Авторская программа на тему "Задачи на смекалку" для 5-классов
Оценка 4.9

Авторская программа на тему "Задачи на смекалку" для 5-классов

Оценка 4.9
doc
30.11.2020
Авторская программа на тему "Задачи на смекалку"  для 5-классов
elektiv_po_matematike_v_5a_klasse.doc

 

Пояснительная записка

 

Элективный курс «Задачи на смекалку» предназначен для внеклассной работы  и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.

Курс рассчитан на 34 часов. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 45 минут. В качестве основной формы проведения  курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи,  которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5 класса, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

 В процессе проведения данного элективного курса ставятся следующие цели:

- развить интерес учащихся к математике;

- расширить и углубить знания учащихся по математике;

- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

- формировать психологическую готовность  учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачами элективного курса являются:

- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка знаний

 

Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ,  тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

Такие проверочные работы должны носить  не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

 

  

Планируемый результат

 

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Тематика занятий

 

Количество

часов

Форма контроля

1.

Занимательная арифметика. Числа

1. История развития начальной математики

2. Составление выражений.

3. Головоломки

4. Числовые ребусы

5 ч

Брейн-ринг

 

2.

Текстовые задачи

1. Арифметические задачи

2. Занимательные задачи на проценты

3. Задачи на взвешивание

4. Задачи на переливание

5. Задачи на движение

6. Задачи на пересечение и объединение множеств

7. Задачи, решаемые с конца

8. Принцип Дирихле

9. Старинные задачи

9  ч

Проверочная работа

 

3.

Логические задачи                                                      

1. Гипотезы

2. Кто это сделал?

3. Примеры с буквами

4. Правда или ложь?

5. Расположение по порядку

6. Запутанная информация

7. Математические игры, выигрышные   ситуации

8. Поиск закономерности

8 ч

Проверочная работа

 

4.

Геометрические задачи

1. Задачи со спичками

2. Задачи на разрезание

3. Задачи на перекраивание

4. Геометрические головоломки  

5. Геометрические иллюзии

6. Лабиринты

6 ч

Проверочная работа

 

5.

Приемы устного счета

1. Признаки делимости чисел

2. Приемы умножения и деления

3. Некоторые особые случаи счета

 

3 ч

Конкурс: «Кто быстрее считает?»

 

6.

Математический ералаш

1. Математические ребусы

2. Задачи в стихах, задачи-шутки

3. Литературные задачи

 

3 ч

Блиц-турнир

 

 

 

 

Приложение

Вопросы и задания для проверки и самопроверки усвоения материала курса

 

Тема 1. Брейн-ринг

Брейн-ринг проводится в три раунда. Участвуют 4 команды. Первый и второй раунды проводятся между 1 и 2, 3 и 4 командами, а третий – между победителями.

Раунд 1. Разыгрываются 6 очков.

 

Вопрос: Как называются числа при сложении?

Ответ: Числа, которые складывают, называются слагаемыми, результат сложения – суммой.

Вопрос: Какое число называется вычитаемым?

Ответ: Число, которое вычитают.

Вопрос: Как найти неизвестное делимое?

Ответ: Надо частное умножить на делитель.

Вопрос: В чем состоит различие между числом и цифрой?

Ответ: Цифра – это знак, применяемый для записи чисел. Число же указывает на то, сколько элементов содержится в указанном множестве.

Вопрос: Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

Ответ: 2 и 2.

Вопрос: Что обозначает «то, что не обозначает ничего»?

Ответ: Число 0.

 

Раунд 2. Разыгрываются 6 очков.

 

Вопрос: Как называются числа при делении?

Ответ: Число, которое делят, называют делимым; число, на которое делят – делителем; результат деления – частным.

Вопрос: Как найти неизвестное слагаемое?

Ответ: Надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Вопрос: Какие числа называются натуральными?

Ответ: Числа, используемые при счете.

Вопрос: Сколько цифр вы знаете?

Ответ: 10.

Вопрос: Признак делимости на 5?

Ответ: Последняя цифра делимого 5 или 0.

Вопрос: Чему равна разность наименьшего четырехзначного числа и 1?

Ответ: 999.

 

 

 

 

 

 

Раунд 3. Разыгрываются 5 очков.

 

 Вопрос: Где были изобретены современные цифры и позиционная система счисления?

Ответ: В Индии.

Вопрос: Возможность счета на пальцах способствовала введению какой системы счисления?

Ответ: Десятичной.

Вопрос: Стая тетеревов села на деревья так, что по 2 на дерево сядут – 1 дерево лишнее, по 1 сядут – 1 тетерев лишний. Сколько было тетеревов и деревьев?

Ответ: 4 тетерева и 3 дерева.

Вопрос: По столбу высотой 10 м ползет улитка. Днем она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. На какой день улитка достигнет вершины столба?

Ответ: На шестой день.

Вопрос: Что больше ТЬМА или МИЛЛИОН?

Ответ: Они равны.

 

Тема 2. Проверочная работа

 

1. В классе 35 учеников. Можно ли утверждать, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, фамилии которых начинаются с одной буквы?

            Ответ: В русском алфавите 31 произносимая буква. Так как 35>31, то по принципу Дирихле найдется 2 ученика, у которых фамилии начинаются с одной буквы.

 

           2. Используя 2 ведра вместимостью 9 и 11 л, наберите из пруда 4 л воды.

           Ответ:  9 л – 0,  0,  9, 0, 2,  2,  9.

                        11 л – 0, 11, 2, 2, 0, 11, 4.

 

            3. Из города А в город Б автомобиль ехал со скоростью 40 км/ч в течение 3 часов. Обратно автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля.

             Ответ: (40·3+60·2)∕(3+2) = 48 км/ч.

 

           4. Имеются 8 одинаковых по виду монет, одна из которых фальшивая. Требуется определить фальшивую монету минимальным числом взвешиваний на чашечных весах без гирь, если известно, что фальшивая монета легче.

           Ответ: Делим монеты на кучки по 2, 3 и 3 штуки. Определяем фальшивую монету в 2 взвешивания.

 

5. Летела стая гусей, а навстречу ей летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, 100 гусей!» А передний гусь ему отвечает: «Нет, нас не100 гусей! Вот, если бы нас было столько, да еще столько, да полстолько, да еще четверть столько, да ты, гусь, то было бы 100 гусей. А нас только…» Сколько гусей летело в стае?

Ответ: 36 гусей. 

 

 

 

 

Тема 3. Проверочная работа

 

1. Имеются 3 карточки, одна из сторон которых – красного, зеленого или синего цвета, а другая сторона у всех белая. На белой стороне одной из карточек написано «красный», на другой – «зеленый», на третьей – «красный или синий». Ни  одна из записей не соответствует действительности. Какого цвета каждая карточка?

Ответ: Карточка с записью «красная или синяя» - зеленая, «красная» - синяя, «зеленая» - красная.

 

2. Разгадайте крипторифму:    УРАН         Ответ:     6321

                                                  +УРАН                         +6321

                                                  НАУКА                        12642

 

  

3. Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет». Какой цвет волос у каждого из друзей?

Ответ: Белокуров имеет рыжие волосы, Чернов - белокурые, а Рыжов – черные.

 

4. Найдите закономерность и поставьте вместо «*» нужное число в последовательности:  7, 17, 37, 77, *, 317…

Ответ: Каждое следующее число равно удвоенному предыдущему, сложенному с числом 3. Поэтому вместо «*» нужно поставить 157.

 

5. В классе 35 учеников. Они занимаются в спортивном, литературном и математическом  кружках. В спортивном кружке – 17 человек, в математическом – 13, в литературном – 30. Сколько учащихся занимаются только в одном кружке, если известно, что в работе всех трех кружков принимают участие 5 человек?

Ответ: 15 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Проверочная работа

 

1.  Разрезать прямоугольник длиной 9 см и шириной 4 см на две равные части, из которых можно составить квадрат.

 Ответ: получится квадрат 6×6 см, (см. рис.)

 

          3                          3                         3

 

2

 

 

 

2

 

 

2.  Сколько треугольников в каждой из фигур?

                    а)                                                    б)

 

 

 

 

 

 


Ответ: а) 4+1=5,  б) 4+4+1=9.

 

 


3.  Составьте три равных квадрата из 10 спичек.

Ответ:

 

 

 

 

 

 

4. Из 12 спичек сложите имя «Толя». Переложите 1 спичку так, чтобы получилось женское имя.

Ответ: буква Т – 2 спички, буква O – 4 спички, буква Л – 2 спички, буква Я – 3 спички.

ТОЛЯ            ЮЛЯ

 

 

 

 

 

Тема 5. Конкурс: «Кто быстрее считает?»

 

1.Вычислить произведение:  а) 164 · 25, б) 824 ·125

Ответ: а) 4100; б) 103000.

 

2. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

Ответ: 5050.

 

3. Вычислить:  12 345 679·9

Ответ: 1 111 111 111.

 

4. Число 82** делится на 90. Найдите частное.

Ответ: 92.

 

Тема 6. Блиц-турнир

 

1.Как можно одним мешком пшеницы, смолов ее, наполнить 2 таких же мешка?

Ответ: надо вложить мешки друг в друга.

 

2. Что это может быть: 2 головы, 2 руки, 6 ног, а идут или бегут только 4?

Ответ: всадник на лошади.

 

3. Летели утки – одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

Ответ: 3.

 

4. «Если в 12 ч ночи идет дождь, то через 168 ч будет солнечная погода». Верен ли прогноз погоды?

Ответ: Нет, т.к. 168 ч = 7 суток, а в полночь солнца нет.

 

5. Мой знакомый Саша однажды мне сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году исполнится 13лет». Может ли такое быть?

Ответ: может, если 31 декабря Саше исполнилось 11 лет, а разговор происходил 1 января.

 

6. В нашем классе два Ивана,

    Две Татьяны, два Степана,

    Три Катюши, три Полины,

    Восемь Львов, четыре Саши,

    Пять Ирин и две Наташи.

    И всего один Виталий.

    Сколько всех их насчитали?

    Вот оценки по контрольной:

    Получили «пять» все Саши,

    Иры, Кати и Наташи.

    По «четверке» Тани, Гали,

    Левы, Полины и Виталий.

    Остальные все Иваны,

    Все Андреи и Степаны

    Получили только «тройки».

    А  кому достались «двойки»?

 

Ответ: «двойку» не получил никто.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.            Депман И.Я. Рассказы о математике. -  Саратов: ОАО «Издательство «Лицей».

2.            Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 1989.

3.            Ванцян А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. – Самара: Корпорация «Федоров», «Учебная литература», 2005.

4.            Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.

5.            Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике.5 класс. – М.: «Издат-школа ХХI век», 2011.

6.            Кучер Т.В., Шипарева Г.А. – Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии). – М.: Перспектива, 2012.

7.            Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2012.

8.            Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Издательство Русанова», 2011.

9.            Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.

10.        Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка Элективный курс «Задачи на смекалку» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой

Пояснительная записка Элективный курс «Задачи на смекалку» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой

Оценка знаний Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий,…

Оценка знаний Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий,…

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Приложение Вопросы и задания для проверки и самопроверки усвоения материала курса

Приложение Вопросы и задания для проверки и самопроверки усвоения материала курса

Вопрос : Где были изобретены современные цифры и позиционная система счисления?

Вопрос : Где были изобретены современные цифры и позиционная система счисления?

Тема 3. Проверочная работа 1

Тема 3. Проверочная работа 1

Разрезать прямоугольник длиной и шириной на две равные части, из которых можно составить квадрат

Разрезать прямоугольник длиной и шириной на две равные части, из которых можно составить квадрат

Вычислить произведение: а) 164 · 25, б) 824 ·125

Вычислить произведение: а) 164 · 25, б) 824 ·125

Все Андреи и Степаны Получили только «тройки»

Все Андреи и Степаны Получили только «тройки»

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020