Технологическая основа урока формирования орфографических навыков (УРОК-ТРЕНИНГ) как эффективная формы приобретения ОН и орфографической грамотности. (Теоретическая часть)
На базе теории методики формирования орфографических навыков (ОН), а также вышеизложенных теоретических положений о технологической основе формирования ОН нами разработан определенный тип урока, который получил название «урок-тренинг». Данный тип урока можно применять как урок подачи нового материала, урок закрепления, повторения, использовать отдельные элементы, приемы урока.
Цель урока-тренинга: формирование, т.е. освоение и отработка любого ОН
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока:
концентрическая – многократный повтор одной проблемы с расширением и углублением; спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с нею знаний
Методика урока опирается на сознательный путь в образовании ОН, т.е. на осознание способов выполнения определенных действий (графическое обозначение условий выбора орфограммы) и их запоминание
В основе методики:
1. Графическое обозначение условий выбора орфограммы (с помощью простого карандаша), что можно сделать с орфограммой любой сложности; 2. Формирование фундаментального умения: орфографической зоркости.
Этапы урока (задания) построены в соответствии с этапами формирования ОН:
Ø Пропедевтический ЭТАП. Цель: сформировать умение опознавать орфограмму на слух (осознание необходимости сопоставлять произношение звуков и написание букв для выбора правильного варианта написания фонемы). Работаем над фонологическими процессами, отрабатываем слабые и сильные позиции для гласных и согласных, осознаем возможность ошибки в слабой позиции. Чтобы предупредить ошибку, ставим звук в сильную позицию. Для проверяемых гласных и согласных орфограмм используем транскрипцию и фонетический разбор (начальные классы и выше) (Примечание: пропедевтический этап к этапам урока-тренинга не относится).
Ø 1 ЭТАП. Цель: сформировать умение замечать, находить орфограммы в словах; усвоение условий выбора орфограммы. Используем задания первого уровня в листах-тренажерах (№ 1). В этих заданиях все слова написаны правильно, списываем их и графически (при помощи карандаша) объясняем условия выбора орфограммы в каждом слове. Применяем мнемонические (игровые) способы запоминания: правило ослика И-А, правило Юли и т.д., составляем схемы.
Ø 2 ЭТАП. Цель: формировать умение находить орфограмму в словах и давать ей характеристику; закреплять знание условий выбора орфограммы; формировать зрительную орфографическую зоркость. В заданиях под № 2 орфограммы в словах пропущены. Требуется применить знание условий выбора орфограммы: вставить пропущенную букву и графически объяснить, почему выбрана именно эта буква. К заданиям данного типа относится осложненное списывание и другие упражнения учебника репродуктивного характера, различные виды диктантов зрительного типа.
Ø 3 ЭТАП. Цель: формировать зрительную и слуховую орфографическую зоркость; развивать умение самостоятельно анализировать и оценивать правильность написания слов, самостоятельно применять знания в нестандартной ситуации.
В листах-тренажерах этапу соответствуют задания под № 3: найти и исправить ошибки в словах, записать правильный вариант, графически обосновать условия выбора данного варианта написания. Такая форма упражнений формирует ОН, готовит учащихся к написанию контрольных диктантов и др. видов письменных работ.
Ø 4 ЭТАП – не требует визуального обозначения условий выбора орфограммы, предусматривает их проговаривание вслух или про себя. Цель: закрепление и окончательное формирование изучаемого ОН, орфографических ЗУНов. Этап делится на 2 части.
1 часть: после выполнения упражнений листа-тренажера (от 2-х до 4-х, в зависимости от способностей учащихся) дети заполняют перфоконверты в
4-х (или 2-х) вариантах ( в зависимости от степени сложности формируемого ОН) с сопутствующим проговариванием вслух (или про себя) условий выбора орфограммы (работа в парах, в группах, с учениками-консультантами или без них). Этот вид работы нравится детям, т.к. требуется только вписать орфограмму в окошко, позволяет максимально использовать КПД урока. Слабые ученики «сдают» устно перфоконверты учителю, корректируются недочеты в усвоении ОН.
Заполнение пефоконвертов оценивается особенно строго.
2 часть: коллективное заполнение под руководством учителя перфокарт (33 слова); последующая самопроверка выборочно или по цепочке с проговариванием условий выбора орфограммы вслух; самооценивание.
Таким образом, каждый учащийся на данном уроке-тренинге встречается с изучаемой орфограммой в словах от 100-а до 120-ти раз: лист-тренажер: 40-60 слов, перфоконверты: 14-20 слов в 4 вариантах, перфокарты: 30 слов. 2-й вариант листа-тренажера используется на следующий урок (или на других уроках) в виде разноуровневых карточек для индивидуальной работы ( так же и перфоконверты), либо в качестве практических и контрольных работ. На следующий урок можно приготовить тестовые задания по изучаемой орфограмме.
В результате работы на уроке-тренинге
(с последующим применением данных видов упражнений ) формируется прочный орфографический навык, качественное знание орфографического правила.
Ø 5 ЭТАП формирования ОН (старшие классы). Учащиеся усваивают умение классифицировать орфограммы.
Ø 6 ЭТАП. Формируется умение объединять орфограммы гласные и согласные, умение их дифференцировать, находить все орфограммы в слове и давать объяснение условий выбора орфограммы, т.е.
применение орфографического правила.
Разработка урока-тренинга в 5 классе на тему: «Чередующиеся гласные О-А в корнях - ЛАГ-ЛОЖ- , -РАСТ-РАЩ-РОС » (Практическая часть)
Цель: формирование и совершенствование орфографического навыка по теме
Задачи: развитие функциональной грамотности уч-ся (применение ОН на практике);
развитие самостоятельности мышления, осознанности действий по выбору орфограммы; развитие аналитических способностей, долговременной, моторной (двигательной) памяти и др.
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока:
концентрическая – многократный повтор одной проблемы с расширением и углублением; спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с нею знаний;
План – схема урока – тренинга
1. Организация урока. Целевая установка.
2. Вводно-мотивационный этап.
Любая орфографическая игра-задание, интерактивные приемы, различные виды проверки выполненного задания (по усмотрению учителя). 3. Логический переход к этапу объяснения нового материала ( или закрепления). Объяснение эвристическим методом:
дети под руководством учителя анализируют, сравнивают примеры на доске и самостоятельно делают вывод: рассказывают об условиях выбора орфограммы-фонемы (А или О) на изучаемое орфографическое правило. Уч-ся приводят примеры на изучаемое правило и у доски на словахпримерах графически показывают условия выбора орфограммы. Учителем устанавливается единое требование к графическим знакампоказателям условий выбора орфограммы: выделение простым карандашом частей слова, где присутствует изучаемая орфограмма, и подчеркивание одной чертой орфограммы, а двумя – букв, от которых зависит выбор орфограммы.
3. Работа учащихся по листам - орфографическим тренажерам на изучаемое орфографическое правило. Обязательное условие: листтренажер должен быть в 2-х вариантах, слова повторяться не должны. Объем выполняемых заданий зависит от способностей ученика: 1-2, 23, 1-3, для сильных: 1-3 + составить словосочетания, предложения со словами на изученную орфограмму. Форму проверки можно разнообразить, используя любые интерактивные методы и формы проверки (по усмотрению учителя).
4. После выполнения заданий в листах-тренажерах (нагрузка зависит от способностей ученика: 1-3, 1-2, 2-3, для сильных: 1-4-составить словосочотания, предложения со словами на изученную орфограмму)
уч-ся заполняют перфоконверты в 2-4-х вариантах (см. выше методику построения этапов урока-тренинга)
5. Заключительный этап орфографической работы – заполнение перфокарт. Если времени на данный вид работы не хватает, то переносим его на начало следующего урока как закреплениеповторение-контроль усвоения орфографического навыка.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
7. Домашнее задание – по усмотрению учителя.
Значение применения на практике урока-тренинга.
Применяя в работе разработанную нами форму урока обучения русскомуязыку – УРОК-ТРЕНИНГ – развиваем орфографическую грамотность: формируется прочный орфографический навык, качественные орфографические знания, умения, действия, т.е. практическое знание орфографического правила.
4. Приложение 4.1. Дидактические материалы
к уроку-тренингу в 5 классе на тему: «Чередующиеся гласные О-А в корнях - ЛАГ-ЛОЖ -, -РАСТ-РАЩ-РОС-« Лист-тренажер. 1 вариант.
1. Спишите. Графически обозначьте условия выбора орфограммы.
1) Предложить, прилагать, изложить, излагать, сложение, приложение, разлагает, слагаемое.
2) Разрастаться, выращивать, росток, отраслевой, срослись, вырастить, Ростов-на-Дону, выросли, выращенный.
2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свои действия.
1) Сл…жил, сл…гает, разл…жить, разл…гает, выл…жить, предл…гает, предл…жение, сл..гательное.
2) Ср…статься, выр…стет, выр…сли, прор…стает, ср…щение, выр…щивать, р…сток, произр…стать, отр…сль.
3. Исправьте ошибки. Спишите. Графически обоснуйте свои действия. Растов, прлогаемый, излагать, прилажение, ростение, пологать, сростаться, врасли, сращение, раставщик, отрасль, прирасли, отлажить, наростание, Растислав.
4.2. Дидактические материалы
к уроку-тренингу в 5 классе на тему «Чередующиеся гласные О-А в корнях -ЛАГ-ЛОЖ- , -РАСТ-РАЩ-РОС-« Лист-тренажер. 2 вариант.
1. Спишите. Графически обозначьте условия выбора орфограммы.
1) Предлагает, приложение, слагать, сложение, разложить, слагаемое, предложение, изложение.
2) Произрастать, выращивать, срослись, возраст, росток, Ростислав, выросли, отрасль, нарастание.
2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свои действия.
1) Предл…жить, изл…гать, разл…жение, предл…гаемый, прил…гать, сл…жить, изл…жить, ул…жить.
2) Разр…стается, ср…щение, р…сток, р…стение, Р…стов, взр…слый, отр…слевой, выр…щенный, р…сти.
3. Исправьте ошибки. Спишите. Графически обоснуйте свои действия. Положение, срощение, наростает, прорасли, поросль, отросль, зарасли, отраслевой, предпологаемый, прорастает, предлагать, разлажить, подрасли, сростаются, раставщица.
4.3. Перфоконверт №1 (+№2, +№3, +№4) Предпол…жительный, изл…гающий, сл…жить, выр…щивать, р...сточек, ср…стись, предл…жение, Р…стов, р…стовчанин, пор…сль, р…стовщица, разр…слись, зар…сли, отр…слевой, сл…гаемое, сл…жение, изл…гать.
4.4. Перфокарта
1. возраст
2. предполагаемый
3. выросли
4. срастаются
5. росток
6. растение
7. облагать
8. зарастающий
9. положение
10. слагаемое
11. предполагать
12. Ростислав
13. возрастной
14. Ростов
15. обросли
16. ростовщица
17. заложить
18. возрастает
19. излагающий
20. прилагательное
21. предположение
22. заросли
23. отраслевой
24. Ростов-на-Дону
25. прирастает
26. излагать
27. возрастающая
28. выращенные
29. отраслевой
30. ростовщик
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.