Дидактический материал представлен лексическим и картинным материалом, который предназначен для работы с детьми, как логопеда, так и родителей.
Использование разнообразных игровых упражнений позволяет достичь эффективности как в автоматизации звука Й, так и в формировании грамматических категорий.
Уникальность представленного материала состоит в том, что он исключает в своем содержании наличие труднопроизносимых звуков, кроме мягких свистящих: сь, зь.
Дидактический материал представлен в следующем порядке:
1. Дифтонги, которые вначале произносятся изолированно, затем рядами с ударением на определенном слоге.
2. Слова, имеющие звук «Й» в начале, середине, конце.
3. Чистоговорки, насыщенные изучаемым звуком.
После проговаривания и повторения за логопедом ребенок переходит к более сложным видам речевой деятельности — воспроизведению по памяти предложенного материала с опорой на картинки.
Дидактический
Дидактический
материал
материал
Автоматизация
звука Й
в дифтонгах, словах, чистоговорках
Автор – составитель:
учитель – логопед Черенкова М.А.
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Лучик»
Г. Мичуринск Тамбовская область
Пояснительная записка
Данная разработка представлена лексическим и
иллюстративным материалом, который предназначен для работы с
детьми, как логопеда, так и родителей.
В своих разработках большое внимание уделила
иллюстративному материалу, который способствует привлечению
внимания детей и увеличивает объём запоминания. А также при
соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно
образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует
познавательную активность ребёнка.
Учёт психологических особенностей детей, использование
разнообразных игровых упражнений позволяет достичь
эффективности как в автоматизации звука Й, так и в
формировании грамматических категорий.
Уникальность представленного материала состоит в том, что
он исключает в своем содержании наличие труднопроизносимых
звуков, кроме мягких свистящих: сь, зь.
Дидактический материал представлен в следующем
порядке:
1. Дифтонги, которые вначале произносятся изолированно, затем
рядами с ударением на определенном слоге.
2. Слова, имеющие данный звук в начале, середине, конце.
3. Чистоговорки, насыщенные изучаемым звуком.
После проговаривания и повторения за логопедом ребенок
переходит к более сложным видам речевой деятельности —
воспроизведению по памяти предложенного материала с опорой на
картинки.
Материал подобран с учетом возрастных особенностей детей.
Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в
дифтонгах, затем в словах и только потом в чистоговорках,
насыщенных автоматизируемым звуком.
Й
Произнесение дифтонгов:
айайай айойай айайэй
ойойой ойайой ойойай
эйэйэй эйойэй эйэйой
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. НАЗОВИ САМ(А)
йог
йод
мойка
койка
айва
война
майка
гайка
мойва
лейка?
Й
Произнесение дифтонгов:
эйэйэй эйойэй эйэйай
ойойой ойайой ойойай
айайай айойай айайой
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. НАЗОВИ САМ(А)
китайка
пойма
копейка
тайна
семейка
двойка
индейка
хозяйка
клеймо
Айболит ?
обойма
комбайн
Й
Произнесение дифтонгов с изменением ритмического рисунка:
айай айайай айайай айай
ойой ойойой ойойой ойой
эйэй эйэйэй эйэйэй эйэй
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. НАЗОВИ САМ(А)
бой
мой
клей
Михей
улей
иней
Анатолий
Тимофей
Алексей
Василий
минтай
музей
Й
Произнесение дифтонгов с изменением ритмического рисунка:
айайай айай айай айайай
ойойой ойой ойой ойойой
эйэйэй эйэй эйэй эйэйэй
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. НАЗОВИ САМ(А)
Мамай
водяной
попугай
Батый
лентяй
китобой
ковбой
домовой
зелёный
твой
акулий
хоккей
Й
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
эйэй — пей
эйэй —вей
эйэй — бей
эйэй — лей
эйэй — сей
ойой — бой
ойой — пой
ойой — твой
ойой — мой
ойой — мой
айай — бай
айай —май
айай — дай
Й
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
эйэй — иней
айай — лентяй
эйэй — улей
айай — минтай
эйэй — клей
айай — Мамай
эйэй — музей
айай — попугай
эйэй —Михей
ойой — ковбой
эйэй — хоккей
ойой — домовой
эйэй — Алексей
ойой — китобой
эйэй — Тимофей
ойой — водяной
Й
Игра «Закончи слово и повтори его» — образование приставочных глаголов
под
от
вы
до
об
по
на
одевай
обувай
не болей
гуляй
купай
кукуй
лей
под
от
вы
до
об
по
на
бегай
под
от
вы
до
об
по
на
копай
под
от
вы
до
об
по
на
гоняй
под
от
вы
до
об
по
на
летай
Игра «Делай, что скажу» усвоение глаголов повелительного наклонения.
копай
поливай
убегай
дуй
ухай
Игра «Делай, что скажу» усвоение глаголов повелительного наклонения.
Й
бегай
думай
кидай
догоняй
падай
нюхай
катай
гоняй
виляй
тикай
надевай
умывай
обедай
помогай
покупай
наливай
Й
Игра «Скажи, какой» усвоение относительных и качественных прилагательных.
кленовый
кофейный
вафельный
томатный
ягодный
глиняный
хвойный
айвовый
монетный
танковый
тумбовый
манговый
нефтяной
обувной
плетеный
обойный
Игра «Скажи, какой» усвоение относительных и качественных прилагательных.
Й
боевой
утиный
одетый
обутый
мягкий
медный
левый
умный
больной
пальмовый
ольховый
дубовый
надутый
дальний
любимый
ленивый
Я (ЙА)
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. НАЗОВИ САМ(А)
ябеда
ясень
ягода
ягель
маяк
баян
вояка
китаянка
як
яма
Ява
Яна
яхта
Яков
ялик
Ульяна
туя
фея
Лия
змея
хвоя
колья
аллея
Я (ЙА)
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. НАЗОВИ САМ(А)
камея
семья
Илья
Майя
листья
мумия
лилия
мидия
Я (ЙА)
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. НАЗОВИ САМ(А)
Наталья
поленья
бегунья
магнолия
летняя
осенняя ?
сеять
таять
Лидия
папайя
камелия
бегония
свинья
лисья
козья
оленья
Игра «Скажи, какой» усвоение относительных и качественных прилагательных.
Я (ЙА)
дубовая
боевая
утиная
одетая
водяная
надутая
любимая
ленивая
беговая
модная
ольховая
меткая
зеленая
плетеная
пугливая
маленькая