Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа.
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
Аналитический отчёт
за межаттестационный период
с 2010 по 2015 годы
Составитель:
Дралова Галина Васильевна
Должность, место работы
педагог-библиотекарь.
Качканарский городской округ
2015 г.
Содержание:
Стр.
I. Введение. 1
II. Аналитическая часть. 3
1.Цель и задачи школьной библиотеки. 3
2.Школьная библиотека и ее педагогический потенциал. 4
2.1. Функции школьной библиотеки. 4
2.2. Основные показатели работы
школьной библиотеки. 5
2.3. Работа библиотеки по обеспечению учебниками. 7
2.4.Работа с педагогическим коллективом. 8
3. Массовая работа библиотеки ОУ школа № 5 в
современных условиях. 10
4.Противоречия, возникающие в результате
профессиональной деятельности. 13
5.Проектная часть. 15
Перспективный план работы на 2016-2020 учебный год. 16
III. Заключение 18
6.Список литературы. 20
I. Введение.
Сейчас мы, пожалуй, наиболее остро начинаем чувствовать, что нация сильна не богатством, а своими гражданами. Если государство не заботится об образованности и культуре своих граждан, оно обречено, у него нет будущего.
2003- 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации, профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, механизм поддержания и приумножения богатства родного языка.
Россия в начале нового века постепенно входит в ряд стран с развитой информационной структурой. Но по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA 2000 года, в котором приняли участие 265 000 пятнадцатилетних учащихся из 32 стран, учащиеся России заняли 27 место, свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.
Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Утрачиваются традиции семейного чтения. Снижается интерес населения к печатной прессе. Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения. Ухудшается владение родным языком. В обществе нарастают — даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» — представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.
Отсюда возникает проблема: при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для развития человеческого потенциала — повышения уровня культуры и образованности населения, повышения качества жизни и культурной активности граждан; повышения статуса страны в мире количество читающей публики уменьшается, а качество чтения снижается.
Существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать ее недостатки.
В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.
В процессе развития человека как личности не последнюю роль играет библиотека и в частности школьная библиотека. Какое отношение к книге будет заложено у ребенка с детства, таким оно и останется на всю жизнь. Сегодня, как сказала Т.Д. Жукова, «школьную библиотеку рассматривают как системообразующий элемент современного образовательного учреждения, генерирующий питательную среду для профессионального роста учителей и развития учащихся. Школьная библиотека, развиваясь, подстраивается под быстрые изменения социума, окружающего школу».
Школа, и в том числе школьная библиотека, формируют у ребенка умение самостоятельно работать с книгой, находить информацию, самостоятельно отрабатывать, подготавливать рефераты, доклады, повышать свой образовательный и культурный уровень.
Во время работы над аналитическим отчетом я прочла много различной литературы. Это статьи из журналов «Библиотека», «Школьная библиотека», «Справочник школьного библиотекаря» и многие другие. В них поднимаются наиболее актуальные проблемы библиотечной работы, особенно в образовательном учреждении. В своей работе я использовала также ряд правительственных документов и постановлений, касающихся как библиотеки в целом, так и школьных библиотек в частности. Это видно из списка литературы, приведенного в конце аналитического отчета.
II. Аналитическая часть.
1. Цель и задачи школьной библиотеки.
Цель работы школьной библиотеки - создать условия для обучения и воспитания по современным педагогическим технологиям, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особые потребности и профессиональный рост преподавателей.
Основные задачи, которые должна решать школьная библиотека, определяются «Положением о библиотеке образовательного учреждения»:
1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей.
2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользования, обучение пользованию книгой, поиску, отбору и оценке информации.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
Пути решения этих задач самые различные. Это и формирование фонда библиотеки путем качественного приобретения книг и периодических изданий, и эффективно работающая система библиотечных услуг. Она включает следующее:
1. Работа абонемента и читального зала.
2. Справочно-библиографическое обслуживание, которое включает библиотечные уроки
3. Информирование о литературе, которое включает книжные выставки, обзоры книг на различные темы
4. Распространение знаний, которое включает тематические литературные уроки, литературные путешествия. Выполнение их записывается в дневниках библиотеки. (прил 1).
2. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.
2.1 ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.
Трудно переоценить роль и место школьной библиотеки в педагогическом процессе, Она реализует различные функции:
а.) детской библиотеки, занимаясь выдачей художественной и научно- популярной литературы для чтения разновозрастных групп читателей,
б.) педагогической библиотеки, занимаясь выдачей учебной литературы, учащимся, педагогам и родителям,
в.) научной библиотеки, оказывая помощь учащимся и педагогам в написании рефератов, докладов, выступлений и т. д. Она проводит большую работу с учебной литературой, учитывая, по возможности, содержание образования. Она - информационный центр того образовательного учреждения где расположена. Сейчас основные функции школьной библиотеки следующие: образовательная, информационная, культурная. Образовательная функция школьной библиотеки заложена во всех документах, касающихся ее работы. Она реализует ее через содействие учителям, помогая им повышать педагогическое мастерство, пропагандируя педагогическую литературу; через бесплатное, для всех читателей обслуживание программной и учебной литературой; через проведение литературных мероприятий, как массовых, так и индивидуальных.
Информационная функция реализуется через формирование учащихся и педагогов информационной культуры. Это осуществляется через библиотечные уроки, например: «Первое посещение библиотеки» (l класс), информационные беседы: например - «Что читать о лечении хомячков», обзоры: например "Книги об Урале" и т.д. Культурная функция реализуется через привитие учащимся культуры поведения, (тематические беседы: "Вредные привычки"(5-6 классы), обзоры книг: "Книги об этике"( 7-8 классы) и выставки " Этика и этикет"( 8-9 классы), культуры чтения книг и другие.
Выполняя эти функции, школьный педагог-библиотекарь работает во всех направлениях и как библиотекарь и как педагог. Я должна помочь читателям выбрать ту книгу, которая им нужна, помочь выработать систему знаний с учетом особенностей информационных запросов читателей, проверить качество усвоения материала. Несмотря на большой объем работы, все это по возможности выполняется. Для выполнения этих функций так же необходимо тесное сотрудничество библиотекаря и педагогов. Этот творческий союз является основным принципом в работе нашей школьной библиотеки, я сотрудничаю как с учителями, работающими в начальной школе, так и с педагогами, обучающими 5-9 классы. Это сотрудничество проявляется в проведении индивидуальных и массовых мероприятий, в выдаче литературы, в выполнении справок и многом другом. Роль и значение школьной библиотеки видны из результатов анкеты, которую я проводила в феврале 2015 года среди учащихся четвертых классов. Из ее результатов видно, что дети нуждаются в школьной библиотеке, Она помогает им как при выполнении домашних заданий, так и чтении художественной литературы. Вся работа школьной библиотеки видна при рассмотрении различных ее показателей.
2.2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБJIИОТЕКИ.
Определение термина "показатель" профессор М. Мотылев сформулировал как "измеряемое свойство объекта, используемое для качественной характеристики другого, непосредственно измеряемого, свойства"(22, стр. 67.) В терминологическом словаре "Библиотечное дело" эффективность библиотечной деятельности определена как "степень соответствия результатов библиотечной работы целям функционирования этих учреждений"(18. стр. 28). С помощью различных показателей можно определить эффективность работы библиотеки. Основными из них являются количество читателей, книговыдача, количество посещений, количество проведенных мероприятий и уже производные от них читаемость, посещаемость, обращаемость.
Ежегодно в начале июня месяца я подсчитываю количество каждого из этих показателей и, исходя из них, анализирую свою роботу, сравнивая ее с предыдущими годами. (прил. 2). Исходя из этих показателей видно, что число детей в школе за последние пять лет уменьшилось, меньше стало и количество читателей. Соответственно этому уменьшается число посещений и книговыдач. Но если рассмотреть в процентном отношении, то число читателей составляет почти сто процентов от числа учащихся школы. Кроме того, на эти показатели влияет количество и качество литературы и периодических изданий, поступающих в школьную библиотеку.
Изучая основные показатели работы библиотеки, я пришла к выводу, что необходимо улучшать качественный состав фонда и качество обслуживания читателей, особенно в помощь учебному процессу по самым различным предметам. Это необходимо делать через обслуживание читателей, через массовые мероприятия, через индивидуальные беседы.
Посещаемость школьной библиотеки неплохая, так как дети обращаются сюда по самым различным поводам: написание рефератов, докладов, сообщений, за литературой по школьной программе, для внеклассного чтения, подготовка к различным конкурсам, олимпиадам.
Обращаемость – это степень использования фонда школьной библиотеки.
Она невысока, так как фонд стареет, новые издания поступают в недостаточном количестве, а старые книги почти не выдаются. Фонд школьной библиотеки пополняется мало.
Читаемость напрямую связана с пополнением фонда библиотеки изданиями, необходимыми по школьной программе. Программы по некоторым предметам (особенно по литературе) часто меняются, а фонд библиотеки пополняется намного медленнее, и поэтому недостаточно книг, которые необходимы для подготовки домашнего задания. Это несоответствие возрастает с каждым годом.
Книгообеспеченность – это среднее число книг, приходящееся на одного учащегося. Этот показатель тоже невысок и не только в нашей библиотеке, а по всей стране, как видно из специализированной периодической литературы и сайтов интернет. Это так же связано с недостаточным формированием фондов школьных библиотек.
Рассмотрение показателей работы библиотеки дало возможность оценить роль и значение школьной библиотеки в системе образования, выявить причины имеющихся недостатков. Главный из них – это плохое формирование фонда школьной библиотеки за последние годы. Оно идет в основном за счет случайных источников и не носит регулярный характер. Но надо отметить, что значительно улучшилось комплектование школьных библиотек учебниками.
2.3. РАБОТА БИБЛИОТЕКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНИКАМИ.
С 1985 года на школьные библиотеки была возложена обязанность по обеспечению учащихся бесплатными учебниками. Поступление их было регулярным и составляло 100-120% от количества учащихся школы.
Это было огромным достижением государства. В 1993 году Правительством Российской Федерации было принято постановление, по которому субъекты Российской Федерации должны были самостоятельно определить порядок обеспечения учебной литературой различных образовательных учреждений. В 1997 году впервые в Федеральном бюджете не были заложены средства на учебники для общеобразовательных учреждений. Но, несмотря на эти трудности, бесплатная выдача учебников продолжалась. Мы в городе обменивались учебниками между образовательными учреждениями и продолжаем это делать сейчас. В настоящее время обеспечение учебниками значительно улучшилось, но все равно иногда приходится обращаться в другие школы за недостающими учебниками. Учащиеся школы сейчас обеспечены учебниками на 97%.
Особенностью нашей школы является то, что у нас много классов для детей с ограниченными возможностями и им нужны не только учебники по обычной программе, но и учебники развивающего обучения. Я, по возможности стараюсь обеспечить детей и такими учебниками. Школьная библиотека тесно сотрудничает с методистом управления образованием Поповой М.В. Она ездит в центр «Учебная книга» и информирует школьных педагогов-библиотекарей о новых учебниках. Заказы на новые учебники обсуждаются с администрацией школы и каждым учителем. Затем заполняются бланки заказов, исходя из заявок и с учетом уже имеющегося фонда учебников, и отправляются в «Школьный формат» или издательства.
Используются также и другие источники комплектования: подарки от выпускников и спонсоров.
Очень актуален вопрос сохранения имеющихся учебников. Для того, чтобы отслеживать их сохранность я выдаю и собираю учебники сама под роспись учащихся. (прил 3). Из приложения видно как это происходит на практике. Для лучшей сохранности учебников в каждом классе есть ответственные, которые следят за их сохранностью в течение учебного года. Кроме того, я каждую четверть по всем классам проверяю сохранность учебников, свои замечания довожу до сведения детей и классных руководителей. Все это способствует как более полному обеспечению детей учебниками, так и их сохранности.
2.4. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.
Регулярно я провожу работу с учителями и другими работниками школы. Два раза в год я вывешиваю на стенде «Информация» списки периодических изданий, выписываемых школьной библиотекой. Хотелось бы отметить, что из-за нехватки средств периодических изданий в школьной библиотеке выписывается недостаточно. На педагогических советах я периодически провожу обзоры новых поступлений, при этом используется не только фонд школьной библиотеки, но и фонды библиотек города. За последнее время были проведены выступления на темы: «Помощь библиотеки в формировании ценностных основ», «Роль библиотеки, как информационного центра, в формировании социальной компетентности обучающихся».
Совместно с учителями я делаю заказы на новые школьные учебники и при этом провожу беседы с каждым учителем-предметником о роли и необходимости того или иного учебника. Я постоянно информирую учителей о поступлении новых учебников через школьное радио или в индивидуальных беседах. По мере необходимости я подбираю литературу по запросам учителей и других работников школы для проведения классных часов, собраний с родителями. Я подбираю литературу для написания выступлений на педагогических советах, педагогических чтениях и других целей.
3.Массовая работа библиотеки Муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5» в современных условиях.
Важнейшим звеном в работе школьной библиотеки я считаю массовую работу по самым различным темам и разделам фонда.
За межаттестационный период я провела следующие мероприятия:
были оформлены книжные выставки: «Новые учебники России» к началу учебного года для ознакомления учащихся и их родителей с новыми учебниками. В помощь учебному процессу в октябре месяце была оформлена выставка «Осень золотая» по творчеству русских поэтов 18-20 веков. К неделе ОБЖ в библиотеке проходила выставка «Обучение жизненно важным навыкам». Прошла презентация выставки с учащимися начальных и 6 классов. «Тайны живой природы», так называлась выставка, посвященная месячнику защиты окружающей среды. Была проведена презентация выставки. Юбилею школы был посвящен ряд мероприятий. Это книжная выставка «Школьная страна», урок презентация «История школы» совместно с музеем с учащимися начальных классов 6, 7 классов. Литературный урок «Символика России: герб, флаг, гимн» (6 кл.) был посвящен теме патриотизма. В помощь проведению конкурса «Живая классика» были оформлены выставки «Писатели о зиме», «Весенняя капель». В помощь проведению областных контрольных работ были оформлены выставки «Живая природа», «Кто много читает, тот много знает». По этой же тематике были проведены беседы с ребятами, как индивидуальные, так и коллективные. Педагог-библиотекарь принимала участие в проведении конкурсов поэзии среди учащихся начальных и 5-9 классов. К олимпиадам по различным предметам была оформлена выставка « Справочная литература – ваш помощник». Книги на ней менялись в зависимости от предметов. В марте в школе проходила неделя школьной библиотеки, которая была приурочена к неделе детской книги. На ней проходили следующие мероприятия: книжная выставка «Читайте книги с детских лет», литературное путешествие «Тайна книжной закладки». Были оформлены газеты: «Школьная библиотека», «Библиотека – информационно-методический образовательный центр». Прошла радиопередача о школьной библиотеке. После проведения этих мероприятий посещения школьной библиотеки значительно увеличились.
К неделе семьи были оформлены выставки: « Мы и наша семья»,
«О мамочке моей». В день открытых дверей в классах также были оформлены выставки «Кто много читает, тот много знает», « Для тех, кто любит читать», педагог-библиотекарь приняла участие в открытом уроке «Викторина по сказкам А.С. Пушкина», вместе с классным руководителем 2а класса. Провела мероприятия в рамках подготовки детей к конкурсам «Живая классика», «Мы – уральцы», провела школьную линейку, посвященную освобождению Ленинграда от блокады. Они включали рассказ о произведениях, громкие чтения произведений и викторины. На этих мероприятиях дети принимали активное участие, особенно если учесть что многие из них это дети с особыми возможностями здоровья.
Кроме того, прошли следующие мероприятия: «Урок-путешествие «По стране Вежландии», 2а класс, урок-путешествие «По загадочному миру растений», игра «Загадки в пословицах и поговорках» 6класс, беседа «Солдаты России», беседа «Мамы всякие важны» (1кл, 2 кл., 6кл.), беседа по книге Б. Васильева «В списках не значился» (7, 8,9 классы). К Новому году педагог-библиотекарь провела мероприятия и радиопередачу «Как отмечали Новый год в разных странах мира».
Знаменательным событием текущего учебного года было проведение открытого урока Победы в мае месяце. Для успешного проведения предварительно были проведены уроки мужества совместно со школьным музеем. В ходе их дети встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, читали книги о войне. Затем состоялся Урок Победы. В его проведении приняли участие дети из 9 классов. Они рассказывали о первом директоре школы ветеране Великой Отечественной войны Рогулькине А.И., стихи о войне, Урок прошел очень интересно. В нем принял участие выпускник школы Кропачев Н. Д.
В конце декабря я проводила литературную гостиную «Дед Мороз и его коллеги». Для учащихся в школьной библиотеке была показана мультимедийная презентация, и прозвучал рассказ о Деде Морозе, Санта Клаусе. В январе месяце прошли уроки мужества «Сердцем народа рожденный», посвященные создания и формирования Уральского добровольческого танкового корпуса. В конце января прошел конкурс чтецов. В подготовке и проведении конкурса я также принимала участие. Каждый февраль в школе посвящен патриотическому воспитанию. В библиотеке оформляются выставки «Ради жизни на Земле», «Солдаты России» и другие, дети читают книги , посвященные мужеству солдат. После проведения этих мероприятий посещения школьной библиотеки значительно увеличиваются. Важность массовых и индивидуальных мероприятий я считаю очень значимой.
4. Противоречия, возникающие в результате профессиональной деятельности.
За годы работы в школьной библиотеке и, особенно во время написания аналитического отчета, исследуя количественные и качественные показатели работы библиотеки, обеспечение учебного процесса, системы библиотечных услуг я столкнулась с рядом противоречий.
1. Главное из них – недостаточное финансирование. Хочется иметь в фонде библиотеки больше современных энциклопедических изданий, современной художественной литературы, программной литературы. Но из-за недостаточного финансирования это нереально и приходится использовать в своей работе те книги, которые есть в фонде библиотеки.
2. Это влечет за собой следующее противоречие: фонд библиотеки стареет, поэтому увеличивается число отказов на нужные детям книги.
3. Недостаточность периодических изданий для детей и подростков. Из-за небольшого количества средств на периодические издания не удается выписать те газеты и журналы, которые необходимо иметь в школьной библиотеке.
4. Для улучшения работы библиотеки и лучшего выполнения справок в библиотеке необходимо подключение к «Интернет», где можно найти ответы на многие детские вопросы.
5. Робота в школьной библиотеке очень интересная, творческая, но низкая заработная плата вызывает душевный дискомфорт. В нашей школе только 0,5 ставки библиотекаря, а это влечет за собой короткий рабочий день, за который не успеваешь выполнить необходимую работу.
6. Хотелось бы больше уделять внимания индивидуальным беседам с учащимися, особенно если учесть, что дети в основном из классов с особыми образовательными потребностями, а с ними нужны особые, индивидуальные формы работы. Хотелось бы уделять больше внимания работе со старшеклассниками, из-за короткого рабочего дня это не всегда возможно.
Совокупность всех этих противоречий влечет за собой недостаточный уровень значимости школьной библиотеки.
5. Проектная часть.
Исходя из выше сказанного я считаю, что необходимо:
- привитие обучающимся любви к книге,
- выработка навыка чтения,
- формирование интереса к чтению,
- установление причинно-следственных связей между полученными результатами и условиями их получения, дает мне возможность спроектировать свою работу на следующий период.
Цель: продолжить работу по теме, которую я выбрала. Профессор Светловская Н.Н. назвала ее теорией формирования читательской самостоятельности. Главные достоинства этой теории касаются конечной цели привития любви к чтению – читательская самостоятельность обеспечит ребенку надежность в дальнейшем обучении, ребенок перейдет к обучению через чтение и оно станет главным способом познания.
Для решения этой цели ставлю следующие задачи:
1. Продолжить изучение литературы по этой теме.
2. Осуществлять дальнейшее обслуживание детей, улучшая его качественные показатели, используя весь потенциал библиотеки.
3. Формировать все необходимые информационные ресурсы для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
4. Обеспечить информационную культуру посредством всех видов информационной деятельности библиотеки.
5. Улучшать комфортную среду в библиотеке с учетом ориентации на детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Продолжать постоянное сотрудничество с педагогами через индивидуальное общение, педагогические советы, по школьному радио.
7. Продолжать изучение интересов читателей с целью удовлетворения их потребностей в литературе.
8. Особое внимание уделять работе по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Гражданско-патриотическое воспитание сейчас является самым важным для всех поколений. От того, как эти вопросы будут решаться в настоящее время, зависит наше будущее и будущее всего мира. Поэтому вопросы гражданско-патриотического воспитания и образования остаются, и будут оставаться актуальными еще долгое время. Чтобы вырастить настоящих патриотов своей Родины необходимо регулярно и в последующие годы продолжать гражданско-патриотическое воспитание и образование различных групп учащихся младших и старших классов.
Примерный Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2016-2020 учебный год.
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Книжные выставки:
1. «Мы и наша семья» (1-9 классы) Цикл выставок.
2. «Россия – Родина моя» (1-9 классы). Цикл выставок.
3. «Я - России славной маленькая часть» (7-9 классы).
Другие мероприятия:
1. Обзоры книг с выставок. (1-9 классы)
2. Беседы возле выставок. (1-9 классы)
3. Громкое чтение книг «Страна друзей», «Родина» и др. (1-4 классы)
4. Литературный час «Семья и семейные традиции» (5-7 классы)
2017- 2018 учебный год.
Книжные выставки:
1. «Здоровье школьника» (5-8 классы)
2. «Закон обо мне и мне о законе». (8-9 классы)
Другие мероприятия:
1. Обзоры книг с выставок. (1-9 классы)
2. Беседы возле выставок. (1-9 классы)
3. Литературная гостиная «Наша символика». (5-7 классы)
4. Литературный час «Государственная символика России» (8-9 классы)
5. Урок-викторина «Государственная символика России». (7-9 классы)
2018-2019 учебный год.
Книжные выставки:
1. «Человек и общество» (7-9 классы)
2. «Азбука гражданина» (1-4 классы)
3. «Ваши права» (1-5 классы)
Другие мероприятия:
1. Обзоры книг возле выставок.(1-9 классы)
2. Беседы возле выставок. (1-9 классы)
3. Литературный час «Гражданином быть обязан» (6-9 классы)
4. Цикл радиопередач на тему «В те далекие годы войны» (1-9 классы).
2019- 2020 учебный год.
Книжные выставки:
1. «Урал – земля золотая» (5-7 классы)
2. «Служит Родине солдат» (1-9 классы)
3. «Символика России: история и современность». (5-9 классы).
4. Я – гражданин России» (1-9 классы).
Другие мероприятия:
1. Обзоры книг возле выставок. (1-9 классы).
2. Беседы возле выставок (1-9 классы).
3. Литературный урок «Я – гражданин России» (6-8 классы).
4. Урок- викторина «России сердце не забудет» (1-9 классы).
5. Литературная гостиная «Вспомним всех поименно». (7-9 классы).
III. Заключение.
По итогам межаттестационного периода сделано следующее:
осуществлен анализ библиотечных исследований по вопросам чтения детей с различными возможностями здоровья на основе личностно-ориентированного подхода, по проблеме формирования читательских умений и навыков обучающихся, по проблеме информатизации по различным темам, уточнена сущность личностно-ориентированного чтения книг по различным запросам обучающихся.
сформулированы критерии отбора имеющихся информационных и мультимедиа ресурсов, произведен отбор книг для самостоятельной работы учащихся с информационными ресурсами для формирования общеучебных умений.
Сделан вывод о позитивном влиянии книг и мероприятий на качество обучения и формирование общеучебных умений учащихся. Выделен ряд возможностей используемых мероприятий, реализация которых создает предпосылки для улучшения образовательного процесса, а также создания условий, ориентированных на развитие личности обучающихся:
¾ незамедлительная обратная связь между пользователем и информацией;
¾ хранение и доступность информации в школьной библиотеке с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователей;
¾улучшение поисковой деятельности по справочным изданиям в школьной библиотеке.
¾улучшение процессов учебной деятельности обучающихся благодаря их интеллектуальному развитию.
Показано, что проводимые педагогом-библиотекарем мероприятия имеют следующие достоинства: улучшается наглядность и восприимчивость обучающимися программного материала за счет усиления эмоциональной составляющей; учащиеся проявляют интерес к учебному предмету. Существенным фактором является также возможность влиять на познавательный интерес ребенка, возможность предоставления обучаемому разнообразия организационных форм деятельности.
В результате работы выявлено, что подводимые педагогом-библиотекарем мероприятия являются средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и жизни. Педагогическая целесообразность работы школьной библиотеки в учебном процессе определяется такими педагогическими целями, достижение которых возможно благодаря интенсивной работе педагога-библиотекаря. Показанием является использование книг, взятых в библиотеке в качестве пособий по конкретным темам; для расширения кругозора обучающихся, для приобретения новых знаний.
Перспективу деятельности в течение следующего межаттестационного периода я вижу в следующем: организации системы проведения мероприятий, работе с детьми с различными возможностями здоровья на основе учёта их индивидуальных возможностей; реализации подхода к каждому читателю библиотеки, для чего будет использован опыт формирования общеучебных умений учащихся в процессе анкетирования и обслуживания их на абонементе. Для достижения поставленных целей предполагаю расширить информатизацию обучающихся, использовать различные формы и методы библиотечной работы.
6.Список литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в 2013 году.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23. 05. 2015. №497.
3. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы. Утверждена правительством Российской Федерации от 20.05.2015. № 481.
4. Закон Российской Федерации « Об образовании».- М.: АСТ - 2003.
5. Конвенция модернизации Российского образования на период до 2010 г. / Директор школы. 2002, № 1.
6. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения. / Министерство общего и профессионального образования РФ от 14 января 2008 г. / Вестник образования. – 2008., №6 – с. 47-52.
7. Положение о библиотеке Муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5». 2014г.
8. Алтухова Г. Кодекс этики. /Библиотека. – 1997., № 1. – с. 28-29.
9. Антал М.В. Общество знаний начинается со школьной библиотеки. /Школьная библиотека, 2015, №2, с.24-26.
10. Барболина М.А. Место библиотек в образовательном и воспитательном процессах. /Школьная библиотека, 2014, №5, с. 12-14.
11. Володин Б. Что нас объединяет?. История и современность. Аспект взаимодействия библиотек учебных заведений. /Библиотека. – 2011.,
№ 3 – с. 3-8.
12. Государственные мероприятия 2015 года по проблемам библиотек, чтения, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. /Школьная библиотека. – 2015, №1.
13. Зуева Е. Педагогический потенциал школьной библиотеки. / Библиотека. – 2014, №4, с. 14.
14. Концепция развития библиотеки образовательного учреждения. Проект. / Школьная библиотека, №1 2013. с. 1-3.
15. О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. / Школьная библиотека. – 2013, №1, с.9-15.
16. Об утверждении федеральных перечней учебников … на 2014-2015 учебный год. Приказ Минобрнауки России от 7 декабря 2014 года. № 302./ Школьная библиотека. 2014, №1, с.1-3.
17. Родионова П.Г. Сухомлинский и актуальные проблемы библиотечной работы с юношеством. /Школа. – 1999, № 4, с. 36-37.
18. Райкова Г. В помощь учебному процессу. / Библиотека. 2013, № 7, с. 51-52.
19. Сладковская Н. Сохрани мир, в котором живешь. /Школьная библиотека. 2012, №3, с. 26.
20. Справочник библиотекаря. /Государственная российская библиотека. – М, 2002, 234 с.
21. Семенова Н. Работа с учебником и не только. /Библиотека. 2014, №3, с. 31-32.
22. Стахеева В.А. Приближение к душе: Программа чтения для детей. /Школьная библиотека, 2014, №5, с. 4-6.
23. Тарасова Э. Учебная библиотека в меняющемся мире./Библиотека. 2014, №2, с. 17-18.
24. Элиасберг Н. И. Проблемы воспитания нравственных свойств личности и гражданственности в условиях информатизации образования. /Школьная библиотека, 2015, № 9-10, с. 73-81.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.