Авторская работа «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»
Оценка 4.8

Авторская работа «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
09.06.2020
Авторская работа «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»
авторская р. по музею (август.сов).docx

Акмолинская область

Буландынский район

КГУ «Журавлёвская средняя школа»

 

 

 

 

 

Авторская работа по теме:

«Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Автор: Аликадиева Роза Ромазановна,                      

                                                                        руководитель музея, 

                                                       учитель истории и обществознания.

 

 

 

 

2019 год

Рассмотрено на заседании методического объединения «Гармония»  КГУ «Журавлевская средняя школа». Утверждено и рекомендовано к изданию. Протокол № 5 от 02.08.2019 г.

Рецензировано заместителем директора по воспитательной работе КГУ «Журавлевская средняя школа» Бер Т.И.

 Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности школы  в настоящее время является "Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности на основе основных направлений концепции воспитания в системе непрерывного образования РК". Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

 

   С этой целью создана авторская работа по теме  «Основные направления работы  музеев организации образования в соответствии с концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан».Его содержание  способствует формированию у детей  принципов гражданско-патриотического и эстетического  воспитания, а также восприятия  и привития основных ценностей  и приоритетов  в обществе и доказывает непрерывную связь между работой музея и школы.

  

Рекомендовано:  руководителям школьных историко-краеведческих музеев

 организаций образования Республики Казахстан.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»

руководителя музея, учителя истории и обществознания

Аликадиевой Розы Ромазановны

 

Авторская работа   «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»  содержит чёткие цели и задачи, логически связанные между собой. В ней спрогнозирован ожидаемый результат, обозначены основные принципы воспитания обучающихся.

В данной  работе рассмотрены вопросы возможностей школьного музея в саморазвитии ребенка, взаимосвязь школы и музея, мотивация учащихся к изучению истории своего родного края творческим участием в исследовательской деятельности музея, традиции и новости музейной деятельности при работе с детьми.

Автор понимает, что существует необходимость в создании школьных музеев, что именно школа должна быть главным проводником идей патриотического воспитания в обществе. Поэтому благодаря школьному краеведческому музею разработана и успешно внедряется инновационная модель формирования казахстанского патриотизма на примере Первого Президента.

Это позволяет сделать вывод о возможности её применения в системе дополнительного образования детей.

Резюме: перспективная работа, возможно выступление на августовском совещании педагогических работников, секция «История».

 

Заместитель директора

                                        по воспитательной работе                     Бер Т.И.                            

 

Оглавление

 

1

Пояснительная записка…………………………………………………..4-6

2

Актуальность темы…………………………………………………….....7-8

3

Необходимость создания школьных музеев…………………………..9-12

4

Цели и задачи музея……………………………………………………13-15

5

Основные направления работы музея………………………………...16-24

6

Результаты деятельности музея……………………………………….25-26

7

Заключение…………………………………………………………… .27-28

8

Список литературы………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Истинная нравственность растет из сердца

при плодотворном содействии светлых лучей разума.

Ее мерило — не слова, а практическая деятельность.

Белинский В.Г.

     Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся, на сегодняшний день, является одной из наиболее важных и актуальной в современной школе. Во многом это связано с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением самой системы образования, внедрением и проектированием новых технологий.

    Лучшее место в модернизации духовно-нравственного воспитания учащихся современной школы отводится музеям. Их роль стала значительно возрастать. В нашем Буландынском  районе среди общеобразовательных школ  не каждый может поделиться опытом становления школьного музея. Всего их в районе  9. А ведь они являются и должны являться одним из средств духовно-нравственного воспитания школьников.

     Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому[4]. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

   Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание, вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

     В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания[1].

     Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

      Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути [2]. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы

       В современном мире музей как социальный институт становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом общественной жизни, занимает одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. Смена парадигмы общественного назначения музеев произошла в странах дальнего зарубежья в 60-80-х гг., на постсоветском пространстве - в 90-е. В Казахстане внимание к культурно-образовательной деятельности музеев стало проявляться в начале 2000-х гг. [5]. Это связано, во-первых, с развитием информационных технологий и с мировыми тенденциями глобализации проблем современной цивилизации, во-вторых, с проблемами развития постсоветских государств.

      Казахстан - молодое государство, которое сейчас по-новому осмысливает свою историю и культуру. В то же время Казахстан -многонациональное государство, поэтому наряду с воспитанием интереса к истории казахского народа, актуально и формирование толерантных отношений между представителями разных национальностей Казахстана.

        Наличие богатых фондов, сложившаяся структура работы, позволила многим музеям в эти новые времена сосредоточиться не на создании коллекций молодого государства, а на использовании накопленного, но в новых формах и направлениях. Стала активнее развиваться деятельность по формированию исторического сознания казахстанцев, бережного отношения к памятникам национальной истории, внимания к взаимоотношениям с другими народами и странами.

        Возникли потребности в пересмотре и появлении инновационных идей и подходов во взаимоотношениях, определяемых как "музей и посетитель", "музей и дети". По-иному стала строиться культурно-образовательная работа музеев. Коммуникационный подход, используемый сначала в проектах для детей, впоследствии начинает применяться и в других сферах деятельности музеев, а именно в образовательных учреждениях.

     Таким образом, сегодня актуально изучение современной культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана, и одним из аспектов требующих пристального внимания являются школьные историко-краеведческие музеи, как одни из самых перспективных направлений развития музейного дела.

      Работа музея была включена в систему воспитательной программы школы   Деятельность музея создает реальные условия для формирования гражданского и национального самосознания школьников, вовлекает учащихся в общественно – полезные дела, развивает их инициативу. Центральной идеей работы музея является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. В процессе работы музея реализуются принципы личностно – ориентированного подхода, позволяющие поддерживать процессы саморазвития, самовыражения и самореализации обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимость создания школьных музеев

 

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».

Краеведение дает знания о прошлом и настоящем родного края, о жизни коренного населения, обычаях и нравах людей, особенностях быта и культурных традициях, о природе родной земли, воспитывает уважение к памятникам старины и гражданскую ответственность за судьбу родных мест[6]. Продвижение краеведения и краеведческой литературы в целом – одно из направлений деятельности школьного музея.

Да, в настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

      Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Я считаю, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Музей есть форма воспитательной работы. Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию школьного музея облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены как формы воспитательной работы.

Термин "школьный музей" является обобщающим. К школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся.

Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно казахстанского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

       В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.      

Перед нашим обществом в полный рост  встала опасность потери исторической памяти и стирание исторических личностей. Перед педагогами встал вопрос о необходимости восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее. В этих условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших. Без выяснения сущности патриотизма, его роли и места в нашей жизни, невозможно правильно определить отношение к отечественной истории и культуре, к религии и национализму, к стратегиям и пути возрождения Республики Казахстан в третьем  тысячелетии.

Как отметил в одном из своих выступлений Президент, «нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важными жизненными ценностями предыдущих поколений, молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры» [5]. Важно при этом иметь в виду, что казахстанский патриотизм – явление особенное, поскольку речь идет об отношении многонацио­нального народа республики к одной, общей для всех народов его населяющих, родине. Поэтому сегодня как никогда актуальным становится вопрос о том, как и в каких формах следует осуществлять патриотическое воспитание, что должно стать его методологическим ориентиром.

Именно школа, должна быть главным проводником идей патриотического воспитания в обществе. Благодаря школьному краеведческому музею разработана и успешно внедряется инновационная модель формирования казахстанского патриотизма на примере Первого Президента.

С именем Президента казахстанцы связывают стабилизацию и модернизацию отечественной экономики, повышение качества и стандартов жизни граждан, демократизацию политической системы, построение основ правового государства и гражданского общества, создание условий для реализации прав и свобод человека, сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

Таким образом, музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся". Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи музея:

      Именно поэтому деятельности школьного историко-краеведческого музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом

сложившихся к настоящему времени тенденций.

     Главная цель школьного музея – развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории родной страны, малой родины.

       Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является   историко-краеведческий музей в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

            Школьный музей  КГУ «Журавлёвская средняя школа» имеет свидетельство об открытии и  присвоении звания «Школьный музей», от 23 декабря 2003 года. Основателями музея являются Шандар Л.П. и Цыплухина З.Н. На сегодняшний день музей отметил свой 15 летний юбилей.  Музей состоит из 4 блоков:

1. Поэзия родной природы

•        Географическое положение

•        Рельеф

•        Климат

•        Флора

•        Фауна

2. История села Журавлевка

•        Образование села Журавлевка

•        Великая Отечественная Война

•        Целина

•        Уголок мужества (памяти В.Г.Носачева)

•        совхоз Журавлевский

3. История школы

4. Декоративно-прикладное искусство

На протяжении всей своей работы мы придерживаемся основных принципов:

Деятельность музея основывается на основных принципах:

·        - Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.

·        - Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.

·        - Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.

Основная цель деятельности музея:

1. Развитие интереса школьников к предмету истории и истории родного края;

2. Развитие у детей любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье;

3.Воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Задачи:

1.В области внутришкольной работы: организация музейных часов, уроков интеллектуальных игр,  викторин, использование материалов музея на уроках как ресурса образовательного пространства.

2.В сфере внешкольной работы: организация экскурсий, поисковой работы по пополнению фондов музея, охрана памятников истории и культуры; участие в мероприятиях юных краеведов, участие в районных и областных мероприятиях заочного и очного направления. 

3. Проведение выставок материалов фондов музея; подготовки экскурсоводов; разработка и оформление новых экспозиций;
4.
Развитие интеллектуальных, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы по историко-краеведческой тематике,

5. Участие в  конкурсах районного, областного  уровня.

6. Формирование личности гражданина и патриота Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления работы музея

Основные направления деятельности музея:

Надпись: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Фондовая: работа: (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов, сохранность экспонатов, ведение инвентарной книги, составление паспорта музея).

     В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности. Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция документирования. Выделяются систематический (типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью первого происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов. Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. Комплектование, направленное на отражение современных процессов - актуальное документирование эпохи - также может быть систематическим и тематическим. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор - собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.). В школьном музее фондовой работой занимается актив под руководством руководителя музея. В обязанности актива входит изучение, учет и систематизация музейных предметов, а так же ведение инвентарной книги. На сегодняшний день активом музея принято решение вести электронную инвентарную книгу. Работая с музейным фондом, ребята вырабатывают в себе чувство ответственности, порядочности и дисциплину, так как каждый возлагает на свои плечи ответственность за историю своего края и села и мы не имеем права искажать историю.

 

 

 

 

 

 

2. Поисковая, научно-исследовательская работа (поиск и сбор документов к имеющимся экспонатом, создание и работа над проектами и исследованиями)

    Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают. Даже, казалось бы, далекая от истории тематика естественнонаучных исследований непременно содержит компоненты, связанные с историей природы, с воздействием человека на природу. Да и сами объекты природы нередко используются как исторические источники по истории природы и общества. Исторические же знания, по образному определению С.О.Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу»

Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса по истории,

    Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.

Особое место в школьном музее занимают материалы о воинах-афганцах, их послевоенной жизни, учениках нашей школы,  Между учащимися школы, участниками Великой Отечественной войны, воинами афганцами, сложились добрые отношения. Их жизненный опыт, убежденность, пройденный воинский путь – помогают учащимся осознать себя гражданами своей страны

 

 

 

 

 

 

3. Экскурсионно-лекторская работа: (Создание постоянных и передвижных выставок; подготовка и проведение экскурсий, лекций и бесед в музее)

Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох

 

4. Экспозиционная работа (создание новых экспозиций из основного фонда и вновь собранных документов и материалов) -одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, аттрактивность. Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические. В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека (или типичная для определенного социального слоя). В нашем музее представлена юрта кочевников и ее быт, позволяющий учащимся осмыслить и понять кочевой образ жизни народов населяющих РК.   

 Систематическая экспозиция организована в соответствии с классификационной системой определённой научной дисциплины.  Такое направление можно увидеть в блоке «Поэзия родной природы», где представлены все виды флоры и фауны нашего края и описано географическое положение села.

В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и создаётся музейный образ представляемого события. Сюжетно-образные экспозиции отличаются от тематических большей эмоциональной насыщенностью, созданием запоминающегося образа и рассматриваются в последние годы в музееведческой литературе как отдельная группа экспозиций. Проектирование экспозиции - сложный многоэтапный процесс, включает в себя научное, художественное, техническое и рабочее проектирование. К сожаление, в нашем музее нет сюжетно-образной экспозиции, но можно увидеть и изучить различные тематические экспозиции. Например:  Великая Отечественная война, декоративно-прикладное искусство, экспозиция воинов интернационалистов и тд.

      

 

 

 

 

 

Необходимость изготовления и использования оборудования для комплектования фондов, обеспечения сохранности краеведческих материалов, разработки и создания экспозиции музея предоставляет детям

широкое поле для научного, изобретательского и технического творчества. Дети получают возможности овладеть навыками столярного и слесарного дела, электродела, научиться работать с различными материалами: металлом, деревом, пластмассой, стеклом, бумагой, красками, клеем и т.п.; пользоваться различными инструментами. Эти навыки, как и походные, дети далеко не всегда могут приобрести в семье.

 

 

 5.Образовательно-воспитательная работа (работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы, оформление митингов у памятников  героев, акции, уроки мужества, участие в конкурсах, использование материала учителями и учащимися для написания сочинений, рефератов и докладов.).

Сущность документирующей и образовательно-воспитательной функций школьного музея допустимо рассматривать раздельно только на теоретическом уровне. На практике эти функции осуществляются в тесной взаимосвязи, когда в процессе исследовательской работы естественным образом решаются задачи обучения и воспитания детей, а образовательно-воспитательные проблемы учреждения образования определяют характер музейно-краеведческой деятельности.

Умение учащихся выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее поможет реализовать себя в будущем. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества   способствует расширение кругозора учеников и развивает абстрактное мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Информационно-просветительская работа: (сотрудничество музея со средствами массовой информации)

    В постоянно меняющихся условиях современной жизни учреждениям культуры для своего развития приходится искать новые формы взаимодействия с обществом. При этом наиболее важным проводником такого взаимодействия были и остаются СМИ, которые напрямую информируют читателя, зрителя, слушателя о тех или иных культурных событиях и формируют во многом общественное мнение. Поэтому, постоянное взаимодействие с масс-медиа структурами, выстраивание с ними цивилизованных партнерских отношений, использование новых технологий и методов в своей работе с обществом является одной из важнейших задач музея

    Для решения данной проблемы в музее было предложено выработать концепцию и программу работ с прессой, а также, в связи с появлением и развитием Интернет, разработать собственную модель прямого взаимодействия с общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Схема взаимодействия музея со своими пользователями через средства массовой информации

Целью выработки концепции и программы были:

·  создание положительного имиджа музея,

·  широкое распространение сведений о коллекции и информирование местного сообщества о культурных событиях в музее;

·  стремление к удовлетворению потребности социума в интересе к художественной жизни и искусству;

·  помощь в становлении культурной журналистике в регионе.

    Для реализации этой задачи в музее была проведена необходимая подготовительная работа. Первоначально были структурированы все виды и типы информации, которые используются различными изданиями в своей работе и на основе этой структуризации определены необходимые музейные информационные ресурсы. Помощь в проведение и создании связей со СМИ оказывал совет музея.

 Совет музея:  заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного музея,  члены актива музея 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты деятельности музея

Результаты деятельности музея формулируются исходя из цели и задач:

1)     В образовательной сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Казахстана, приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах относительно Великой Отечественной войны, связывать эти факты с историей  в целом и конкретно применять их к истории края и села, видеть неразрывную связь истории прошлого и настоящего;

2)     В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории Казахстана, гордости за ее славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории, неотъемлемой частью которой является   и история нашего села;

3)     В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном уровне (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея (рисунки, макеты, образцы декоративно-прикладного искусства); развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников как полноправных и активных граждан Казахстана.

          В соответствии с настоящей Концепцией, её целью, задачами, методологическими основами, принципами в нашей школе с начала года разрабатывается план работы музея по реализации ценностей воспитания: человек, семья, Родина, родной край, здоровье, здоровый образ жизни, труд, образование, культурное наследие, язык, дружба.

     Реализуя приоритетные направления воспитательной работы, мы обеспечиваем непрерывность и преемственность воспитания.

      Концепция определяет воспитание в качестве общенационального приоритета и является системообразующим элементом единой системы управления в организации образования.

    Формируя гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, социальную и религиозную толерантность, любовь и уважение к родному языку, истории и обычаям казахского народа, развитие самосознания, формирование нравственно-духовных ценностей, здорового образа жизни, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности , профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей, современного научного мировоззрения и усвоения базовых ценностей, развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности организуются и проводятся тематические классные часы, уроки мужества, митинги, внеклассные мероприятия, с использованием различных видов и форм проведения. .

      Реализация Концепции воспитания в системе непрерывного образования обеспечивает реальное закрепление значимости воспитания через музейное дело и обеспечивает непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования, возросший уровень духовности и нравственности общества с учётом общечеловеческих и национальных ценностей.

 

 

Заключение

     Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на учащихся наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности.    

     Учащиеся с удовольствием посещают школьный музей, а некоторые проявляют особую заинтересованность. Именно они и становятся школьными экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской работой, помогают в реставрационной деятельности, оформляют школьный музей. Активисты составляют «Совет музея». К работе в школьном музее мы привлекаем ребят с 5 по 9 класс, именно они помогают организовывать акции милосердия, выставки картин, конкурсы фотографий, музейные и юбилейные уроки.    

    Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь,  и  помогает школьникам выбрать будущую профессию, поэтому некоторые ребята, познавшие вкус поисковой и музееведческой работы продолжают этим заниматься, уходя из стен родной школы .

.. Всё больше жителей нашего села проявляют интерес к школьному музею, несут очень ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние вызывающие неподдельный интерес у учащихся и учителей школы. За прошедшие годы работы музея через него прошли несколько сотен человек, многие из них оставили свои отзывы о музее.

     Деятельность в музее помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, они способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность. Для школьников эта деятельность не прошла бесследно. Они стали более инициативными, коммуникабельными, а самое главное, научились сопереживать, сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть благородными и благодарными.

Таким образом, в целях реализации Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан (утверждена приказом Министра образования и науки 16 ноября 2009 года №521) через деятельность школьного музея формируется ответственный и социально активный гражданин Республики Казахстан с чувством высокого казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, разносторонней и гармонично развитой, духовно-нравственной, физически здоровой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин.-Социос. - 2004, № 10. С.89-92.

2. Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников - 2002, №3. С.53.

3. Гревс, Т.М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т.М. Гревс. - М.: Наука, С.9-12.

4. Концепция воспитания в системе непрерывного образования республики Казахстан//Астана – 2009. – 13с.

5. Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда»

№ 53-54 (27327-27328) 13.02.2013

6. Титова, В.В. Туристко-краеведческие кружки в школе. - М.: «Просвещение», 1988.- 164с.

7. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 183с.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Акмолинская область Буландынский район

Акмолинская область Буландынский район

Рассмотрено на заседании методического объединения «Гармония»

Рассмотрено на заседании методического объединения «Гармония»

РЕЦЕНЗИЯ на авторскую программу «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с

РЕЦЕНЗИЯ на авторскую программу «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с

Оглавление 1 Пояснительная записка…………………………………………………

Оглавление 1 Пояснительная записка…………………………………………………

Пояснительная записка Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума

Пояснительная записка Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума

Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях

Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях

Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными…

Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными…

Актуальность темы В современном мире музей как социальный институт становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом общественной жизни, занимает…

Актуальность темы В современном мире музей как социальный институт становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом общественной жизни, занимает…

Таким образом, сегодня актуально изучение современной культурно-образовательной деятельности музеев

Таким образом, сегодня актуально изучение современной культурно-образовательной деятельности музеев

Необходимость создания школьных музеев

Необходимость создания школьных музеев

Я считаю, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей

Я считаю, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни

Цели и задачи музея:

Цели и задачи музея:

Образование села Журавлевка •

Образование села Журавлевка •

Проведение выставок материалов фондов музея; подготовки экскурсоводов; разработка и оформление новых экспозиций; 4

Проведение выставок материалов фондов музея; подготовки экскурсоводов; разработка и оформление новых экспозиций; 4

Основные направления работы музея

Основные направления работы музея

Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих

Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих

Поисковая, научно-исследовательская работа (поиск и сбор документов к имеющимся экспонатом, создание и работа над проектами и исследованиями)

Поисковая, научно-исследовательская работа (поиск и сбор документов к имеющимся экспонатом, создание и работа над проектами и исследованиями)

Особое место в школьном музее занимают материалы о воинах-афганцах, их послевоенной жизни, учениках нашей школы,

Особое место в школьном музее занимают материалы о воинах-афганцах, их послевоенной жизни, учениках нашей школы,

Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические

Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические

Необходимость изготовления и использования оборудования для комплектования фондов, обеспечения сохранности краеведческих материалов, разработки и создания экспозиции музея предоставляет детям широкое поле для научного, изобретательского и…

Необходимость изготовления и использования оборудования для комплектования фондов, обеспечения сохранности краеведческих материалов, разработки и создания экспозиции музея предоставляет детям широкое поле для научного, изобретательского и…

Умение учащихся выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее поможет реализовать себя в будущем

Умение учащихся выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее поможет реализовать себя в будущем

Для решения данной проблемы в музее было предложено выработать концепцию и программу работ с прессой, а также, в связи с появлением и развитием

Для решения данной проблемы в музее было предложено выработать концепцию и программу работ с прессой, а также, в связи с появлением и развитием

Совет музея: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного музея, члены актива музея

Совет музея: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного музея, члены актива музея

Результаты деятельности музея

Результаты деятельности музея

В соответствии с настоящей Концепцией, её целью, задачами, методологическими основами, принципами в нашей школе с начала года разрабатывается план работы музея по реализации ценностей воспитания:…

В соответствии с настоящей Концепцией, её целью, задачами, методологическими основами, принципами в нашей школе с начала года разрабатывается план работы музея по реализации ценностей воспитания:…

Заключение Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на учащихся наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности

Заключение Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на учащихся наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности

Таким образом, в целях реализации

Таким образом, в целях реализации

Список литературы 1. Акулин,

Список литературы 1. Акулин,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020