Цели:
• Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
• Закрепить умение определять наличие и место звука [Р] в словах.
• Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
• Продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.
• Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
• Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, нерпа; предметные картинки: рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, телевизор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (можно использовать разноцветные кубики); набор «шаров» и – разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.
Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Цели:
Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и
предложениях.
Закрепить умение определять наличие и место звука [Р] в словах.
Упражнять в образовании уменьшительноласкательных форм существительных.
Продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия
профессий.
Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или
картинки: собачка, клоун, слон, нерпа; предметные картинки: рыба, роза, морковь,
воробей, мухомор, телевизор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (можно
использовать разноцветные кубики); набор «шаров» и – разноцветные кружки с картинкой
на одной стороне; мозаика.
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное
представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок. Сначала почистим
коврик (упражнение «Качели»). Постираем и прополоскаем платочки (упражнение
«Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение
«Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь – бегом в цирк
(упражнение «Барабанщик»).
2. Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк.
Ребенок собирает из частей картинки автобус.
Так на чем мы поедем? (На автобусе). Поехали! РРР!
Ребенок громко произносит звук [Р].
3. Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступают дрессированные
собачки. Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
дры – 3
бро – 2
Пра – 2
Пру – 3
Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз.
4. На арене выступает клоун: он пытается большие предметы превратить в
рар – 2
рор – 3
рыр – 3
рэр – 2
маленькие. Помоги ему.
Большое ведро, а маленькое … ведерко.
Большая коробка, а маленькая … коробочка.
Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина, карандаш,
рубашка.
5. Во время представления громко играет цирковой оркестр. Давай посмотрим,
какие инструменты в нем есть. Назови такие инструменты, в названии которых есть звук
[р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.
Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет необходимые.
Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется
музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик.) На тубе? На гармошке? На чем
играет пианист? А что понадобится гитаристу?
Ребенок отвечает.6. А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный
слон. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит
картинка. Если звук [р] в начале слова, слон встает на первую тумбу, если в середине – на
вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.
Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную
тумбу.
7. Следующее выступление можешь объявить сам: «Следующим номером выступает
нерпа!» С чем выступает нерпа? Ответь полным предложением.
Р е б е н о к. Нерпа выступает с разноцветными шарами.
Л о г о п е д. На шарах у нерпы картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и
составить с ними предложения (картинки: морковь, гитара, ромашка, ерш).
Ребенок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложение.
8. Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Рарара – радуется детвора.
Рырыры – в руках у детворы шары.
Руруру – в цирке тигры, кенгуру.
Рарара – до свиданья, детвора!
Рарара – артистам отдыхать пора.
Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.
9. Итог занятия.
Л о г о п е д. Пора возвращаться домой. Скажи, выступления каких артистов тебе
понравились? Отвечай предложением. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву
Р фишками мозаики.
Ребенок выполняет.