Авторская методическая разработка урока по обновленным ФГОС НОО.
Оценка 5

Авторская методическая разработка урока по обновленным ФГОС НОО.

Оценка 5
doc
15.02.2024
Авторская методическая разработка урока по обновленным ФГОС НОО.
Прыжок 2 кл.doc

Открытый урок,

проведенный учителем Мирзебековой Н.Т.

по литературному чтению во 2 классе

Л. Н. Толстой «Прыжок»

 

 

Цель:

 

1.     Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.

2.      Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;

3.     Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.

 

Х О Д      У Р О К А

 

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся  с творчеством Л.Н.Толстого.

- Какие произведения Льва Толстого вы читали?

Выставка книг

- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

 

Слайд с изображением парусника

 

- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведаал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.

 

Слайд с темой урока

 

- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии)

 

III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

 

1.     Первичное чтение текста.

Выразительное чтение рассказа учителем.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

 

(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,

 из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость  углубленно перечитать текст)

 

2.     Словарная разминка.

Слайд

- Объясните значение словосочетаний:

Перенести вещи – изменить положение в пространстве

Перенести болезнь – переболеть

Перенести страх – испугаться

Перенести обиду – вытерпеть обиду

 

3.     Отработка техники чтения.

Слайд

- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

 

воз-вра-щал-ся

вдре-без-ги

пе-ре-драз-ни-ва-ла

о-пом-нил-ся

за-бав-ля-ют-ся

при-це-лил-ся

за-це-пив-шись

раз-мах-нул-ся

раз-за-до-рил-ся

 

 

4.     Комментированное чтение рассказа по абзацам.

 

1 абзац

- Как обезьяна развлекала матросов на палубе?

2 абзац

- Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

3 абзац

- Что она сделала со шляпой?

4-5 абзац

- Как повел себя мальчик?

7-11 абзац

- Что раззадорило мальчика?

- Что в это время происходило на палубе?

12-15 абзац

- Что предпринял капитан для спасения сына?

-

 

5.     Подбор синонимов и антонимов к словам.

Работа в печатной тетради с. 32 задание 1.

 

IV. Физминутка.

                            По дорожке, по дорожке

                            Скачем мы на правой ножке.

                            И по этой же дорожке

                            Скачем мы на левой ножке.

                            По тропинке побежим,

                            До лужайки добежим.

                            На лужайке, на лужайке

                             Мы попрыгаем как зайки.

                            Стоп. Немного отдохнем

                            И домой пешком пойдем.

 

V. Закрепление изученного.

6.     Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.

1 группа Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.

Рисунки на слайде.

 

2 группа Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.

 

Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась, сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.

 

Слайд

 

3 группа Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.

 

Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной, взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.

 

Слайд

 

4 группа Прочитайте  отрывки из рассказа. Подчеркните слова, которые обозначают переживания мальчика, матросов и капитана. (выступают в конце)

 

7.     Уточнение значения выражений.

Работа в печатной тетради с.33 задание 2.

 

8.     Анализ произведения.

- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчиненными его отца)

 

- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится)

 

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?

- Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

 

Слайд с текстом

 

§  смелость

§   желание испытать себя

§   мальчишеский задор

§  стремление отстоять свое достоинство

§  упрямство

§   желание покрасоваться

§   глупость

§  желание доказать, что он сын капитана.

 

Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:

 

§  стремление отстоять свое достоинство,

§  мальчишеский задор,

§  желание доказать, что он сын капитана.

 

Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.

 

- Какими качествами обладал капитан?

(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)

 

- Похож ли мальчик на отца-капитана?  

(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)

 

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

 

(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)

 

- Почему капитан закричал  и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан?

 

Со своими ответами выступает 4 группа - Слайд

 

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы разбиться об палубу.

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

Слайд

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

 

VII. Домашнее задание.

Слайд

Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.


Открытый урок, проведенный учителем

Открытый урок, проведенный учителем

Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)

Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)

Что в это время происходило на палубе? 12-15 абзац -

Что в это время происходило на палубе? 12-15 абзац -

Анализ произведения. - С вязано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек…

Анализ произведения. - С вязано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек…

Похож ли мальчик на отца-капитана? (своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность) -

Похож ли мальчик на отца-капитана? (своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2024