Аутизм. РДА. Обзорна статья
Оценка 4.8

Аутизм. РДА. Обзорна статья

Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология
Взрослым
19.05.2020
Аутизм. РДА. Обзорна статья
Обзорная статья о проблемах раннего детского аутизма
Аутизм статья текущая.docx

Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире имеет аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете. В России про аутизм широко заговорили совсем недавно, раньше его часто называли одной из форм детской шизофрении.

Сейчас для диагностики расстройства аутистического спектра (РАС) по МКБ-10 используют следующие параметры:

1.     Дефициты социальной сферы

2.     Стереотипии и манеризмы

3.     Дефициты коммуникативной сферы

Одним из основополагающих критериев диагностики РАС является дефицит коммуникативной сферы. Несмотря на то, что некоторые дети с аутизмом владеют устной речью и могут использовать её в качестве основного средства коммуникации, общение с детьми с РАС будет затруднено в любом случае. В первую очередь страдает целенаправленное, самостоятельно инициируемое общение.

Для детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития, которые не могут использовать устную речь как основное средство общения, разрабатываются различные методы аугментативной и альтернативной коммуникации (ААК). Такие методы могут быть востребованы как на постоянной основе, так и использованы как средство для развития устной речевой коммуникации.

Одним из самых распространенных методов ААК является система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS), разработанная Лори А. Фрост и Энди Бонди. Карточки PECS (Picture Exchange Communication System, с англ. «Система обмена коммуникационными карточками») представляют собой систему визуальной поддержки, которая способствует обучению различным навыкам коммуникации детей с РАС.

Система PECS базируется на принципах прикладного бихевиорального (поведенческого) анализа поведения, знаниях о нормативном речевом и языковом развитии и на методологических основах альтернативной коммуникации. Следует различать методику PECS и любую другую методику, основанную на использовании визуальных карточек. Система PECS имеет свою структуру, которая строится по принципу пирамиды в обучении, и на основе которого строится каждое занятие PECS.

Принцип пирамиды основывается на многогранности процесса обучения. В основании пирамиды лежат два главных вопроса, на которыми надстраивается вся система обучения: «Чему учить?» и «Зачем учиться?». Ответы на эти вопросы формируются с помощью четырех граней основания пирамиды:

1.     Учебные цели

2.     Системы подкрепления

3.     Общение и социальные навыки

4.     Поведение, неадекватное ситуации

Учебные, или функциональные цели в обучении детей с аутизмом по системе PECS не отличаются от учебных целей при работе с любыми другими детьми. В процессе обучения дети с РАС должны освоить те знания, умения и навыки, которые позволят им в дальнейшем быть полноценными членами общества, найти работу и жить отдельно от родителей. Важно то, что результатом обучения должен стать конкретный прикладной навык, а не констатация факта, что ребенок научился читать или писать.

Системы подкрепления являются мощной основой обучения. При использовании подкреплений и поощрений, важно соблюдать два правила: подкрепление должно быть подобрано индивидуально под конкретного ребенка и подкрепление должно быть естественным, то есть соответствовать конкретной ситуации. Например, естественным подкреплением ребенка, который самостоятельно зашнуровал ботинки будет прогулка в его любимом парке, а не условная сладость. Также важно учитывать, что подкрепление должно следовать сразу после действия, а не через большой временной промежуток.

Общение о социальные навыки – следующий основополагающий элемент пирамиды. Общение может осуществляться в двух направлениях: комментирование и просьба. Каждое из этих двух направлений делится еще на три вида: спонтанная просьба или комментарий, просьба или комментарий в ответ на подсказку, просьба-повтор или комментарий-повтор. Важно различать эти виды коммуникации и грамотно использовать их в работе.

Предотвращение и исправление нежелательного поведения, неадекватного ситуации. На этом этапе нужно особенно сильно опираться на принципы прикладного анализа поведения. Одной из методик предотвращения нежелательного поведения является применения функционально эквивалентного альтернативного поведения (ФЭАП). То есть если ребенок прибегает к самоповреждению с целью привлечения внимания, нужно научить его другой форме привлечения внимания.

В вершине пирамиды находятся следующие грани, обеспечивающие работу по PECS:

1.     Обобщение

2.     Разработка эффективных занятий

3.     Конкретные стратегии обучения

4.     Минимизация и исправление ошибок

 


 

Аутизм называют эпидемией XXI века

Аутизм называют эпидемией XXI века

Чему учить?» и «Зачем учиться?»

Чему учить?» и «Зачем учиться?»

Обобщение 2. Разработка эффективных занятий 3

Обобщение 2. Разработка эффективных занятий 3
Скачать файл