атмосферное давление

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала конспект.docx
6 класс.  Тема: Атмосферное давление.  Цель: дать представление об атмосферном давлении, формирование знаний о причинах изменения атмосферного давления, познакомится с барометром, развитие логического мышления; воспитывать интерес к наблюдениям. Планируемые результаты обучения: Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о распределении поясов атмосферного давления; формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни; Метапредметные: формирование умений: 1. Работать с различными источниками географической информации ­ текстом, картами, схемами; 2.устанавливать причинно­следственные связи и делать выводы; развивать познавательный интерес на основе изучения материала; Личностные: формирование мотивации на изучение нового материала; Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебники, колбы, стакан с водой, атласы, тетради, карточки с заданиями. Опорные и базовые понятия: атмосферное давление, барометр­ анероид.Ход урока: I.Организационный момент II. Актуализация опорных знаний и умений  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами работаем в экспериментальной  лаборатории!  Для того чтобы получить доступ к работе в лаборатории вам необходимо  заполнить ведомости по Т\Б, которые лежат у вас на столах Для того чтобы приступить к исследованиям необходимо вспомнить  полученные ранее данные по теме. Работать будем в группах. За правильный ответ  группа получает жетон  (желтый 1 балл, белый­0,5). Ответ принимается только при поднятой руке  начальника лаборатории, которого вы сейчас выберите. Фронтальный опрос Учитель: Что такое атмосфера?  Ответ учащихся: Атмосфера (от греч. Atmos ­ пар) – это воздушная  оболочка Земли. Учитель: Из каких частей состоит атмосфера?  Ответ учащихся: 1.ТРОПОСФЕРА нижний слой ­ на высоте от 8­9 до18км.;  2. СТРАТОСФЕРА ­ верхняя граница на высоте 40­50 км.;  3.ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ ­ мезосфера и термосфера ­ образуют  высокие слои атмосферы. Учитель: Из чего состоит воздух? Ответ учащихся: Воздух – это смесь газов. Азот­78 %, кислород­21%,  другие­1%.Учитель: Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере? Ответ учащихся: В тропосфере температура с высотой понижается в  среднем на 6.°С на 1 км поднятия. Б) ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕРКУ УМЕНИЙ    : На столах учащихся находятся карточки с заданием на повторение, где  учащиеся решают задания.   Задача№1: На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом  температура ­30°С, а у поверхности земли + 12°С?    7 км [(30+12):6=7].  Задача№2:  Какова высота горы, если у ее подножия температура  воздух +26°С, а на вершине –10°С?  Ответ учащихся: 6 км [(26+10):6=6]. Задача№3:  Какова температура воздуха на Памире, если в июле у  подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.  Ответ учащихся: 0°С [6х6­36=0].  «правильно» – 1 балл, «неправильно» – 0 баллов.  III. Мотивация учебной и познавательной деятельности Воздух очень легкий. Он состоит из газов, поэтому по сравнению с  водой и горными породами, его вес очень мал. Но и он оказывает  давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней. Мы живем  на дне воздушного океана, поэтому испытываем на себе вес всей толщи  атмосферы.  Какую цель на сегодня  поставит ваша лаборатория.На предыдущих уроках мы изучили строение атмосферы и состав  воздуха. Но возникают вопросы: Сколько весит воздух? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения  неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье? Про это  мы с вами узнаем сегодня на уроке. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ – это сила, с которой воздух давит на  земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы.  (Учащиеся записывают определение в словарик). Воздух имеет вес 1м3, 1 кг 300г Проведем опыты, чтобы убедиться в существовании давления воздуха. Каждая лаборатория готовит и выполняет свой опыт. Опыт №1. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро перевернем на ладонь. Уберем руку ­ вода из стакана не выливается. Это атмосферное давление давит на лист, придавливает его к краям стакана и не дает воде выливаться. Опыт №2. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим? (Надутый шарик тяжелее). Опыт №3. Возьмем бутылку бросим туда подожженную бумагу, сверху поставим варенное яйцо. После того как бумага прогорит и воздух в бутылке остынет яйцо провалится в бутылку. Это доказывает что давление меняется при изменении температуры. Вывод: воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы.Как же измеряется  Атмосферное давление. Еще один опыт мы посмотрим на видео, чтобы не нарушать технику безопасности. (опыт Торричелли) Для измерения атмосферного давления используются ртутный барометр и барометр­анероид. Демонстрация прибора барометра­ анероида и объяснение его устройства. ИЗОБАРА – линия соединяющая на карте точки с одинаковым давлением. На климатической и синоптической картах атмосферное давление указывается в единицах СИ. На картах они обозначаются простыми линиями, черного цвета. Атласы стр.23. С высотой давление и плотность воздуха. На небольших высотах каждые 100м подъема уменьшают атмосферное давление на 10 мм рт.ст.   V. Закрепление новых знаний и умений учащихся РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ: Учитель: Давайте еще раз вспомним, как решаются задачи на определение высоты местности и атмосферного давления.  Итак, задание: Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.? Учитель напоминает на примере одной из задач, ход решения. Решение: 1) 765­720=45;  2) 45х10=450. Ответ: 450 м.А теперь  каждая лаборатория составляет отчет о проделанной работе На столах учащихся находятся карточки с заданием на повторение, где учащиеся решают задания.   Работа в группах Задание 1. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты? Ответ учащихся: (771,05 мм рт.ст. [200:10,5+752=771,05]). * Задание 2. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.  Ответ учащихся: (210м [(780­760)х10,5=210). * Задание 3. У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На ее вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы. После решения заданий учащиеся обмениваются карточками и проверяют решения друг у друга с выставлением баллов: «правильно» – 1 балл, «неправильно» – 0 баллов  1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?  А) остается неизменным; Б) увеличивается; В) уменьшается. 2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?  А) уровень моря, +20°С; Б) уровень моря, 0°С; В) высота Москвы, 0°С3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на  высоту 200 м?  А) увечится на 20 мм рт.ст.; Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.; В) не изменится. 4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?  А) ртутный барометр; Б) барометр­анероид; В) термометр; Г) компас. 5. Что такое атмосферное давление?  А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность; Б) масса всего воздуха атмосферы; В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность. 6. Что такое изобара?  А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой; Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным  давлением. 7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?  А) человек обладает прочным скелетом; Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним; В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли. VI. Итог урока. Продолжите фразы: Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне не удалось…Учитель обобщает ответы учащихся. Выставляет оценки. VII. Домашнее задание. 1. Прочитать параграф учебника. 2. Составить кроссворд. 3. Подготовить сообщение о ветре. Журнал фиксирования результатов исследования.   Исследовательский отдел №____ Заведующий исследовательским  отделом______________________________ 1. Инструктаж по технике безопасности. Роспись членов  отдела ФИ инструкция Внимательно слушать  задания учителя. Выслушивать предложения   всех членов группы. Аккуратно обращаться с  представленными   материалами для опытов. Задание на карточках  выполнять после  тщательного ознакомления. К выполнению очередного  задания приступать после  указания начальника  лаборатории (учителя) 2. Определение цели работы исследовательского  отдела . 3. Отметка об участии каждого члена отдела в  исследовании.ФИ Вклад  при  опросе Вклад  при   решении  задач Вклад при  проведении опыта Вклад при  решении  задач Вклад  при   решении  теста 1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?  тест А) остается неизменным; Б) увеличивается; В) уменьшается. 2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?  А) уровень моря, +20°С; Б) уровень моря, 0°С; В) высота Москвы, 0°С 3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на  высоту 200 м?  А) увечится на 20 мм рт.ст.; Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.; В) не изменится. 4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?  А) ртутный барометр;Б) барометр­анероид; В) термометр; Г) компас. 5. Что такое атмосферное давление?  А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность; Б) масса всего воздуха атмосферы; В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность. 6. Что такое изобара?  А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой; Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным  давлением. 7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?  А) человек обладает прочным скелетом; Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним; В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли. Исследовательский отдел № 1. 1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом  температура ­30°С, а у поверхности земли + 12°С?  Исследовательский отдел № 2. 1. Какова высота горы, если у ее подножия температура воздух  +26°С, а на вершине –10°С?Исследовательский отдел № 3. 1. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия  она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.    2. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление  752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты? 2.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а  у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.2.У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На ее вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы. Опыт №1. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро перевернем на ладонь. Уберем руку ­ вода из стакана не выливается. Это атмосферное давление давит на лист, придавливает его к краям стакана и не дает воде выливаться.Опыт №2. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим? (Надутый шарик тяжелее).Опыт №3. Возьмем бутылку бросим туда подожженную бумагу, сверху поставим варенное яйцо. После того как бумага прогорит и воздух в бутылке остынет яйцо провалится в бутылку. Это доказывает что давление меняется при изменении температуры.