Авторская работа «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 09.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала авторская р. по музею (август.сов).docx

Акмолинская область

Буландынский район

КГУ «Журавлёвская средняя школа»

 

 

 

 

 

Авторская работа по теме:

«Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Автор: Аликадиева Роза Ромазановна,                      

                                                                        руководитель музея, 

                                                       учитель истории и обществознания.

 

 

 

 

2019 год

Рассмотрено на заседании методического объединения «Гармония»  КГУ «Журавлевская средняя школа». Утверждено и рекомендовано к изданию. Протокол № 5 от 02.08.2019 г.

Рецензировано заместителем директора по воспитательной работе КГУ «Журавлевская средняя школа» Бер Т.И.

 Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности школы  в настоящее время является "Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности на основе основных направлений концепции воспитания в системе непрерывного образования РК". Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

 

   С этой целью создана авторская работа по теме  «Основные направления работы  музеев организации образования в соответствии с концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан».Его содержание  способствует формированию у детей  принципов гражданско-патриотического и эстетического  воспитания, а также восприятия  и привития основных ценностей  и приоритетов  в обществе и доказывает непрерывную связь между работой музея и школы.

  

Рекомендовано:  руководителям школьных историко-краеведческих музеев

 организаций образования Республики Казахстан.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»

руководителя музея, учителя истории и обществознания

Аликадиевой Розы Ромазановны

 

Авторская работа   «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»  содержит чёткие цели и задачи, логически связанные между собой. В ней спрогнозирован ожидаемый результат, обозначены основные принципы воспитания обучающихся.

В данной  работе рассмотрены вопросы возможностей школьного музея в саморазвитии ребенка, взаимосвязь школы и музея, мотивация учащихся к изучению истории своего родного края творческим участием в исследовательской деятельности музея, традиции и новости музейной деятельности при работе с детьми.

Автор понимает, что существует необходимость в создании школьных музеев, что именно школа должна быть главным проводником идей патриотического воспитания в обществе. Поэтому благодаря школьному краеведческому музею разработана и успешно внедряется инновационная модель формирования казахстанского патриотизма на примере Первого Президента.

Это позволяет сделать вывод о возможности её применения в системе дополнительного образования детей.

Резюме: перспективная работа, возможно выступление на августовском совещании педагогических работников, секция «История».

 

Заместитель директора

                                        по воспитательной работе                     Бер Т.И.                            

 

Оглавление

 

1

Пояснительная записка…………………………………………………..4-6

2

Актуальность темы…………………………………………………….....7-8

3

Необходимость создания школьных музеев…………………………..9-12

4

Цели и задачи музея……………………………………………………13-15

5

Основные направления работы музея………………………………...16-24

6

Результаты деятельности музея……………………………………….25-26

7

Заключение…………………………………………………………… .27-28

8

Список литературы………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Истинная нравственность растет из сердца

при плодотворном содействии светлых лучей разума.

Ее мерило — не слова, а практическая деятельность.

Белинский В.Г.

     Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся, на сегодняшний день, является одной из наиболее важных и актуальной в современной школе. Во многом это связано с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением самой системы образования, внедрением и проектированием новых технологий.

    Лучшее место в модернизации духовно-нравственного воспитания учащихся современной школы отводится музеям. Их роль стала значительно возрастать. В нашем Буландынском  районе среди общеобразовательных школ  не каждый может поделиться опытом становления школьного музея. Всего их в районе  9. А ведь они являются и должны являться одним из средств духовно-нравственного воспитания школьников.

     Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому[4]. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

   Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание, вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

     В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания[1].

     Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

      Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути [2]. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы

       В современном мире музей как социальный институт становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом общественной жизни, занимает одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. Смена парадигмы общественного назначения музеев произошла в странах дальнего зарубежья в 60-80-х гг., на постсоветском пространстве - в 90-е. В Казахстане внимание к культурно-образовательной деятельности музеев стало проявляться в начале 2000-х гг. [5]. Это связано, во-первых, с развитием информационных технологий и с мировыми тенденциями глобализации проблем современной цивилизации, во-вторых, с проблемами развития постсоветских государств.

      Казахстан - молодое государство, которое сейчас по-новому осмысливает свою историю и культуру. В то же время Казахстан -многонациональное государство, поэтому наряду с воспитанием интереса к истории казахского народа, актуально и формирование толерантных отношений между представителями разных национальностей Казахстана.

        Наличие богатых фондов, сложившаяся структура работы, позволила многим музеям в эти новые времена сосредоточиться не на создании коллекций молодого государства, а на использовании накопленного, но в новых формах и направлениях. Стала активнее развиваться деятельность по формированию исторического сознания казахстанцев, бережного отношения к памятникам национальной истории, внимания к взаимоотношениям с другими народами и странами.

        Возникли потребности в пересмотре и появлении инновационных идей и подходов во взаимоотношениях, определяемых как "музей и посетитель", "музей и дети". По-иному стала строиться культурно-образовательная работа музеев. Коммуникационный подход, используемый сначала в проектах для детей, впоследствии начинает применяться и в других сферах деятельности музеев, а именно в образовательных учреждениях.

     Таким образом, сегодня актуально изучение современной культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана, и одним из аспектов требующих пристального внимания являются школьные историко-краеведческие музеи, как одни из самых перспективных направлений развития музейного дела.

      Работа музея была включена в систему воспитательной программы школы   Деятельность музея создает реальные условия для формирования гражданского и национального самосознания школьников, вовлекает учащихся в общественно – полезные дела, развивает их инициативу. Центральной идеей работы музея является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. В процессе работы музея реализуются принципы личностно – ориентированного подхода, позволяющие поддерживать процессы саморазвития, самовыражения и самореализации обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимость создания школьных музеев

 

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».

Краеведение дает знания о прошлом и настоящем родного края, о жизни коренного населения, обычаях и нравах людей, особенностях быта и культурных традициях, о природе родной земли, воспитывает уважение к памятникам старины и гражданскую ответственность за судьбу родных мест[6]. Продвижение краеведения и краеведческой литературы в целом – одно из направлений деятельности школьного музея.

Да, в настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

      Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Я считаю, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Музей есть форма воспитательной работы. Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию школьного музея облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены как формы воспитательной работы.

Термин "школьный музей" является обобщающим. К школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся.

Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно казахстанского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

       В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.      

Перед нашим обществом в полный рост  встала опасность потери исторической памяти и стирание исторических личностей. Перед педагогами встал вопрос о необходимости восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее. В этих условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших. Без выяснения сущности патриотизма, его роли и места в нашей жизни, невозможно правильно определить отношение к отечественной истории и культуре, к религии и национализму, к стратегиям и пути возрождения Республики Казахстан в третьем  тысячелетии.

Как отметил в одном из своих выступлений Президент, «нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важными жизненными ценностями предыдущих поколений, молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры» [5]. Важно при этом иметь в виду, что казахстанский патриотизм – явление особенное, поскольку речь идет об отношении многонацио­нального народа республики к одной, общей для всех народов его населяющих, родине. Поэтому сегодня как никогда актуальным становится вопрос о том, как и в каких формах следует осуществлять патриотическое воспитание, что должно стать его методологическим ориентиром.

Именно школа, должна быть главным проводником идей патриотического воспитания в обществе. Благодаря школьному краеведческому музею разработана и успешно внедряется инновационная модель формирования казахстанского патриотизма на примере Первого Президента.

С именем Президента казахстанцы связывают стабилизацию и модернизацию отечественной экономики, повышение качества и стандартов жизни граждан, демократизацию политической системы, построение основ правового государства и гражданского общества, создание условий для реализации прав и свобод человека, сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

Таким образом, музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся". Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи музея:

      Именно поэтому деятельности школьного историко-краеведческого музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом

сложившихся к настоящему времени тенденций.

     Главная цель школьного музея – развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории родной страны, малой родины.

       Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является   историко-краеведческий музей в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

            Школьный музей  КГУ «Журавлёвская средняя школа» имеет свидетельство об открытии и  присвоении звания «Школьный музей», от 23 декабря 2003 года. Основателями музея являются Шандар Л.П. и Цыплухина З.Н. На сегодняшний день музей отметил свой 15 летний юбилей.  Музей состоит из 4 блоков:

1. Поэзия родной природы

•        Географическое положение

•        Рельеф

•        Климат

•        Флора

•        Фауна

2. История села Журавлевка

•        Образование села Журавлевка

•        Великая Отечественная Война

•        Целина

•        Уголок мужества (памяти В.Г.Носачева)

•        совхоз Журавлевский

3. История школы

4. Декоративно-прикладное искусство

На протяжении всей своей работы мы придерживаемся основных принципов:

Деятельность музея основывается на основных принципах:

·        - Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.

·        - Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.

·        - Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.

Основная цель деятельности музея:

1. Развитие интереса школьников к предмету истории и истории родного края;

2. Развитие у детей любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье;

3.Воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Задачи:

1.В области внутришкольной работы: организация музейных часов, уроков интеллектуальных игр,  викторин, использование материалов музея на уроках как ресурса образовательного пространства.

2.В сфере внешкольной работы: организация экскурсий, поисковой работы по пополнению фондов музея, охрана памятников истории и культуры; участие в мероприятиях юных краеведов, участие в районных и областных мероприятиях заочного и очного направления. 

3. Проведение выставок материалов фондов музея; подготовки экскурсоводов; разработка и оформление новых экспозиций;
4.
Развитие интеллектуальных, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы по историко-краеведческой тематике,

5. Участие в  конкурсах районного, областного  уровня.

6. Формирование личности гражданина и патриота Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления работы музея

Основные направления деятельности музея:

Надпись: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Фондовая: работа: (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов, сохранность экспонатов, ведение инвентарной книги, составление паспорта музея).

     В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности. Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция документирования. Выделяются систематический (типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью первого происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов. Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. Комплектование, направленное на отражение современных процессов - актуальное документирование эпохи - также может быть систематическим и тематическим. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор - собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.). В школьном музее фондовой работой занимается актив под руководством руководителя музея. В обязанности актива входит изучение, учет и систематизация музейных предметов, а так же ведение инвентарной книги. На сегодняшний день активом музея принято решение вести электронную инвентарную книгу. Работая с музейным фондом, ребята вырабатывают в себе чувство ответственности, порядочности и дисциплину, так как каждый возлагает на свои плечи ответственность за историю своего края и села и мы не имеем права искажать историю.

 

 

 

 

 

 

2. Поисковая, научно-исследовательская работа (поиск и сбор документов к имеющимся экспонатом, создание и работа над проектами и исследованиями)

    Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают. Даже, казалось бы, далекая от истории тематика естественнонаучных исследований непременно содержит компоненты, связанные с историей природы, с воздействием человека на природу. Да и сами объекты природы нередко используются как исторические источники по истории природы и общества. Исторические же знания, по образному определению С.О.Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу»

Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса по истории,

    Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.

Особое место в школьном музее занимают материалы о воинах-афганцах, их послевоенной жизни, учениках нашей школы,  Между учащимися школы, участниками Великой Отечественной войны, воинами афганцами, сложились добрые отношения. Их жизненный опыт, убежденность, пройденный воинский путь – помогают учащимся осознать себя гражданами своей страны

 

 

 

 

 

 

3. Экскурсионно-лекторская работа: (Создание постоянных и передвижных выставок; подготовка и проведение экскурсий, лекций и бесед в музее)

Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох

 

4. Экспозиционная работа (создание новых экспозиций из основного фонда и вновь собранных документов и материалов) -одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, аттрактивность. Многообразие музейных экспозиций можно разделить на ансамблевые, систематические и тематические. В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается реальная обстановка жизни или деятельности конкретного человека (или типичная для определенного социального слоя). В нашем музее представлена юрта кочевников и ее быт, позволяющий учащимся осмыслить и понять кочевой образ жизни народов населяющих РК.   

 Систематическая экспозиция организована в соответствии с классификационной системой определённой научной дисциплины.  Такое направление можно увидеть в блоке «Поэзия родной природы», где представлены все виды флоры и фауны нашего края и описано географическое положение села.

В тематической экспозиции раскрывается определённый сюжет или тема и создаётся музейный образ представляемого события. Сюжетно-образные экспозиции отличаются от тематических большей эмоциональной насыщенностью, созданием запоминающегося образа и рассматриваются в последние годы в музееведческой литературе как отдельная группа экспозиций. Проектирование экспозиции - сложный многоэтапный процесс, включает в себя научное, художественное, техническое и рабочее проектирование. К сожаление, в нашем музее нет сюжетно-образной экспозиции, но можно увидеть и изучить различные тематические экспозиции. Например:  Великая Отечественная война, декоративно-прикладное искусство, экспозиция воинов интернационалистов и тд.

      

 

 

 

 

 

Необходимость изготовления и использования оборудования для комплектования фондов, обеспечения сохранности краеведческих материалов, разработки и создания экспозиции музея предоставляет детям

широкое поле для научного, изобретательского и технического творчества. Дети получают возможности овладеть навыками столярного и слесарного дела, электродела, научиться работать с различными материалами: металлом, деревом, пластмассой, стеклом, бумагой, красками, клеем и т.п.; пользоваться различными инструментами. Эти навыки, как и походные, дети далеко не всегда могут приобрести в семье.

 

 

 5.Образовательно-воспитательная работа (работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы, оформление митингов у памятников  героев, акции, уроки мужества, участие в конкурсах, использование материала учителями и учащимися для написания сочинений, рефератов и докладов.).

Сущность документирующей и образовательно-воспитательной функций школьного музея допустимо рассматривать раздельно только на теоретическом уровне. На практике эти функции осуществляются в тесной взаимосвязи, когда в процессе исследовательской работы естественным образом решаются задачи обучения и воспитания детей, а образовательно-воспитательные проблемы учреждения образования определяют характер музейно-краеведческой деятельности.

Умение учащихся выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее поможет реализовать себя в будущем. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества   способствует расширение кругозора учеников и развивает абстрактное мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Информационно-просветительская работа: (сотрудничество музея со средствами массовой информации)

    В постоянно меняющихся условиях современной жизни учреждениям культуры для своего развития приходится искать новые формы взаимодействия с обществом. При этом наиболее важным проводником такого взаимодействия были и остаются СМИ, которые напрямую информируют читателя, зрителя, слушателя о тех или иных культурных событиях и формируют во многом общественное мнение. Поэтому, постоянное взаимодействие с масс-медиа структурами, выстраивание с ними цивилизованных партнерских отношений, использование новых технологий и методов в своей работе с обществом является одной из важнейших задач музея

    Для решения данной проблемы в музее было предложено выработать концепцию и программу работ с прессой, а также, в связи с появлением и развитием Интернет, разработать собственную модель прямого взаимодействия с общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Схема взаимодействия музея со своими пользователями через средства массовой информации

Целью выработки концепции и программы были:

·  создание положительного имиджа музея,

·  широкое распространение сведений о коллекции и информирование местного сообщества о культурных событиях в музее;

·  стремление к удовлетворению потребности социума в интересе к художественной жизни и искусству;

·  помощь в становлении культурной журналистике в регионе.

    Для реализации этой задачи в музее была проведена необходимая подготовительная работа. Первоначально были структурированы все виды и типы информации, которые используются различными изданиями в своей работе и на основе этой структуризации определены необходимые музейные информационные ресурсы. Помощь в проведение и создании связей со СМИ оказывал совет музея.

 Совет музея:  заместитель директора по воспитательной работе, руководитель школьного музея,  члены актива музея 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты деятельности музея

Результаты деятельности музея формулируются исходя из цели и задач:

1)     В образовательной сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Казахстана, приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах относительно Великой Отечественной войны, связывать эти факты с историей  в целом и конкретно применять их к истории края и села, видеть неразрывную связь истории прошлого и настоящего;

2)     В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории Казахстана, гордости за ее славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории, неотъемлемой частью которой является   и история нашего села;

3)     В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном уровне (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея (рисунки, макеты, образцы декоративно-прикладного искусства); развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников как полноправных и активных граждан Казахстана.

          В соответствии с настоящей Концепцией, её целью, задачами, методологическими основами, принципами в нашей школе с начала года разрабатывается план работы музея по реализации ценностей воспитания: человек, семья, Родина, родной край, здоровье, здоровый образ жизни, труд, образование, культурное наследие, язык, дружба.

     Реализуя приоритетные направления воспитательной работы, мы обеспечиваем непрерывность и преемственность воспитания.

      Концепция определяет воспитание в качестве общенационального приоритета и является системообразующим элементом единой системы управления в организации образования.

    Формируя гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, социальную и религиозную толерантность, любовь и уважение к родному языку, истории и обычаям казахского народа, развитие самосознания, формирование нравственно-духовных ценностей, здорового образа жизни, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности , профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей, современного научного мировоззрения и усвоения базовых ценностей, развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности организуются и проводятся тематические классные часы, уроки мужества, митинги, внеклассные мероприятия, с использованием различных видов и форм проведения. .

      Реализация Концепции воспитания в системе непрерывного образования обеспечивает реальное закрепление значимости воспитания через музейное дело и обеспечивает непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования, возросший уровень духовности и нравственности общества с учётом общечеловеческих и национальных ценностей.

 

 

Заключение

     Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на учащихся наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности.    

     Учащиеся с удовольствием посещают школьный музей, а некоторые проявляют особую заинтересованность. Именно они и становятся школьными экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской работой, помогают в реставрационной деятельности, оформляют школьный музей. Активисты составляют «Совет музея». К работе в школьном музее мы привлекаем ребят с 5 по 9 класс, именно они помогают организовывать акции милосердия, выставки картин, конкурсы фотографий, музейные и юбилейные уроки.    

    Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь,  и  помогает школьникам выбрать будущую профессию, поэтому некоторые ребята, познавшие вкус поисковой и музееведческой работы продолжают этим заниматься, уходя из стен родной школы .

.. Всё больше жителей нашего села проявляют интерес к школьному музею, несут очень ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние вызывающие неподдельный интерес у учащихся и учителей школы. За прошедшие годы работы музея через него прошли несколько сотен человек, многие из них оставили свои отзывы о музее.

     Деятельность в музее помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, они способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность. Для школьников эта деятельность не прошла бесследно. Они стали более инициативными, коммуникабельными, а самое главное, научились сопереживать, сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть благородными и благодарными.

Таким образом, в целях реализации Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан (утверждена приказом Министра образования и науки 16 ноября 2009 года №521) через деятельность школьного музея формируется ответственный и социально активный гражданин Республики Казахстан с чувством высокого казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, разносторонней и гармонично развитой, духовно-нравственной, физически здоровой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин.-Социос. - 2004, № 10. С.89-92.

2. Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников - 2002, №3. С.53.

3. Гревс, Т.М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т.М. Гревс. - М.: Наука, С.9-12.

4. Концепция воспитания в системе непрерывного образования республики Казахстан//Астана – 2009. – 13с.

5. Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда»

№ 53-54 (27327-27328) 13.02.2013

6. Титова, В.В. Туристко-краеведческие кружки в школе. - М.: «Просвещение», 1988.- 164с.

7. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 183с.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru