Аутизм

  • docx
  • 12.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АУТИЗМ.docx

 

АУТИЗМ (также известный как инфантильный аутизм, детский аутизм, ранний детский аутизм, синдром Каннера или аутизм Каннера - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

 

 

Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет

Аутизм - это нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения.

 Есть дети, живущие в своём собственном мире и не желающие ничего знать о нашем. Аутизм - полный или частичный отказ от общения с окружающими.

Термин «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «сам». Впервые он был использован швейцарским психиатром Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода в себя у взрослых пациентов, страдающих шизофренией.

Синдром раннего детского аутизма (сокращённо РДА) - синдром, характерный для аутизма, описанный впервые австрийским и американским психиатром Лео Каннером в 1943 году.

 

Проявления раннего детского аутизма:

С ребёнком трудно организовать взаимодействие, привлечь его внимание, заметна задержка его речевого развития, он склонен к самоизоляции, чрезмерной стереотипности поведения, агрессии и самоагрессии. Все эти симптомы могут сглаживаться в возрасте от 3х до 6ти лет, но на первый план выходят такие проблемы как: ЗПР, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.

 

К расстройствам аутистического спектра (РАС) согласно международной классификации болезней относят также:

 -нетипичный аутизм( проявляется после 3х лет);

- расстройство Ретта;

- расстройство Аспергера;

- синдром Геллера или дезинтегративный психоз.

 

Основными признаками аутистического расстройства являются:

- нарушения социализации;

- нарушение развития языковых и коммуникативных навыков;

- сопротивление переменам или стремление к однообразию.

Дети с аутизмом характеризуются значительной психической незрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды и требуют бережного к себе отношения. Поэтому эти дети нуждаются в постоянном контакте с психологом.

С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.

 

Аутичные дети имеют следующие особенности поведения:

-стремление уйти от общения;

-ограничение контактов даже с близкими людьми;

-неспособность играть с другими детьми;

-отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру;

-стереотипность в поведении;

-страхи;

-агрессия;

-самоагрессия;

-трудности в обучении;

-задержка речевого и интеллектуального развития.

 

Социальные взаимодействия и отношения.

Ребенок избегает зрительного контакта. Аутистам сложно понимать чувства других людей, например, боль или грусть.

 

Вербальная и невербальная коммуникация.

Например, ребенок не разговаривает. Или без конца произносит одну и ту же фразу.

Ограниченные интересы.

Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше или взрослые могут страстно интересоваться одной узкой темой, например, коллекционными карточками или номерными знаками.

 

Родители аутичных детей описывали их так:

«самодостаточный»

«как в скорлупе»

«совершенно счастливый, если его не трогают»

«ведёт себя, будто людей рядом нет»

«производит впечатление молчаливого мудреца»

«ведёт себя как загипнотизированный»

Расстройства аутистического спектра, в частности ранний детский аутизм, как полагают большинство современных исследователей, является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы, которая может быть вызвана широким кругом причин:

-генетической обусловленностью;

-хромосомными аномалиями;

-врождёнными обменными нарушениями;

-как результат ОПЦНС.

 

Как такового «типичного аутиста» не существует. У каждого отдельно взятого ребёнка с РАС наблюдаются множество различных проявлений аутизма от самых лёгких до самых тяжёлых.

Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Классификация нарушений раннего детского аутизма:

1. Аутизм, как полная отрешённость от происходящего;

2. Как активное отвержение общения;

3. Как захваченность аутистическими интересами;

4. Как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Аутизм - не болезнь, у которой есть начало и конец, и которую можно лечить с помощью медикаментов или диеты, аутизм - это пожизненный недостаток здоровья.

 Важно помнить, что «лечение» в основном состоит из специального педагогического вмешательства, и свойственные аутизму особенности остаются с человеком на всю жизнь.

Для диагностики РАС у детей используется ряд современных опросников, тестов, например таких как ADOS, ADOS-G, ADI-R и другие.

Затем следует углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута. Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учитель-дефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр.

Наиболее эффективные коррекционные методики, используемые в работе с аутичными детьми:

- Физиотерапия

- Трудотерапия

- Логотерапия

- Анималотерапия

- Арт-терапия

- Песочная терапия

- Музыкотерапия

- Игротерапия

- Сенсорная интеграция

- Поведенческая терапия

 

 

Основные рекомендации в работе с детьми имеющими РАС:

Такие дети нуждаются в строго расписанном распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно.

Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении.

Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда не комфортно, поэтому ко всему новому, его нужно подготавливать мягко и заранее.

Как утверждают многие специалисты в области изучения расстройств аутистического спектра, несмотря на тяжесть нарушений, в некоторых случаях возможна успешная социализация детей-аутистов. Они способны приобрести навыки самостоятельной жизни и овладеть достаточно сложными профессиями. Подчёркивается, что даже в самых тяжёлых случаях упорная коррекционная работа всегда даёт положительную динамику: ребёнок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей.

 

Литература:

1. Аутичный ребёнок. Пути помощи. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

2. Аутизм практическое руководство для родителей, членов семей и учителей. Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер

3. Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/Аутизм]