Авторская разработка занятия в технологии "Педагогическая мастерская" на тему "Музыка в цирке" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Очень интересно проходит занятие в данной технологии, которая позволяет ребятам работать как самостоятельно, так и в подгруппах в разных видах деятельности.
Иконка файла материала Авторская разработка в технологии пед. мастерская Музыка в цирке.docx

Авторская разработка занятия в технологии «педагогическая мастерская»

на тему «Музыка в цирке» (1-й класс).

Тема: (в рамках раздела «Музыка и ты» по программе «Музыка в 1-х классах» авторов

            Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной).

Цель:  Через знакомство с музыкальными произведениями, посвящённых цирку или отражающих

            его деятельность, определить ролевую значимость музыки в цирковой программе.

Задачи: 1.Познакомить с историей возникновения цирка (краткое изложение), а так же, многообразием

               музыкальных жанрово (марш, танец, песня)  разных авторов, отражающих образы цирковых

               персонажей;

               2. Способствовать расширению музыкального кругозора, аналитических  и  импровизационно-

               актёрских способностей учащихся;

               3. Воспитывать слушательскую культуру, уважительное отношение к людям циркового и

               музыкального искусств.

Тип:       изучение нового материала.

Жанр:   тематический.

Вид:     мастерская по построению знаний и импровизационных способностей первоклассников.

Продолжительность – 2 урочных часа.

Оборудование:  портреты композиторов – И. Дунаевского, Д. Кабалевского, Ф. Шумана, З. Компанейца - приложение №2; фотографии с изображением здания цирка  - фасад и внутри помещения с расположением  зрительного зала и  манежа – приложение № 3;  экспозиция фотографий цирковых профессий (силачи, воздушные   гимнасты, клоуны, дрессировщики слонов или львов, акробаты-наездники на лошадях) –приложение № 4 ; детали  клоунского костюма (нос, шляпка,  колпак, галстук, бант, парик и др.) в нарисованном - приложение № 5  или объёмном виде; фотографии «Клоун» - приложение №7 и «Слоны» - приложение №8; видео фрагменты цирковых номеров: клоуна, дрессировщика слонов, наездников-акробатов на лошади, фонохрестоматия – 1-й класс и музыкальные фрагменты в записи; распечатка исторических предпосылок возникновения циркового искусства - приложение № 6, описание игры «Ловкий пешеход». – приложение № 9; распечатка текстов песен – приложение № 1, стихов – приложение №10; спортивный инвентарь – кегли (5-6 шт.)- для игры, волшебная палочка фокусника,

 Музыкальный ряд: 1. «Выходной марш» (из кино - фильма «Цирк») – И. Дунаевского.

                                   2. «Галоп» (из кинофильма «Сын клоуна» - И. Дунаевского.

                                   3. «Смелый наездник» - Ф. Шумана.

                                   4. «Клоуны» - Д. Кабалевского.

                                   5. «Улыбка».

                                   6.«Добрые слоны»  -А. Журбина (в исполнении Л. Гурченко).

                                   7. «Воробьиная песня» - сл. П. Синявского, муз. З. Компанейца.

                                   8. Видео фрагменты и  смех клоуна – в записи на диске; 

Структура мастерской:

1.Организационный момент. Определение темы занятия по музыкальному индуктору.

2.Знакомство с цирком через просмотр фотографий и теоретический материал.

3.Обсуждение цирковых профессий.

4.Слушание и анализ музыкальной пьесы, отображающей деятельность клоуна.

5.Творческая импровизация учащихся по показу клоуна через мимику, пластику, движения.

6.Эмоциональная разгрузка – игровой момент.

7.Просмотр видео фрагмента выступления клоунов.

Ход мастерской. 1.Индукция.    Мотивация на процесс познания. Организационный момент. Приветствие.

-Приветствую всех в мастерской по построению знаний, где каждый имеет право голоса на высказывание своих предположений, мыслей, суждений по теме занятия.

Индуктор.  Предлагаю  оставить сегодня привычные парты и совершить некоторый экскурс, а вот куда мы отправимся – поможет определить музыка.              Звучит в записи «Выходной марш»  -И. Дунаевского.

2. Самоактуализация.  Прошу высказать свои  ощущения и мнения по поводу того,  куда же нас перенесла музыка. Докажите свои ощущения словами. Индивидуальные ответы учащихся. Если учащиеся затрудняются в ответах, то можно, в качестве дополнительного индуктора, дать послушать смех в записи и рассмотреть  детали клоунского костюма. Мы узнали клоуна по его задорному смеху и  деталям костюма и можем смело сказать, что клоун – это герой из ……(ЦИРКА). Сегодня мы будем говорить о цирке, цирковых профессиях и о роли музыки в цирковых программах. Наша тема – «Музыка в цирке». И началось наше занятие с  музыки известного композитора, написавшего большое количество произведений для кино -  И. И. Дунаевского (портрет из приложения № 1 ). Этот номер называется «Выходной марш» и звучит он в фильме, который так и называется «Цирк». Прошу рассказать  мне всё, что вы знаете о цирке.

3, Самоконструкция. Расширить ваши знания по  данному вопросу помогут эти фотографии с изображени-ем внешнего фасада  здания и внутреннего расположения  цирка (приложение № 3 ).  Обсудите  своей под-группой то, как выглядит цирк снаружи и внутри. Расскажите об увиденном. В случае, если дети никогда не были в цирке, не имеют о нём никаких представлений и не могут организовать обсуждение, то учитель индивидуальными пояснениями каждой группе, обращает внимание  школьников на круглую форму циркового помещения, чётко видимых на фотографиях.

4. Социализация. кратко озвучить  исторические справки возникновения цирка – приложение №6.  Определите новые для вас слова,  услышанные из рассказа о цирке. Сказать о том, что цирк, как вид искусства,  сложился очень давно. Причиной тому стали конные состязания по кругу. В основе цирковых выступлений — преодоление сложных физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов  (пример – фото «Скоморохи»  из приложения № 7). Главное в цирке — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики в сочетании с  приёмами актёрской игры. Каждый номер отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади или слоны  исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера.  О том, что цирк начинает свою программу необходимо оповещение.

   Что будет в цирке представленье – расскажет людям объявленье.

   Его афишей назовём и дружно классом в цирк пойдём.

Ввести понятия: манеж, арена,  зал, сектор, трюк, актёр, образ, оркестр, эксцентрик, купол,  афиша.

5.Самоактуализация. – Назовите цирковые профессии. По мере озвучивания профессий оформить выставку фото с отображением таковых.

6. Цирковых профессий достаточно много. Я предлагаю вам внимательно прослушать музыкальное произведение и  сопоставить (сравнить) его с какой-то одной профессией.

                              Исполнение на фортепиано пьесы «Клоуны» - Д. Кабалевского.

7. Самоконструкция.  Поразмыслив над характером музыки, определите группой,  кого (из предложенных профессий) изобразил композитор с помощью музыкального языка.

8. Социализация.  Озвучьте свои мнения. Докажите свою точку зрения.

9.  Самоактуализация.  Для вас прозвучала пьеса Д. Кабалевского  (портрет композитора из приложения № 2 ) - «Клоуны», в которой он действительно хотел показать основное предназначение клоуна – шутить, смешить своими действиями.

 Аналитическая работа. Сыграть ещё раз пьесу но медленном темпе. Предложить школьникам найти отличия  от первоначального варианта (исчезли шутливость и затейливость). А теперь, предлагаю поиграть.  Соберём 2 команды . Пока звучит эта пьеса в подвижном темпе, из деталей сложить лицо клоуна.

10. Через просмотр фотографий клоунов в разных видах деятельности: жонглирует, дрессирует, играет на музыкальных инструментах и т.д., понять и назвать основную сложность клоунского искусства (должен уметь очень многое в сравнении с другими артистами цирка).

11. Творческая импровизация. Группой придумать, сочинить под эту музыку пластический этюд или пантомиму, отражающую шутливый образ клоуна.

11. Социализация.  Показать свои наработки другим группам с одновременным звучанием музыки.

12.- А теперь сравним ваши варианты импровизаций с образцами клоунады из  видео фрагмента.

     Просмотр видео кадров с выступлением клоунов или фотовыставки «Клоуны» -приложение № 7.

13. – Зачитать стихотворение  «Выход клоуна» - приложение №10. Посмотрев такое зрелище кадров, прослушав стих о клоуне, я думаю, что вы без особой сложности можете назвать главную задачу клоуна в цирке (рассмешить, вызвать улыбку, поднять настроение, подарить частицу счастья). Об этом есть даже песня. Определите её по мелодии.  Наиграть песню «Улыбка», спеть всем, используя движения.

При необходимости, ввести игровой приём для поднятия эмоционального настроя учащихся ( «Ловкий пешеход» - пройти с завязанными глазами между предметами – приложение №9).

14. Самоактуализация.  Сегодня вы не только познакомились с профессией клоуна, но даже попытались им быть на некоторое время. А теперь определите по тексту занятость героя новой песенки.

                            Наглядно-образное исполнение «Воробьиная песня»» учителем.

15. Самоконструкция. Работа над песней: прослушивание и чистое интонирование мелодии в унисон; разучивание текста по куплетам.

16. Социализация. Выразительное исполнение разученного материала (в качестве поддержки внимания учащихся куплет можно разбить на строчки, фразы и исполнить поочерёдно друг за другом группами в качестве соревновательного момента «кто правильнее исполнит», а припев всем вмести).

17.Промежуточная рефлексия. Сегодня в мастерской по построению знаний мы были в …(ответ детей).  Определите значение  марша И. Дунаевского  в концертной программе, причины сочинения пьесы «Клоуны»- Д. Кабалевского. Акцентировать внимание ребят на музыке, изображающие артистов цирка и сопровождающие их выступления. Продолжите фразу: «На занятии я узнал (ла),  что…»- устно и индивид-но.

18.Дамашнее задание по данному этапу  мастерской можно предложить создать рисунки, отражающие содержание и характер звучащих на мастерской музыкальных произведений: марша, пьесы, песен.

«На мастерской мы ….(играли, узнали, увидели...)».

Продолжение мастерской  (2-е занятие). Организационный момент:  продолжаем работу в нашей познавательной мастерской, где каждый имеет право высказать своё мнение, поделиться своими ощущениями, проявить свои творческие способности, узнать что-то новое для себя.

19.  Индуктор.                «Выходной марш»  -И. Дунаевского, звучит в записи.

- Музыка нас вновь пригласила в..(цирк). Обратиться к фотографиям здания цирка из 1-й части мастерской. Назовите музыкальное произведение и его автора (с опорой на портрет композитора). Покажите действия, соответствующие характеру музыки (энергичные шаги марша).  Представьте себя в роли артиста цирка и расскажите об этом нам: «Я …(клоун, силач, дрессировщик…)».

Зачитать стихотворение «Начинается парад» - приложение № 10.

-И так, выходной парад артистов состоялся (обратить внимание на фото с артистами цирка) и все готовы к началу цирковой программы. И вот уже на манеже появляется…-узнайте по музыке.

                                               Исполнить пьесу «Клоуны» -Д. Кабалевского.

Следующим  номером будет выступление….- а понять это нам вновь  поможет музыка.  

                                               Прослушивание в записи – «Галоп» - И. Дунаевского.

20 Самоактуализация. Выскажите свои ощущения и предположения по данному поводу.

21. Самоконструкция. –Так считает каждый из вас индивидуально. А теперь, предлагаю повторно прос-лушать  музыку и обсудить группой следующие пункты (алгоритм анализа музыкального произведения):

 - Настроение   музыки…(весёлое – мажорный лад..)

 –Музыка передаёт….(непрерывное движение, упругий ритм бега – т.к. быстрый темп).

 - Подберите к данному  произведению фотографию артистов цирка, соответствующую характеру музыки. Количество слов в алгоритме  сжать до минимума и записать на доске: -настроение; - передаёт; фото.

22 Социализация. Доказательно озвучьте свой вариант ответа: «Мы считаем, что…». Для более глубокого понимания содержания  музыки предложить ребятам ударами кулачков изобразить под музыку цокот копыт. Вот так, с помощью ритма, темпа, мелодии мы с вами и композитор, написавший «Выходной марш» артистов и звучавший в начале урока,  показали образ акробатов-наездников.

23 Самоактуализация, сомоконструкция.  Назвать произведение – «Галоп»,  озвучить автора – И. Дунаевс-кого  и показать портрет). Совместно с ребятами объяснить  и показать  новое  понятие –шаг галопа.

24– А теперь, по велению этой волшебной палочки фокусника я всех превращаю во всадников. Под музыку немецкого композитора  Ф. Шумана мы превратимся в начинающих артистов цирка и попробуем в движении изобразить такой шаг,  как – галоп.

25. Социализация.  Демонстрация прямого, бокового галопа по кругу, отдельно каждой группой.

Обратное превращение в людей по велению палочки фокусника..

26 Самоактуализация. Так, под пьесу Ф. Шумана «Смелый наездник» двигались галопом по кругу мы с вами, а вот как выглядит этот номер на манеже цирка -  давайте посмотрим по видео.

                                           Просмотр видео кадров (при наличии видео материала).

27.-Выступление следующих артистов вдохновили композитора А. Журбина (портрет) на создание этой песни. Давайте послушаем её и определим этих артистов. Звучит в записи песня «Добрые слоны».

28. Самоконструкция. Обсудите в группе и назовите качества, которыми должен обладать дрессировщик, чтобы его любили животные и подчинялись ему.

29. –Как привлёк внимание своих подопечных этот дрессировщик  - расскажет песня (узнать по мелодии)

 - Продолжить разучивание  «Воробьиной песня». Исполнить в характере с солистами.

30.Итоговая рефлексия. Продолжи фразу: «На мастерской я поняла, узнала, что музыка в цирке-….». По работе групп и класса в целом, итог подводит учитель. Благодарит за активную работу в мастерской.

Можно закончить стихотворением «До новой встречи!» - приложение №10.