Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
17.03.2018
Методическая разработка по теме насекомые для детей старшего возраста. В помощь воспитателям, коллегам, родителям. Здесь предлагаю зрительные гимнастики, дидактические игры, стихи и загадки о насекомых, физкультминутки о насекомых, песни о насекомых, сказки о насекомых, пальчиковая гимнастика, обведи по точкам. Цель которого закрепление и расширение знаний о насекомых.
Насекомые.docx
Физкультминутки Насекомые
игра – «Найди насекомое» игра «Где спряталось насекомое?» игра – «Распредели по карточкам» игра – «Кто следующий?» Поэтапное изготовление Насекомых Рисуем по числам Насекомых Поэтапное рисование Насекомых карточки Насекомые Стихи про Насекомых
Посмотри скорей вокруг
Справа друг и слева друг.
Без друзей нам жить нельзя,
Все вокруг твои друзья.
Птички, бабочки и мошки,
Паучки, собаки, кошки
Наши меньшие друзья,
Обижать друзей нельзя.
Надо их оберегать
И в обиду не давать!
Полосатая пчела, Где летала? Где была?
Я летала по лугам,
По садам и по полям...
Всё порхала по цветам,
Собирала я нектар.
В гости вас я позову,
Мёдом сладким угощу.
Вот улитка по дорожке
Тихо, медленно ползёт.
Кверху вытянула рожки,
Домик на себе везёт!
Если кто её пугает
В дом свой быстро залезает!
Вот кузнечик молодец
Ловко скачет удалец
С травки на былинку,
Выпрямляя спинку.
Скачет по лугам, хохочет,
Громко, звонко он стрекочет.
Гляди сороконожка
Шагает по дорожке.
Важно ножки поднимает,
Быстро глазками моргает, Всех улыбкой озаряет
И привет нам посылает!
Что за чудо стрекоза!
Только крылья и глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.
Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Вот комарик пискунок,
Очень звонкий голосок.
Он над нами пролетит,
Громко громко запищит.
Ты, комар, нас не кусай,
Ночью спать нам не мешай
То на локоть примостится,
Сгонишь на плечо садится.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет. Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
Разрезные картинки Насекомые Пословицы о насекомых
Пословицы о насекомых
Не велик сверчок, да звонко поет.
Он и мухи не обидит.
Закон — что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Когда советуешься, будь улиткой, в деле будь птицей.
Не верится, чтобы стрекоза орлиные яйца несла.
Скорпион жалит не из ненависти, а в силу своей природы.
И сто светлячков не заменят одного факела. Знай сверчок свой шесток.
Пчела далеко за каплей летит.
И паук сначала совьет паутину, а потом ловит насекомых.
Осиное гнездо не берегут, а жгут.
Где нет орлов, там и кузнечик за орла сойдет.
Зима страшна волками, лето — комарами.
Бабочки забывают, что и они когдато были гусеницами.
Поговорки про насекомых
Трудолюбив, как пчела.
Слетелись как мухи на мед.
Шуршат, как тараканы за печкой.
Тащит в дом, как муравей.
Комар носа не подточит.
Из мухи делают слона.
Дожить на даче до белых мух.
Назови ласково
Паук – паучок, пчела – пчёлка, комар – комораик, жук жучок, муха – мушка, муравей –
муравьишка
Кто как передвигается ?
Гусеница – ползает, муравей – бегает, бабочка – летеет, кузнечик – прыгает
Какое всё огромное!
У комора не нос, а… носище, у кузнечика не усики, а … усищи
Не жучок, а как …. жучище , это не паук , а … паучище,
Не муравей , а … муравьище, у стрекозы не глаза , а … глазищи
У мухи не лапки , а… лапищи , Доскажи словечко
Пчёлка из улья … вылетела И за нектаром … полетела
На поляну… прилетела К цветку… подлетела
С цветка на цветок… перелетела С поляны.. . улетела
И в свой улей … залетела
Ечик – ечик – ечик – прыгает… (кузнечик) Ок – ок – ок – сели на… (цветок).
Вей – вей – вей – несет травку… (муравей) Ла – ла – ла – кружится… (пчела)
Чки – чки – чки – порхают… (бабочки)
Проговаривание чистоговорок
Вейвей – это муравей Овкаовка – божья коровка
Чокчокчок – вот и паучок Зазаза – прилетела стрекоза
Очкаочка – это бабочка Чикчик – зелёный кузнечик
Сасаса – прилетела к нам оса
«Скажи одним словом»
У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).
У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).
«Назови части тела насекомых»
(составление притяжательных прилагательных от названий насекомых)
Голова чья? – комариная Ножки чьи? – пчелиные
Крыло чьё? – жучиное Усик чей? – стрекозиный
Брюшко чьё? – муравьиное
« Где насекомое решило отдохнуть»
• Муравей бежит по… (стеблю цветка) • Божья коровка ползёт по… (листу)
• Пчела спряталась под… (лепестком цветка) • Гусеница сидит на… (цветке)
• Бабочка порхает над (цветком) • Жук сидит под (цветком)
• Стрекоза летает около (цветка)
Сказки про насекомых
«Комар оводу не товарищ»
Летит овод, по сторонам поглядывает, а под кустиком в холодке комар сидит. Овод и
говорит ему: — Полетим, брат, за компанию!
— Э, тебето хорошо, у тебя одни только ребра, а я человек толстый, солнца боюсь.
— Ну, если так, то прощай.
— Доброго здоровья,ответил комар.
Только село солнышко, летит комар, песенку напевает, а сам думает: «Встречу коня либо
человека, вот и съем!» Глядьна сухой ветке сидит, надувшись, овод и подремывает. — А, здорово, дружок! — говорит комар, толкнув овода ногой.
— Ну, что? Здорово, отвечает спросонок овод.
— Полетим, брат, теперь за компанию!
— Не полечу, холодно, да и боюсь жупан росой замочить.
— Ну, так прощай! Видно, овод комару не товарищ!
— Доброй ночи,ответил овод, потер задние ножки одну о другую, да и захрапел.
«Тринадцать мух»
Жил некогда в МунедюУр ткач — бездельник, каких мало. Никто никогда не слышал,
чтобы его станок стучал. И всетаки этот ткач не имел себе равных и успевал наткать к
сроку столько тонкого и красивого полотна, сколько ему заказывали.
Никогда он не перекапывал своего сада. Никогда не обрабатывал земли. Никогда не
ухаживал за виноградником. И всетаки каждый год урожай у него бывал в тринадцать раз
больше, чем у его соседей.
Жена ткача диву давалась, как это у него получается.
Днем и ночью она выспрашивала его, следила за ним. Но и через семь лет после свадьбы она
знала не больше, чем в первый день.
Однажды утром, в день святого Мартина, ткач, проснувшись, сказал жене:
— Жена, мне нужно сходить в Лектур на ярмарку. Постереги дом, пока я не вернусь.
— Будь спокоен, муженек, уж я постерегу на совесть. Ткач ушел. А жена потихоньку
отправилась за ним следом, прячась за деревья и изгороди. Когда ткач дошел до рощицы,
он вынул чтото из кармана, положил под куст можжевельника, а сам пошел дальше. Не
прошло и пяти минут, как жена нашла спрятанную вещь — это был орех величиной с
индюшачье яйцо, и в нем ктото жужжал:
— Жжж, открой орех! Жжж, давай работу! Жжж, открой орех!
Жена схватила находку и бегом вернулась домой. Все время она слышала:
— Жжж, давай работу! Жжж, давай работу! Жжж, открой орех!
«Бобренок и Паук»
Както раз Паук прогуливался возле реки и увидел на берегу сладко спавшего Бобренка.
— Сейчас я ему устрою! — обрадовался Паук.
Содрал с дерева кусок коры, уложил на него Бобренка и, стараясь не разбудить, потащил к
самому дальнему холму.
Тут он растолкал Бобренка.
— Эй, братец, вставай! Как ты сюда попал?
Бобренок, еще полусонный, услышал незнакомый голос и сделал то, что делают все бобры:
нырнул. Но увы, реки на месте не оказалось, и он лишь ткнулся носом о твердую землю.
Это окончательно развеселило Паука. И пока Бобренок, царапая лапы о колкую траву,
добирался до своего дома.
Паук бежал следом и дразнился:
— Сонязасоня! Сонязасоня!
Для Бобренка это было еще хуже колючей травы.
Через несколько дней, забыв о своей проделке, Паук снова забрел на берег реки. День был
теплый, солнечный.
Паук разнежился, прилег отдохнуть и уснул. В это время Бобренок выглянул из воды и увидел спящего Паука.
— Ага, теперь я над ним подшучу, — обрадовался Бобренок. И принялся рыть вокруг
Паука канал. А потом соединил с рекой. Так Паук оказался на острове. Тут Бобренок
растолкал его:
— Эй, братец, вставай! Как ты очутился на этом острове?
Паук открыл глаза, глянул налево, глянул направо.
— «Как», «как», — сердито передразнил он Бобренка. — Знаю как.
И покосился на окружавшую его воду.
Пришлось Пауку пускаться до берега вплавь.
Когда он выбрался наконец из воды на твердую землю и улегся на горячий песок, сказал
Бобренку, что шутить тот совершенно не умеет.
Но Бобренок только ухмыльнулся в ответ.
«Три бабочки»
Жилибыли три бабочки — белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у
них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с
цветка на цветок, с одного на другой. Тото весело! Но вот однажды пошел проливной
дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет. Добрались
бабочки до Белой Лилии и говорят: — Укрой нас, позволь от дождя спрятаться. Лилия им
в ответ: — Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и
желтая пусть себе другое место ищут. Тут белая бабочка ей и говорит: — Раз ты моих
сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем
мокнуть! И полетели дальше. А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному
Тюльпану и говорят: — Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ: — Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая
пусть себе другое место ищут. Тут красная бабочка ему и говорит: — Раз ты моих сестриц
принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть! И
полетели дальше. Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят: — Укрой нас, позволь от
дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ: — Желтую спрячу, она на меня
похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут. Тут желтая бабочка ей и говорит:
— Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе
под дождем мокнуть! Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и
обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь. Прогнало
солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад
вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и
к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одниодинешеньки. Веселились бабочки,
кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про
то не ведаю. Только знаю, что дружба — в любой беде опора.
Знакомство с литературными произведениями:
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», « Паучок – пилот» «Муравей и
стрекоза" Г. Глушнёв «Кузнечик
и кузнечики»,
С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,
В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»,
К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,
К. Чуковский «МухаЦокотуха;
М. Михайлов. «Лесные хоромы».
В. Драгунский. «Он живой и светится».
В. Сухомлинский. «Пусть будут и соловей и жук».
«Что узнал дождевой червяк». Из книги «Подземный путешественник» Н. Романова
"Почемучкам обо всём на свете" рассказы с красивыми иллюстрациями
Песенки про насекомых
«В траве сидел кузнечик»
В траве сидел кузнечик в траве сидел кузнечик
Совсем как огуречик зелененький он был
Представьте себе представьте себе
Совсем как огуречик
Представьте себе представьте себе
Зелененький он был
Он ел одну лишь травку он ел одну лишь травку
Не трогал и козявку и с мухами дружил
Представьте себе представьте себе
Не трогал и козявку
Представьте себе представьте себе
И с мухами дружил
Но вот пришла лягушка но вот пришла лягушка
Прожорливое брюшко и съела кузнеца
Представьте себе представьте себе
Представьте себе представьте себе
И съела кузнеца
Не думал не гадал он не думал не гадал он
Никак не ожидал он такого вот конца
Представьте себе представьте себе
Никак не ожидал он
Представьте себе представьте себе
Такого вот конца
Добрый Жук
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг. Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Полюбили мы жука —
Старика — добряка, —
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг. Четыре неразлучных таракана и сверчок
У дедушки за печкою компания сидит
И, распевая песенки, усами шевелит.
Поужинали дружно и ложатся на бочок
Четыре неразлучных таракана и сверчок
Както на всю ораву яду старик добыл,
Всыпал за печь отраву, чтоб охладить их пыл.
Ночью он спал спокойно, утром полез на печь, а там...
Веселая компания за печкою сидит,
И, распевая песенки, усами шевелит.
Сожрали с аппетитом ядовитый порошок
Четыре неразлучных таракана и сверчок.
Плюнул наш дед сердито и перед тем, как лечь,
Взял он и динамитом разворотил всю печь.
Утром старик задумал мусор убрать в углу, а там...
Веселая компания на камешках сидит
И, распевая песенки, усами шевелит.
Ужасный взрыв перенесли как ласковый щелчок
Четыре неразлучных таракана и сверчок.
Злою судьбой убитый, проклял весь белый свет,
Бежал до Антарктиды от квартирантов дед,
Прибыл на Южный полюс, открыл свой сундучок, а там...
Веселая компания под крышкою сидит
И, распевая песенки, усами шевелит.
Подмигивают весело: "Здорово, старичок!"
Четыре неразлучных таракана и сверчок.
Четыре неразлучных таракана и сверчок.
Подвижные игры тема "Насекомые"
Играприветствие «Здравствуйте»
Воспитатель: Дети:
Здравствуйте букашки! Жужужу.
Что у вас в кармашках? Не скажу.
Играть со мной хотите? Жужужу
Ну, тогда летите! Жужужу.
«КУЗНЕЧИКИ»
Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все
участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой
черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а
затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать когонибудь из участников в тот
момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим,
а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.
Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге
или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.
«МОТЫЛЕК»
Мотылёквитилёк, (Дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как
крыльями) Принеси нам ветерок:
От ворот поворот, (Останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную
сторону) Гнать кораблик в ручеёк.
Вей, вей, ветерок, (Останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх в сторону
рукой) Натяни парусок,гони стружок
С запада на восток. (Не торопясь, бегут по кругу приставным шагом)
"Пчёлы"
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл.
Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые, крылья золотые,
Что вы сидите, в поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт, аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие, за леса зелёные —
На кругленький лужок, на лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.
Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не
сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь ужалить и
пожужжать в уши.
«Божья коровка и ветерок»
Светит солнышко, божьи коровки ползают по полянке. (Дети встают на четвереньки и
ползают по полу)
Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. (Дети переворачиваются на спину,
шевелят расслабленными ногами и руками)
Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. (Дети снова встают на
четвереньки и ползают)
Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. (Дети,
изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками)
Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! (Дети бегут в объятия к воспитателю и
родителям).
"МУРАВЬИ И СЛОН" Один водящий слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души" Дети танцуют, как хотят.
"Расшумелись муравьи, надоели мне они!
Слон пошел гулять, муравьев топтать." Муравьи разбегаются, слон пытается их
поймать (дотронуться рукой до муравья). Из тех, кого не поймали, с помощью считалки
выбирают слонаводящего. "МУРАВЬИ И ДОЖДИК"
Дети «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит
«дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны.
По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается
задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры.
"ПАУЧОК" играхоровод
С помощью считалочки выбирают одного ребенка он будет играть роль паучка. Остальные
ребята берутся за руки, и образуют круг.
Паучок садится в центр круга на корточки. Дети начинают водить хоровод вокруг паучка,
громко приговаривая:
— Паучокпаучок, тоненькие ножки, красные сапожки,
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили. (Игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! (Паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с
следующем кону)
«Паук и мухи»
В одном углу площадки обозначается домик паука. Остальные дети изображают мух.
По сигналу педагога, играющие разбегаются по всей площадке мухи летают и крыльями
машут. Паук находится в домике. По сигналу "паук" мухи замирают и останавливаются в
там месте, где застал сигнал. Паук выходит смотрит. Кто пошевелится паук отводит в
свой домик. Подсчитываются проигравшие, выбирается другой водящий, и игра
повторяется снова.
«Гусеница»
Ведущий предлагает детям превратиться в гусеницу и совершить прогулку по полянке.
Дети становятся друг за другом, держась за пояс впереди стоящего. Звучит весёлая
музыка. «Гусеница» гуляет.
«Кузнечики и бабочки»
Ведущий предлагает девочкам превратиться в бабочек, а мальчикам в жуков. Звучит
музыка «Бабочки» Ф. Куперен – на полянку вылетают девочки,
когда звучит пьеса «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева на полянке прыгают мальчики.
Зрительная гимнастика
Две бабочки.
Две бабочки летели Быстро моргать глазками.
Друг на друга посмотрели, Посмотреть на кончик носа. И к цветочку вместе полетели. Движения глазами влевовправо.
Насекомые.
Посмотрика на ребят, Бросить взгляд вперед .
Теперь на небо там птички летят, Движения глазами вверх.
Внизу, по травке, жук ползет, Движения глазами вниз Влево. Вправо.
А слева деревце растет,
Направо алые цветы,
Закрыв глаза, понюхай ты. Закрыть глаза, потом открыть.
Над ними бабочка кружит, Влево.
С ней рядом шмель большой жужжит . Вправо.
Две бабочки.
Две бабочки летели Быстро моргать глазками.
Друг на друга посмотрели, Посмотреть на кончик носа.
И к цветочку вместе полетели. Движения глазами влевовправо.
Бабочки.
Крылья пёстрые мелькают. Широко открывать и закрывать глаза.
В поле бабочки летают . Дети смотрят вдаль .
Раз два три – четыре, Выполнять круговые движения глазами.
Полетели, закружились. Часто моргать глазками,затем закрыть глаза.
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Авторская методическая разработка по теме "Насекомые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.