс»,   ­   М.:   Просвещение,   2002;   учебное   электронное   издание   «Всеобщая история 5 класс», ООО «Кордис Медиа», 2004. и др. Оформление доски: Новые понятия: Ассирия,  держава сталь таран, конница Синахериб Ашшурбанапал   до   н.э.­ 612   разрушение   Ниневии­ столицы Ассирии г. Число, тема урока План урока Проблемное задание Опорные записи Военные новшества: Стальное оружие Конница Переправа через реки Тараны Разрушение Ниневии­612г. до н.э. Ход урока   Дом. Задание Параграф 18, вопросы 1­4 с. 86, понятие, дата 1. Организационный момент.  2.Вступительное слово учителя.        Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной страной в Западной Азии. В первой половине 3 тыс. до н. э. в народы, проживающие на севере   Двуречья, основали город Ашшур.   Он назывался по имени своего небесного покровителя бога Ашшура  – “владыки стран” и “отца богов”. И именем этого бога была названа страна ­ Ашшур или Ассирия. Мы узнаем о том, как люди освоили железо, как ассирийцы смогли создать сильное   и   мощное   государство,   поговорим   о   завоевательных   походах   ассирийского   войска   и   гибели Ассирийской державы. (учащиеся записывают в тетради число, тему урока, домашнее задание в дневники)      3.Изучение нового материала                             План А) Преимущества освоения железа. Б) Ассирийское войско.   В) Завоевания ассирийских царей.   Г) Библиотека глиняных книг.   Д) Гибель Ассирийского царства.   Задание: Откройте учебник на с.31, рассмотрите карту «Древний Восток» Найдите   на   карте   территорию   государства   –Двуречье.   Определите   словами   местоположение   Двуречья (Двуречье расположено по берегам Тигра и Евфрата, в Западной Азии). Горная страна Ассирия располагалась в Северном  Двуречье. Во времена  царя Хаммурапи  Ассирия  была  подчинена Вавилону.  Несколько  веков спустя ассирийцы освободились от чужеземной власти и создали сильное царство. Рассмотрите карту «Древняя Ассирия» в рабочей карточке, найдите первоначальную территорию Ассирии, а теперь   рассмотрите   карту     «Ассирийская   держава   в   8­7   вв   до   н.э.»   (с.82),     в   учебнике.   Каким   цветом обозначена   территория   Ассирии?   Какой   вывод   можно   сделать   при   сравнении   территории   Ассирии?   (при сравнении можно сделать вывод о том, что к 8­7 вв. до н.э. территория Ассирии значительно увеличилась). Учитель ставит проблему: Как удалось ассирийцам создать столь огромную державу, на чем была основана сила Ассирии? Что погубило эту державу? Какой урок истории можно извлечь из рассказа о взлете и падении Ассирийской империи? А) Одними из первых жителей Западной Азии ассирийцы овладели способом добычи и обработки железа. Вопрос: Назовите первый металл, из которого люди научились делать орудия труда? (медь) Меди в природе гораздо меньше, чем железа.  Риторический вопрос: Почему в таком случае люди научились обрабатывать медь около 9 тыс. лет назад, а железо намного позже ­ только 3­3,5 тыс. лет назад? Дело в том, что медь не ржавеет, она встречается в природе в виде металлических слитков (самородков). А железо в виде самородков не встречается, оно ржавеет: если бросить в землю железный гвоздь, то через некоторое время от гвоздя ничего не останется, железо окислится, соединится с кислородом и превратиться в ржавчину. Тысячи лет люди ходили по рыжевато­красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь.             В чистом виде  железо ­ мягкий металл,  и заменить бронзу оно не могло. Однако люди научились изготовлять из железа твердую закаленную сталь. Для этого бруски железа укладывали вместе  с древесным углем в глиняные сосуды и длительно нагревали. Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельцев свойствами обладали почвы в Египте и Южном Двуречье?         Мягкие почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата можно рыхлить медными, деревянными и каменными орудиями. Напротив, твердые почвы в степных и гористых районах Западной Азии могли быть обработаны только   стальными   орудиями.   И   когда   появились   стальные   плуги,   лопаты   и   мотыги,   земледелие   стало процветать в Ассирии и многих других районах Западной Азии. Б) Цари Ассирии создали большое и сильное войско. (запись­ Военные новшества)  Одними из первых они вооружили свое войско стальным оружием. (запись ­ Стальное оружие) Это дало ассирийцам преимущество в войнах с соседями: стальным мечом можно было разрубить меч из бронзы. Железные мечи, копья и боевые топоры стали главным оружием ассирийских пехотинцев. Пешие воины были защищены доспехами, кольчугами и щитами, укрепленными железными пластинами. (рассмотрите рис. «Ассирийский воин» с.84)   В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск. ( запись­конница) Вопросы:  1.   Как прежде использовали лошадей в военном деле? (боевые колесницы) 2. Какую роль играли колесницы на войне? 3. Подумайте, какими преимуществами обладает всадник перед боевой колесницей? ( колеснице нужна дорога, а всадник проедет по тропе; не страшны ему бугры и кочки, вязкая грязь и даже глубокие лужи; он проберется через канаву и лежащее бревно)         Конница   наиболее   подвижный   род   войск.   Конные   подразделения   состояли   из   воинов­всадников, вооруженных копьями или луками, и из боевых колесниц. Всадники врезались в ряды вражеской пехоты, сея вокруг смерть и смятение. Громадную роль конница играла и при преследовании разбитого и отступающего неприятеля:   она   стремительно   гналась   за   ним,   не   разбирая   дорог,   вплавь   переправлялась   через   водные преграды. В таких масштабах конница еще нигде не применялась.     Ассирийские воины умели в тяжелом вооружении переплывать реки: (запись) (рассмотрите рисунок, с.83 .Ассирийский воин, переправляющийся через реку на кожаном мешке.) они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем перевязывали веревками отверстия, чтобы воздух не вышел наружу; на этих мешках, уже не боясь, что утонут, воины переплывали бурные горные реки.    Ассирийцы изобрели таран­ приспособление для осады вражеских крепостей (запись) (рассмотрите рисунок с.82 «Таран») это была большая повозка на колесах, крытая кожами с металлическими бляхами для защиты от вражеских стрел   и   камней.   Внутри   повозки   находилось   подвешенное   на   ремнях   толстое   бревно   с   железным   или бронзовым   наконечником.   При   осаде   вражеской   крепости   воины   толкали   повозку,   которая   медленно подъезжала к оборонительной стене. Затем они раскачивали бревно и били им по стене, обычно сложенной из сырцовых   кирпичей.   Били   до   тех   пор,   пока   стена   не   рухнет   или   же   в   ней   не   образуется   пролом,   куда устремлялось ассирийское войско.               Солдаты   ассирийской   армии   постоянно   совершенствовали   свои   боевые   навыки.   Они   неустанно тренировались:   выполняли   физические   упражнения,   учились   свободно   владеть   новыми   видами   оружия, придумывали   различные   способы   ведения   боя.   В   армии   царила   жесткая   дисциплина:   нерадивых   воинов жестоко наказывали.               Так медленно, но верно создавалась и укреплялась ассирийская армия. Постепенно она стала самой сильной и непобедимой во всем Древнем мире.   “Вот оно, войско ассирян, ­ говорил один очевидец, ­ легко и скоро оно придет, не будет у него ни усталого,   ни   изнемогающего,   ни   один   не   задремлет   и   не   заснет,   и   не   снимется   пояс   его,   и  не разорвется ремень у обуви его. Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса колесниц его ­ как вихрь”.          Выполните задание №2 в рабочей карточке: А) «Снаряди ассирийское войско для битвы».                                                                                          Б) Перечисли, чем армия Ассирии отличалась от других древних армий.        В)        Страшное зрелище представляла собой местность, куда ступала нога ассирийского солдата. Вот обычная формула из записей ассирийских царей: «Я окружил, я завоевал, я сокрушил, я разрушил, я сжег огнем и превратил в пустыри и развалины.»          Сильная, вооруженная железными мечами регулярная армия отправлялась в дальние походы, сжигая на своем   пути   города,   жестоко   расправляясь   с   их   жителями.   Ассирийцы   безжалостно   разрушали   деревни, вырубали сады и засыпали каналы.   Рассмотрите карту  «Ассирийская держава..» (с.82) Каким знаком на карте обозначены направления военных походов древних ассирийцев? (черной стрелочкой) Выполните задание №3 в рабочей карточке. Вопрос: Какие страны были покорены ассирийцами?   (Египет, Палестина, Сирия, Финикия, Вавилонское царство, Урарту)       На покоренных землях, политых кровью погибших мирных жителей, царь­победитель образовал великую державу. Держава­ большое и сильное государство. (записи в тетради)            Столицей Ассирии стал город Ниневия на р. Тигр. Риторический вопрос: Как же владыкам Ассирии удавалось удерживать в повиновении завоеванные земли? Как цари обращались с подвластным населением? Задание: об этом мы узнаем,   путем громкого чтения   параграфа 18, п.3, 2­3­й абзацы    По приказу ассирийских царей   создавались летописи, в которых содержались сведения о завоевательных походах ассирийцев. С одной из них мы можем познакомиться (учебник,с.83 надпись, высеченная на камне от имени царя Синахериба) Вопросы после чтения: Чем похвалялся Синахериб?  Он называет себя «любящим справедливость»; подумайте, что  считал справедливым? Сын Синахериба, царь Ассаргадон тоже оставил надпись о своих деяниях, которая была положена поэтом Валерием   Брюсовым   в   основу   стихотворного   текста.   В   671г.   до   н.э.   царь   завоевал   Египет   и   принял традиционные титулы египетских фараонов. При нем ассирийская держава простиралась от первых порогов Нила до Закавказья и от Средиземного моря до Персидского залива; однако последние годы его правления были заполнены борьбой с восставшими народами, во время одной из таких карательных экспедиций он и умер. Я­ вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг, и камни бросил в море. Египту речь моя звучала как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре, Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон. Владыки и вожди, вам говорю я: горе! Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? Деянье всех людей ­ как тень в безумном сне, Мечта о подвигах ­ как детская забава. Я исчерпал до дна тебя, земная слава! И вот стою один, величьем упоен, Я, вождь земных царей и царь ­ Ассаргадон. Выполните задание №4 в рабочей карточке Рассмотрите рисунок «Возвращение войска в Ниневию» (с.85): На победоносной колеснице едет один из последних ассирийских владык, внук Синахериба, по имени  Ашшурбанапал (рисунок с. 82) В колесницу вместо коней запряжены захваченные в плен цари покоренных стран. Какому страшному  унижению их подвергают! Но этим дело не ограничивалось: бывало, что в губы и ноздри несчастных царей  вставляли кольца и водили их на веревке по улицам, держали полуголыми и грязными в клетке у городских  ворот.  На рисунке (справа) виден царский дворец, он был возведен на искусственном холме и напоминал крепость.  Вход во дворец, подобно грозным стражам, охраняли огромные крылатые быки с человеческими головами  (рисунок с.85). Дворцы ассирийских царей были украшены рельефами­целыми картинами, вырезанными на камне.  Рельефы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей на львов и сцены из военных походов. Г) Ашшурбанапал_ тот, кого вы видите на рисунке (с.82) был не только жестоким завоевателем, глумившимся над пленными царями. Он вошел в историю как самый образованный из владык Ассирии. Он любил книги и собрал в своем дворце большую библиотеку. Судьба его смолоду была необычной: отец Ашшурбанапала, царь Ассирии, объявил своим наследником не его, а младшего сына. Его же решил сделать жрецом. Ашшурбанапал был ребенком,  когда его отдали в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь­отец изменил свое решение, и Ашшурбанапал был объявлен   наследником   престола.   Однако,   став   царем,   он   не   утратил   страсть   к   книгам.   Во   все   концы Ассирийской державы царь разослал писцов, которым поручил снять копии со старинных книг, хранившихся в различных храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст книги, а потом проверить, правильно ли переписано. Поэтому на многих табличках сделана надпись: «С древнего подлинника списано, а затем сверено». Так впервые в мире была создана библиотека , содержавшая десятки тысяч книг по всем известным в то время отраслям знания. Глиняные книги хранились в деревянных ящиках. На всех глиняных табличках стоял библиотечный штамп: «Дворец Ашшурбанапала, царя Ассирии, царя четырех стран света». Библиотека глиняных книг была раскопана археологами на том месте, где некогда находилась Ниневия. Д) Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Однако случилось то, что рано или поздно должно было произойти. Покоренные народы люто ненавидели Ассирию, один за другим они отказывались повиноваться ее владыкам.   Вскоре   после   смерти   Ашшурбанапала   от   Ассирии   отделился   Вавилон,   который   вновь   стал независимым   государством.   Вавилоняне   заключили   союз   с   мидийцами,   жившими   по   соседству.   Союзники вторглись   в   Ассирию.   После   долгой   осады   охваченная   пламенем   Ниневия   была   взята   (612г.   до   н.э.). Ассирийской державе пришел конец. (запись – Разрушение Ниневии) Решение проблемного задания: Что   создало   величие   Ассирии?   (научились   обрабатывать   железо;   создали   сильную   армию;   совершали завоевательные грабительские походы) Что   погубило   эту   державу?   (жестокое   обращение   с   жителями   завоеванных   стран;   восстания   народов, покоренных территорий) Какой урок истории можно извлечь из рассказа о взлете и падении Ассирийской империи? (империя, основанная на военных захватах, насилии и страхе, неэффективна и недолговечна). Контроль знаний: выполнение задания №5 в рабочей карточке. Подведение итогов урока.  Достижение цели, перспективы. Выставление оценок .     Рабочая карточка к уроку «Ассирийская держава». _________________________                                                                                           ___________ фамилия, имя класс 1. Рассмотрите карту «Древняя Ассирия», познакомьтесь с легендой карты, найдите первоначальную территорию Ассирии. 2.               Снаряди ассирийское войско для битвы, поставив в нужных графах таблицы знак «+». Род войска Копья Луки и  стрелы Колесницы Железные мечи Боевые  топоры Щиты Таран Кожаные  мешки Пехота Конница Колесничие   Перечисли, чем   армия Ассирии отличалась от египетского войска._________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ 3. Рассмотрите карту «Ассирийская держава» в 8­7вв. до н.э., определи основные направления завоевательных  походов ассирийских царей. Замени цифры названиями покоренных ассирийцами стран. 1) ___________________________                                          4) ___________________________ 2) ___________________________                                          5) ___________________________ 3) ___________________________                                          6) ___________________________ 4. Задание. Ты знаешь, как безжалостно относились ассирийцы к пленным, каким издевательствам их подвергали. Но  самой ужасной пыткой современники называли такую : цари поверженных стран сидели в пыли у ворот  Ниневии и перетирали в ступах для зерна кости своих предков. Объясни, что так ужасало древних людей в  этом наказании, ведь цари не испытывали физической боли. 5. Впишите недостающие слова и буквы.        Столицу Ассирии, город _____________, называли «логовищем львов», «городом крови».        В 8­ом в. до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства __________________.        Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле к _ _ _ _ _ у.        Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли т_ _ _ н.        Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували _________________________ и на них  переправлялись ______________.        Воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла­ _____________.        Ниневия была захвачена и сожжена врагами в ____________ году до н.э. Однако библиотека царя  ____________________________________ не погибла в огне.

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история

Ассирийская держава-разработка урока5 класс Всемирная история
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017