Урок географии в 7 классе
ТЕМА: Австралия: путешествие
Цели: повторение пройденной темы, обобщение и создание целостного представления о материке; развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие умений работы с картой и другими источниками информации; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение); повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изученном материке; внимательное отношение к природе, формирование мировоззрения, оценочного суждения.
Ход урока
Оргмомент.
100 лет тому назад потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года, чтобы попасть в Австралию. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов.
Об Австралии много писали, но лучшее высказывание - это Жака Паганеля: «А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который образовываясь, поднимался из морских волне своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в средине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса, что заставило учёных выделить их с особый класс – птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины… самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!» (Жюль Верн)
Вы совершите путешествие по Австралии. Во время путешествия будьте внимательны, узнаете, что обозначает слово «Индевор» и постарайтесь запомнить о материке самое, самое, самое.
1. Представление команд
26 января в южном полушарии отмечается национальный праздник – день Австралии. Сегодня мы совершим с вами путешествие на этот загадочный материк, и вам понадобятся все географические знания и умения. В пути мы будем составлять карту путешествия, на которую при помощи условных знаков нанесёте главные особенности материка. В этом путешествии будут соревноваться 2 команды и та, которая станет победительницей, получит оценку «5», в других командах также будут оценены лучшие игроки. Итак вперед!
2. Ход игры
1 станция – «Всезнайки»
Она располагается под нами.
Там очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды.
Там в зарослях следы бескрылых птиц
Там кошкам в пищу достаются змеи
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют
Деревья сами лезут из коры
Там кролики страшней, чем наводнение…
Объясните строчки из этого стихотворения, и каждое правильный ответ принесет команде 1 балл. На обдумывание 1 минута…
2. игра «Третий лишний»
· Дарлинг, Конго, Муррей
· Атлантический, Индийский, Тихий.
· Тропический, Субтропический, Умеренный.
· Большой водолраздельный хребет, Килиманджаро, Косцюшко.
· Баобаб, Эвкалипт, Акация.
· Марабу, Лирохвост, Попугай.
· Пустыни, Тайга, Саванны.
· Йорк, Байрон, Игольный.
· Кенгуру, Обезьяны, Утконос.
· Бассов, Мозамбикский, Торресов.
3 станция – «Геологическая»
Капитан команды выбирает конверт с заданием. На обдумывание – 1 минута.
· какими полезными ископаемыми богата Австралия?
· Какие формы рельефа преобладают в Австралии?
· Назвать максимальную и минимальную высоту в Австралии?
4 станция – «Климатологическая»
На столе лежит географическое лото. Необходимо правильно соотнести тип климатического пояса с его признаками и накрыть карточкой соответствующего цвета….
Осадков мало.. |
Летом господствует экваториальный воздух, зимой - тропический |
Способствует образованию криков |
Значительные сезонные различия в температуре и осадках |
Способствует развитию саванны и редколесий |
Распространены на большей части материка |
Летом господствуют тропические, зимой – умеренные воздушные массы |
Способствует развитию пустынь и полупустынь |
Находится на юго – западе материка |
5 станция – «Биологическая»
Он живет на эвкалипте
молодой листок жует,
а как съест все - на другое
сразу дерево идет.
Он немного неуклюжий
Он ушастый и смешной
Вы скорее подскажите
Кто же это, кто такой!
Хоть поверьте, хоть проверьте
очень скрытный это зверь
но чудесней, интересней
нет в Австралии, поверь.
Он щенок с утиным носом
И с хвостом, как у бобра
Он откладывает яйца
У воды его нора.
Хоть поверьте, хоть проверьте
Есть в Австралии портрет
По прыжкам на задних лапах
В мире равных ему нет.
Их древесные породы
Ловко скачут по ветвям
Их сидят детишки в сумках
У заботливых у мам.
6 станция - «Хозяйственная»
Назовите основные занятия населения Австралии?
Отметьте эти особенности на карте
А пока участники команд работают с картой, 1 из команды может помочь команде заработать еще 1 балл…
Назовите особенности Австралии, о которых можно говорить как о самых – самых….
7 станция - «Экологическая»
Голубеет эвкалипта стройный ствол,
Куст невиданной акации расцвел.
Только это все лишь малый уголок, -
Громче пенья птиц на фабрике гудок.
Нет Австралии тех детских наших дней,
Вся сгорела между дымов и огней.
Рельсы врезались во взмахи желтых гор,
Скован, сцеплен, весь расчисленный, простор.
Там, где быстрая играла кенгуру, -
Овцы, овцы, поутру и ввечеру...
Назовите экологические проблемы современной Австралии.
Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.