|
|
|||
автор: medv | Категория: Учебные пособия » Развитие речи и логопедия | Просмотров: 26445 |
||||
ЗВУК Ш. (№1)
|
Тема "Автоматизация звука [Ж] в слогах и в словах в различной позиции"
Цель: Продолжить работу по автоматизации звука [Ж] в словах в различной позиции
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить артикуляционные и акустические признаки звука [Ж];
- формировать правильное произношение изолированного звука [Ш] в слогах и словах в разной позиции;
- обогащать и актуализировать словарь;
- упражнять в практическом употреблении грамматических категорий языка;
- обогащать речевой опыт детей;
Коррекционно-развивающие задачи:
- вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
- развивать переключаемость органов артикуляционного аппарата (при произнесении различных слоговых рядов);
- развивать слухо-речевую память мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение и интонацию);
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- развивать фонематическое восприятие и формировать навыки звукослогового анализа и синтеза;
- развивать и укреплять психологическую базу языка – зрительное и слуховое внимание и память,
восприятие, словесно-логическое мышление, воображение;
Коррекционно-воспитательная задача:
- способствовать воспитанию интереса, уважения и любви к живому русскому слову, культуры речевого общения.
Ход и содержание занятия:
1. Организационный момент
Приветствие
Взрослый подаёт правую руку ребёнку: «Добрый день, Владик!» и предлагает ему опустив ладошку на его руку сказать: «Здравствуйте!».
2. Сообщение темы занятия
2.1. Слайд 2
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
- Пчёлке Жуже очень понравились упражнения для языка, которые ты показал ей. Но запомнить их она не может. Покажи ещё раз Жуже, как выполняются упражнения.
а. Щелчком мыши на мониторе появляются картинки – ребёнок поочерёдно выполняет упражнения для губ и языка, затем, при появлении сответствующих букв, пропевает гласные звуки.
б. Задание: - вспомни упражнения, которые спрятались за буквами и выполни их.
2.2. Слайд 3
Наступил вечер и пчёлки полетели домой ж-ж-ж … .
Как жужали пчёлки? (ж-ж-ж …).
Щелчком мыши на мониторе появляются пчёлки, и ребёнок произносит звук [Ж], пока они летят.
Какой звук продолжишь учиться говорить? (Звук [Ж].)
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам с помощью схемы
Слайд 3(продолжение работы со слайдом)
Задание (вновь щелчком мыши на мониторе появляются пчёлки и схема составления характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам): с помощью схемы расскажи о пчёлкам о их любимом звуке [Ж].
Фишкой какого цвета обозначается звук [Ж]?
4. Произношение звука в слоговых сочетаниях
Слайд 4
Упражнение для автоматизации звука [Ж] в открытых слогах
Упражнение «Жук песенки поёт. И просит тебя спеть вместе с ним…». Произнесение слогов с различной интонацией и соответствующей мимикой.
Слайд 5
Упражнение для автоматизации звука [Ж] в открытых слогах
Упражнение «Пчёлки разговаривают …». Произнесение слогов с различной интонацией и соответствующей мимикой.
Слайд 6
Упражнение для автоматизации звука [Ж] в слогах
Упражнение «Божья коровка учится читать …».
Произнеси (прочитай) слоги с изменением ударения
5. Произнесение звука [Ж] в словах
Слайд 7
Упражнение на выделение слов со звуком [Ж] из ряда слов. Определение позиции звука в словах [Ж].
Выбери дорожку - прямую или волнистую
Назови картинки, по которым пролетела пчёлка Жужа.
Веди по дорожке глазами; называй слова, в названиях которых есть [Ж]. Где (в начале, середине) звук [Ж]? (Назови все ягоды.)
Слайды 8, 9 ,10
Словарик в картинках. Закрепление произношения звука [Ж] в начале слов.
Ребёнок читает или произносит вслед за логопедом ЖА (ЖИ, ЖУ). Жаба Жанна просит тебя назвать слова, начинающиеся на ЖА- (ЖИ-, ЖУ-).
Слайд 10
Повтори за мной каждые 3 слова (чётко выделяя звук [Ж]).
Жанна – жаба – жатва
Жабо – жакет – жокей
Живот – живой - жидкий
Женя – жена – жених
Жжёт – жена – жуёт
Женя – Жанна - жаба
Живот – животные - жидкий
Назови 5 слов, которые запомнил. Называя слова, ребенок строит башенку из кубиков ЛЕГО.
После выполнения ребёнком задания кликом мыши появляется другое изображение – жаба Жанна рада, что ребёнок справился с заданием.
Слайды 11-13. Словарик в картинках. Автоматизация звука [Ж] в середине слов в интервокальной позиции (варианты работы со слайдами см. в пункте Слайды 7-18. Дополнительные задания к слайдам)
Слайд 14. Автоматизация звука [Ж] в середине слов в интервакальной позиции. Упражнение «У кого кто?»
Слайд 15. Автоматизация звука [Ж] в середине слов в интервакальной позиции. Упражнение в образовании множественного числа имён существительных
Слайды 16-18. Словарик в картинках. Автоматизация звука [Ж] в середине слов со стечением согласных звуков
Слайды 7-18. Дополнительные задания к слайдам:
Вариант 1. Работа по слайдам:
- называние картинок через одну;
- называние картинок, начиная с последней;
- называние картинок, расположенных в правом (левом) столбике; в нижней (верхней) строчке; в среднем столбике; в правом нижнем (правом верхнем, левом верхнем, левом нижнем) углу.
Вариант 2. Распечатать слайды. Выполнить вышперечисленные задания с помощью игрушки Киндер-сюрприз (передвигая её по картинкам).
Слайд 19
Автоматизация звука [Ж] в словах. Упражнение в умении подбирать слова, близкие по звуковому составу (развитие фонематического восприятия):
Подбери рифму
А. Названия каких предметов звучат похоже. Помоги ежихе Жанне подобрать рифму.
Б. Назови быстро и чётко все пары слов. После выполнения ребёнком задания кликом мыши появляется другое изображение – ежиха Жанна рада, что ребёнок справился с заданием.
Слайд 20. Автоматизация звука [Ж] в словах. Упражнение в классификации предметов по картинкам «Лишняя картинка»
Ёжиха приготовила для тебя задания:
1. Назови картинки.
2. Пижама, дождевик, жилет, пиджак – это … .
3. Какая картинка лишняя? Почему?
Вариант 1: пижама, дождевики, жилет, пиджак (2 дождевика, остальные предметы - по одному).
Вариант 2: пижама, дождевики, жилет, пиджак
(в слове жилет есть звук [Л`], в словах пижама, дождевики, пиджак звука [Л`] нет).
Словарь: пижама, дождевики, жилет, пиджак.
Слайд 21. Автоматизация звука [Ж] в словах. Закрепление обобщающего понятия «одежда». Упражнение в умении ориентироваться на листе бумаги.
- Назови картинки.
- Пижама, жилет, пиджак – это … .
- Какая картинка должна быть в правом нижнем квадрате? Почему?
- Назови картинки, которые находятся в правом столбике (в левом столбике, в среднем столбике).
- Назови картинки, которые находятся в нижнем ряду (в среднем ряду, в верхнем).
Словарь: пижама, жилет, пиджак.
Слайд 22. Автоматизация звука [Ж] в словах. Упражнение на развитие непроизвольной зрительной памяти:
Словарь: Пежо, Жук, ежевика, княженика, пижама, пиджак, ежонок, медвежонок.
Задание: Назови картинки. Запомни их.
Кликом мыши убираются картинки в верхнем поле слайда и вызываются картинки в нижнем поле. Задание: Посмотри на эти картинки, скажи, что изменилось? (ответ ребёнка). Проверим? Кликом вызываются картинки – ребёнок проверяет правильность своего ответа. Смайлик – поощрение за работу.
Слайд 23. Упражнение в звукобуквенном и слоговом анализе слов, умении слышать звуки в словах и обозначать их нужными буквами «Помоги найти домик».Задание: У жаб и жуков новоселье. Подскажи им, кто в каком домике живёт?
Назови букву, обозначающую каждый звук.
Сколько слогов в слове жуки, (жабы)? Назови первый (затем второй) слог в слове жуки.
Назови второй (затем первый) слог в слове жабы.
Словарь: жуки, жаба.
В течение занятия проводится физкультминутка.
Рефлексия деятельности на занятии:
Логопед вновь подаёт руку ребёнку: «Нам с жабой Жанной, ежихой Жанной, пчёлкой Жужей понравилось, как ты сегодня работал(а); они благодарят тебя. До новых встреч!» Ребёнок кладёт руку ладошкой на руку логопеду и произносит «До новых встреч!».
Автоматизация звука [Ж]
Разработала учитель - логопед Некрасова Надежда Павловна 1. Изолированно произносить звук [Ж]: Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют). Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д. Ж-ж-ж-ж-ж… 2. Автоматизация в слогах: При произнесении слогов голосом выделяем звук [Ж]. ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕ 3. Автоматизация в сочетаниях слогов: При произнесении голосом выделяем звук [Ж]. Жа-жа-жа Жо-жо-жо Жу-жу-жу Жи-жи-жи Же-же-же Жа-жо-жу Жи-же-жа Жо-же-жи Жу-жо-же Же-жа-жо Жа - жо - жу - жи - же 4. Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]: Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин. Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый. Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон. Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное. Ждать, жду, жгутик. 5. Проговаривать слова, голосом выделяя звук [Ж]: Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный. Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок. Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут. Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать. Джем. 6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]: Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать. 7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах: Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].
8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением: Назови ласково. Снег – снежок стог – сапог – еж – нож – дождь – утюг – пляж – 9. ДИ «Волшебный куб»: В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.
10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]: Жажда, жижа, жужжать, желтокожие. 11. ДИ «Ромашка»: Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].
12. Образовать родственные слова: кожа – (кожаный, кожица, кожный …) уж – (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …) ёж – (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …) 13. ДИ «Сосчитай до 5»: ежонок – пиджак – ужонок – 14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]: Кожаный жакет жидкий мёд нежная кожа жадный Женя мягкая пижама вьюжный день отважный капитан бумажная жаба мамин утюжок модный пиджак бежевый жакет Женины тапки новый утюжок бумажный жук важный медвежонок надёжный вожак Женина пижама снежный ком желтокожие жёлуди дюжина ежей 15. Проговаривать предложения: Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.) Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя. Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак – это одежда. Женя живёт на пятом этаже. Пижма пахнет нежно. Женин папа – художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей. Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди. 16. Проговаривать тексты: Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]. Женя-рыбак. Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы. Рыжик. Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп. 17. Проговаривать чистоговорки: У жука надежный дом, Жук живет, не тужит в нем. Жук жужжит, не унывает, Жу-жу-жу он напевает. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Тут ежата у ежа. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Мне ежаток покажи. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Уходите от ежа. Жи-жи-жи, жи-жи-жи В моем доме этажи. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Подо мной два этажа. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Надо мной два этажа. Же-же-же, же-же-же На каком я этаже? Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух. Каждый жук жужжит о том, Как же жутко быть жуком – Каждый может обижать. Как об этом не жужжать? Золотистый, как из бронзы, Жук кружится возле розы и жужжит: "Жу-жу, жу-жу" Очень с розами друж-жу!" Дождик, дождик, не дожди. Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому. Медвежонок неуклюжий Лапой шлепает по луже. Медвежонок кружится, Ловит лучик в лужице. На валежнике снежок. Под валежником клубок. Лежит ежик в зимнем сне. Оживится еж к весне. 18. Проговаривать скороговорки: У ежа – ежата, у ужа – ужата. Даже ужу ужин нужен. Не живут ужи, где живут ежи.
ЛИТЕРАТУРА
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.