6 класс.
Тема: Атмосферное давление.
Цель: дать представление об атмосферном давлении, формирование
знаний о причинах изменения атмосферного давления, познакомится с
барометром, развитие логического мышления; воспитывать интерес к
наблюдениям.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих
теоретических знаний о распределении поясов атмосферного давления;
формирование умений использования географических знаний в
повседневной жизни;
Метапредметные: формирование умений: 1. Работать с различными
источниками географической информации текстом, картами, схемами;
2.устанавливать причинноследственные связи и делать выводы;
развивать познавательный интерес на основе изучения материала;
Личностные: формирование мотивации на изучение нового материала;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, колбы, стакан с водой, атласы, тетради,
карточки с заданиями.
Опорные и базовые понятия: атмосферное давление, барометр
анероид.Ход урока:
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами работаем в экспериментальной
лаборатории!
Для того чтобы получить доступ к работе в лаборатории вам необходимо
заполнить ведомости по Т\Б, которые лежат у вас на столах
Для того чтобы приступить к исследованиям необходимо вспомнить
полученные ранее данные по теме.
Работать будем в группах. За правильный ответ группа получает жетон
(желтый 1 балл, белый0,5). Ответ принимается только при поднятой руке
начальника лаборатории, которого вы сейчас выберите.
Фронтальный опрос
Учитель: Что такое атмосфера?
Ответ учащихся: Атмосфера (от греч. Atmos пар) – это воздушная
оболочка Земли.
Учитель: Из каких частей состоит атмосфера?
Ответ учащихся: 1.ТРОПОСФЕРА нижний слой на высоте от 89 до18км.;
2. СТРАТОСФЕРА верхняя граница на высоте 4050 км.;
3.ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ мезосфера и термосфера образуют
высокие слои атмосферы.
Учитель: Из чего состоит воздух?
Ответ учащихся: Воздух – это смесь газов. Азот78 %, кислород21%,
другие1%.Учитель: Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере?
Ответ учащихся: В тропосфере температура с высотой понижается в
среднем на 6.°С на 1 км поднятия.
Б) ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕРКУ УМЕНИЙ
:
На столах учащихся находятся карточки с заданием на повторение, где
учащиеся решают задания.
Задача№1: На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом
температура 30°С, а у поверхности земли + 12°С?
7 км [(30+12):6=7].
Задача№2: Какова высота горы, если у ее подножия температура
воздух +26°С, а на вершине –10°С?
Ответ учащихся: 6 км [(26+10):6=6].
Задача№3: Какова температура воздуха на Памире, если в июле у
подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.
Ответ учащихся: 0°С [6х636=0].
«правильно» – 1 балл, «неправильно» – 0 баллов.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Воздух очень легкий. Он состоит из газов, поэтому по сравнению с
водой и горными породами, его вес очень мал. Но и он оказывает
давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней. Мы живем
на дне воздушного океана, поэтому испытываем на себе вес всей толщи
атмосферы.
Какую цель на сегодня поставит ваша лаборатория.На предыдущих уроках мы изучили строение атмосферы и состав
воздуха. Но возникают вопросы: Сколько весит воздух? Почему люди не
чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения
неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье? Про это
мы с вами узнаем сегодня на уроке.
АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ – это сила, с которой воздух давит на
земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы.
(Учащиеся записывают определение в словарик).
Воздух имеет вес 1м3, 1 кг 300г
Проведем опыты, чтобы убедиться в существовании давления воздуха.
Каждая лаборатория готовит и выполняет свой опыт.
Опыт №1. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро
перевернем на ладонь. Уберем руку вода из стакана не выливается.
Это атмосферное давление давит на лист, придавливает его к краям
стакана и не дает воде выливаться.
Опыт №2. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет.
Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу
надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим? (Надутый шарик
тяжелее).
Опыт №3. Возьмем бутылку бросим туда подожженную бумагу, сверху
поставим варенное яйцо. После того как бумага прогорит и воздух в
бутылке остынет яйцо провалится в бутылку. Это доказывает что
давление меняется при изменении температуры.
Вывод: воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все
находящиеся на ней предметы.Как же измеряется Атмосферное давление. Еще один опыт мы
посмотрим на видео, чтобы не нарушать технику безопасности.
(опыт Торричелли)
Для измерения атмосферного давления используются ртутный
барометр и барометранероид. Демонстрация прибора барометра
анероида и объяснение его устройства.
ИЗОБАРА – линия соединяющая на карте точки с одинаковым
давлением. На климатической и синоптической картах атмосферное
давление указывается в единицах СИ. На картах они обозначаются
простыми линиями, черного цвета. Атласы стр.23.
С высотой давление и плотность воздуха. На небольших высотах
каждые 100м подъема уменьшают атмосферное давление на 10 мм
рт.ст.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:
Учитель: Давайте еще раз вспомним, как решаются задачи на
определение высоты местности и атмосферного давления.
Итак, задание: Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное
давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.?
Учитель напоминает на примере одной из задач, ход решения.
Решение: 1) 765720=45;
2) 45х10=450.
Ответ: 450 м.А теперь каждая лаборатория составляет отчет о проделанной работе
На столах учащихся находятся карточки с заданием на повторение, где
учащиеся решают задания.
Работа в группах
Задание 1. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное
давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?
Ответ учащихся: (771,05 мм рт.ст. [200:10,5+752=771,05]).
* Задание 2. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм
рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.
Ответ учащихся: (210м [(780760)х10,5=210).
* Задание 3. У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На
ее вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы.
После решения заданий учащиеся обмениваются карточками и
проверяют решения друг у друга с выставлением баллов: «правильно» –
1 балл, «неправильно» – 0 баллов
1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?
А) остается неизменным;
Б) увеличивается;
В) уменьшается.
2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?
А) уровень моря, +20°С;
Б) уровень моря, 0°С;
В) высота Москвы, 0°С3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на
высоту 200 м?
А) увечится на 20 мм рт.ст.;
Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.;
В) не изменится.
4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?
А) ртутный барометр;
Б) барометранероид;
В) термометр;
Г) компас.
5. Что такое атмосферное давление?
А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность;
Б) масса всего воздуха атмосферы;
В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность.
6. Что такое изобара?
А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой;
Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным
давлением.
7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?
А) человек обладает прочным скелетом;
Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним;
В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли.
VI. Итог урока.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне не удалось…Учитель обобщает ответы учащихся. Выставляет оценки.
VII. Домашнее задание.
1. Прочитать параграф учебника.
2. Составить кроссворд.
3. Подготовить сообщение о ветре.
Журнал фиксирования результатов исследования.
Исследовательский отдел №____
Заведующий исследовательским отделом______________________________
1. Инструктаж по технике безопасности.
Роспись членов отдела
ФИ
инструкция
Внимательно слушать
задания учителя.
Выслушивать предложения
всех членов группы.
Аккуратно обращаться с
представленными
материалами для опытов.
Задание на карточках
выполнять после
тщательного ознакомления.
К выполнению очередного
задания приступать после
указания начальника
лаборатории (учителя)
2. Определение цели работы исследовательского отдела .
3. Отметка об участии каждого члена отдела в исследовании.ФИ
Вклад
при
опросе
Вклад
при
решении
задач
Вклад при
проведении
опыта
Вклад при
решении
задач
Вклад
при
решении
теста
1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?
тест
А) остается неизменным;
Б) увеличивается;
В) уменьшается.
2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?
А) уровень моря, +20°С;
Б) уровень моря, 0°С;
В) высота Москвы, 0°С
3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на
высоту 200 м?
А) увечится на 20 мм рт.ст.;
Б) уменьшится на 20 мм рт.ст.;
В) не изменится.
4. С помощью каких приборов измеряется атмосферное давление?
А) ртутный барометр;Б) барометранероид;
В) термометр;
Г) компас.
5. Что такое атмосферное давление?
А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность;
Б) масса всего воздуха атмосферы;
В) давление, оказываемое воздухом на по земную поверхность.
6. Что такое изобара?
А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой;
Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным
давлением.
7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?
А) человек обладает прочным скелетом;
Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним;
В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли.
Исследовательский отдел № 1.
1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом
температура 30°С, а у поверхности земли + 12°С?
Исследовательский отдел № 2.
1. Какова высота горы, если у ее подножия температура воздух
+26°С, а на вершине –10°С?Исследовательский отдел № 3.
1. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия
она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.
2. Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление
752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?
2.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а
у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.2.У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На ее
вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы.
Опыт №1. Нальем в стакан воды, накроем его листом бумаги и быстро
перевернем на ладонь. Уберем руку вода из стакана не выливается.
Это атмосферное давление давит на лист, придавливает его к краям
стакана и не дает воде выливаться.Опыт №2. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет.
Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу
надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим? (Надутый шарик
тяжелее).Опыт №3. Возьмем бутылку бросим туда подожженную бумагу, сверху
поставим варенное яйцо. После того как бумага прогорит и воздух в
бутылке остынет яйцо провалится в бутылку. Это доказывает что
давление меняется при изменении температуры.