Конспект открытого урока, проведенный по русскому языку,учителем нач.классов Мирзебековой Н.Т.в 3 классе.
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Цель: - Обобщить знания учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, предлог);
- развивать ум, сообразительность, логическое мышление;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство взаимовыручки.
Текстовый материал: морская лексика. «Русский язык. 3 класс».
Оборудование: доска, на доске из цветной бумаги сделать сказочный океан и в нем острова (каждый остров соответствует части речи), корабль, скалы, пираты, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги). Остров располагается в центре доски.
I. Организационный момент.
1) Приветствие гостей.
2) Дыхательные упражнения.
для четкости произношения
а) вдох, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох порциями.
3) Проверьте, все ли у вас есть на парте для работы?
4) Садитесь.
II. Постановка задачи урока.
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Частей речи. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.
- А каким должен быть мореплаватель?
III. Чистописание.
- Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться.
- Сегодня наша разминка будет следующая:
- На второй строчке запишите однокоренное слово с корнем –мор-
(море, моряк, морской)
- Выделите корень.
- Почему эти слова называются однокоренными?
- Как еще мы можем назвать?
- Почему?
IV. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
- Итак, в путь!
- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?
Загадки.
1) Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы отрывали».
2) Огородное растение с крупными семенами – горошинами.
3) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».
4) Итальянцы назвали этот овощ золотыми яблоками.
5) Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
6) Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.
Словарь: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.
V. Проверка домашнего задания.
- Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом?
(повторить правила о частях речи).
- Какие части речи вы знаете?
(ответы детей)
- Вот я сейчас подумала, хорошо бы в пути нам сопутствовала солнечная безветренная погода. Но, к сожалению, погода на море очень изменчива.
- Вот и сейчас подул ветер и хочет нам помешать.
- Мы не должны этого допустить.
- Восстановите скорее все данные.
На доске: (после исправления)
им. сущ. им. прилаг. глагол предлог
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
VI. На острове Имени существительного.
Распознавание одушевленных и неодушевленных имен
существительных.
Правило большой буквы.
- Мы в Океане частей речи, приближаемся к острову Имя существительное. Что вы знаете об имени существительном?
- На этом острове живут два добродушных веселых дельфина. Одного из них зовут Кто?, а другого Что?
- Эти дельфины очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных.
- Поможем им?
- Распределите имена существительные в два столбика; кто хочет?
На доске и в тетради.
Кто? Что?
кит, берег, брызги, чайка, дно, акула
или
волны, рыба, дельфин, океан, брызги, кит.
- Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?
- Что обозначают имя существительное?
- Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?
- Я думаю, что дельфины остались довольны нашей работой.
- Как пишутся их имена?
- Почему?
VII. На острове Имя прилагательное.
Упражнение в правильном употреблении имен прилагательных.
- Плавание продолжается. На нашем пути остров Имя прилагательное.
- Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только наши знания.
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения:
Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие.
Запись предложений комментирована:
(Предложения записаны на доске с пропусками, на месте пропусков – осьминоги).
…рыбки скользят у самого дна.
Рыщет по морю … селедка.
Вылезает из-под камня … краб.
Забралась в свой дом … улитка.
- Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
- Проверяем.
- Что же такое имя прилагательное?
VIII. На острове Глагол.
Распознавание глаголов в тексте.
- Смотрите, вот еще один остров!
- Я знаю, что жители этого острова очень часто забывают его название.
- Как он называется?
- Что вы знаете о глаголе?
- Задание:
Найдите в тексте и подчеркните двумя чертами глаголы.
- Проверяем.
X. Подводные камни – предлоги.
Определение роли предлогов в речи.
- В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни.
- Эти камни в нашем океане называются … Как?
- Но чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что вы знаете о предлогах?
- В чем заключается главная работа предлогов?
- Обведите в кружочек зеленой ручкой предлоги.
- С какими словами они связаны?
-
XI. Остров Безграмотландия.
Самостоятельная работа.
- Побывав на всех островах, мы отправляемся домой, но на нашем пути очень коварный остров Безграмотландия.
- Здесь живут пираты, которые не знают правил русского языка.
- Они предлагают вам самостоятельно распределить части речи по столбикам.
- Вы должны быть очень внимательны, потому что пираты допустили ошибки.
- Подпишите листочки.
- Начинайте работу.
Исправь ошибки пиратов с острова Безграмотландия.
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Предлог |
Большая Волна Белая Красивые
|
На Набегает Морской Чайка |
Водоросли Над Парит Берег |
Зеленеют Раскинулся Под около |
(задание выполняется самостоятельно)
XII. Домашнее задание.
- А вот дома я предлагаю вам самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в четырех столбиках.
- Слова должны быть на морскую тему (кроме предлогов).
XIII. Подведение итога урока.
- Дорога домой проходит через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой.
- Какие части речи вы знаете?
- Что вы о них знаете?
Оценки за урок. - УРОК ОКОНЧЕН.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.