Атмосферное давление
Оценка 4.6

Атмосферное давление

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
6 кл
05.03.2018
Атмосферное давление
Публикация является частью публикации:
конспект.docx
6 класс.  Тема: Атмосферное давление.  Цель: дать представление об атмосферном давлении, формирование знаний о причинах изменения атмосферного давления, познакомится с барометром, развитие логического мышления; воспитывать интерес к наблюдениям. Планируемые результаты обучения: Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о распределении поясов атмосферного давления; формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни; Метапредметные: формирование умений: 1. Работать с различными источниками географической информации ­ текстом, картами, схемами; 2.устанавливать причинно­следственные связи и делать выводы; развивать познавательный интерес на основе изучения материала; Личностные: формирование мотивации на изучение нового материала; Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебники, колбы, стакан с водой, атласы, тетради, карточки с заданиями. Опорные и базовые понятия: атмосферное давление, барометр­ анероид. Ход урока: I.Организационный момент II. Актуализация опорных знаний и умений  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами работаем в экспериментальной  лаборатории!  Для того чтобы получить доступ к работе в лаборатории вам необходимо  заполнить ведомости по Т\Б, которые лежат у вас на столах Для того чтобы приступить к исследованиям необходимо вспомнить  полученные ранее данные по теме. Работать будем в группах. За правильный ответ  группа получает жетон  (желтый 1 балл, белый­0,5). Ответ принимается только при поднятой руке  начальника лаборатории, которого вы сейчас выберите. Фронтальный опрос Учитель: Что такое атмосфера?  Ответ учащихся: Атмосфера (от греч. Atmos ­ пар) – это воздушная  оболочка Земли. Учитель: Из каких частей состоит атмосфера?  Ответ учащихся: 1.ТРОПОСФЕРА нижний слой ­ на высоте от 8­9 до18км.;  2. СТРАТОСФЕРА ­ верхняя граница на высоте 40­50 км.;  3.ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ ­ мезосфера и термосфера ­ образуют  высокие слои атмосферы. Учитель: Из чего состоит воздух? Ответ учащихся: Воздух – это смесь газов. Азот­78 %, кислород­21%,  другие­1%. Учитель: Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере? Ответ учащихся: В тропосфере температура с высотой понижается в  среднем на 6.°С на 1 км поднятия. Б) ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕРКУ УМЕНИЙ    : На столах учащихся находятся карточки с заданием на повторение, где  учащиеся решают задания.   Задача№1: На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом  температура ­30°С, а у поверхности земли + 12°С?    7 км [(30+12):6=7].  Задача№2:  Какова высота горы, если у ее подножия температура  воздух +26°С, а на вершине –10°С?  Ответ учащихся: 6 км [(26+10):6=6]. Задача№3:  Какова температура воздуха на Памире, если в июле у  подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.  Ответ учащихся: 0°С [6х6­36=0].  «правильно» – 1 балл, «неправильно» – 0 баллов.  III. Мотивация учебной и познавательной деятельности Воздух очень легкий. Он состоит из газов, поэтому по сравнению с  водой и горными породами, его вес очень мал. Но и он оказывает  давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней. Мы живем  на дне воздушного океана, поэтому испытываем на себе вес всей толщи  атмосферы.  Какую цель на сегодня  поставит ваша лаборатория. На предыдущих уроках мы изучили строение атмосферы и состав  воздуха. Но возникают вопросы: Сколько весит воздух? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения  неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье? Про это  мы с вами узнаем сегодня на уроке. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ – это сила, с которой воздух давит на  земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы.  (Учащиеся записывают определение в словарик). Воздух имеет вес 1м3, 1 кг 300г Проведем опыты, чтобы убедиться в существовании давления воздуха. Каждая лаборатория готовит и выполняет свой опыт. Опыт №1. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро перевернем на ладонь. Уберем руку ­ вода из стакана не выливается. Это атмосферное давление давит на лист, придавливает его к краям стакана и не дает воде выливаться. Опыт №2. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим? (Надутый шарик тяжелее). Опыт №3. Возьмем бутылку бросим туда подожженную бумагу, сверху поставим варенное яйцо. После того как бумага прогорит и воздух в бутылке остынет яйцо провалится в бутылку. Это доказывает что давление меняется при изменении температуры. Вывод: воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы. Как же измеряется  Атмосферное давление. Еще один опыт мы посмотрим на видео, чтобы не нарушать технику безопасности. (опыт Торричелли) Для измерения атмосферного давления используются ртутный барометр и барометр­анероид. Демонстрация прибора барометра­ анероида и объяснение его устройства. ИЗОБАРА – линия соединяющая на карте точки с одинаковым давлением. На климатической и синоптической картах атмосферное давление указывается в единицах СИ. На картах они обозначаются простыми линиями, черного цвета. Атласы стр.23. С высотой давление и плотность воздуха. На небольших высотах каждые 100м подъема уменьшают атмосферное давление на 10 мм рт.ст.   V. Закрепление новых знаний и умений учащихся РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ: Учитель: Давайте еще раз вспомним, как решаются задачи на определение высоты местности и атмосферного давления.  Итак, задание: Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.? Учитель напоминает на примере одной из задач, ход решения. Решение: 1) 765­720=45;  2) 45х10=450. Ответ: 450 м. А теперь  каждая лаборатория составляет отчет о проделанной работе На столах учащихся находятся карточки с заданием на повторение, где учащиеся решают задания.   Работа в группах Задание 1. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты? Ответ учащихся: (771,05 мм рт.ст. [200:10,5+752=771,05]). * Задание 2. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.  Ответ учащихся: (210м [(780­760)х10,5=210). * Задание 3. У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На ее вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы. После решения заданий учащиеся обмениваются карточками и проверяют решения друг у друга с выставлением баллов: «правильно» – 1 балл, «неправильно» – 0 баллов  1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?  А) остается неизменным; Б) увеличивается; В) уменьшается. 2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?  А) уровень моря, +20°С; Б) уровень моря, 0°С; В) высота Москвы, 0°С 3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на  высоту 200 м?  А) увечится на 20 мм рт.ст.; Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.; В) не изменится. 4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?  А) ртутный барометр; Б) барометр­анероид; В) термометр; Г) компас. 5. Что такое атмосферное давление?  А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность; Б) масса всего воздуха атмосферы; В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность. 6. Что такое изобара?  А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой; Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным  давлением. 7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?  А) человек обладает прочным скелетом; Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним; В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли. VI. Итог урока. Продолжите фразы: Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне не удалось… Учитель обобщает ответы учащихся. Выставляет оценки. VII. Домашнее задание. 1. Прочитать параграф учебника. 2. Составить кроссворд. 3. Подготовить сообщение о ветре. Журнал фиксирования результатов исследования.   Исследовательский отдел №____ Заведующий исследовательским  отделом______________________________ 1. Инструктаж по технике безопасности. Роспись членов  отдела ФИ инструкция Внимательно слушать  задания учителя. Выслушивать предложения   всех членов группы. Аккуратно обращаться с  представленными   материалами для опытов. Задание на карточках  выполнять после  тщательного ознакомления. К выполнению очередного  задания приступать после  указания начальника  лаборатории (учителя) 2. Определение цели работы исследовательского  отдела . 3. Отметка об участии каждого члена отдела в  исследовании. ФИ Вклад  при  опросе Вклад  при   решении  задач Вклад при  проведении опыта Вклад при  решении  задач Вклад  при   решении  теста 1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?  тест А) остается неизменным; Б) увеличивается; В) уменьшается. 2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?  А) уровень моря, +20°С; Б) уровень моря, 0°С; В) высота Москвы, 0°С 3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на  высоту 200 м?  А) увечится на 20 мм рт.ст.; Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.; В) не изменится. 4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?  А) ртутный барометр; Б) барометр­анероид; В) термометр; Г) компас. 5. Что такое атмосферное давление?  А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность; Б) масса всего воздуха атмосферы; В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность. 6. Что такое изобара?  А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой; Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным  давлением. 7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?  А) человек обладает прочным скелетом; Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним; В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли. Исследовательский отдел № 1. 1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом  температура ­30°С, а у поверхности земли + 12°С?  Исследовательский отдел № 2. 1. Какова высота горы, если у ее подножия температура воздух  +26°С, а на вершине –10°С? Исследовательский отдел № 3. 1. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия  она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.    2. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление  752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты? 2.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а  у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты. 2.У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На ее вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы. Опыт №1. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро перевернем на ладонь. Уберем руку ­ вода из стакана не выливается. Это атмосферное давление давит на лист, придавливает его к краям стакана и не дает воде выливаться. Опыт №2. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим? (Надутый шарик тяжелее). Опыт №3. Возьмем бутылку бросим туда подожженную бумагу, сверху поставим варенное яйцо. После того как бумага прогорит и воздух в бутылке остынет яйцо провалится в бутылку. Это доказывает что давление меняется при изменении температуры.

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление

Атмосферное давление
Скачать файл