Авторская методическая разработка " Путешествие по Океану Частей речи".
Оценка 4.7

Авторская методическая разработка " Путешествие по Океану Частей речи".

Оценка 4.7
doc
15.02.2024
Авторская методическая разработка " Путешествие по Океану Частей речи".
3 кл Сущ Путеш по океану.doc

Конспект открытого урока, проведенный по русскому языку,учителем нач.классов Мирзебековой Н.Т.в 3 классе.

 

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Цель: - Обобщить знания учащихся о частях речи (имя существительное, имя  прилагательное, 

               глагол, предлог);

-          развивать ум, сообразительность, логическое мышление;

-          обогащать словарный запас;

-          воспитывать чувство взаимовыручки.

 

Текстовый материал: морская лексика. «Русский язык. 3 класс».

 

Оборудование: доска, на доске из цветной бумаги сделать сказочный океан и в нем острова (каждый остров соответствует части речи), корабль, скалы, пираты, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги). Остров располагается в центре доски.

 

ХОД УРОКА

 

 

I. Организационный  момент.       

 

1)      Приветствие гостей.

2)      Дыхательные упражнения.

для четкости произношения

            а) вдох, выдох через рот;

            б) вдох, задержка дыхания, выдох;

            в) вдох, выдох порциями.

3)      Проверьте, все ли у вас есть на парте для работы?

4)      Садитесь.

 

II. Постановка задачи урока.

 

-          Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Частей речи. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.

-          А каким должен быть мореплаватель?

 

III. Чистописание.

 

-          Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться.

-          Сегодня наша разминка будет следующая:

Мм   мор

-          На второй строчке запишите однокоренное слово с корнем –мор-

(море, моряк, морской)

-          Выделите корень.

-          Почему эти слова называются однокоренными?

-          Как еще мы можем назвать?

-          Почему?

 

IV. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.

 

-          Итак, в путь!

-          Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?

 

Загадки.

 

1)      Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы отрывали».

2)      Огородное растение с крупными семенами – горошинами.

3)      Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».

4)      Итальянцы назвали этот овощ золотыми яблоками.

5)      Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

6)      Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.

 

Словарь: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.

 

V. Проверка домашнего задания.

 

-          Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом?

(повторить правила о частях речи).

-          Какие части речи вы знаете?

(ответы детей)

-          Вот я сейчас подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива.

-          Вот и сейчас подул ветер и хочет нам помешать.

-          Мы не должны этого допустить.

-          Восстановите скорее все данные.

На доске: (после исправления)

 

    им. сущ.                   им. прилаг.                         глагол                  предлог

Часть речи

 

Часть речи

 

Часть речи

 

Часть речи

 

Пишется отдельно от слов

 

предмет

 

признак

 

действие

 

Какой?

-ая, -ое, -ие

 

Что делать?

Что сделать?

 

Кто? Что?

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


VI. На острове Имени существительного.

    Распознавание одушевленных и неодушевленных имен

    существительных.

    Правило большой буквы.

 

-          Мы в Океане частей речи, приближаемся к острову Имя существительное. Что вы знаете об имени существительном?

-          На этом острове живут два добродушных веселых дельфина. Одного из них зовут Кто?, а другого Что?

-          Эти дельфины очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных.

-          Поможем им?

-          Распределите имена существительные в два столбика; кто хочет?

На доске и в тетради.

               Кто?                                 Что?

кит, берег, брызги, чайка, дно, акула

                                    или

волны, рыба, дельфин, океан, брызги, кит.

 

-          Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?

-          Что обозначают имя существительное?

-          Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?

-          Я думаю, что дельфины остались довольны нашей работой.

-          Как пишутся их имена?

-          Почему?

 

VII. На острове Имя прилагательное.

        Упражнение в правильном употреблении имен   прилагательных.

 

-          Плавание продолжается. На нашем пути остров Имя прилагательное.

-          Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только наши знания.

-          Что вы знаете об имени прилагательном?

-          Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения:

 

Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие.

 

Запись предложений комментирована:

(Предложения записаны на доске с пропусками, на месте пропусков – осьминоги).

 

…рыбки скользят у самого дна.

Рыщет по морю … селедка.

Вылезает из-под камня … краб.

 

Забралась в свой дом … улитка.

-          Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

-          Проверяем.

-          Что же такое имя прилагательное?                                         

 

VIII. На острове Глагол.

          Распознавание глаголов в тексте.

 

-          Смотрите, вот еще один остров!

-          Я знаю, что жители этого острова очень часто забывают его название.

-          Как он называется?

-          Что вы знаете о глаголе?

-          Задание:

Найдите в тексте и подчеркните двумя чертами глаголы.

-          Проверяем.

 

X. Подводные камни – предлоги.

      Определение роли предлогов в речи.

 

-          В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни.

-          Эти камни в нашем океане называются … Как?

-          Но чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что вы знаете о предлогах?

-          В чем заключается главная работа предлогов?

-          Обведите в кружочек зеленой ручкой предлоги.

-          С какими словами они связаны?

-           

XI. Остров Безграмотландия.

      Самостоятельная работа.

 

-          Побывав на всех островах, мы отправляемся домой, но на нашем пути очень коварный остров Безграмотландия.

-          Здесь живут пираты, которые не знают правил русского языка.

-          Они предлагают вам самостоятельно распределить части речи по столбикам.

-          Вы должны быть очень внимательны, потому что пираты допустили ошибки.

-          Подпишите листочки.

-          Начинайте работу.

 

Исправь ошибки пиратов с острова Безграмотландия.

 

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предлог

Большая

Волна

Белая

Красивые

 

На

Набегает

Морской

Чайка

Водоросли

Над

Парит

Берег

Зеленеют

Раскинулся

Под

около

 

(задание выполняется самостоятельно)

 

 

XII. Домашнее задание.

 

-          А вот дома я предлагаю вам самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в четырех столбиках.

-          Слова должны быть на морскую тему (кроме предлогов).

 

 

XIII. Подведение итога урока.

 

-          Дорога домой проходит через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой.

-          Какие части речи вы знаете?

-          Что вы о них знаете?

Оценки за урок.  - УРОК ОКОНЧЕН.


Конспект открытого урока, проведенный по русскому языку,учителем нач

Конспект открытого урока, проведенный по русскому языку,учителем нач

Итак, в путь! -

Итак, в путь! -

Мы в Океане частей речи, приближаемся к острову

Мы в Океане частей речи, приближаемся к острову

Проверяем. X . Подводные камни – предлоги

Проверяем. X . Подводные камни – предлоги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2024