Авторская разработка "Такие разные звуки"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Авторская разработка.docx

 

 

 

 

 

 

 

Авторская разработка

«Такие разные звуки»

 

 

 

 

 

 

Составила учитель-логопед Николаева Е.В.

 

 

Развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха средствами фонетической ритмики

     Для устной речи детей с нарушением слуха характерны как дефекты в воспроизведении звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Вопросу развития произносительных навыков в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание.

     Произносительные навыки подразделяются на две большие группы:

·        Ритмико-интонационные навыки

·        Слухо-произносительные навыки

     Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях, что требует и правильного ударения, паузации и интонирования.

     В настоящее время доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.

     Изучением особенностей формирования произносительных навыков у детей с нарушением слуха и разработкой методик обучения занимались такие ученные как Т.М. Власова, Т.К. Королевская, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгардт, Н.Ф. Слезина,   А.Н. Пфафенродт, Т.В. Пелымская, Ф.Ф. Рау,  Н.Д. Шматко и другие.  Авторы подчеркивают необходимость коррекционной работы и говорят о важности проблемы обучения детей с нарушением слуха в целом. Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования,  возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

     Одним из методов формирования произносительных навыков является фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).  Данный метод был разработан  центром СУВАГ Хорватия. Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как  в коррекции речи детей с нарушением слуха, так и в развитии  них естественности движений. Это подтверждает актуальность проблемы.

     Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема самообразования:  «Развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха средствами фонетической ритмики».

          Цель работы: теоретически обосновать и практически апробировать  пути формирования произносительных навыков средствами фонетической ритмики.

     Задачи:

1.     Изучить специальную литературу по теме.

2.     Провести входную и итоговую диагностику произносительных навыков.

3.     Создать авторскую разработку формирования произносительных навыков, средствами фонетической ритмики.

4.     Проанализировать результаты проведенной работы.

          Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа научной и методической литературы и результатов входной диагностики,  мы определили особенности развития  произносительных навыков у детей с нарушением слуха.

     Практическое значение работы  заключается в том, что определены приемы фонетической ритмики позволяющие,  развивать произносительные навыки у детей с нарушением слуха. Практическая часть может быть использована в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.

Принципы развития произносительных навыков

     Развитие произносительных навыков осуществляется на основе общих дидактических принципов, которыми руководствуются при коррекционно-развивающей работе, в частности с детьми с нарушением слуха.

Общепедагогические принципы:

·        Научности

·        Сознательности и активности

·        Доступности

·        Наглядности

·        Индивидуального и дифференцированного подхода

·        Последовательности

·        Систематичности

·        Связи теории и практики

·        Природосообразности и культуросообразности.

Специальные принципы:

·        Принцип коррекционной направленности обучения

·        Принцип интенсификации речевого общения

·        Принцип поэтапного формирования умений (от грубых слуховых дифференцировок к более тонким и точным)

·        Принцип развивающих упражнений (развитие произносительных навыков и мыслительной способности)

·        Принцип коррекции произношения

·        Принцип выработки слухового самоконтроля

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательный раздел

     I период - диагностический

     Цель: Изучение уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.

     Задачи исследования:

1.     Подобрать диагностический материал

2.     Провести диагностику уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха

3.     Анализ результатов.

     Организация исследования: исследование проводилось индивидуально. При исследовании учитывались возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

     В качестве диагностического инструментария нами были выбраны задания по развитию слухового восприятия и обучения произношению Пелымской Т.В., Шматко Н.Д.

     По результатам исследования уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха получены показатели, представленные нами в таблице № 1.

Таблица №1 Диагностика произносительных навыков

Имя

реб-ка

Измен.

силы

голоса

Измен.

высоты

голоса

Ритм

произн-я

Темп

произ-я

Интонацион.

сторона

речи

1

Маша

+

-

-

       +     

-

2

Лиза

-

-

-

-

-

3

Кирилл

+

+

-

+

+

4

Никита

-

-

-

-

-

5

Гюнель

-

-

-

-

-

6

Вероника

-

-

-

-

-

7

Егор

-

-

-

-

-

8

София

+

+

+

+

+

Итого

3

2

1

3

2

 

 +  владеет умением     - не владеет умением

  Для наглядности представим результаты в виде рисунка № 1

   

      Рисунок № 1 Диагностика произносительных навыков

     Проанализировав результаты диагностики произносительных навыков детей с нарушением слуха, можно сделать следующие выводы. Большинство детей испытывают трудности в изменении силы голоса, темпа произношения, а также недостаточно сформирована речевая интонация. Особенно затруднено овладение детьми ритмической структуры речи и изменение высоты звучания.

     Таким образом, мы изучили уровень развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха. Результаты диагностики показывают о необходимости коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

II период: Организация работы по формированию произносительных навыков

 

     Цель: повышение уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.

     Задачи:

1.     Составить комплекс упражнений для развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.

2.     Апробировать систему работы

3.     Проверить эффективность работы по развитию произносительных навыков.

     Разработана система работы, которая является коррекционно-развивающей,  так как направлена на коррекцию уже имеющихся нарушений, так и на профилактику нарушений, к которым может привести несформированность произносительных навыков.

     Проводились подгрупповые и индивидуальные занятия. Умения детей закреплялись воспитателями в вечернее время.

Работа над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи

 

    Упражнения дети выполняют все вместе 2-3 раза, затем индивидуально.

Сила голоса

     Цель: Формирование навыка пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки.

I год обучения

«Ляля спит» - у каждого ребенка в руках кукла, качая куклу произносить тихим голосом: «а-а-а-а».  Положить куклу. Предложить детям: «Давайте разбудим Лялю». Дети произносят громким голосом: «А-А-А» и хлопают в ладоши.

«Похлопаем в ладоши» - дети стоят в кругу. Хлопаем в ладоши на уровне груди, произнося тихо: «то-то-то», поднять руки над головой «ТО-ТО-ТО».

«Барабан» - дети стоят друг за другом, у каждого барабан. Громкие удары, высоко поднимать ноги «ТА-ТА-ТА», тихие удары – шагать обычно «та-та-та».

«Палочки» - дети сидят на ковре, в кругу. В руках палочки. Удары по ковру, произносить тихо: «па-па-па», поднять руки над головой, ударять палочками друг об друга «ПА-ПА-ПА».

«Большая и маленькая машины» - дети стоят друг за другом, в руках рули. Большая машина едет громко – «БУ-БУ-БУ», шагать,  высоко поднимая ноги, маленькая тихо «бу-бу-бу» идти обычным шагом.

«Большая и маленькая собака» - Дети стоят в кругу, педагог показывает игрушки: большую или маленькую собачку. Большая громко «АВ-АВ» подпрыгивать высоко, маленькая тихо «ав-ав», немного  подпрыгивать.

«Дудочка» - дети стоят в кругу. Руками имитируют игру на дудочке. Громко дудочка играет «ДУ-ДУ-ДУ», тихо «ду-ду-ду».

«Поезд» - дети идут друг за другом. «Поехал поезд «У-У-У», далеко уехал «у-у-у» (тихо)».

«Потопаем – похлопаем» - дети стоят в кругу. Топаем громко «ТО-ТО-ТО», потопаем тихо «то-то-то». Похлопаем громко «ТА-ТА-ТА», похлопаем тихо «та-та-та»,

«Ветер» - дети стоят в кругу, руки вытянуты над головой. Подул тихий ветер: «у-у-у» дети немного раскачиваются, сильный ветер: «У-У-У» сильно раскачиваются из стороны в сторону.

II год обучения

«Песенки» - стоя, медленно через стороны понимать руки, произнося гласный а__(о,у): с постепенным усилением голоса а_А_, его ослаблением А_а_; с усилением и ослаблением а_А_а_.

«Вверх-вниз» - дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. Руки  в стороны, затем вверх. Изменять силу голоса на гласном а (о,у) – с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Произносить па_А_А.

«Эхо» - стоя, дети произносят громко АУ-АУ, затем тихо ау-ау. Выполнять повороты из стороны в сторону, прикладывая руки ко рту. При громком произношении амплитуда движения увеличивается.

«Барабаны» - дети сидят на ковре, имитируя игру на барабане. Педагог демонстрирует таблички с маленьким, средним и большим барабаном. Дети произносят слог БОМ в соответствии с рисунком (тихо, громче, громко).

«Тут –там» - стоя в шеренге. Перед детьми поставлены игрушки – мишка рядом, заяц вдалеке. Дети произносят тихо, показывая рукой перед собой – Мишка тут; затем громко, плавно показывая рукой вперед – Зайка там.

«Друг за другом» - дети стоят друг за другом. Шагают вперед на носках, произнося тихо –топ-топ; обычным шагом, произносить нормальным голосом – топ-топ; ходьба высоко поднимая колени, произносить громким голосом – ТОП-ТОП. Движение выполнять в обратном порядке.

III год обучения

«Топаем и хлопаем»- дети стоят в кругу. Постепенно увеличивать и уменьшать громкость. Выполнять соответствующие движения.

Ногами топ, ногами топ, громко топнем – ТОП-ТОП-ТОП;

Ногами топ, ногами топ, тихо топнем –топ-топ-топ;

Руками хлоп, руками хлоп, громко хлопнем – ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП;

Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем – хлоп-хлоп-хлоп.

«Вверх-вниз» - стоя, руки поднимать вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого к громкому и наоборот.

па_А_А_а

 по_О_О_о

 пу_У_У_у

«Птички»- дети стоят по кругу. Руки опущены вниз. Движения напоминают взмахи крыльями: руки вверх: ПА; руки вниз – па. Повторить несколько раз.

«Барабан» - дети стоят по кругу друг за другом. Педагог ударяет тихо в барабан, дети идут на цыпочках: па па па. Громче стучать по барабану, дети идут шагом: па па па. Громко стучать, дети идут высоко поднимая ноги: ПА ПА ПА.

«В круг» - дети стоят по кругу. Шаги с хлопками в круг, на каждый шаг хлопок – та. Начинать с тихого хлопка и тихого проговаривания, постепенно увеличивая громкость, дойдя до середины – ТА. Затем в обратном порядке.

«Топ-хлоп» - дети стоят по кругу, руки на поясе. Проговаривая слова, дети переступают ногами на месте. Громкому произношению соответствуют сильные удары ног, тихому слабые. Громкому и тихому проговариванию соответствуют громкие и тихие хлопки.

Ногами топ, ногами топ,

Громко топнем: топ-топ-топ.

Ногами топ, ногами топ.

Тихо топнем: топ-топ-топ.

Руками хлоп, руками хлоп,

Громко хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп.

Руками хлоп, руками хлоп,

Тихо хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп.

 

Высота голоса

Цель: формирование умения пользоваться голосом нормального тембра, уметь повышать и понижать голос.

I год обучения

«Большой и маленький» - дети стоят в кругу. Изображают большого медведя (собачку, зайку) идут медленно А-А-А ( низкий голос); маленький бежит а-а-а (высокий или нормальный голос).

«Высоко-низко) – Дети сидят на ковре. Руки опущены вниз О_____(низкий голос), поднять руки над головой о_____(высокий или нормальный голос).

«Самолет» - дети стоят, руки в стороны. Самолет взлетает А_____, высоко летит а_____.

«Птичка» - дети стоят в кругу, у каждого в руках игрушка птички. Птичка летает – низко «У-У-У», высоко полетела, поднять птичку «у-у-у».

«Дудочка» - дети стоят. Педагог показывает картинки, на одной большая дудочка,  на другой маленькая. Дети воспроизводят звучание, соответственно картинки: «ДУ-ДУ-ДУ», «ду-ду-ду».

«Барабан» - дети стоят друг за другом. Большой барабан звучит «БОМ-БОМ-БОМ», дети шагают высоко поднимая ноги, маленький «бам-бам-бам», дети идут обычным шагом.

«Колокольчик» - дети стоят, в руках модели колокольчиков. Руки  на уровне головы – ДА-ДА-ДА (высокий или нормальный), на уровне груди – ДО-ДО-ДО (низкий).

II год обучения

«Самолет» - дети сидят на корточках, руки в стороны. Самолет взлетает, дети потихонечку встают, произнося низким голосом А_____, полетел самолет а___, садится А_______. Постепенное повышение и понижение голоса.

«Песенки» - дети стоят в кругу. Руки опущены вниз А____(низкий голос), руки на уровне груди о____(нормальный), руки над головой у_____(высокий).

«Песенки» (слоги) – дети стоят в кругу. Руки опущены ПА (низкий), руки на уровне груди ПО (нормальный), руки над головой ПУ (высокий). Аналогично выполнять упражнение с другими слогами.

«Колокольчик» - дети стоят, в руках модели колокольчиков. Над головой подняли – ДИ-ДИ-ДИ (высокий), на уровне головы – ДА-ДА-ДА (нормальный), на уровне груди – ДО-ДО-ДО (низкий).

«Ступеньки» - дети стоят по кругу. Руки подняты до уровня лба, локти в стороны. Произносить МА в высокой тесситуре. Опустить руки до уровня подбородка – МО_ в средней тесситуре. Опустить до уровня груди: МУ_ в низкой тесситуре. Можно чередовать высокая – низкая тесситура; высокая –средняя тесситура; Средняя – низкая тесситура.

III год обучения

«Кто идет» - дети изображают малыша, маму или папу, проговаривая фразу: «Я иду топ-топ-топ», произносят высоким, средним или низким голосом.

«Друзья» - разыгрывается сценка. Кукла говорит высоким голосом, собака средним, медведь низким. Кукла упала: «Ой, я упала. Мне больно», Собака : «Не плачь», медведь : «Я дам тебе мед», Персонажей и сюжет может изменять.

«Слон» - дети стоят по кругу. Произносят текст, раскачиваясь из стороны в сторону. Чем ниже звучание, тем большая амплитуда движения.

Динь-дон, динь-дон.

В переулке ходит слон.

Динь-дон, динь-дон.

(динь - высоко, дон – низко, в переулке ходит слон – средняя тесситура)

«Часы» - дети стоят по кругу, руки опущены. Делать легкие взмахи рукой – бьют часы, бьют часы. Поднять руки до лба, произносить высоким голосом – динь. Опустить руки до уровня подбородка, средняя тесситура – дан. Опустить руки до уровня груди, низкий голос – дон.

Бьют часы, бьют часы:

Динь

Дан

Дон.

«Колокольчики» - дети стоят по кругу. Легкие взмахи руками и покачиваться из стороны в сторону при произнесении слов: колокольчики звенят. Динь, дан, дон – поднять руки до лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до груди, проговаривая нараспев слоги, пользуясь голосом разной тесситуры.

Колокольчики звенят

Динь-динь

Дан-дан

Дон-дон.

«Тик-так»- дети стоят по кругу. Проговаривать текст с движениями.  Тик-так – дирижировать рукой вверх-вниз, произнося тик –высоко, так – низко. Тикают часы – голос средней тесситуры, рукой дирижировать.

Тик-так, тик-так

Тикают часы.

Тик-так, тик-так.                              

 

Ритмическая структура речи

Цель: развитие чувства ритма, развитие умения соблюдать словесное ударение.

I год обучения

«Кулачок» - сидя на коврике, ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачком по полу – ПА.

«Похлопаем – потопаем» - Дети стоят в кругу. Хлопнуть (топнуть) тихо на безударный слог – та; громко хлопнуть (топнуть) – ТА.

«Мячик» - Дети сидят на ковре, в руках мяч. Ударить мячом о пол, произнося безударный слог – на, вытянуть руки вперед на ударный – НА.

«Вниз-вверх» - Дети стоят в кругу. Присесть, произнося безударный слог бо, подпрыгнуть – БО.

«Друг за другом» -  дети стоят друг за другом. Шагать, высоко поднять и топнуть ногой, произнося ударный слог – ТО, тихо топнуть –то, встать, затем опять продолжить движение.

«Там – тут» - дети стоят по кругу, произносят слова с движением. Там – резкий указательный жест в сторону; тут – указательный жест вниз.

II год обучения

«Хлопаем и топаем» - дети стоят в кругу. Хлопать в ладоши на безударный слог – та, на ударный топнуть – ТА (воспроизводить 3-х сложные ритмы).

«Барабан» - дети идут друг за другом, в руках у них барабан. На ударный слог – БОМ, громко ударять в барабан и топнуть ногой, на безударные – бом, тихо ударять.

«Дирижеры» - дети стоят в кругу, руки вытянуты вперед. На безударные слоги, руками выполнять движение вверх-вниз в спокойном темпе, на ударный с большей амплитудой и более резко.

«Кулачок» - дети стоят на коленях по кругу. Удар правой рукой справа от себя – та, удар левой рукой слева – та; два удара рукой перед собой –тата.

III год обучения

«Семья» - Дети стоят по кругу, проговаривают текст с движением.

Мама ( руки согнуты на уровне груди, плавно развести в стороны)

Папа (руки на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; резко раскрыть руки в стороны)

Ты и я ( правой рукой указать в сторону и на себя)

Семья ( слегка давящим движением опустить руки вниз)

«Я бегу» - дети стоят по кругу. Громкие (ударные слоги)  и тихие (безударные слоги) хлопки -  воспроизведение слов с выделением ударного слога.

Я бегу, бегу, бегу

И пою, пою, пою.

 

Темп произнесения

I год обучения

«Похлопаем в ладоши» - дети сидят на коврике или на стульях. Хлопаем медленно – та_та_та_, затем быстро татата.

«Топаем» - дети стоят в кругу. Топаем в медленном темпе – то_то_то, в быстром – тотото.

«Мячик» - сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие удары о пол, произнося по_по_по_, и чистые – попопо.

«Ладошка – кулачаок» - сидя на коврике. Часто ударять кулаками о пол – папапа, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па_па_па.

«Большие ножки» - дети стоят в кругу. Педагог произносит: «Большие ножки шли по дорожке – топ_топ_топ- (дети прозносят и топают в медленном темпе); маленькие ножки бежали по дорожке – топтоптоп ( дети бегут на месте, произнося слоги в быстром темпе).

«Медведь» - на стульчике сидит медведь, дети подходят к нему в медленном темпе, произнося ма_ма_ма_; отбегают от него, произнося в быстром темпе – мамама.

«Поезд» - дети стоят друг за другом, руки согнуты в логтях. Поезд начинает движение в медленном темпе: ту-ту-ту. Поезд едет быстро –тутуту.

«Машина» - дети стоят в кругу, руки вытянуты вперед. Выполнять движение руками, как рулем. Машина медленно едет, движение руками и произношение в медленном темпе – бу_бу_бу_, быстро поехали – бубубу.

«Дождик» - дети сидят на коврике, руки согнуты в логтях, кисти рук собраны в щепотку. Дождик медленно капает – движение кистями вверх-вниз в медленном темпе, произнося па_па_па_, затем быстро произносить папапа и движение руками быстрое.

 II год обучения

«Кулачок – ладошка» - сидя, часто ударять кулаком о пол – папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе – па_па_па_, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па__па__па__.

«Шагаем» - дети стоят в кругу. Шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося  топ-топ-топ в разном темпе.

«Хлопаем» - дети стоят в кругу, Хлопать в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося  хлоп-хлоп-хлоп в разном темпе.

«Потанцуем» - стоя, производить движение руками – «фонарики», на уровне груди, произнося та_та_та_ в медленном темпе; затем продолжать движение на уровне головы, произнося та та та в нормальном темпе; руки над головой, произносить в быстром темпе татата.

«По дорожке» - дети стоят друг за другом. «По дорожке пошли наши ножки». Начинать ходьбу в медленном темпе – топ_топ_топ; затем ускорять топ топ топ (нормальный темп); затем в быстром топтоптоп. Выполнять движение в обратном порядке.

 III год обучения

Интонационная сторона речи

Цель: формирование умения пользоваться повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией, а также интонации, выражающей различные эмоциональные состояния. Развивать умение правильного использования логического ударения.

I год обучения

«Кукла» - дети стоят в кругу. Педагог показывает куклу, которая пришла в гости к детям. Кукла веселая, танцует, дети танцуют с ней. Затем кукла падает. Дети изображают, как больно кукле: «Бах! Ой-ой-ой. Бобо. Болит». Дети жалеют её, кукла выздоравливает, радостно произносит «А-а! Ура! Не болит!» дети повторяют радостную интонацию.

«Кошка и котенок» - дети стоят, изображают кошку: идут медленно, спокойно произнося: «МЯУ». Затем изображают котенка: подпрыгивают, радостно произнося «МЯУ».

«Мама» - педагог показывает мишку (зайчика, собачку), объясняет, что ему грустно - мама ушла. Дети изображают грусть, затем приходит мама. Дети изображают радость: «А___! Ура! Мама пришла!».

«Осуждение» - педагог изображает, что мишка и зайчик дерутся. Дети говорят, изображая осуждение: «Ай-яй-яй! Нельзя! Плохо!», грозят пальцем.

«Усталость» - дети стоят друг за другом по кругу. Идут друг за другом, встали: «Ох, устали». Дети вытирают лоб рукой, на лице усталость.

«Вопрос» - дети стоят по кругу. Задавая вопрос: «Кто?», «Что?» раздвигать согнутые в локтях руки в стороны (жест обозначающий вопрос).

II год обучения

«Где?» - дети стоят по кругу. Проговаривается текст: Там. Где? Там. На слово там – правую руку вытянуть вперед. На слово где – топнуть ногой и раздвинуть согнутые в локтях руки в стороны.

«Боль» - дети стоят по кругу, руки опущены вниз. Во время произношения текста прикладывать руки то к правой, то к левой щеке.

О___! О___!

Ох! Ох! Ой! Ой!

Болит!

«Клоуны» - дети стоят по кругу.

Ха-ха-ха – радостный смех, руки на диафрагме.

Хо-хо-хо – удивленный смех, руки на диафрагме.

Хи-хи-хи – смех с хитрым выражением на лице.

«Тут – там» - дети стоят по кругу или сидят по кругу. Спрашивать про каждого ребенка «Кирилл, тут?» - Кирилл тут (утвердительно), «Где, Кирилл?» и т.д.

«Кубик» - дети сидят по кругу. Педагог или ребенок бросают кубик с изображением эмоций на гранях, какая эмоция выпадет, такую дети и показывают. Вначале все вместе, затем каждый сам.

III год обучения

«Там мама (папа)» дети стоят по кругу, проговаривается текст с движениями.

Там мама.  – повествовательная интонация

Где мама? – на лице вопросительная интонация

Там мама. – указательный жест

Где?  - вопросительная интонация

Там. – указательный жест

Кто там? – выполнить действие обозначающее вопрос

Там мама. – указательный жест

Кто? – движение обозначающее вопрос

Мама. – утвердительный жест

На выделенные слова топать ногой.

 

 

 

 

 

 

 

III период –  заключительный

     Было проведено контрольное исследование с использованием тех же заданий, что и в первый период. Были получены показатели, представленные в таблице №2.

Таблица №2  Диагностика произносительных навыков

Имя

реб-ка

Измен.

силы

голоса

Измен.

высоты

голоса

Ритм

произн-я

Темп

произ-я

Интонацион.

сторона

речи

1

Маша

+

+

+

+

+

2

Лиза

+

+

+

+

+

3

Кирилл

+

+

+

+

+

4

Никита

-

-

+

-

+

5

Гюнель

+

+

+

+

+

6

Вероника

-

-

-

-

-

7

Егор

-

-

-

-

-

8

София

+

+

+

+

+

Итого

5

5

6

5

6

 

 +  владеет умением     - не владеет умением

   

Сравним результаты вводной и итоговой диагностики. Для наглядности представим результаты в виде рисунка №2

 

      Сводные результаты диагностики произносительных навыков представлены в таблице №3.

 

 

Таблица №3

Этап

Сила

Высота

Ритм

Темп

Интонация

Вводная

диагностика

37,5%

25%

12,5%

37,5%

25%

 Итоговая диагностика

62,5%

62,5%

75%

62,5%

75%

 

     Анализ результатом диагностики показал, что произносительные навыки улучшились по всем показателям. Таким образом, проведенная нами работа, направленная на развитие произносительных навыков, дала положительные результаты. Дети стали хорошо различать характеристики звуков, и воспроизводить их самостоятельно. Все это подтверждает эффективность разработанной нами методики. Таким образом, цель достигнута, задачи решены. В результате работы по данной разработке была проведена коррекция уже имеющихся нарушений (повышение уровня слухового восприятия, воспроизведение различных характеристик звуков, речь стала интонированной, недоразвитие общей моторики) и профилактика нарушений к которым может привести несформированность произносительных навыков (монотонность речи, искажение звуко-слогового состава, неумение владеть голосом). Развитие произносительных навыков средствами фонетической ритмики может повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Власова Т.М., Пфаффенродт А.Н. «Фонетическая ритмика»  – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

2.     Носкова Л.П. «Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

3.     Николаева Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха» М.: Издательство «Экзамен», 2006.

4.     Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

5.     Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста»  авторы Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. -  Москва. Просвещение, 1991

6.      «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» авторы Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц – Москва. «Просвещение», 1991.

7.     Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Методика обучения произношению в школе глухих» М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.