Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Алексина, Тульской области
Номинация конкурса:
«Образовательный проект».
Авторская образовательная программа
«Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»
Автор:
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 1»
Киселева Мария Валериевна
Алексин , 2018год
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………3
Аналитическое обоснование…………………………………………………5
Этапы реализации проекта…………………………………...........................6
Ожидаемые результаты ……………………………………………………..17
Перспективы развития проекта……………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………..18
Паспорт проекта
Название проекта
«Формирование мировоззрения школьников на основе приобщения их к национальным традициям русского изобразительного искусства»
ФИО автора проекта, место работы, должность
Киселева Мария Валериевна, город Алексин, МБОУ «СОШ № 1», учитель изобразительного искусства.
Команда проекта
Учащиеся начальной школы под руководством Киселевой М.В.
Обоснование актуальности проекта
Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач современной школы. Формирование личности – это, прежде всего, формирование её мировоззрения. Актуальность формирования мировоззрения школьника подчеркивается во всех документах, которые регламентируют введение федеральных государственных стандартов всех уровней образования, а также в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Большую роль в решении данной проблемы играет изобразительное искусство. С точки зрения воспитательных возможностей искусство способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Воспитательный потенциал народных традиций актуален и в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа. Воспитание у школьников патриотических качеств, формирование художественно-эстетического вкуса способствует своевременному приобщению к национальным традициям.
Цель проекта
Воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности учащихся на основе приобщения детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи проекта:
v Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
v Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев.
v Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства.
Целевая аудитория
Проект разработан для учащихся начальной школы и реализуется в рамках во внеурочной деятельности.
Кадровое обеспечение
Учитель ИЗО, родители.
Ресурсное обеспечение
ПК, проектор, изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов, иллюстрационный материал, справочники и др. литература.
Материалы для художественной деятельности:
краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
География проекта
Алексин, Тульская область
Сроки реализации 4 года
Аналитическое обоснование
Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в ФГОС второго поколения и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации, преемственности художественного мастерства поколений и поэтому необходимо возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?».
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой.
Начальная школа в жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
В народном промысле отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Подходя к предметам народного творчества с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Знакомство с мастерством русского изобразительного искусства и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный
v Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
v Определение цели и задач проекта;
v Подбор литературы, пособий, атрибутов;
v Обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта;
v Разработка дополнительной общеразвивающей программы
2. Основной
v Реализация дополнительной общеразвивающей программы
Первый год обучения (33 часа)
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
1-2 |
Наша родина – Россия в произведениях изобразительного искусства. Летнее раздолье… |
2 |
3 |
Беседа на тему «Знакомство с народными промыслами». |
1 |
4 |
Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента. |
1 |
5 |
В гостях у народной мастерицы. Русская глиняная игрушка. |
1 |
6 |
Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы. |
1 |
7 |
Беседа о русских народных сказках. |
1 |
8 |
Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке «Три медведя». |
1 |
9 |
«У Лукоморья дуб зелёный …». Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве. |
2 |
10 |
Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. |
1 |
11-12 |
Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. |
1 |
13 |
«Сказочные странички». Знакомство с литературным материалом (песни, сказки, небылицы). |
1 |
14 |
Защитники земли Русской. Образ богатыря. |
1 |
15 |
«Элементы цветочного узора Городца». |
1 |
16 |
Любят наши детушки бывать у бабы, дедушки. «Русская изба». |
1 |
17 |
Знакомство с промыслами. Гжель. |
1 |
18 - 19 |
Тематическое рисование «Новогодний праздник». |
2 |
20 |
Моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм. |
1 |
21 |
Замок Снежной королевы. Образ здания. |
1 |
22 |
Декоративная работа «Русский валенок». |
1 |
23 |
Кружево. Зимние узоры. |
1 |
24 |
Русские тряпичные куклы. |
1 |
25 |
Полхово – Майдан «Веселые узоры». |
1 |
26 |
«С чего начинается Родина». |
1 |
27 |
Птицы родного края. (Изображение и реальность) |
1 |
28 |
«Филимоновское чудо». |
1 |
29 |
Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства |
1 |
30 |
«Сказочная страна». Создание панно. |
1 |
31 |
Дымковская игрушка |
1 |
32 |
Глиняные и керамические изделия. |
1 |
33 |
Выставка творческих работ учащихся |
1 |
К концу первого года обучения
Должны знать /понимать:
· названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
· элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
· о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
· с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Уметь:
· правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
· свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
· передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
· правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
· выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
· применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
· рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
· пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
· выполнять простейшие композиции – аппликации.
Второй год обучения (34 часа)
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
1 |
Цветочная поляна. |
1 |
2 |
Игрушечные промыслы. |
1 |
3 - 4 |
Матрешка. Создание эскиза. Роспись матрёшки. |
2 |
5 |
Вышивка и кружевоплетение. Узоры. |
1 |
6 |
Знакомство с работами Палехских мастеров. |
1 |
7 |
Сказочные птицы. Коллаж «Мастера Палеха». |
1 |
8 |
Знакомство с традиционными материалами: береста, соломка, лыко, лоза и др. |
1 |
9 - 10 |
Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» |
2 |
11 |
Красота цветов. Жостово. |
1 |
12 |
Линия и пятно. Силуэт и контур. Уголь |
1 |
13 |
Батик – искусство росписи ткани. |
1 |
14 |
«Солнечный платок для мамы» |
1 |
15 |
Украшение и реальность. Паутинка. |
1 |
16 -17 |
Узор в квадрате Фантастические цветы. Составление уравновешенной композиции в квадрате. Развитие фантазии и воображения. |
2 |
18 |
Мезенская роспись. История возникновения и развития росписи. Элементы росписи, отработка приемов росписи. |
1 |
19 |
Декоративная тарелочка (аппликация). Работа в парах. |
1 |
20 |
Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка) |
1 |
21 |
Натюрморт “Яблоко и чайник” |
1 |
22 |
Работа в технике коллаж. Рисование, аппликация. Акварель, цветная и журнальная бумага. |
1 |
23 |
Пейзаж «Мой край». Рисование полосками картона |
1 |
24 |
Мозаика. Кошка. |
1 |
25 |
Подсолнухи. (Тычкование). |
1 |
26 |
Скульптура как вид изобразительного искусства. |
1 |
27 |
Знакомство с техникой рисования печатью предметами. Развитие воображения. |
1 |
28 |
Маленькие шедевры природы. Насекомые. |
1 |
29 |
Декор в стилизованном изображении. |
1 |
30 |
Хозяева неба — птицы (наброски) |
1 |
31 |
Холодный батик. Сказочная птица. |
1 |
32 |
Композиция из геометрических форм. Сочетание цвета. |
1 |
33 |
Платок «Русские мотивы». |
1 |
34 |
Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. |
1 |
Учащиеся должны знать/понимать:
· основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
· различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
· узнавать отдельные произведений выдающихся отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.)
· использовать художественные материалы (цветные карандаши, акварель, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению.), в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям и музыки;
· создавать творческие работы на основе собственного замысла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок
Третий год обучения (34 часа)
№п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
1 |
Пейзаж в графике. Графические материалы (уголь, сангина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состояния природы. |
1 |
2 |
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. |
1 |
3 |
Виды изобразительного искусства. Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства. |
1 |
4 |
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» |
1 |
5 |
Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. |
1 |
6 |
«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. |
1 |
7 |
«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
1 |
8 |
Рисование узора для русской вышивки. |
1 |
9 |
Беседа: Сказка в произведениях русских художников. |
1 |
10-11 |
Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане». |
2 |
12 |
Фигура человека в движении. |
1 |
13 |
Русская изба. |
1 |
14 |
«Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. |
1 |
15- 16 |
Создаем хохломской узор для посуды. |
2 |
17 |
Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. |
1 |
18 |
Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. |
1 |
19 |
Откуда пришла Матрёшка. Техника исполнения – Полхов-майдан. |
1 |
20 |
Беседа «Голубая сказка Гжели». |
1 |
21-22 |
Роспись пасхального яйца. |
2 |
23 |
Изготовление открытки к 8 Марта. |
1 |
24 |
Любимые детские герои в изображении народных мастеров |
1 |
25 |
«Волшебная сказка Городца». |
1 |
25 |
Тематическое рисование «Весна в моем городе». |
2 |
27 |
Натюрморт в искусстве. Рисование натюрморта из предметов быта. |
1 |
28 |
Экспериментируем с графическими материалами. |
1 |
29 |
Тушь и перо |
1 |
30 |
Рисование с натуры «Цветы». |
1 |
31 |
Тематическое рисование «Моя семья». |
1 |
32 |
«Разноцветный зоопарк». |
1 |
33 |
Игра «Составь узор». |
1 |
34 |
Искусствоведческая викторина. |
1 |
К концу 3 года обучения
Знать:
· основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
· известные центры народных художественных ремесел России;
· ведущие художественные музеи России;
Уметь:
· различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
· использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения
опыта восприятия произведений изобразительного искусств;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства и народного творчества.
Четвертый год обучения (34 часа)
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
1 |
Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Тематическое рисование «Летний день». |
1 |
2 |
Приемы работы различными видами кистей и пером. Материалы и инструменты. |
1 |
3 |
Рисуем узоры по мотивам дымки. |
1 |
4 |
Искусство натюрморта. Рисование натюрморта ваза с яблоками. |
1 |
5 |
История и рождение. Филимоновской игрушки. |
1 |
6 |
Образ человека в искусстве. Рисование фигуры человека. Взрослый и ребенок. |
1 |
7 |
Декоративное рисование Народный орнамент. |
1 |
8-9 |
Рисование «Жостовские подносы» |
2 |
10 |
Мир новых идей. Эскизы. Бумажная пластика. |
1 |
11 |
Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» |
1 |
12 |
Разнообразие мира искусств. Хохлома, гжель. |
1 |
13 |
Орнамент. Декоративная композиция «Узоры на посуде». |
1 |
14 |
Лепка «Богородский медведь». |
1 |
15 |
Работа над творческим проектом «Роспись новогодней игрушки». |
1 |
16-17 |
Иллюстрирование «сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. |
2 |
18 |
Знакомство с техникой папье-маше. Блюдце. |
1 |
19 |
Лепка фигурок животных. Пластилин. |
1 |
20 |
Увлекательный космос. |
1 |
21 |
Крупнейшие художественные музеи страны. |
1 |
22 |
Пейзаж в изобразительном искусстве. Тематическое рисование «Закат солнца». |
1 |
23 |
Рисование полевых цветов. |
1 |
24 |
Оформление в технике декупаж. |
1 |
25 |
Архитектурные достопримечательности. |
1 |
26 |
«Русский народный костюм» |
1 |
27 |
Народные промыслы родного края. |
1 |
28 |
Богатства Российских недр. Знакомство с обработкой камней и минералов. |
1 |
29 |
Мезенская роспись по дереву. |
1 |
30 |
Керамика и фарфор. |
1 |
31 |
Коллективное панно «Славится Русь мастерами!». |
1 |
32 |
Олень. Роспись по элементам каргопольской игрушки. |
1 |
33 |
Мастера гончарного промысла. Беседа. |
1 |
34 |
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. |
1 |
К концу 4 года обучения
Знать
· о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
· о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
· о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
· об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
· об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
· правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
· выражать отношение к произведению
· чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
· сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
· изображать форму, строение, цвет предметов
· соблюдать последовательное выполнение рисунка
· определять холодные и тёплые цвета
· выполнять эскизы декоративных узоров
· использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
· применять приёмы народной росписи
· расписывать готовые изделия по эскизу
· применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
3. Заключительный
v Обобщение результатов работы;
v Анализ деятельности;
v Презентация;
v Оформление выставки творческих работ «Как у настоящих мастеров».
Ожидаемые результаты
v Формирование системы взглядов учащихся на национальную культуру как основу духовного развития общества.
v Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям и жизни и быту русского народа.
v Формирование чувств национального достоинства.
v Развитие познавательной активности, любознательности.
Перспективы развития проекта
Перспективы развития проекта связаны с дальнейшей его реализацией на уровне основного общего образования.
Список используемой литературы:
1. Князева, Л.Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.
2. Бударина, Т. А. Знакомство детей
с русским народным творчеством. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004,
-226с.
3. Ильинская к народным художественным традициям как механизм формирования
эстетических чувств младших школьников. Начальная школа.// 2010. – № 2 – с.
3-8.
4. О профессионализме и народности декоративно прикладного искусства. Ж. Советское декоративное искусство. М., Советский художник, 2004г.,с.212-213.
5. «Новое педагогическое мышление». Под ред. . 2007г./ «Пути очеловечивания школы».
6. Моя страна. Возрождение
национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова
В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.