Авторская работа по теме « Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций на уроках физики
Оценка 4.6

Авторская работа по теме « Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций на уроках физики

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
естествознание
Взрослым
23.04.2021
Авторская работа по теме « Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций на уроках физики
Рабочая программа « Ливни Знаний» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа согласуются с рабочей программой, составленной на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерство образования и науки РФ .
программа Патрина.docx

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия №37 города Волжского Волгоградской области»

 

 

 

 

 

 

Авторская работа

по теме « Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций на уроках физики»

 

 

 

 

 

 

Авторы работы:

учитель физики и математики

первой квалификационной категории

Патрина Елена Геннадьевна

Учитель хими и биологии

Красюкова Елена Викторовна

 

 

 

 

 

"Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны"

Пояснительная записка

Рабочая программа   « Ливни Знаний» разработана на основе   

Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования.  

Данная программа согласуются с рабочей программой, составленной на основе   базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерство образования и науки  РФ .

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.

№ 1897;

Примерных программ основного общего образования по учебным предметам.– М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);

Рабочая программа «  Ливни Знаний»

 составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089«Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного  плана».

Итак, Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

  Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),

хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка),

только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

Учебно-  исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

 Актуальность  учебной  деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической и практической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах.           Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы. 

Для достижения поставленной цели я  выдвинула рабочую гипотезу:

Учебно- исследовательская  деятельность создает условия для развития креативного подхода к обучению, способствует более глубокому и осознанному усвоению знаний и формирует умение моделировать исследовательскую деятельность и осуществлять широкий перенос знаний и исследовательских умений

Цель программы :     

 Формирование научно- исследовательских компетенций через активные  методы обучения .

 Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обучить планированию (учащийся  должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3. Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).

4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом  и  графиком работы).

 

 

Введение.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Но, несмотря на это, мы  в последнее время наблюдаем  тенденцию  снижения роста самостоятельной, а тем более экспериментальной   активности учащихся.

 С другой стороны, в каждом ребенке заложен огромный потенциал.  Как   помочь ребенку увидеть и раскрыть свои способности? На уроке или вне урока? Наверное, не отвергая одно от другого.

Физика – наука экспериментальная,  а  проблемный эксперимент  является одновременно и  источником знаний, и  методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося.  И домашний эксперимент не исключение. Однако не все учащиеся охотно берутся за выполнение и анализ  экспериментов. А ведь по сути – это платформа для формирования у обучающихся тех компетенций, которые прописаны во ФГОС  второго поколения, согласно которому , основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход.

Поскольку всесторонней реализации данного подхода способствуют проектная и исследовательская деятельность, в процессе  которой формируются все универсальные учебные действия, способствующие достижению личностных, предметных и метапредметных  результатов, прописанные в Стандарте,  учебное исследование является  ключом  к решению поставленной проблемы.

Итак, приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным

государственным стандартом является формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Важной составляющей образовательного процесса становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих у детей самостоятельность в усвоении и исследовании  учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы.

Как организовать учебно- исследовательскую деятельность, которая станет  личностно- значимой  для обучающегося , как наметить пути для достижения  результата ?

Эту проблему можно решить, используя  две, на мой взгляд, взаимодополняющие друг друга технологии: технология  проблемного обучения и технология  учебно - исследовательской деятельности .

Содержание программы

      Содержание данной  рабочей программы согласовано с содержанием общеобразовательной программы  МОУ « Школа-гимназия №37» .Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

  Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

•          вести устный диалог на заданную тему;

•          участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

•          участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над  исследованием  предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4.  Работа над учебным  исследованием

5.Защита учебного исследования 

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты  (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;  навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. создание туристических фирм : «Растительный и животный мир Волгоградской области». Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

 

 

Работа в рамках курса помогает найти  новые направления деятельности . У нас это стало возможным при разработке и  реализации проекта «Историко-культурное наследие родного края» совместно учителя химии, биологии и учителя истории, он реализуется нашей школой с 2008 года и  имеет  результаты. Пположительная динамика нашей деятельности ,дает  право считать выбранные методы и средства наиболее эффективными для получения положительных результатов в формировании качеств духовно-нравственной, гармонично развитой  личности. Разработаны образовательные маршруты (для начальной школы, среднего звена и для старшеклассников) с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и познавательных запросов обучающихся и их родителей. Заключаются договора  о совместной работе с различными организациями. Составляется план работы и начинается реализация.

Для начальной  школы:

·                       Исторические памятники г.Волжского

·                       Экскурсия на Волжскую ГЭС

·                       Предприятия г.Волжского

·                       Картинная галерея г.Волжского

Для ребят  среднего звена:

·                       Посещение музея-панорамы Сталинградской битвы

·                       Солдатское поле

·                       Россошка

Для старшеклассников:

·                       Памятники архитектуры г.Волгограда

·                       Памятники архитектуры Волгоградской области

·                       Старая Сарепта

·                       Историко-культурное наследие Волго-Ахтубинской поймы

·                       Архитектурный памятник – ансамбль г.Ленинска

·                       Ольховка

·                       Природный комплекс «Осинки»

·                       «Озёра Волгоградской и Астраханской областей»

Маршруты реализуется по заранее разработанным правилам движения в проекте. Его основные  положения - соответствие выбранного маршрута возрастной категории, количество детей в группе – не менее 15 человек (50% коллектива класса), теоретическая подготовка детей  перед поездкой (подбор  материала по маршруту, презентация этого материала, поисковая деятельность по данной теме, задания к поездке и пр.), подготовка маршрутного листа и служебной документации, рефлексия после поездки (оформление отчета: сочинения-впечатления о поездке, видеоролики, презентации, рисунки, заочные экскурсии и другие формы).

Результатами  являются образовательные маршруты:

- посещение Сарепты – состав горчичного масла,свойства,производство ,история получения. Участие в квесте «Золото сарептян».

- посещение Сарай Бату (Астраханская область) интеграция история + химия + биология

Изучение растительного, животного мира региона, посещение соленого озера и исследование состава воды.

- посещение Казани,Владимира,Великого Новгорода,Астрахани,Владимира,Суздали,Мурома,Санкт -  Петербурга,Москвы

Изучение растительного, животного мира регионов, исследование состава воды.

-экологическая тропа  «Камышинские Уши».

- экологическая тропа «Каменно Бродский мужской монастырь» - меловые горы, мини- исследование состава минерала мела.

 Немаловажна и профориентационная  работа. Совместная деятельность родители – ученик – классный руководитель – учитель – предметник ,уже не основывалась только на наблюдении и наработке умений, а уже активно начала использоваться для формирования  ученика, как интеллектуально развитой  личности с высоким потенциалом способностей и стремлению познавать новое. Целью является  создание условий для осознанного выбора модели социальных взаимоотношений с окружающей действительностью.

Задачи:

1.      Способствовать реализации познавательных целей;

2.      Формировать умение реализовывать себя в различных социальных пространствах;

3.      Обеспечивать условия для рационального выбора жизненных перспектив, профессионального самоопределения.

Основными формами работы с коллективом являются: коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно - развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования, познавательные экскурсии, предметные конкурсы и  олимпиады.

Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классного коллектива результаты диагностик сравниваются.

·         Важная задача на этом этапе -  самоопределение ученика к выбору предметов для итоговой аттестации (ОГЭ,ЕГЭ) и выбора профессиональной сферы деятельности, а также применение полученных умений и навыков при выполнении разных видов деятельности.Ведь время диктует сои правила игры. Сейчас востребован тот человек,который можт показать знания в разных областях или найти информацию в нужных источниках.

 В этом аспекте приобретение дополнительных знаний  по разным направлениям, по нашему мнению, становится явлением первостепенной важности, способствует не столько сохранению истории родного края, воспитанию духовности у подрастающего поколения,но  и дает начало для дальнейшего применения знаний других предметных областей. Результатом  нашей деятельности мы имеем тесное взаимодействие школы - детей – семьи – общественно – государственных организаций и учреждений.  Именно такая

 

Место   программы.

  Основы учебно  - исследовательской   деятельности в учебном плане.

Поскольку  рабочая программа  создана в соответствии с учебным планом  МОУ « Школа- гимназия №37»   в основе  которой,  лежат 4  программы :программа  по физике  основного образования физика 7-9,  программа по математике ,программа кружка « Занимательная физика» , программа  кружка  « Занимательная математика», место ее в учебном плане зависит от времени прохождения основной программы. В таблице указаны основные темы  исследования , необходимые для ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новизна

Новизна  программы заключается не  в том, что обучение навыкам  исследовательской  деятельности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников, а в том, чтобы формировать  у школьников  умения    выходить за пределы изучаемой темы  на уроке во внеурочное время, подвергая исследованию  тот учебный материал, который актуален на сегодняшний день. Это в свою очередь позволяет формированию у ребенка целостной картины мира и изучаемого объекта с различных его сторон.

В этом и заключается  особенность данной программы

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности - к изучению составных частей исследовательской деятельности.

Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Таким образом, Исследования   различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех  желающих    принять участие в  его реализации.

С целью максимльного возможного привлечения учащихся мною была разработаны пошаговые инструкции к научным исследованиям  по  различным темам для 5,6,7 ,8 классов, которые представлены в таблице

 

Класс

Тема  раздела

Проект

Тема учебного исследования

Продукт

5 класс   

Натуральные числа

«Весь мир состоит из чисел»

«Откуда взялись числа и почему они такие» 

Рисунки по теме:

 « Магия чисел»

5-6 класс

Обыкновенные дроби

«Удивительные дроби»

Буклет

6 класс: 

Отношения и пропорции

«Золотое сечение»

Фотовыставка

5-6 класс

Рост и развитие растений

Мини – исследования по прорастание семян

Прорастание семян в благоприятных условиях и в критических условиях.

 

Фотоотчёт с предоставлением дневника наблюдения

5-6 класс

Рост и развитие растений

«Огород на подоконнике»

 

 

 

 

Социальный проект  в школьной столовой

Выращивание рассады, а затем высаживание в грунт и уход, сбор урожая.

 

 

 

 

 

 

приготовление каши с тыквой

Фотоотчёт с предоставлением дневника наблюдения

 

 

 

 

Фотоколлаж

7 класс:

 

Инерция.

 Трение.

Атмосферное давление.

« Природа не терпит пустоты»

часть 1-эпоха Возрождение 

«Инерция силы трения»

Сценарий

8-9  класс

 

Электромагнитные явления

Проект «Проект « Природа не терпит пустоты»   часть 2 - эпоха Просвещения

« Фруктовые батарейки»

Стенгазета

8-9 класс

Пищеварение

Проект : «Витамины»

 « Оранжевое  небо, оранжевое солнце , ..» 

Система открытых уроков + внеклассные мероприятия : интегрированный урок математика + биология тема « Витамины» составление графиков по опросу учащихся « Как часто появляется тыква в твоем рационе, в рационе твоей семьи», энергетическая ценность блюд ,в которых присутствует тыква,  рассказы о пользе тыквы, составление  алгебраических задач по данной теме.

 

9 класс

Законы движения и взаимодействия тел»

Проект

 « Физический роман»

Литература- как способ описания материального мира

Сборка литературно- физических этюдов

5-11 классы

Обобщение и систематизация знаний .

Игра «Тропа Ломоносова»

Игра по станциям

Фотоотчёт

 

 

Специфика  программы

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

 

3. Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

 

Место   программы «Основы научно-исследовательской  и проектной деятельности» в учебном плане.

        Рабочая программа «Основы научно-исследовательской  и проектной деятельности»» создана в соответствии с учебным планом МАОУ Гимназии №8.

 Программа рассчитана на 140 часов для учащихся 5-8 классов. На проектную деятельность в 5-8   классе отводится 1  час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов в 5 классе, 35 часов – 6 классе, 35 часов – в 7 классе, 35 часов  - в 8 классе.

Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные  формы, методы и технологии организации учебного процесса.

Учебно-исследовательская  деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

       Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,  эксперимент,  проблемный эксперимент , наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,  защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля:  консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление,  выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

•                      уровневая дифференциация;

•                      проблемное обучение;

•                      моделирующая деятельность;

•                      поисковая деятельность;

•                      информационно-коммуникационные технологии;

 

Основной метод- метод исследования ключевых ситуаций

Автор метода :Генденштейн Лев Элевич Канд. физ-мат. наук, учитель-методист высшей квалификационной категории, общий пед. стаж более 30 лет..

Если посмотреть на множество школьных задач по физике «с высоты птичьего полёта», то можно заметить, что сюжеты тысяч задач основаны всего на нескольких десятках ситуаций. Вот примеры таких ситуаций в механике: свободное падение тела, движение тела по наклонной плоскости, движение по окружности в горизонтальной или вертикальной плоскости. Случайна ли такая «группировка» сюжетов тысяч задач вокруг небольшого числа ситуаций? Нет, потому что именно эти ситуации, которые мы называем ключевыми, и есть основной источник задач. Отличительная особенность ключевых ситуаций состоит в том, что в них особенно хорошо проявляются основные законы физики. Некоторые ключевые ситуации «помогли» открытию этих законов: например, изучая свободное падение тел и движение тел по наклонной плоскости, Галилей установил основные закономерности равноускоренного движения, а изучая движение планет по орбитам, близким к круговым, Ньютон открыл закон всемирного тяготения.

Поскольку различных ключевых ситуаций во много раз меньше, чем различных задач, изучению каждой из этих ситуаций можно посвятить достаточное время даже при огорчительно малом числе уроков физики.

Более того, метод исследования ключевых ситуаций позволяет стереть искусственную грань между «теорией» и «задачами» в курсе физики, которая очень мешает успешному деятельностному изучению этого предмета. Многие вопросы, относящиеся при знаниевом подходе к «теории», естественно превращаются в ситуации, при исследовании которых рождаются посильные для учеников задачи.

Исследование ключевых ситуаций реально формирует у учеников исследовательские навыки. Причём эффективность такого построения учебного курса очень высока, потому что при исследовании одной ключевой ситуации ставятся и решаются десятки задач. Причём это происходит естественно, «само собой», как в увлекательной игре

Исследование ключевой ситуации представляет собой развитие «золотого правила» решения задач. Главное отличие ситуации от задачи состоит в том, что в ситуации нет поставленного вопроса. Ученики вместе с учителем ставят вопросы по данной ситуации и находят ответы на них (ставя и решая при этом новые задачи!). Весьма желательно, чтобы исследование ключевой ситуации начиналось с демонстрационного эксперимента, который должен быть в таком случае больше «экспериментом», чем «демонстрацией»: при проведении такого эксперимента должно быть место наблюдениям, гипотезам и их опытной проверке.

Исследование ключевой ситуации тоже лучше всего проводить в форме учебного диалога. Начало такого исследования похоже на «золотое правило» решения задач.

1. Какие явления происходят в этой ситуации?

2. Какие законы и закономерности справедливы для этих явлений?

 3. Как записать эти законы и закономерности в виде уравнений?

 4. Какие задачи можно поставить, используя эту систему уравнений?

5. Как решить эти задачи?

 

Определяющими в методе исследования ключевых ситуаций являются два последних этапа: постановка и решение задач. Именно они отличают разбор задачи от исследования ситуации.

 

Основные принципы реализации программы:

Для успешного управления учебно- исследовательской деятельностью учащихся

используются следующие принципы организации данного процесса:

1. Доступности –предполагает освоение материала за рамками школьного учебника.

2. Естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна

быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально

выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему

самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.

3. Наглядности или экспериментальности,  в исследовательской деятельности человек

познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов.

Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только

созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми

предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.

4. Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта,

стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и

осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого

поля ценностей в рамках проблемы.

5. Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных

традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к

решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой

исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу чтото своё,

неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.

6. Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской

работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.

Принцип самодеятельности является самым главным из перечисленных принципов, так

как именно она в ходе учебно- исследовательской работы –основной показатель

понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой

позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности,

естественности и экспериментальности, а не наоборот.

 

 

 

 

Программа предусматривает достижение   3    уровней  результатов:

 

Первый уровень результатов

(5 класс)

Второй уровень результатов

(6-7 класс)

Третий уровень результатов

(8 класс)

предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектно- исследовательской деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

 

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

 

Личностные   и   метапредметные результаты

 

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

          формирование  у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

          развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•           учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•           планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

           осуществлять итоговый и пошаговый контроль за резуль­татом;

          в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

          преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

          проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

          умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

          добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

          осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

          учиться основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

          осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

          осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  умение координировать свои усилия с усилиями других.

•           формулировать собственное мнение и позицию;

•           договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

                    учитывать

разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

             понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

             аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

             продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

             с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

 

Должны научиться

   Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать;

проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

В ходе решения системы проектных задач у учащихся должны быть сформированы следующие способности:

·         Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·         Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·         Планировать (составлять план своей деятельности);

·         Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·         Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·         Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

  

 

 

 

 Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

5 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

6 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

7-8 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать выводы;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

переходить свободно от простого, частного к более сложному, общем

Результативность  программы

Таким образом на протяжении  нескольких  лет, начиная с 2013 года , работая с разными параллелями классов мне  удалось включить учебно-  исследовательскую  деятельности   систему  урочных и   внеурочных занятий , получить результаты  виде  учебных исследований  на различные темы .

 Я запустила долгосрочный интегрированный проект « Ливни Знаний», включающий множество исследований в различных областях науки: физика, математика , история

1.В 2013-14 учебном году исследуя « Золотое сечение»  в математике мои ученики увлеклись так работой, что в этой работе принял участие весь класс, а затем мы провели конкур и лучшая работа была направлена на фестиваль проектов в МБОУ СОШ №14 « Зеленый шум . описать

В работе над проектом  я применяла систему задач, которые необходимо было решать ученикам. Все этапы были размещены на моем мини сайте.(  ns portal.ru  мой мини сайт)

В  этом же году  мы продолжили работу, но уже погрузившись в исследовании атмосферного давления , доказали его существование.   Исследование темы  « Атмосферное давление» физика  (7 класс.) Реализация проекта проходила по этапам

2.В 2014-2015  мы занялись исследованием инерции  с целью выяснения   его роли в природе  и в жизни человека.  Учебное исследование « Инерция силы трения»  физика ( 7 класс), с которым мы также приняли участие в фестивале и взяли приз зрительских симпатий.

( Показать разработки детей). В этом же году мы провели исследование по теме : « Тепловые явления в моем доме»

Черницына   Варя в 2014-2015 учебном году стала  призером городского фестиваля ученических и педагогических проектов.

3. В 2015-2016 учебном году мы занялись исследованием и выявлением  новых источников ( природных) энергии . Учебное исследование « Фруктовые батарейки»  стали  призерами на фестивале проектов.

4.  В 2016-2017  нас  заинтересовал вопрос  истории  и возможности применения обыкновенных дробей  в различный областях науки и жизни человека.  Проект « Весь мир состоит из чисел»   для учащихся,  изучающих  математику стал весьма актуален. Исследование темы  «Удивительные дроби» для учащихся 6 класса стал отправной точкой для дальнейшего  исследования и поиска новых тем. На городском   фестивале ученических и педагогических проектов ребята стали призерами

5.В 2016-2017 году в стенах нашего образовательного учреждения прошла первая научно-практическая конференция « Ливни Знаний», целью которой  явилась .Поддержка одарённых и талантливых детей, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, формирование проектно-исследовательской культуры учителей и учащихся.

По итогам работы конференции были объявлены и призеры и победители . 

6. В 2017-2018 году мы продолжили исследование мира чисел и его загадок  совместно с пятиклассниками и исследовали вопрос истории происхождения чисел и цифр. На фестивале ученических проектов стали призерами .

7. В 2017-2018 году мы  запустили  физико-исторический  проект « Природа не терпит пустоты». Часть 1 была посвящена эпохи возрождения и раскрывала вопросы, сязанные с научными открытиями того времени. Был написан сценарий в виде научно-экспериментальной программы  и представлен семиклассниками  для аудитории пятиклассников. Тем самым реализуя пропедевтические

 

Литература

1.  Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности/ В.И. Борзенко, А.С. Обухов// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.:Народное образование, 2001.-с.80-88

2. Гузеев,  В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения/ В.В. Гузеев//Директор школы. – 1995. - №6.

3. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии/ В.В. Гузеев.-М., 1996.

4. Гурвич, Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций/  Е.М.Гуревич// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.: Народное образование, 2001. – с. 68-80

5. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/ А.В. Леонтович// Народное образование.- 1999.-№10.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю. Пахомова.- М.:АРКТИ, 2003.-112с

7.Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.- 272с

8.Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе/ И. Д. Чечель.- М.: Сентябрь, 1998.

         9. Цветкова, Г.В. Литература  5-11 классы: проектная деятельность учащихся. -В.: Учитель, 2012. – 283с.

        10. Данильцев, Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся / Г.Л.Данильцев// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.-  с 127-134

        11. Методология учебного проекта: материалы  городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144с.


 

Школа-гимназия №37 города Волжского

Школа-гимназия №37 города Волжского

Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны"

Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны"

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач…

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач…

Формирование научно- исследовательских компетенций через активные методы обучения

Формирование научно- исследовательских компетенций через активные методы обучения

Стандарте, учебное исследование является ключом к решению поставленной проблемы

Стандарте, учебное исследование является ключом к решению поставленной проблемы

Сбор информации. 4. Работа над учебным исследованием 5

Сбор информации. 4. Работа над учебным исследованием 5

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Маршруты реализуется по заранее разработанным правилам движения в проекте

Маршруты реализуется по заранее разработанным правилам движения в проекте

Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года

Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года

Новизна Новизна программы заключается не в том, что обучение навыкам исследовательской деятельности является требованием новых

Новизна Новизна программы заключается не в том, что обучение навыкам исследовательской деятельности является требованием новых

С целью максимльного возможного привлечения учащихся мною была разработаны пошаговые инструкции к научным исследованиям по различным темам для 5,6,7 ,8 классов, которые представлены в таблице

С целью максимльного возможного привлечения учащихся мною была разработаны пошаговые инструкции к научным исследованиям по различным темам для 5,6,7 ,8 классов, которые представлены в таблице

Инерция. Трение. Атмосферное давление

Инерция. Трение. Атмосферное давление

Пищеварение Проект : «Витамины» «

Пищеварение Проект : «Витамины» «

Место программы «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» в учебном плане

Место программы «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» в учебном плане

Основной метод- метод исследования ключевых ситуаций

Основной метод- метод исследования ключевых ситуаций

Исследование ключевой ситуации представляет собой развитие «золотого правила» решения задач

Исследование ключевой ситуации представляет собой развитие «золотого правила» решения задач

Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его…

Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его…

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации

Интернета коммуникативные

Интернета коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений

Я запустила долгосрочный интегрированный проект «

Я запустила долгосрочный интегрированный проект «

На городском фестивале ученических и педагогических проектов ребята стали призерами 5

На городском фестивале ученических и педагогических проектов ребята стали призерами 5

Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/

Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2021