Авторская разработка «Развитие познавательной активности дошкольника через игровую деятельность»
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность.
Именно в игре происходит
развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым
другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно
подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку
максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и
осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в
которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит
зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление,
воображение, память, внимание.
Игра – одно из важных средств познания
окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время
легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у
него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Игра способствует
развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить
скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для
многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют
играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
В игре ребёнок усваивает нравственные принципы,
формируются его представления о мире.
Ребенок стремится познавать и творить, и ему
очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и
близких.
К великому сожалению, в современном мире дети
испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще
подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но
эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для
познания окружающего мира.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если
вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства,
вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые
расширяют его кругозор, развивают речь.
Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции,
хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно вплетая
познавательные элементы в сюжет игры, ис-пользуя развивающие игровые материалы
и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.
Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
«Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь,
вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор.
Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или
овощ он держит в руках.Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать,
если затрудняется в ответе.
«Магнит»
Для создания неожиданной, противоречивой
ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на
стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком
,бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми
выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по
бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их
любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет
этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные
отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или
гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности
малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки,
дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с
цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и
кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку
на стол или на пол и пр.
«Мыльные
пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей
являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке
мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в
трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом
обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится
детям и они захотят сделать то же.
Потом покажите, как можно пускать мыльные
пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки.
Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и
ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются.
Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень
полезно не только для познавательной активности, но и для овладения
произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для
малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.