Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение московской области «профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия» |
Аттестационная работа на тему:
Патриотическое воспитание на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Выполнила преподаватель информатики и ИКТ
Мазина Галина Игоревна
Домодедово
2020
Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания в 2
российской школе 2
1.1. История патриотического воспитания в России 2
1.2. Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе 2
на современном этапе 2
Глава II. Патриотическое воспитание на уроках информатики и во внеурочной деятельности в 5-8 классах в общеобразовательной школе 2
2.1. Особенности патриотического воспитания на уроках информатики в 5-8 классах 2
2.2. Особенности патриотического воспитания во внеурочной 2
деятельности по информатике 2
Заключение 2
Список используемой литературы 38
Наша страна за последнее время очень серьезно изменилась, в гражданах России так же многое поменялось. Это проявляется во всем: в отношении к истории, в отношении к своей стране, и происходит это в связи с современными событиями, которые буквально перевернули наш привычный мир с ног на голову.
Одна из самых актуальных на сегодня задач для общества и, в частности, для школы - Патриотическое воспитание. Происходящие в этой сфере процессы показывают, что есть определенные достижения в этой области, но так же свидетельствуют и об определенной пробуксовке в данном вопросе, отсутствие новых идей и концепций в подходах к решению этой крайне актуальной проблемы [[1]].
Вопросы патриотического воспитания сложны, остры и многогранны, именно поэтому крайне высока ответственность участвующих в решении этих вопросов ученых-педагогов, руководителей образования всех уровней, а так же преподавателей и учителей, педагогов и воспитателей, которые признаны их осмыслить и разрешить.
Существующая в настоящее время педагогическая основа (исследования, методики), не удовлетворяет ту острую потребность в патриотическом воспитании, образовавшуюся в школах. Многие школы ограничиваются лишь поверхностным затрагиванием патриотического воспитания путем проведения нескольких классных часов на данную тематику, что не отвечает требованиям современных реалий. Существует и обратная ситуация, при которой патриотическому сознанию отводится слишком большая роль, что приводит к подготовке почвы для ксенофобии и национализма. Мы остро нуждаемся в новой системе патриотического образования, в полной мере соответствующей всем требованиям модернизации, а применение существующих методов не систематизировано, что зачастую приводит к многочисленным трудностям при использовании в практике отдельных учителей или учебных заведений.
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники, при этом необходимо учитывать их индивидуальные особенности: этнический и национальный состав коллективов школьников, их возраст, пол и т.д., а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания наиболее качественно, не ущемляя ни чьих интересов, взглядов и особенностей воспитания. Педагог, как психолог, должен очень четко понимать, как именно подводить детей к нужным выводам, таким образом, чтобы у детей самостоятельно формировались необходимые любому человеку высокие морально-этические качества и патриотические чувства к своей родине, своим близким и друзьям, к обществу в целом.
В советский период к данной проблеме обращался В.А. Сухомлинский, педагог-новатор, в произведении «Родина в сердце» [[2]]. В центре данной книги стоит проблема воспитания человека-гражданина, человека - патриота своей Родины, своего народа, его культуры. С чего начать это воспитание? С формирования у ребенка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам советских людей - отвечает автор. Книга написана живо, эмоционально, хорошим литературным языком.
В работе А.С. Миловидова появляется формулировка «коммунистический патриотизм». В это понятие была вложена любовь к коммунистическому государству, которое будет построено в недалёком будущем[[3]].
В книге выдающегося советского ученого, лауреата Государственных премий СССР, академика Д.С. Лихачева показаны основные этапы сложной, но полной гениальных художественных и философских прозрений истории великой русской литературы с XI по XVII век. Она рассматривается в тесной
связи с отечественной историей, и их взаимовлиянии [[4]] .
В книге Н.С. Дробленкова, одним из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал»[[5]] .
Целенаправленное воспитание, в частности военно-патриотическое, способно выступать и как фактор повышения качества образования в целом. Мы это видим в работах А.Н. Вырщикова, в контексте его работ есть стимулирующая роль целенаправленного воспитания для усиления мотивации повышения качества образования[[6]].
В постсоветский период были использованы работы М.М. Крома, где он слово «патриот» выражал как человек «доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству»[[7]].
В работе И.А. Пушкарева, истинным патриотом считался тот, «кто бесстрашно разоблачает врагов народа, обывателей, паникёров и нытиков…»[[8]].
В современной литературе появился термин «либеральный патриотизм», который включает в себя «любовь и потребность защищать только ту страну, в которой тебе хорошо» [[9]]. В.А. Кобылянский так же особое внимание уделял национальной идее и воспитанию патриотизма[[10]].
Цель: осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; развитие у школьников высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Выявить особенности патриотического воспитания в современной школе на уроках и во внеурочной деятельности по информатике.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1. Утвердить в сознании и чувствах школьников социально значимые патриотические ценности, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повысить престиж государственной и военной службы;
2. Воспитать школьников в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
3. Привить подросткам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
4. Создать условия для усиления патриотической направленности школьных средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, выработать желание активного противодействия антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
5. Сформировать расовую, национальную, религиозную терпимости, развить дружеские отношения между школьниками различной национальности.
6. Проследить историю патриотического воспитания в России.
7. Выявить проблемы патриотического воспитания на современном этапе.
8. Проанализировать особенности патриотического воспитания в 5-8 классах.
Объект исследования - патриотическое воспитание в процессе обучения.
Предмет исследования – патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности по информатике.
В работе использован сравнительно-исторический метод, который позволяет понять данную проблему на разных этапах истории, и эмпирические методы: рейтинг, обобщение педагогического опыта, теоретические методы педагогического исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.
Осмысление современного патриотизма вне исторического контекста, безусловно, не представляется возможным. Развитие патриотизма в российской истории характеризуется сложностью, противоречивостью и неравномерностью, напоминающей синусоиду. Были величайшие взлёты, достижения, победы, которые сменялись тяжёлыми поражениями и катастрофическими падениями. Однако, именно в этой борьбе, в условиях столь драматического развития сформировался стержень патриотической идеи.
Патриотическая идея глубоко пронизывает «Повесть временных лет» – древнейший памятник русской литературы, дающий представление о зарождении и развитии общественно-политической мысли Киевской Руси. Автор этой летописи с любовью говорит о родной земле, прославляет борцов за её единство, осуждает междоусобицы, играющие на руку врагам.
Яркое представление о патриотизме русского народа, о его гордости за свою страну дает «Слово о полку Игореве». Главная его идея – единство Руси, служение общенациональным интересам. Правда, единство Руси мыслится автором «Слова» в виде прекраснодушного идеала союзных отношений всех русских князей на основе их доброй воли. Он понимает это единство в устоявшихся представлениях ХII века. Он уже видит значение сильной княжеской власти, но стоит на позициях необходимости строго выполнять феодальные права, на которые опирались в своей борьбе не только сюзерены, но и вассалы.
Таким образом, политический идеал, воплотившийся в произведении, – союз русских князей на основе строгого выполнения феодальных обязательств по отношению к сильному и «грозному» киевскому князю. Автор «Слова», хотя и в нормах феодального поведения, в кодексе дружинных представлений о чести и славе, в идеологии верхов феодального общества, не только выделяет лучшие стороны, поэтизируя их, но и наполняет своим, более широким патриотическим содержанием. В итоге понятия чести и славы перерастают свою феодальную ограниченность и приобретают общенародный смысл.
Говоря о Древней Руси, крупнейший отечественный литературовед Д. Лихачёв замечал, что в этот период «сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, – патриотизмом, лишённым чувства национальной
исключительности, тупого и узкого шовинизма»[[11]].
Ко второй половине XVI в. патриотизм приобретает конкретные политические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем – царю.
Особенно ярко эта тенденция проявилась при Иване Грозном, когда измена правителю стала расцениваться как измена Отечеству. Весьма любопытной в этом отношении является переписка царя с Андреем Курбским. В ней отчётливо прослеживается влияние прежнего, удельного, и нового, монархического, патриотизма. Бывший боярин Ивана Грозного считает себя вольным человеком, который сам способен выбирать Отечество и служить тому государю, который его устраивает. Иван Грозный, напротив, подчёркивает, что Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать[[12]].
Символом сформировавшегося у людей Смутного времени образа отечества в условиях польско-шведской интервенции продолжала оставаться православная вера. Одним из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период, как я уже упоминала ранее, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал»[[13]].
Особенностью патриотизма периода Смутного времени, по сравнению с предыдущим периодом, стало отождествление отечества не с конкретным монархом, а с монархическим способом организации жизни страны. Исходя из этого, участие каждого человека в жизни страны расценивалось, прежде всего, с точки зрения его пользы монархическому государству. В многочисленных грамотах того времени синонимом слова «патриот» стало выражение: человек «доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству»[[14]].
Патриотическая деятельность, в свою очередь, заключалась, прежде всего, в совместных действиях общества, направленных на восстановление монархии. При этом важно отметить, что идея возрождения центральной власти вырастала из глубины страны, героизм и жертвенность русского народа способствовали восстановлению монархической государственности и укреплению страны.
Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского.
Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», учитель учителей, Я.А. Коменский был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический
характер.
Вся самоотверженная деятельность Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию, составляет карту Родины, собирает пословицы.
Я.А. Коменский нежнейшую любовь к своей родине, к своему народу выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. В «Заповеди умирающей матери братской общины» в уста умирающей матери вложены следующие слова: «я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер» - народный педагог, по мнению Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры.
Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.
О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Коменский предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать традиции народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» - повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания.
Своей героической жизнью Коменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.
Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.
Начиная с XVIII в. Россия вступает в новую фазу своего развития, и именно в этот период оформляются патриотические идеи и убеждения. Идеалом политического деятеля, прежде всего царя, по новой идеологии является человек, заботящийся об «общем благе» России. В соответствии с этим идеалом, программный уровень новой патриотической идеологии включает в себя требование службы правителя и его подданных во имя «общего блага» Отечества. Окончательную формулировку получает требование заботиться о благе отечества: «…надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который Бог нам пред очами кладет как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ»[[15]] .
Особое место отводится изучению творчества М.В. Ломоносова. «Верным Российскому уму» на протяжении всей своей жизни, Ломоносов просто не мог ничем заниматься, если не было ощущения, что он защищает честь России. Факт, что человечество, история мировой науки – для Ломоносова были не главными. Великий учёный главным в своей жизни считал служение Отечеству, которое воспевал в своих стихах. Именно «для Отечества, единого в прошлом, настоящем и будущем», Ломоносов создавал риторику, открывал законы физики и химии, проникал в искусство мозаики, и когда властям последующих времён требовалось пробудить в русском народе самоуважение.
Весьма показательно, что сам термин «патриотизм» вошёл в русский язык именно во второй половине XVIII в., благодаря сочинениям русских просветителей П.А. Левашова, А.Т. Болтова, Н.М. Дмитриева[[16]]. Мотивы единства, сплочённости народов находят своё отражение в трудах Ф. Прокоповича, В. Татищева, И. Посошкова, во многих работах русских прогрессивных деятелей ХVII-ХVIII веков. Одной из важнейших социокультурных идей русских просветителей явилась идея патриотизма. Вопрос о патриотизме чрезвычайно широко и остро обсуждался в русской литературе XIX в. и притом не только в научной, но и в художественной.
Гениальные продолжатели дела Коменского были К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.
На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: «Русский язык… сообразно размашистому характеру народа…в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа… Когда исчезает народный язык, - народа нет более».
Ушинский К.Д. горячо призывал ко всем - знать и любить родину, народ, его живую душу. Служа России, он служил своему великому отечеству: в рамках единого государства для него одно было немыслимо без другого.
Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.
А советский писатель и прозаик Макаренко А.С. не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации. Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал: оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».
Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающим из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.
Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык- духовное богатство народа»,- пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я – человек»,-гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания»,- утверждает педагог,- «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова». Через посредство слова ребенок становится сыном народа».
Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие
исследования по этим проблемам не проводятся.
«О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».
Повышенное внимание к проблеме патриотизма отмечалось в течение всего периода развития советского государства. В начальный период развития теории педагогической науки (1917–1920-е годы) педагоги искали пути воспитания патриотизма в верности марксистско-ленинистским коммунистическим идеалам, а также в подчинении личных интересов интересам коллектива, общества, государства.
В советский период, период создания некой новой исторической общности людей — советского народа, развитие получила социальная разновидность патриотизма «социалистический» или «советский патриотизм».
Понятие «советский патриотизм» претерпевало изменения в соответствии с процессами, которые происходили в экономической, политической, культурной жизни общества, конкретными историческими событиями, политикой партии и правительства.
В 30–40-х годах советский патриотизм рассматривался как «сознательная, целеустремлённая и действенная любовь к социалистической Родине, основанная на глубоком понимании превосходства советского строя над всяким другим, не советским строем». Кроме того, вплоть до конца 50-х годов в определениях советского патриотизма неизменно присутствовали «суровая, неистребимая ненависть к врагам Родины». Истинным патриотом считался тот, «кто бесстрашно разоблачает врагов народа, обывателей, паникёров и нытиков…». Из вышесказанного следует отметить, что весь процесс патриотического воспитания был идеологизирован и особенности понимания смысла и задач патриотического воспитания определяли его
Ценности[[17]].
Смысл определения «советский патриотизм» меняется только в 70-е годы. На первый план выдвигается «преданность и верность своей Родине, всему содружеству социалистических стран», провозглашается дружба всех народов. В детях наряду с чувством любви к родному краю воспитывается любовь к многонациональному Отечеству.
В данный период в правительственных документах и педагогической литературе появляется также формулировка «коммунистический патриотизм». В это понятие была вложена любовь к коммунистическому государству, которое будет построено в недалёком будущем.
Параллельно появляются несколько других определений патриотического воспитания.
Героико-патриотическое воспитание предполагало воспитание молодёжи на боевых и трудовых традициях Советского народа и рассматривалось как часть советского патриотизма. Критериями работы по героико-патриотическому воспитанию юношей и девушек являлись «готовность к труду и обороне СССР, вклад каждого в общенародную борьбу за создание материальных и духовных благ, в дело укрепления могущества нашей многонациональной социалистической Родины» [[18]]. Под идейнопатриотическим воспитанием понимались показ величия идей марксизмаленинизма, широкая пропаганда успехов во всех сферах государственной жизни, рассказы о героическом прошлом Родины.
Нужно отметить, что в 80-х и начале 90-х годов в стране снижается внимание к патриотическому воспитанию, а если оно и ведётся, то ведётся формально. Это происходит из-за проведения политики «двойной морали»: с одной стороны, говорили о единстве, а с другой, — проводилась политика геноцида против целых народов, исчез образ реального врага, изменились духовные приоритеты и нравственные ориентации людей[[19]].
Из множества разновидностей патриотизма можно выделить государственный патриотизм. И. М. Клименко определяет государственный патриотизм как «проявление его носителями чувства гордости за державу, активное участие в укреплении государственности». Появление такой разновидности патриотизма было востребовано необходимостью консолидации усилий для создания и укрепления государственной власти. Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный патриотизм кроме любви и уважения к Родине автоматически подразумевает обязательное уважение к государственной власти и направлен на формирование у личности осознания идентичности своей судьбы с судьбой своего народа и Родины.
Альтернативным государственному патриотизму многие учёные соотносят «личностный патриотизм», в котором личность рассматривается как высшая ценность по отношению к обществу и государству. В нём субъект, т.е. личность, занимает доминирующее положение, не возвышаясь над коллективом и не противопоставляя себя большинству.
В особое направление многими авторами выделяется «национальный патриотизм». Целью национально-патриотического воспитания является воспитание, направленное на национальные ценности: национальное самосознание, национальный характер, национальную культуру и традиции, уважение и любовь к историческому прошлому страны и т.д.
Учёными и педагогами выделяется также «этнический патриотизм», включающий в себя любовь к своей этнической группе, её нравам, обычаям, языку и культуре.
В современной литературе появился термин «либеральный
патриотизм», который включает «любовь и потребность защищать только ту страну, в которой тебе хорошо» [[20]], а Родиной считается «любое место в мире, где люди и их близкие чувствуют себя в безопасности». Такой патриотизм присущ людям, которые по тем или иным причинам живут долго за границей. Они испытывают чувство любви к той стране, где живут, и считают её своей новой Родиной наряду с тем местом, где они родились и
выросли[[21]].
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; трактовка термина «патриотизм» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; содержательная направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной опасностью и состоянием международной обстановки; в основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека — любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций; независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.
Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной школе.
В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»». Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Патриотическое воспитание детей и молодёжи считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - всё равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в
терпимости, в смелости», - писал А. С. Макаренко[[22]].
В настоящее время сложились основные направления работы: приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской Армии; разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа; воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им; формирование ряда социальнопсихологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность); формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооружённые силы[[23]].
Однако нельзя не упомянуть и множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию патриотического воспитания в нашей стране.
Во-первых, демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями». Еще совсем недавно можно было сказать только
«военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе[[24]]. Однако многие общеобразовательные школы до сих пор сводят всё патриотическое воспитание к проведению подобных мероприятий, игнорируя прочие направления в данной области.
Во-вторых, наблюдается неоправданное пренебрежение многими российскими школами краеведческой работой - как урочной, так и внеурочной. Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т.
п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами»[[25]]. Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Разгромленная в 1929 г. большевиками краеведческая наука вновь заняла в жизни общества достойное место. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование патриотической культуры.
Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребёнка в условиях современной школы.
В основе кризиса патриотического воспитания лежат и противоречия мирового развития. В эпоху всемирной глобализации, отрицающей существование национальных государств, создаётся иллюзия ненужности и даже вредности патриотического воспитания, ведущего к национализму и фундаментализму. Патриотизм стал подменяться космополитизмом - идеологией мирового гражданства, нацеленной на взаимодействие и сближение народов. Космополитизм не исключает, но и не исчерпывает всего его содержания, и сутью космополитизма является критерий пользы и сиюминутной выгоды: «Родина там, где мне хорошо». А ведь порой Родина бывает не только доброй матерью, но и злой мачехой[[26]].
Ошибочным пониманием патриотизма следует считать и слепое копирование чужого, пусть даже и позитивного, опыта. В частности, нельзя заимствовать без адаптации и переработки иностранные образовательные курсы с подходящими названиями, т.к. они рассчитаны на иной менталитет и иную общественную атмосферу. Хотя патриот и должен владеть диалогом с другими культурами.
В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [[27]].
Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество[[28]].
Проблемы, существующие сегодня в воспитании – это проблемы живых связей, отношений. Есть мозаика дел, событий, уроков, мероприятий, которые не имеют закономерной, естественной, внутренней связности. А нужен контекст живой жизни, определенная системообразующая деятельность, в которую встраиваются любые другие виды деятельности, позволяющие расширять картинку мира детей и развивать у них определенные личностные качества и способности[[29]].
Отсюда одним из острых вопросов встает вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой
деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории развития родного края[[30]].
Таким образом, быть патриотом сегодня – сохранять чистоту родного языка, верность национальным ценностям и традициям, благоустраивать свой город и двор, вести здоровый образ жизни, быть готовым к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы в современной российской школе. Оно предполагает формирование у детей общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, развивает способность преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Работа по патриотическому воспитанию школьников может гармонично проводится на уроках информатики. На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у учащихся нового типа мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению ученика в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает у школьников новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умение противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания[[31]].
Художественно-эстетическое воспитание реализуется не только на этапах обучения информатики «Обработка графической информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных и творческих работ, создании школьных СМИ. Именно на этом направлении патриотической работы удачно формируются национальная и религиозная терпимости. В ходе создания проектов по художественным промыслам, этническим музыкальным особенностям развиваются дружеские отношения между школьниками многонационального образовательного учреждения.
Правовое воспитание реализуется в рамках направления "Социальная информатика" в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав. Воспитывает любой урок, вне зависимости от его темы. Однако самая интересная тема и самые высокие воспитывающие цели теряют смысл, если урок не решает учебную задачу, т.е. ничему не учит. К сожалению, приходилось не раз сталкиваться со следующей ситуацией: выбирая интересную, проблемную или просто значимую в мировоззренческом отношении тему, учитель предполагает, что воспитательные цели будут достигнуты сами собой, автоматически. Если разговор идет о России, значит воспитывается патриотизм, о Великой отечественной войне – уважение к истории, о нравственных категориях – нравственность и т.д. Воспитательный эффект, безусловно, достигается, однако воспитывается подчас совсем не то, что хотел учитель[[32]].
Разброс мнений относительно патриотического воспитания сегодня весьма широк: от признания его чуть ли не единственным приоритетом школы до опасений его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности. Воспитание патриотизма действительно важная задача, но и отмеченные опасения тоже небезосновательны. Выделяют патриотизм естественный и реактивный. Проявление патриотических чувств, наверное, сродни любви к матери – в том смысле, что оно естественно, обыденно и зачастую не поддается рефлексии.
Столь же естественно любить и тот край, в котором родился – какой бы он ни был, он свой и другого такого нет. Это естественный патриотизм, и ему чужды ксенофобия и чувство исключительности, чужды митинги и лозунги, чуждо организованное массовое выражение любви к Родине. Действительно, никому же не придет в голову всерьез сравнивать свою маму с другими мамами, собираться на митинги «преданных детей» или организовывать специальные мероприятия для публичной демонстрации своей сыновней любви.
Любовь – чувство интимное, а не публичное. А публичный патриотизм неестественен, так же неестественен и аномален, как и отсутствие любви к Родине вовсе. Это скорее реактивный патриотизм, который возникает как ответная реакция на формирующееся чувство национальной, религиозной, культурной неполноценности. Распад СССР, поражение в холодной войне, падение авторитета страны в мире, недружественная политика со стороны многих стран, экономические неудачи в сочетании с локальными вооруженными конфликтами являются питательной средой для развития этого чувства, а соответственно, и для неестественного, реактивного патриотизма – с его поиском врагов, отступников, еретиков, сектантов и т. п.
Такое представление о патриотизме связано с практикой его воспитания у школьников. Естественный патриотизм не нуждается в специальном «выращивании», поскольку естественен. Реактивный патриотизм – аномалия и социальная патология, а потому создание педагогических условий для его развития у детей также нецелесообразно.
Возникает вопрос: необходимо специально организованное в школе патриотическое воспитание? Обязательно! Только оно должно быть направлено на то, чтобы вернуть обществу утерянное им естественное чувство повседневной, обыденной любви «без надрыва» к своей стране, ее истории, ее природе (к которой пора перестать безответственно относиться и видеть в ней только ресурсы собственного благополучия), к ее жителям (которых не следует считать «быдлом», способным только на бессловесное подчинение или беспощадный бунт)[[33]].
Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Средой проявления гражданственности являются макро- и микроструктуры деятельности. Поэтому приоритетными должны стать дела предметно-практического характера. Например, фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или просто туристские путешествия по родному краю, которые могут сопровождаться приведением в порядок братских могил, реконструкцией храмов, расчисткой родников и парков от мусора, встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры. И важное условие всех дел – их последующая рефлексия: что дало, какие мысли посещали, какие чувства переживали, стоило ли это делать, стоит ли делать еще?
При этом содержание патриотического воспитания имеет две ведущие образовательные функции: организационно-деятельную и организационно ценностную. Организационно-деятельная функция включает в себя этапы: первый – целеобразования и планирования, и второй - собственно организации деятельности. Организационно-деятельное содержание гражданственности и патриотизма определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения[[34]].
Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.
Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания гражданственности характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения.[[35]]
В современной педагогической науке сосуществуют интегративный подход к патриотическому воспитанию, который предполагает интегрированное построение содержания образования и учебно-воспитательного процесса, что заложено в действующем базисном плане общеобразовательного учреждения, в котором выделены не предметы, а предметные блоки, где впервые определены относительно широкие образовательные области, естественным образом интегрирующие отдельные дисциплины. Поэтому патриотическое воспитание содержит потенциальные возможности для связи практически со всеми изучаемыми предметами.
В настоящее время исследователи предлагают использовать в рамках патриотического воспитания компетентностный подход, при котором рассматривается ключевая компетентность, входящая составной частью в содержание патриотического воспитания, формирующаяся в той или иной форме учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности. В данном случае возможно построение связей процесса патриотического воспитания с уроками граждановедения, правоведения, обществознания, истории, литературы, экологии, иностранного языка, информатики.
В сознании российского общества возрождаются традиции обращать внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности не только требовать что-то от своей страны, но при необходимости и отвечать за нее — быть настоящим, политически активным, способным действовать во благо России человеком. В школьном возрасте (да и не только) это уже немало — ведь именно на таких гражданах держится сила и величие государства.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания.
Мною был проведен интересный эксперимент с учениками 5-8 классов, то есть возраст принявших участие в данном эксперименте респондентов колебался в пределах от 12 до 15 лет.
Сначала мы провели встречу с людьми разных поколений, попросили рассказать их о своем детстве без интернета и современных гаджетов, подробно описать их повседневные дела и заботы, а так же игры, в которые играли, и шалости, в общем, рассказать, чем была наполнена в то время их жизнь.
Затем мы провели практический урок информатики, на котором дети высказывали свое мнение о жизни «в прошлом», о том, как бы сложилась их собственная жизнь, если вдруг пропал бы и интернет и все новомодные «гаджеты», чем бы они занимались и во что бы играли, а затем я попросила школьников составить самостоятельно презентацию на эту тему. Используя фотографии, картинки, тексты из интернета, попросила оформить данную презентацию по своему вкусу и выразить таким образом свое личное к этому отношение. И в ходе данного эксперимента мною был замечен один интересный факт. Дети из пятого класса пытались вставить в свою презентацию больше фактов, конкретно картинки и текст о новых знаниях, полученных в ходе той беседы и то, без чего они не смогли бы сейчас обойтись, а именно телевизор с мультиками, игры за компьютером, планшеты и т.д., а вот дети постарше больше вкладывали в данную презентацию личных чувств и эмоций, сообщая о том, как их поразила жизнь того поколения, как они сочувствуют тем, у кого не было возможности получать односекундно нужную информацию из интеренета, при этом удивляясь тому, что на уроках больше приходилось запоминать, учить, и понимали, что сейчас им живется гораздо легче и, тем не менее, они бы с удовольствием окунулись именно в ту эпоху «без интернета», чтобы прочувствовать на себе все прелести той обычной жизни, беззаботного веселья и школьного труда.
Затем я попросила ребят ответить на простой вопрос: могло бы такое детство их радовать, если бы они не знали иного? И конечно, большинство ответило положительно. Потом я спросила их: как бы вы хотели, чтобы жили ваши дети и внуки? Как вы представляете себе идеальный для них мир? Удивительно приятно, что большинство из ребят первым делом ответили, что хотят мира, хотят, чтобы их будущее поколение не знало болезней и все были счастливы. Как они представляют себе счастливую жизнь? Ни кто не стал говорить про деньги, славу, власть… Ребята говорили о простых естественных вещах: бесплатной медицине, качественном образовании, о возможности заниматься любимым делом и жить в мире и согласии с природой. Потом я спросила: если бы вы знали, что именно от вас зависит то, как будут жить ваши дети и внуки, каким будет их детство, отрочество и взрослая жизнь, то что бы вы предприняли? Каждый из вас лично? И из ответов детей мне стало ясно, что они осознали необходимость посвятить свою жизнь улучшению собственного качества жизни, улучшению своих собственных качеств, необходимость построения четких целей и понимание шагов, необходимых для достижения своих планов. И, что немаловажно, все ребята хотели жить счастливо именно на своей родине, в кругу своей семьи и друзей.
О приобщении ребенка к культуре своего народа написано много, потому что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, ответственность, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важной составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Правовое воспитание реализуется в рамках направления "Социальная информатика" в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав. Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в рамках общешкольных, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ в области информационных технологий (компьютерная графика, презентации, анимация, web-сайты, посвященные знаменательным датам в истории малой Родины и Отечества). Немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет краеведческая и исследовательская работа, проводимая в школьном музее. Помимо этого, необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о своей семье, о нашей стране и народе, статистические данные Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России. Экологическое воспитание реализуется в рамках организации межпредметных связей информатики предметами естественнонаучного направления (окружающий мир, природоведение, естествознание, география, биология, экология). Ведущую роль в данном направлении играют проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеклассной работе. Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Модель патриотического воспитания школьников на уроках информатики помогает обеспечить целенаправленное формирование у подростков активной позиции, способствовать включению их в решение общественных задач, создавать условия для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Оценка результативности патриотического воспитания выполняется на основании системы объективных критериев (методическое пособие «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию», издано Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации). Данная система включает в себя не только целенаправленность и системный характер воспитательного процесса, но и научное обоснование методов и технологий воспитательного воздействия. Как определяет Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, «патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Исторически сложилось так, что патриотизм стал одной из наиболее ярких черт характера россиян. Русскому патриотизму присущи свои особенности. Большое значение в воспитании патриотизма имеет эмоциональное воздействие. Важен эмоциональный фактор, поскольку эмоции оказывают мотивирующее влияние на результативность деятельности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в особенности патриотического воспитания средствами праздничной культуры, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у подростков[[36]] .
Следование традициям в воспитании подрастающего поколения играет важную роль. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, историях частей и кораблей, памятниках и мемориалах, празднованиях выдающихся дат истории нашего народа[[37]]. Многие из традиций закреплены ритуалами. Они торжественны, строги, лаконичны и исполнены глубокого внутреннего смысла. Носителями традиций являются не только отдельные герои, воины, прославившие себя и Отечество подвигами, но и целые коллективы, воинские части, корабли, соединения. Героические традиции, как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы получили в наследство, используется в самых различных отношениях и формах. Традиция дает возможность бережного отношения к героической истории, сохранения наиболее рациональных форм поведения и действия, а также позволяет, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям-творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи. В героических традициях всегда есть яркие образы героев, коллективов, которым подростки стремятся подражать, быть похожими на них[[38]] .
Не менее важным условием патриотического воспитания учащихся является тесная связь с родителями. Неверно полагать, что воспитывая любовь в семье, тем самым уже прививается любовь к Родине, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. К сожалению, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в семьях, особенно в молодых, вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и нередко вызывают лишь недоумение[[39]].
Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей патриотическое направление. В этом случае огромную роль играет наличие скоростного доступа к сети Интернет и умение находить необходимый материал в огромном море информации. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно контролировать работу учащихся по поиску информации для исследовательских проектов. В случае планомерной и непрерывной работы у педагога накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем. Но, в связи с постоянным развитием общества и изменением международной ситуации, исследовательские работы будут неизменно требовать пристального внимания учителя, так как возможны выходы учащихся на недостоверные сетевые источники информации.
Да, сейчас есть множество разработок мероприятий с патриотическим содержанием, но при этом роль и место внеурочной деятельности в воспитании патриотизма в подростках пока недостаточно исследованы. Уверенна, что именно благодаря мобильной, динамичной внеурочной деятельности, имеющей общественно полезную направленность и ценностный потенциал, мы сможем обновить методы, формы, содержание и приемы патриотического воспитания подростка, где приоритетами являются актуализация чувства Родины, ориентация на служение интересам Отечества, уважение к истории, ценностям культуры.
Конечным результатом реализации модели патриотического воспитания должны стать духовный и культурный рост школьника, гражданская позиция и патриотическое осознание себя как гражданина великой страны, достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций российского государства, а также повышению их социальной активности.
На основе изучения эволюции понятия «патриотизм» и анализе современного его понимания, было выявлено, что в разные периоды развития патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
В основной части исследования были установлены проблемы, возникшие, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию патриотического воспитания в нашей стране.
К ним стоит отнести то, что многие общеобразовательные школы до сих пор сводят всё патриотическое воспитание к проведению неких мероприятий, игнорируя прочие направления в данной области. Кроме того, необходимо проводить большую краеведческую работу - как урочную, так и внеурочную, приобщая ребенка на разных предметах и занятиях к культуре и искусству, и взращивая тем самым патриотические ценности.
Наконец, за последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Во многом это происходит из-за чрезмерного рвения в прививании любви к Родине, по сути являясь обратной стороной патриотического воспитания, необдуманным доведением патриотических идей до абсурда.
Проблемы, существующие сегодня в воспитании – это проблемы живых связей, отношений. Есть мозаика дел, событий, уроков, мероприятий, которые не имеют закономерной, естественной, внутренней связности. А нужен контекст живой жизни, определенная системообразующая деятельность, в которую встраиваются любые другие виды деятельности, позволяющие расширять картинку мира детей и развивать у них определенные личностные качества и способности.
1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с.
2. Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века// Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв.): Сб. ст. М.: ИРИ РАН, 1994. С. 38-50.
3. Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-
74
4. Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012 С. 35-41
5. Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное
образование, Победа, 2012, № 9 С. 45
6. Быков А. К. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. —2010. — № 9.
7. Вне урока. Блог учителя истории и обществознания, депутата
Барнаульской Городской Думы Ермоленко Марины Владимировны.
[Электронный ресурс]. 2011. URL: http://www.istorik-ermolenko.ru/ (дата обращения: 17.01.2014).
8. Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995.-263 с.
9. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с
10. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990-152с
11. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. – 2002.
12. Главацкий М.Е. Одна на всех победа. - М., учебная книга-2005-246 с
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.
3 – М., 1990.
14. Даринский А.В. Краеведение.- М., учебная книга-1995,- 54 с.
15. Дробленкова Н.Ф. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность. – М.Л., 1960.-С. 189-190.
16. Классен Валентина Германовна, Подвиг долга и любви. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»//
http://festival.1september.ru/articles/531691/ (11.11.14.)
17. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика- 1998-№ 5-С.112
18. Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (XIXX вв.). -М., 1994. – С.27, 28.
19. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии.- Л., 1987-115 с.
20. Кукушин В.С. Литературное краеведение.- Ростов н / Д: ГинГо, 1997-204с. 20.Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. – Ростов н/Д: ГинГо, 1996 -144с.
21. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508
22. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданское или гражданское? // Педагогика. – 2003
23. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа.- М., Исток, 1976-98с.
24. Лихачёв Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI XVII веков. – М., 1987. – С.26.
25. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.
- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.5. - С. 109-225.
26. Миловидов А. С. Коммунистическая нравственность и военнопатриотическое воспитание – М, 1979
27. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). –
М., 1994. – С.39
28. Особенности патриотического воспитания средствами праздничной культуры [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя и
администратора Ярошенко Галины Павловны. URL: http://yaroshenkogp.jimdo.com/2013/02/25/тема-особенностипатриотического-воспитания-средствами-праздничной-культуры/ (дата обращения: 15.08.2014).
29. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994. – С.485.
30. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным// Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века/ Вступ. ст.
Д.С. Лихачёва; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. –
М., 1986. – С. 16-107.
31. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. – 2007.
32. Пушкарева И.А. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
33. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. – М., 1998
34. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы » – М, 2010.
35. Савин Ю.В Учить школьников на традициях патриотизма // Дидакт. – 2002.
36. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с.
– (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
37. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1980, 175 с.
38. Скачано с www.znanio.ru
[1] М.В. Богуславский. С чего начинается Родина // Народное образование,
Победа, 2012, № 9 Стр. 45
[2] В.А.Сухомлинский. Родина в сердце. – М., 1980, Стр. 175
[3] А.С.Миловидов. Коммунистическая нравственность и военно-
патриотическое воспитание – М, 1979
[4] Д.С. Лихачёв. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков. – М., 1987. – Стр.26.
[5] Н.С. Дробленкова. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность. – М.-Л., 1960.Стр. 189-190.
[6] Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990. Стр.152
[7] М.М. Кром. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). -М., 1994. – Стр.27- 28.
[8] И.А. Пушкарева. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
[9] А.К. Быков. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. — 2010. — № 9.
[10] В.А. Кобылянский. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика- 1998-№ 5-Стр.112
[11] Д.С. Лихачёв. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков. – М., 1987. – Стр.26.
[12] Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным// Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века/ Вступ. ст. Д.С. Лихачёва; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. – М., 1986. – Стр. 16-107.
[13] Н.С. Дробленкова. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность. – М.-Л., 1960.Стр. 189-190.
[14] М.М. Кром. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). -М., 1994. – Стр.27-28.
[15] Н.И. Павленко. Петр Великий. – М., 1994. – Стр.397
[16] О.Г. Агеева. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века// Мировосприятие и самосознание русского общества
(XI-XX вв.). – М., 1994. – Стр.39
[17] И.А. Пушкарева. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
[18] А.С. Миловидов. Коммунистическая нравственность и военно-
патриотическое воспитание – М, 1979
[19] И.А. Пушкарева. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
[20] А.К. Быков. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. — 2010. — № 9.
[21] См. там же
[22] Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.5. - Стр. 64
[23] Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы » – М, 2010.
[24] В.С. Кукушин. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. - Ростов н/Д
: Феникс, 2006. – Стр. 245-246
[25] См. там же. Стр. 216-217
[26] Г. К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К.
Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. Стр. 542
[27] См там же. Стр. 543
[28] Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. Стр. 543
[29] С.В. Беглова, С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование, 2012 № 9 Стр. 71
[30] См. там же. Стр. 542-543
[31] Ю. Галанин. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. – 2002. Стр. 34
[32] С.Э. Берестовская. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уроков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012 Стр. 36
[33] С.В. Беглова, С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012№ 9 Стр. 70
[34] См. там же Стр. 71
[35] И.А. Пушкарева. Идея патриотизма в советской и русской педагогике / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
[36] Д.А. Волкогонов. Феномен героизма. – М.,: Политиздат, 1995. Стр.2 92
[37] Е.А. Воронова Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога / Е. А.Воронова. – Ростов н /Д: Феникс, 2009. Стр. 147
[38] Д.А. Волкогонов . Феномен героизма. – М.,: Политиздат, 1995. Стр. 160
[39] В.А. Кобылянский. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. Стр. 58.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.