"Атмосферные осадки"
Оценка 4.6

"Атмосферные осадки"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
6 кл
24.03.2017
"Атмосферные осадки"
Тип урока – урок-открытие нового знания, вид урока – комбинированный. Специфика урока состояла в организации групповой работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, использовались межпредметные связи с биологией, физикой, литературой . Урок проводился в 6а классе, ученики которого отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью ИКТ. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса. Урок построен по технологии деятельностного метода обучения, ориентирован на новые образовательные результаты, формирование УУД, структура выдержана в соответствии с технологией и типом урока. Каждый этап, их взаимосвязь способствовали реализации поставленной цели. Цели и задачи урока сформулированы в совместной деятельности с учащимися, с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Образовательная цель урока – формирование знаний об атмосферных осадках и их значение в природе, в жизни людей. Они изучили атмосферные осадки, составляя краткую характеристику каждому типу, через организованную коллективную мыследеятельность, результатом которой явилось получение самостоятельного образовательного продукта в виде атмосферные осадки, уясняли основную закономерность образования атмосферных осадков, связь с температурой и атмосферным давлением, определили для себя важность изучения этой темы. Таким образом формируя главный личностный результат в изучении географии: осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. На уроке были использованы следующие современные технологии: системно-деятельностный подход, дифференцированное обучение, технология продуктивного чтения, технология формирующего оценивания, моделирования учебной ситуации, оценивание учебных достижений, здоровьсберегающие технологии. Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение. Применение на уроке практико-ориентированного обучения, игровых технологий способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп. Поставленные цели были достигнуты, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности. Цели урока были измеряемы и диагностированы с помощью тестов, индивидуальных карточек, оценивающих самостоятельную деятельность на уроке. На уроке были использованны множество различный "методических находок": • оригинальный способ организации обратной связи "ученик - учитель", который способствовал не только поддержке дисциплины, темпа урока , активизации учащихся на уроке,но и развитие восприятия, внимания. • проектная деятельность учащихся • дифференцированный подход к учащимся реализовался через творческое домашнее задание • на этапе рефлексии была использована игровая форма "Путешествие по атмосфере", технология оценивания учебных достижений, формирующее оценивание Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности. Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии. Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.Тип урока – урок-открытие нового знания, вид урока – комбинированный. Специфика урока состояла в организации групповой работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, использовались межпредметные связи с биологией, физикой, литературой . Урок проводился в 6а классе, ученики которого отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью ИКТ. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса. Урок построен по технологии деятельностного метода обучения, ориентирован на новые образовательные результаты, формирование УУД, структура выдержана в соответствии с технологией и типом урока. Каждый этап, их взаимосвязь способствовали реализации поставленной цели. Цели и задачи урока сформулированы в совместной деятельности с учащимися, с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Образовательная цель урока – формирование знаний об атмосферных осадках и их значение в природе, в жизни людей. Они изучили атмосферные осадки, составляя краткую характеристику каждому типу, через организованную коллективную мыследеятельность, результатом которой явилось получение самостоятельного образовательного продукта в виде атмосферные осадки, уясняли основную закономерность образования атмосферных осадков, связь с температурой и атмосферным давлением, определили для себя важность изучения этой темы. Таким образом формируя главный личностный результат в изучении географии: осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. На уроке были использованы следующие современные технологии: системно-деятельностный подход, дифференцированное обучение, технология продуктивного чтения, технология формирующего оценивания, моделирования учебной ситуации, оценивание учебных достижений, здоровьсберегающие технологии. Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение. Применение на уроке практико-ориентированного обучения, игровых технологий способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп. Поставленные цели были достигнуты, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности. Цели урока были измеряемы и диагностированы с помощью тестов, индивидуальных карточек, оценивающих самостоятельную деятельность на уроке. На уроке были использованны множество различный "методических находок": • оригинальный способ организации обратной связи "ученик - учитель", который способствовал не только поддержке дисциплины, темпа урока , активизации учащихся на уроке,но и развитие восприятия, внимания. • проектная деятельность учащихся • дифференцированный подход к учащимся реализовался через творческое домашнее задание • на этапе рефлексии была использована игровая форма "Путешествие по атмосфере", технология оценивания учебных достижений, формирующее оценивание Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности. Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии. Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.
6 класс атмосферные осадки.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №1»

 

 

 

 

 

Тема открытого урока: «Атмосферные осадки».

(география         6 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                   Разработала

учитель географии

Галлямова З.З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

                                                               г.Альметьевск 2016 год.

Тема. Атмосферные осадки.

Цели. Образовательная – создать условия для формирования понятия «атмосферные осадки», и их видов.

Развивающая – создать условия для выявления факторов, способствующих выпадению осадков, для анализирования диаграмм распределения годовых осадков по месяцам;

Воспитательная – способствовать демонстрации навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществления сотрудничества в ходе работы по изучению атмосферных осадков, проявления интереса к учебному материалу

Предметные результаты:

-умение давать определение «атмосферным осадкам», выделять их виды,

-умение анализировать диаграммы распределения годовых осадков по месяцам,

-умение устанавливать связь между температурой воздуха, атмосферным давлением и количеством выпадающих осадков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Умение анализировать, сравнивать, работая с диаграммами, классифицировать атмосферные осадки.

Коммуникативные УУД

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах.

Личностные результаты

Развитие познавательного мотива на основе работы с текстом и диаграммами учебника.

Тип урока усвоение новых знаний

Оборудование : карта «Климатическая мира», таблички с изображением облаков. Таблички со словами : дождь, снег, град, иней, роса. Диск мультимедиа Кирилла и Мефодия

Ход урока

1 этап. Организационно – мотивационный

Стихотворение Громко прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

( На ученические столы положить листочки с планом урока)

План урока

1.      Понятие «Атмосферные осадки».

2.      Виды осадков.

3.      Почему осадки выпадают не из каждого облака?

4.      Причина выпадения града.

5.      Как измерить атмосферные осадки?

6.      Чтение диаграммы количества осадков.

7.      Измерение высоты снежного покрова

8.      Способы изображения на карте количества выпадающих осадков.

9.      Причины, влияющие на количество осадков


2 этап. Проверка знаний учащихся.

Раздаются листы с заданиями для каждой группы учащихся (группа по 2-4 человека)

На партах лежат географический диктант. Надо выполнить работу

Географический диктант

   1. Количество водяного пара, содержащееся в 1 куб. м. воздуха.

  2. Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к возможному содержанию водяного пара при данной температуре.

  3. Самые высокие облака.

  4. Главная причина образования облаков.

  5. Прибор для измерения влажности воздуха.

  6. Какие облака образуются в теплое время года?

 (каждая группа учащихся отвечает на вопрос. Учащиеся других групп исправляют и дополняют ответ)

3 этап. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.

Проверяем творческое домашнее задание. Ученики  загадывают загадки учащимся. Учащиеся их отгадывают

Загадки

1.Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(Дождь) ( На доске, ниже нарисованных облаков, прикрепить рисунок с изображением дождя).

2.Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь –

Вода в руке.

(Снег, снежинка) (На доске, рядом с изображением дождя, прикрепить рисунок с изображением снега).

3.Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не убирает.(Град) (На доске, рядом с снегом, прикрепить рисунок с изображением града).

4.И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт

( Иней) ( На доске прикрепить рисунок с изображением инея)

5.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса) (На доске прикрепить рисунок с изображением росы)

6.Что за облако—ловушка:
Скрылась в нём вся деревушка. (Туман)

Каким одним словом можно назвать Дождь, Снег, Град, Иней, Росу туман

Отвечают – Осадки

.Продолжите предложение А выпадают осадки …….(из облаков).

Облака образуются в ….(атмосфере)

Поэтому осадки называются …(атмосферные).

Но все ли осадки образуется из облаков?

Сгруппируйте их по способу образования:

  Осадки,  из приземного слоя воздуха?

  Осадки, выпадающие из облаков?

Значит как будет называться наша тема урока? Отвечают - «Атмосферные осадки».Записываем тему урока

Нам повезло что мы в Татарстане живем, где все виды осадков можем наблюдать

А какова будет цель нашего урока? Отвечают. Определить: 1. Что такое атмосферные осадки, 2. Какие бывают атмосферные осадки и 3. Почему выпадают атмосферные осадки?

Проблема: На последних уроках мы изучали температуру воздуха, атмосферное давление . Недавно вы наблюдали утром снег, к вечеру дождь. Чем это объяснить? Сегодня будем изучать атмосферные осадки. А может ли быть связь между температурой воздуха, атмосферным давлением и количеством выпадающих осадков? Изучив сегодняшний материал, в конце урока нужно будет эту связь установить.

4 – й этап. Изучение материала урока. Работа в группах.

Работают с текстом учебника №42

Пошаговая инструкция, записанная на листочках, которую учитель кладёт перед детьми на столы. Работают в группах по 2 человека

«Изучение Атмосферных осадков»

Шаг 1.

Что такое атмосферные осадки? Записать определение в тетрадь.

 

Шаг 2. Вычертить схему «Виды осадков»

 

Шаг 3. Вычертить схему «Виды осадков» ( по сезонам года) и ( по месту образования)

Шаг 4. Почему выпадают осадки? Выводы  запишете в тетрадь

 

5 – й этап Физминутка (во время изучения нового материала)

Стихотворение

Беленькое облако

(округлённые руки перед собой)

Поднялось над крышей

(поднять руки над головой).

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

(потянуться руками вверх, плавные

покачивания руками над головой)

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

В грозовую тучу.

И пошёл дождь.

( Руки развести вправо, а затем влево,

опустить вниз и присесть) .

6 –й этап. Работа с заданиями, которые дети выполняли, изучая новый материал.

Беседа по вопросам плана урока, записанного на листочках

1.      Как измерить количество выпавших атмосферных осадков?

(Показать изображение осадкомера и объяснить принцип работы с ним. )

2.      Чтение диаграммы количества выпавших осадков в разных районах Земли. ( на страницах параграфа, даётся изображение этих диаграмм).

На рисунке  показано годовое  количество осадков, выпадавших  в Алжире  за  год. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — количество осадков, выпавших в соответствующий месяц, в миллиметрах. Можно по  рисунку определить,  сколько за год выпадают осадки, в какие месяцы их выпадает больше, в какие мало.  В данном рисунке в летние месяце осадков мало, а в зимние больше. За год выпадает 712 мм осадки.А во Владивостоке Летом больше, а зимой меньше, за год выпадает 685мм. Осадки выпадают почти одинаково, нов разные времена года.

3.      Измерение высоты снежного покрова ( Показать как измеряется высота снежного покрова)

Для измерения высоты снежного покрова применяют переносную и постоянную рейки. Постоянная снегомерная рейка (рис. 11, а) устанавливается осенью, когда ещё нет снежного покрова. После выпадения снега рейку устанавливать нельзя, т.к. при этом нарушается образовавшийся снежный покров, что повлияет и на его дальнейшее залегание.

Высота постоянной снегомерной рейки 2 м, толщина – не менее 5 см. Рейка покрыта защитной эмалью, предварительно раскрашена и размечена.

Переносная снегомерная рейка (рис. 11, б) представляет собой прямоугольный брусок высотой 180 см и толщиной 2 см, изготовленный из сухого, пропитанного маслом дерева. На рейку нанесены сантиметровые деления. Один конец рейки снабжён железным наконечником.

Высоту снежного покрова при ежедневных наблюдениях измеряют по трём постоянным снегомерным рейкам, установленным в середине метеоплощадки в вершинах треугольника со сторонами около 10 м. Одну из реек располагают вблизи почвенно-глубинных термометров. Отсчёты берут с точностью до 1 см. Высоту снежного покрова вычисляют как среднюю из отсчётов по трём рейкам.

http://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza3/4144059642364.files/image084.jpg

4. 

http://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza3/4144059642364.files/image086.jpg

 

5.      Способы изображения на карте количество выпадающих осадков (провести знакомство с новой картой, начиная с её условных обозначений,выделить районы, где много и где мало выпадает осадков)

Если говорить о регионах земного шара, то наибольшее среднегодовое количество осадков выпадает на экваторе (Индонезия - более 4000 мм,африканские государства - 3000 мм). Что касается отдельных местностей и стран, то максимум среднегодовых осадков был зафиксирован в Черрапунджи (Индия).. Там он достигает 11 700 мм в год. Черрапунджи считается самым дождливым и влажным местом на земном шаре. Рекордное количество осадков в этом районе зарегистрировано в период с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года - 22987 мм.. В предгорьях  Гималаев - 11660 мм/год, что обусловлено крупными горными поднятиями на пути влажных  воздушных потоков.  В этих районах высокая температура, и низкое давление.  Бедны осадками западные побережья материков, омываемые холодными течениями, где осадков выпадает ничтожное количество или не выпадает несколько лет подряд (Атакама, Намиб, Марокканская пустыня)

 Существует несколько типов осадков в зависимости от годового хода. Они имеют свои характеристики. Экваториальный. Равномерное выпадение дождя на протяжении всего года. Отсутствие сухих месяцев, наименьшее количество выпадающей влаги припадает на время равноденствия и солнцестояния, которые бывают в 04, 10, 06, 01 месяцах года. Муссонный. Неравномерное выпадение осадков – максимальное количество выпадает в летнем сезоне, минимальное в зимнем сезоне. Средиземноморский. Максимум осадков фиксируется зимой, минимум бывает летом. Встречается в субтропиках, на западных побережьях и в середине континента. Происходит постепенное уменьшение количества по мере приближения к центральной части материка. Континентальный. Осадков больше именно в теплое время года, а с приходом холодов их становится меньше. Морской. Равномерное распределение влаги на протяжении всего года. Незначительный максимум прослеживается в осенне-зимний период.
Причины, влияющие на выпадение такого количества осадков.

Осадки в течение года распределены по Земле неравномерно. Их количество уменьшается территориально от экватора к полюсам. Можно сказать, что на их количество влияет географическая широта. Также их распределение зависит от температуры воздуха, движения воздушных масс, рельефа, удаленности от побережья, морских течений. Например, если теплые влажные воздушные массы встречают на своем пути горы, они, поднимаясь по их склонам, охлаждаются и выдают осадки. Поэтому максимальное количество их выпадает на горных склонах, где и располагаются самые влажные участки Земли.  (Пытаются назвать. Если не могут то учитель помогает).

Ну, а теперь самый главный вопрос – есть ли связь между температурой воздуха, величиной атмосферного давления и количеством выпадающих осадков? ( высказывают предположения, а учитель прикрепляет на доске таблички со словами )

Температура воздуха высокая - атмосферное давление низкое – осадков выпадает много;

Температура воздуха низкая – атмосферное давление высокое – осадков выпадает мало.

Посмотрите на план урока, мы на все вопросы получили ответы?

7 –й этап Выполнение творческого задания защита презентации

VII. Блиц-опрос «Верно-не верно»

Блиц-опрос

Облако - это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на высоте.

Облака имеют одинаковую форму и от этого имеют разные названия.

Облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте

Небо, полностью закрытое облаками, - 0 % облачности.

Осадки-вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.

На карточке поставьте “+”, если согласны с формулировкой и “-”, если нет.Взаимопроверка в парах.

8 –й этап . Рефлексия.

Я узнал

Я научился

Собрать оценочные листы

Выводы: выберите предложения , которое соответствует вашему состоянию на уроке.Рассказывают по очереди

9 – й этап . Домашнее задание дать по уровню на 3, 4, 5 

ü   На « 3», Параграф 42,

ü  на «4»  Параграф 42, Объясните народные пословицы: «Много снега – много хлеба», Когда облака  редки, земля – плешива», «От искры – пожар, от дождя – наводнение».

ü  На «5» Параграф 42, Объясните народные пословицы: «Много снега – много хлеба», Когда облака  редки, земля – плешива», «От искры – пожар, от дождя – наводнение». Напишите рассказ на тему: «Я – снежинка», «Я – градинка», «Я – капелька дождя».

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №1»

Тема. Атмосферные осадки. Цели

Тема. Атмосферные осадки. Цели

Проверка знаний учащихся. Раздаются листы с заданиями для каждой группы учащихся (группа по 2-4 человека)

Проверка знаний учащихся. Раздаются листы с заданиями для каждой группы учащихся (группа по 2-4 человека)

Облака образуются в ….(атмосфере)

Облака образуются в ….(атмосфере)

Показать изображение осадкомера и объяснить принцип работы с ним

Показать изображение осадкомера и объяснить принцип работы с ним

Способы изображения на карте количество выпадающих осадков ( провести знакомство с новой картой, начиная с её условных обозначений , выделить районы, где много и где…

Способы изображения на карте количество выпадающих осадков ( провести знакомство с новой картой, начиная с её условных обозначений , выделить районы, где много и где…

Облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте

Облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017